• Название:

    Проблемы социальной философии в работах Т. Гобб..


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

19. Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Томас Гоббс ( конец 16 - 17 вв. Англия)

·стремился создать целостную философскую мирообъясняющую систему, выстроенную вокруг 3х понятий: Человек,Тело,Гражданин

·философия - это познание, достигаемое посредством правильного рассуждения. Объясняет действия(явления) из ивестных нам причин или производящих оснований. И наоборот - объясняет производящие основания из известных нам действий. ( стол - это мебель. Но не вся мебель это стол)

·Рассуждение - это исчисление => рассуждать значит то же, что скаладывать и вычитать.

·Философия Гоббса а) философия природы б) философия государства ( "этика" и "политика")

·Учение о государстве и праве пытается разбить такое сложное понятие как "государство" на его основные элементы и объяснить этику простыми законами природы.

·Пришел к выводу, что есть два состояния общества а) естесственное б) гражданское

Естесственное: все отношения в обществе руководствуются только законом самосохранения(кроме тех, что внесло государство). "Война всех против всех", каждый вправе взять то, что хочет. Это противоречит закону самосохранения => каждый должен отказаться от своего права на все и переложить часть своих прав на других.

Гражданское: люди объединяются в государство при поможи "общественного договора". Граждане подчиняются власти безукоризненно, власть зачищает интересы граждан. Высшая совершенная форма такого государства - абсолютная монархия. Власти починяются религиозные, нравственные,научные воззрения. Есть право на свержение власти, если она нарушила права человека.

·Гоббс был сторонником сильной, разумной и законной власти, высший закон которой он считал благом для народа.

·Религия - страх перед невидимыми силами, признанными государством

·Предрассудки - страх перед невидимыми силами, не признанными государством.

появлению государства предшествует так называемое естественное состояние,состояние абсолютной,ничем неограниченной свободы людей,равных в своих правах и способностях.Люди равны между собой и в желании господствовать,обладать одними и теми же правами.Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ".Абсолютная свобода человека - стремление к анархии,хаосу,беспрерывной борьбе,в которой оправдывается и убийство человека человеком.В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех.Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира.Они договариваются между собой об этом ограничении .Это взаимное самоограничение называется общественным договором.

Джон Локк (17 начало 18 вв, Англия)

·Государство и гражданское общество основывается на собственности. Собственность- то, что человек извлек из природы, так же соединил своим трудом. Государство - социальный институт, для охраны собственности и разрешений, связанных с собственностью, противоречиями и недоразумениями.Основная цель государства - защита естественных прав людей,прав на жизнь,свободу и собственность.

·Его идеал - английская конституционная монархия,в которой воплощено равновесие интересов личности,и государства.

·Гражданин лишь тот, кто имеет собственность.Чем больше прав у человека ,тем шире круг его обязанностей перед обществом.

·Для того, чтобы не зависеть от воли властей, люди создают законы и законодательства.Важнейший принцип либерализма – принцип законности, который гласит: «Ни для одного человека, находящегося в обществе не может быть исключений из законов этого общества.»

·Чтобы не возникало свободное толкование законов, либерализм предлагает разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную, с передачей каждой из них особому кругу лиц.

·Философский либерализм предлагает критерии разрешения спорных социальных вопросов, и такой волей является не божественная воля, а воля большинства.

·Теория либерализма сформулировала систему демократических свобод. Для роста просвещения необходима свобода печати, для беспрепятственной конкуренции – свобода совести и веротерпимость. Для контроля над политиками необходима свобода слова и свобода количества.

В работе "Два трактата о государственном правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное ,естественное состояние человека.В отличии от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех",Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы,а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным ,природным законам.Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того,что в интересах общего блага необходимо,сохранив свободу,часть функции отдать правительству,которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества.Так достигается общественный договор между людьми ,так возникает государство.

Жан Жак Руссо (18в. Франция)

·Полное и безусловное равноправие

·Общество плохо влияет на человека, делает его "дурным" => прямое участие каждого гражданина, а не представительно правление ( как либерализм).

·Путь к миру лежит в отказе от всех воль, кроме всеобщей воли(равнодействие мнений сознательного народа). Существует только 1 способ достижение равноправия - отказ от собственных прав в пользу общества. Осуществление всеобщей воли невозможно, но к нему надо стремиться.

Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой.Человек не нуждается ни в общественных ограничителях,ни в морали,ни в систематическом труде.Способность к самосохранению удерживает его от состояния "войны всех против всех".Однако,население растет,меняются географические условия,развивается способности и потребности людей,что приводит в конечном счете к установлению частной собственности.Общество расслаивается на богатых и бедных,могущественных и притесненных,которые враждуют между собой.Неравенство развивается постепенно:сначала признаются богатство и бедность,затем - могущество и беззащитность,наконец - господство и порабощение.Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор,по которому власть над обществом переходит государству.Но в основе госу-дарственной власти,по мнению Руссо,лежит воля и свободы каждого отдельного человека.Эта свобода и воля остаются абсолютными,неограниченными и после заключения общественного договора.Поэтому ,Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том ,что носителем и источником власти является народ,который может и должен свергать власти,нарушающие условия общественного договора.Суверенно не государство,суеверен народ.народ творит законы,меняет их,принимает новые.

Теории возникновения государства:

1) ПЛАТОН - общество и государство существленно не различались, гсударство - форма совместного поселения обес-

печивавшая защиту совместных интересов,территории,поддержание порядка,развитие производства,удовлетворение повседневных нужд

2) АРИСТОТЕЛЬ - государство воплощает в себе систему отношений особого типа - отношений господства и подчинения,которые он назвал политическими. идеал- т,наз.полития,т.е. государство,в котором органически переплетались черты монархии,аристократии и демократии

3)СР-ИЕ ВЕКА - государство есть творение Бога, своеобразные договор Бога и человека (теологический взгяляд)

4)17-18 ВВ. - Теория общественного договора

5) Марксистская теория - гос-во возникло в результате классовой борьбы