• Название:

    Контрольная работа по истори


  • Размер: 0.11 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Содержание

Введение

Глава 1. Предпосылки завоевания Казанского ханства.

1.1.Политика Московского государства

1.2.Подготовка похода на Казань

Глава 2. Освободительная борьба татарского народа.

2.1.Падение Казанского ханства

2.2. Основные причины падения Казанского ханства

Глава 3. Политика христианизации в крае

3.1.Изменение социального и национального состава населения

3.2. Социально-экономическая и религиозная политика

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Печально, но факт: сегодня наше молодое поколение почти совсем не интересуется прошлым своего народа. Вот и бытует ложное представление, будто “татарский народ смирился с фактом порабощения русскими уже в 1552 году после вовсе не пытался бороться за свою независимость, за возрождение своего государства”.

В действительности же как Татры, так и чуваши, башкиры, черемисы, вотяки и другие народы, населявшие Казанское ханство, никогда не смирялись со своим рабством. Уже в 1552 году они, объединившись, начали справедливую освободительную борьбу против русского гнета, за воссоздание Казанского ханства.

Со второй половины XVI в. в истории народов Среднего Поволжья открылась совершенно новая страница. После завоевания Казанского ханства войсками Ивана Грозного эта территория вошла в состав Русского централизованного государства. Историческая судьба народов Среднего Поволжья оказалась теснейшим образом связана с Россией.

В контрольной работе, чтобы раскрыть тему “Завоевания Казанского ханства. Освободительная война. Последствия завоевания”, я рассмотрел следущие поставленные передо мной задачи:

В первой главе “Предпосылки завоевания Казанского ханства”: изучение политики Московского государства по отношению к Казанскому ханству, подготовка завоевательного похода;

Первый поход был организован в конце 1545 года. После чего были предприняты новые попытки завоевания: 1548, 1549, 1550гг., посылка войск в Казань, но эти походы окончилась неудачей. После этих поражений московское правительство более тщательно подготовившись осуществила новый поход в 1552 году, который оставил трагический след в истории татарского народа и не заживаемую рану в его душе.

Во второй главе “Освободительная борьба татарского народа”: причины падения Казанского ханства. Рассмотрел пять причин поражений татар в 1552 году;

В третьей заключительной главе “Политика христианизации в крае”: процесс христианизации и основные последствия завоевания. Изменение социального и национального состава населения;

После раскрытия темы, в заключении рассмотреть хронологию событий и сравнить с сегодняшним днем.

Глава I. Предпосылки завоевания Казанского ханства

Иван Грозный отличался своей безнравственной жизнью и человеконенавистническими действиями, и от созданной им системы террора пострадал прежде всего сам русский народ. В отношении же покоренных им народов он проводил политику истребления. Это началось именно с его казанских походов, приведших к завоеванию и ликвидации Казанского ханства.

Итак, события развертывались в следующем порядке. В конце 1548 года царь совместно с митрополитом пошли в поход на татар, однако он был настолько неорганизован, что затянулся до начала марта 1549 года, и «полководцы» вернулись в Москву с пустыми руками. Повторили поход зимой 1550 года, снова во главе с самим царем и ... снова неудачно -- опять, как и в прошлый раз, начались распутица, дожди, «теплота», «мокрота великая», как отмечают с сожалением русские летописи. Тут, конечно, не «теплота» и не «мокрота» виноваты, а виновата бездарность организаторов. Однако и казанское правительство, несмотря на то, что русская армия целых 13 дней без дела стояла под Казанью, не смогло предпринять каких-либо серьезных мер для нанесения удара по врагу.

1.1 Политика Московского государства

С конца 1540-х годов начались общеизвестные в истории «казанские походы Ивана Грозного», руководимые самим Иваном IV, когда он достиг совершеннолетия, и в 1547 году впервые в истории существования Русского государства был объявлен царем (все правители до него, как мы знаем, носили титул «великий князь»). Идейными наставниками молодого царя, сыгравшими определяющую роль в формировании его крайней воинственности и захватнических взглядов, стали два человека. Один из них -- митрополит Макарий, он же глава царского правительства, т. е. второй человек в государстве после царя. Другой его идейный вождь--уже названный выше Иван Пересве-тов, который в своих письмах к царю и публицистических сочинениях постоянно призывал его к завоеванию Казанского ханства. Как справедливо подчеркнул крупнейший русско-советский историк, запрещенный в годы сталинизма, академик М. Н. Покровский, И. Пересветов «требовал завоеваний. Прежде всего завоеваний Казани, а затем вообще наступательной, завоевательной войны».

1.2 Подготовка похода на Казань

Иван Грозный (Иван IV) несколько раз посылал войска на Казань, но эти походы окончились неудачно. Они оказались плохо подготовленными в военном и дипломатическом отношениях. Поэтому царь и его правительство решили для повышения боеспособности армии в будущем новом походе, для создания хорошего тыла соорудить недалеко от Казани военную крепость. Такая крепость была воздвигнута в кратчайший срок весны 1551 г. в устье реки Свияга на Горной стороне. Город-крепость Свияжск стал опорным пунктом при новом, более подготовленном походе на Казань.

Сооружение Свияжска явилось коренным переломом в решении судьбы Казанского ханства. В Москву приехали послы от чувашей и обратились с просьбой взять их под свою защиту, чтобы им русский царь «велел бы у Свияжского города быть», т. е. находиться в его подчинении. Таким образом, довольно большая территория Казанского ханства--Горная сторона-- отошла к России.

В Москве разрабатывался план окончательного подчинения ханства. В Казани было низложено правительство Сююмбике, которая вместе со своим сыном в августе 1551 года была увезена в Москву. Утямиш-Гирей был крещен под именем Александр, который умер там в 1566 г., а сама Сююмбике насильно выдана замуж за Шах-Алия, назначенного к тому времени ханом в Касимове.

Весной 1552 г. в Казань был приглашен ханом астраханский царевич Едигер. В городе возросло напряжение, создалось военное положение. Казанцы ответили категорическим отказом московскому правительству о присоединении ханства к Русскому государству добровольно. В июле месяце на Казань двинулась огромная русская армия в 150000 человек во главе с самим царем. В начале августа русские войска сосредоточились в Свияжске и после кратковременного отдыха переправившись через Волгу, подошли к Казани. 23 августа началась осада Казани. Осажденные защищались исключительно мужественно, отвели требование Ивана Грозного о добровольной сдаче. Было сделано два мощных взрыва казанских стен, после чего русские ворвались в город. Большинство защитников было перебито, уцелевшая часть казанского войска через Казанку ушла на север в леса. 2 октября Казань окончательно пала. Хан Едигер был пленен и увезен в Москву, крещен под именем Симеон (умер в 1565 г.).

С падением столицы борьба еще не закончилась и продолжалась до 1558г. Татарские князья и феодалы пригласили к себе в качестве нового хана брата Сююмбике--Али-Акрама из Ногайской Орды. Восставшие засели во главе с Али-Акрамом в Чалымском городке на Волге. Русское правительство возобновило войну. Али-Акрам был убит, восстание подавлено. Среднее Поволжье окончательно вошло в состав Русского государства.

Завоевание Казани и всей казанской земли изменило политическую карту Восточной Европы, значительно усилило влияние Русского государства на соседние народы. С этим событием связаны исторические судьбы народов Поволжья. Вскоре были завоеваны и включены в состав Русского государства и два других татарских ханства--Астраханское и Сибирское. Значительно позднее, в 1681 г., было ликвидировано Касимовское, через сто лет, в 1783 году Крымское ханство История и культура родного края: Уч. пособие. (стр.32-33)..

Глава 2. Освободительная борьба татарского народа

События октября 1552 г. явились рубежными в истории существования Казанского ханства. Однако московскому правительству далеко не сразу удалось реально включить его территорию в состав Русского государства. Население бывшего Казанского ханства -- татары, марийцы, чуваши, удмурты -- довольно долго вело борьбу за свою независимость, за восстановление самостоятельного государства История Татарстана. Уч. пособие для основной школы (стр.104)..

2.1 Падение Казанского ханства

В конце 1552 г. в разные стороны из Казани были отправлены русские отряды для сбора подати -- ясака. По повелению Ивана Грозного нормы податей с местного населения сохранялись «как было при Магмедалиме царе», т.е. как при казанских ханах. Сбор ясака сопровождался поборами и откровенным грабежом. Летописец сообщал, что сборщики «многие грады и волости пусты учинили». Но это был лишь повод для массовых выступлений казанцев. Основная их причина заключалась в стремлении народов края вернуть утраченную независимость.

В освободительной борьбе населения бывшего Казанского ханства в 50-е гг. выделяется несколько этапов.

Первые крупные волнения прокатились по Ареной стороне (Заказанью) уже в декабре 1552 г. Но они были довольно быстро подавлены русскими войсками.

С самого начала активное участие в этой борьбе приняли представители разных слоев населения. Возглавляли же ее выходцы из высших слоев, крупные землевладельцы. Среди них, например, на первом этапе источники называют «Тугаевых детей», видимо, детей крупного сановника бывшего Казанского ханства. Местные татарские феодалы, конечно же, угнетали население, всячески притесняли его, собирали ясак и т.д. Но в условиях завоевания края возникла общность интересов, феодалы стали ближе простым людям. Сплачивающим обстоятельством были общая вера и язык. Единение разных слоев населения в ходе освободительной борьбы составляло ее важную особенность на этапе 50-х гг. XVI в.

Вместе с тем единение не было всеобщим. Татарское население правобережных районов Волги (Горной стороны) в основном не принимало участия в освободительной борьбе. Более того, оно нередко поддерживало русские войска, подавляя выступления своих соплеменников. Это являлось и результатом действий новой власти, которая стремилась посеять семена розни среди населения.

Новый подъем «казанской войны» наметился весной 1553 г. Московское правительство послало на подавление восстания немалые силы казаков и стрельцов. Однако в сражении у Высокой Горы повстанцы одержали крупную победу. Потери царских войск составили около тысячи человек. Вот что сообщает об этом Львовская летопись: «Той же зимой (1553 г.) марта в 10 день, прислали из Казани князь Александр Борисович Горбатый, что казанские люди луговые изменили, ясаков не дали и ясатчиков, которые ясаки на Луговой собирали, Мисюра Лихарева да Ивана Скуратова побили, и прошли на Арское и соединились все до одного и встали на Высокой Горе у засеки. И воеводы послали на них Ваську Елизарова, а с ним казаков, да Ивана Ершова со стрельцами... И пришли на них арские и луговые люди да их побили наголово и убили 400 стрельцов да 500 казаков». Предводителями восставших в сражении у Высокой Горы были Усеин-Сеит (Хусаин-Сейит), Сарый-богатур и другие.

Вскоре повстанцами на реке Меша при ее впадении в Каму был построен «Мешский городок» («Мишэ-тамак»), В этой повстанческой крепости, находившейся в 60 километрах от Казани, было образовано самостоятельное правительство. «Мешский городок» в течение трех лет являл сяцентром восстания. Из разных сторон сюда стекались люди, на помощь повстанцам пришли отряды ногайцев, астраханских и крымских татар.

Видя неспособность местных русских властей справиться с восставшими, правительство Ивана Грозного срочно направляет в край подкрепления. К весне 1554 г. царским войскам, которыми руководили опытные военачальники П. Шуйский, С. Микулинский, удалось добиться некоторых военных успехов.

Но осенью того же года восстание еще больше расширилось. И снова огромная царская армия была направлена на его подавление. К усмирению восставших привлекались и татарские отряды из разных районов России, состоявшие на русской службе, в том числе касимовские и темниковские татары. На стороне русских войск выступили также некоторые местные феодалы. Перевес сил складывался не в пользу восставших.

В ходе многочисленных сражений русская армия постепенно одерживала верх. Многие руководители повстанцев оказались, в плену. Среди них осенью 1554 г. источники упоминают князей Курман-Алия (Курбангали), Кебенке, мурзу Чебака и некоторых других. Все эти пленники были казнены. Общее число погибших именитых казанских людей превысило 1,5 тысячи.

Повстанцы не испытывали недостатка в предводителях. На место казненных вставали новые руководители. Из них наиболее известны Мамич-Берды, Гали Акрам, Ахмет-бахадир. Гали Акрам, по одной из версий, был братом царицы Сююмбике. Утверждается, что он намеревался отомстить за свою сестру и впоследствии стать казанским ханом. Под руководством Мамич-Берды повстанцы в 1555 г. на высоком правом берегу Волги, в 160-ти километрах о Казани, возвели крепость Чалым. Здесь также было образовано самостоятельное правительство. Чалымский острог стал одним из важных центров повстанческого движения.

Ряд обстоятельств не благоприятствовал восставшим. Царским властям путем обмана и подкупа удалось расколоть руководство повстанцев. В 1554-1555 гг. Россия повела активную борьбу против внешних союзников Казани -- Астрахани и Крыма, которые с этого времени уже не смогли оказывать казанцам действенной помощи.

Тем не менее освободительное народное движение продолжалось. Главным очагом восстания оставалось Заказанье -- Арская сторона. В сентябре 1555 г, против повстанцев направляются новые отряды, и весной следующего года, особенно в апреле и мае, царские войска одерживают ряд крупных побед.

Решающая битва произошла на реке Меше, в ходе которой восставшие потерпели сокрушительное поражение. После этого началась кровавая расправа. Во все стороны были отправлены карательные отряды, которые должны были подавить последние очаги сопротивления. Сопротивлявшихся, как правило, в плен не брали. Многие источники того времени сообщают, что «мужиков всех побивали».

Борьба населения бывшего Казанского ханства за независимость продолжалась до мая 1557 г. Но отсутствие единства среди руководителей движения, а также среди населения разных территорий, численное превосходство царских войск не позволили повстанцам добиться успеха. Восстание было безжалостно подавлено. Часть руководителей склонила голову перед русским царем, большинство же пало в этой борьбе (часть татарских феодалов, вероятно, эмигрировала в Крым). Татарский народ потерял многих своих «лучших людей». Подытоживая события 1552-1557 гг., русский летописец писал, что «казанские люди лутчие, их князи и мурзы, и казаки, которые лихо делали, все извелися».

В Казани было сформировано правительство во главе с крымским огланом Кучаком, начальником гарнизона. То, что гражданская и военная власть сосредоточилась в руках одного человека, должно было сыграть большую роль в этот труднейший период. Однако правительство было создано лишь спустя три месяца после смерти Сафы-Гирея. Таким образом, было упущено драгоценное время для мобилизации армии и приведения ее в боевую готовность. Московское руководство тем временем готовилось к новым походам на Казань.

2.2 Основные причины падения Казансого ханства

Теперь же попытаемся кратко перечислить основные причины поражения татар в 1552 году:

1. Наличие противника Казанского ханства в лице Русского государства, общая агрессивная политика которого приобрела с 40-х годов XVI века форму экспансионистских, завоевательных войн на востоке при крайне враждебном отношении воинствующей церкви к татарам-мусульманам («басурмане», «антихристы», «нечестивцы», «поганые», «татарва», «мерзость казанская» и др.).

2. Отсутствие ополченской армии Казанского ханства, т. е. армии всей страны, общая мобилизация которой стала невозможной после возникновения Свияжской крепости с одновременным отторжением западной половины государства и блокированием основных водных и сухопутных дорог всей казанской земли, что привело в конечном счете к изоляции столицы государства.

3. Ликвидация артиллерийского арсенала Казани в решающий момент защиты города и ханства, проведенная по указке царского правительства.

4. Отсутствие единства среди самих татар, особенно в руководстве страны, в ответственный период защиты целостности государства в конце 40 -- начале 50-х годов. Антинародная, антигосударственная политика Шах-Али, Кель-Ахмеда, ногайского князя Исмаила, других предателей, созданная и постоянно

поддерживаемая правительством Ивана Грозного и органами самодержавно-церковной идеологии.

5. Активная дипломатическая и иная работа Москвы с целью помешать созданию казанско-ногайской, казанско-крьщ-ской и казанско-сибирской коалиций в общей борьбе против вторжения с запада. Слабость казанской дипломатии в этом плане, в поисках новых союзников как за пределами государ, ства, так и внутри страны. Недостаточная деятельность даже некоторых известных государственных деятелей (Булат и Ну^ рали Ширины, Гаухаршад, Боюрган, Чура Нарыков, Кучак и др.) в создании единства политических и общественных сил, отсутствие сплоченности работы ханского аппарата и правительства.

Глава 3. Политика христианизации

Еще до завоевания Казани одной из основных задач походов в Среднее Поволжье провозглашалась беспощадная борьба с «неверными мусульманами». Многие идеологи православной церкви того времени призывали наказать «варваров» и «безбожных изменников», «крестить крепко» население ханства. И этой линии царизм придерживался постоянно. Уже в первые дни после захвата Казани была учинена кровавая расправа над мусульманским населением Казани, по приказу Ивана Грозного подверглись разрушению все мечети в городе. Сразу же стали закладываться первые церкви. Многие пленные казанцы были поставлены перед издевательским выбором: креститься или умереть. Были крещены и последний казанский хан Ядыгар-Мухаммад (Ядегэр-Мехэммэд), также оказавшийся в русском плену, и малолетний сын царицы Сююмбике -- Утямыш-Гирей.

Какие цели преследовала политика христианизации в крае? Во-первых, царизм стремился создать дополнительные возможности для удержания в покорности населения бывшего Казанского ханства. Во-вторых, православная церковь, которая рассматривала мусульманскую религию как одного из своих злейших врагов, пыталась тем самым одержать над ней победу. Повсеместное крещение «отступников христовой веры» означало бы подтверждение истинности православия История Татарстана. Уч. пособие для основной школы (стр.116)..

Проведение политики христианизации было поручено Казанской епархии. Этот орган церковного управления был создан в 1555 г К.Р. Синицына История Татарстана и татарского народа (стр.14-17).. При его учреждении в состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, а затем -- и территории бывшего Астраханского ханства. Управлялась епархия архиепископами, в последующем -- митрополитами, епископами.

Первым архиепископом Казанской епархии был Гурий, который мог властвовать даже над воеводами. Он и стал одним из организаторов и руководителей широко развернутой христианизации нерусского населения края. Руководством в его миссионерской деятельности служила «Наказная память» Ивана Грозного. Это была первая в российской истории инструкция по обращению в православие нерусских народов. Судя по ее содержанию, она отдавала предпочтение мерам ненасильственного крещения, ориентировала на использование миссионерами, служителями церкви льгот и привилегий для перешедших в православие. Вот что, например, наказывал Иван IV архиепископу Гурию: «А которые татаровя похотят креститься своей волей, а не от неволи, и ему тех велеть крестить, и лучших держать у себя в епископье и поучать всему христианскому закону, и покоить их как можно... А как новокрещены из-под наученья выйдут, и архиепископу их звать к себе кормить почасту, и поить их у себя за столом квасом, а после стола посылать их поить медом на загородской двор. А которые татаровя начнут к нему приходить челом ударять, и ему их велеть кормить и поить у себя на дворе квасом же, а медом их поить на загородском дворе. Кротостью с ними говорить и приводить к христианскому закону, и разговаривая с ними тихо с умилением, а жестокостью с ними не говорить».

Делать упор на добровольное обращение иноверцев в православие Ивана Грозного вынуждала не только неспокойная обстановка в крае (напомним, что в это время шла «Казанская война»). Царь принимал во внимание и внешнеполитические обстоятельства. Он не желал в случае жестокого обращения с мусульманами портить отношений с соседними мусульманскими странами -- Турцией и Крымом. В 1570 и 1584 гг. Иван Грозный даже отправил специальные посольства в Турцию с заверениями о том, что он очень уважительно относится к исламу и никогда не притеснял своих мусульманских подданных.

Но верховная власть России до этого времени не сталкивалась с проблемой массового крещения мусульманского населения. Ислам же в Среднем Поволжье имел давнюю традицию и глубокие корни, и его приверженцы в большинстве своем креститься не желали. Вот почему успехи политики христианизации во второй половине XVI в. были очень скромными.

К тому же, «борьба за веру», провозглашенная перед походом на Казань, на деле часто подменялась борьбой за землю, за богатство. Активным участником этой борьбы была православная церковь. В таких условиях она больше занималась земельными приобретениями, чем обращением в православие нерусского населения края.

Вместе с тем в разных районах Казанского края, судя по источникам того времени, появились так называемые «новокрещены». Большинство перешедших в православие прельстилось полагавшимися за это земельными пожалованиями, определенными льготами. Льготы были более привлекательны и ощутимы для представителей феодальной верхушки, и они крестились быстрее. Такие лица сразу же приравнивались в правах к русскому служилому сословию. А утратив прежнюю веру, многие из них утратили и свой язык, русифицировались, вливались в состав русского дворянства.

В начале 90-х гг. руководители церкви забили тревогу. В 1593 г. казанский митрополит Гермоген отправил царю Федору Иоанновичу подробный отчет о положении дел. Он сообщал, что новокрещены живут в одних селениях с некрещеными и очень легко отходят от христианства, не соблюдают христианских обрядов. В Татарской слободе Казани вновь начали строить мечети взамен разрушенных. В ответ последовал очень жесткий указ царя. Он повелел принять самые решительные меры для проведения христианизации: расселить новокрещен и некрещеных, жестоко наказывать за отход от христианства, заковывать в цепи, бить и заключать в тюрьмы, немедленно разрушить построенные мечети. Новокрещеные помещики должны были обращать в христианство служащих у них иноверцев, «а которые татаровя, и чуваша, и черемиса не крестятся, и они б их поотпускали или распродали». Отныне русские не имели права «жити и служити добровольно и в деньгах» у иноверцев, вступать с ними в брак.

Но этот грозный указ царя Федора тем не менее остался лишь на бумаге. Конец XVI -- начало XVII вв. оказались для России настолько бурными, что ни средств, ни времени на выполнение строгих предписаний просто не хватило. Борьба за трон, восстание И.И. Болотникова, появление самозванцев, польско-шведская интервенция -- все это отвлекло внимание центральной российской власти. Снова вернуться к христианизации нерусского населения Среднего Поволжья она смогла по-настоящему только в середине XVII столетия.

3.1 Изменение социального и национального состава населения

Сразу после покорения Казанского ханства правительство повело активную политику по созданию и укреплению прослойки русского населения в крае, формированию здесь дворянского землевладения. Собственно, прежде всего за землями и устремились сюда русские помещики. Автор «Казанской истории» с восхищением писал, что место это «пренарочито и красно велми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощами преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много».

Первым шагом стало вытеснение коренного населения с обжитых земель. Так, оставшиеся в живых татарские жители были изгнаны из Казани. Им вообще запрещалось проживать ближе чем в 30 верстах от города. Татарские населенные пункты в этом радиусе были также уничтожены. Татарам не дозволялось селиться по большим дорогам и ближе, чем за 5-10 верст от берегов крупных рек. И прежде всего вблизи Казани, вокруг других городов, по Каме и Волге земли были переданы русским служилым людям.

Во второй половине XVI в. в крае создается довольно многочисленная прослойка русских помещиков. Правда, из-за усиленного сопротивления местного населения, раздача земель проводилась на ограниченных территориях. Но уже в 70-80-е гг. русские дворяне проникают и во многие внутренние районы Среднего Поволжья. В первую очередь они получали бывшие земли хана и тех татарских феодалов, которые погибли или покинули родину. Уже через 10-15 лет общее количество русских помещиков намного превысило число татарских землевладельцев. Только в левобережных районах Волги источники упоминают тогда около 200 татарских и 700 русских землевладельцев.

Солидные земельные пожалования получили в крае церковь и монастыри. Довольно скоро они превратились в крупнейших землевладельцев. Таковыми стали 3илантов и Спасо-Преображенский монастыри в Казани, Богородицкий монастырь в Свияжске и некоторые другие монастыри.

Не только землевладельцы -- помещики и монастыри -- появились на территории бывшего Казанского ханства. Здесь сформировалась и прослойка русского трудового населения. Русские помещики и монастыри переводили сюда своих крестьян. На Волгу от непосильных тягот бежали крестьяне из центральных районов России. Это делало еще более пестрым национальный состав населения края, усиливало хозяйственные и культурно-бытовые связи между крестьянами разных национальностей. Крестьяне испытывали общий гнет феодального государства, что подготавливало почву для последующих совместных выступлений против угнетателей.

3.2 Социально-экономическая и религиозная политика царизма

Практически сразу же после покорения Казанского ханства начался процесс колонизации края. Завершился он к середине XVIII столетия История Татарстана. Уч. пособие для основной школы (стр.116)..

Колонизация представляла собой освоение русским населением обширных территорий Среднего Поволжья, включенных в состав России в 50-х гг. XVI в. Решающую роль в ее организации играло царское правительство, которое не могло не считаться с тем, что Среднее Поволжье было заселено и освоено намного раньше прихода сюда русских. Вот почему оно было вынуждено было проводить здесь довольно целенаправленную социально-экономическую политику. Главная задача заключалась в том, чтобы как раз обеспечить колонизацию края.

В социально-экономической политике правительства того времени можно выделить три основных направления. Первое было связано с действиями по отношению к феодальным верхам бывшего Казанского ханства. Второе -- с действиями по отношению к основной массе населения. И третье -- с усилиями по созданию в крае прослойки русского населения.

Заключение

Последствия завоевания Казанского ханства для его многонационального населения, прежде всего татар. В этом ханстве татары, как известно, занимали доминирующее экономическое и политическое положение. Вот почему для них произошедшие изменениями были наиболее значимыми и ощутимыми.

Во-первых, татары лишились своей государственности. Они были включены в состав совершенно иного государства, стали зависимым, подчиненным народом. Из истории известно, что такие серьезные перемены в положении народа влекут за собой резкое замедление естественного политического, экономического и культурного развития. Для татар этот фактор, безусловно, играл отрицательную роль на протяжении последующих столетий.

Во-вторых, в результате конкретной и целенаправленной правительственной политики татары стали подвергаться сильному и жесткому давлению в сфере религии и национальной культуры. Серьезные ограничения существовали в праве передвижения и местожительства. Иными словами, татарский народ в Русском государстве начал испытывать национально-религиозный гнет.

В-третьих, татарский народ в результате завоевания практически полностью лишился своей городской прослойки, был вытеснен в сельскую местность. Это также не способствовало его полноценному экономическому и культурному развитию.

В-четвертых, новая власть последовательно создавала условия для постепенного разложения и исчезновения татарского феодального класса (это произошло к началу XVIII в.). Самые активные противники русской власти были сразу же физически уничтожены или изгнаны, лишившись всех своих богатств. Вместе с тем царизм опирался на тех татарских феодалов, которые делом доказывали свою лояльность к новой власти. Но и эти татары находились под неусыпным контролем. Полного доверия им не было.

Исторические последствия завоевания Казани имели и другую сторону. Со временем проявились определенные положительные черты включения края в состав Русского государства. Так, экономика этого государства в целом развивалась более быстро, чем экономика бывшего Казанского ханства. Присоединение Среднего Поволжья способствовало постепенному включению и татарского населения в общероссийское экономическое развитие. Гораздо более активными стали в крае и межэтнические контакты татар с другими народами, в первую очередь с русским, например, в хозяйственной и культурной сферах, что благотворно влияло на все народы.

Таким образом, овладение обширной территорией Среднего Нижнего и Поволжья имело для Русского государства далеко идущие и довольно противоречивые последствия. Со временем стал обнаруживаться ряд позитивных последствий присоединения для населения края. Последствия утраты государственности для татарского народа стали по-настоящему катастрофическими, и некоторые положительные стороны произошедших событий не смогли изменить общую картину.

Но несмотря на происшедшие коренные изменения татарский народ не был сломлен, и на сегодняшний день существует национально патриотическая партия - ТОЦ.

Список использованной литературы

1. Б.Л.Хамидуллин «Народы Казанского ханства: этносоциальное исследование». Казань, 2002.

2. З.З.Мифтахов «Курс лекций по истории татарского народа». Казань, 2002

3. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. Казань, 2000.

4. К.Р.Синицына «История Татарстана и татарского народа», Казань, Магариф, 2000.

5. «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования». Материалы научного семинара. Казань, 2002.

6. Ф.А.Рашитов «История татарского народа». Саратов, 2001.