• Название:

    таблица поэзия ХХ века (1)


  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

АвторТемы, мотивы, образыТрадицияД.С.СамойловПоэтическая гармония основана на приятии мира, доброжелательном, прощающем отношении к нему. Оптимизм поэта основан на глубоком понимании законом бытия. К отвержению пессимизма его неизбежно приводит постоянное соотнесение конкретной человеческой судьбы с масштабными историческими событиями, неизменностью природного цикла или бесконечностью космоса. Лирический герой поэта умеет ценить все этапы человеческого взросления и благодарен миру за любой жизненный опыт. Война у Самойлова изображается неожиданно, если ли не мажорно. Душевный опыт поэта позволяет утверждать, что даже в эпицентре трагедии человек способен сохранить веру в себя и в жизнь. В поэзии Самойлова между человеком и природой нет конфликта, а есть непрерывный, взаимообогащающий диалог.Традиции золотого века русской поэзии: Пушкин, Тютчев, Фет, Некрасов, Бунин.Н.А.Заболоцкий«Круговорот живого в природе», множественность форм жизни, искусство как средство преобразования живой окружающей среды. Натурфилософская трактовка темы природы: - размышления о взаимоотношениях человека и природы; трагические противоречия бытия; жизнь и смерть.А.С.Пушкин, Баратынский, Тютчев (натурфилософский взгляд).

Полемика с Тютчевым, Пушкиным: Тютчев «Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах» - Заболоцкий: «Я не ищу гармонии в природе, разумной соразмерности начал»; Пушкин: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - Заболоцкий «Покоя в жизни нет. Повсюду жизнь и я».А.А.ТарковскийТема природы: восприятие человека как части мироздания, ощущение родства с каждой мелкой частичкой окружающего мира – с травинкой, птицей, насекомым. Поэт – медиум. Посредник между Природой и человечеством. Поэты всех поколений одинаково учатся у Природы. Окружающие предметы изначально имеют имена, и потому задача писателя — лишь учиться у Природы, прежде всего — стараться эти имена услышать.Наследник классической традиции (Тютчев, Фет) и традиции серебряного века (Мандельштам, Ахматова, Гумилев, Пастернак, Цветаева, Блок, Белый).Л.Н. МартыновЛирика Мартынова проникнута «духом времени». Для его стихов характерен футуристический пафос: устремленность в будущее, увлечение технократическими идеями. Он не приемлет ни идеализации прошлого («Старые времена»), ни почвеннического преклонения перед патриархальным бытом («Селенье.Крик младенца и овец»). Поэзии М присущ интеллектуализм и рационализм: чувство нередко проверяется разумом ( «Небо и земля», «Мир не до конца досоздан»).Аллегорическая насыщенность, философская многоплановость, изысканная ритмика, аллитерационное богатство сообщают особую прелесть лирике Мартынова, во многом предвосхитившей поэзию шестидесятников, особенно Вознесенского и Ахмадулиной.В.Маяковский, Н.Асеев. Мартынов предтеча авторов «громкой поэзии» Вознесенского, Евтушенко.Б.А. СлуцкийТема войны (ее не героическая, окопная сторона). Позднее творчество - тема старости, конца пути и подведения итогов, размышления о природе и предназначении искусства, трагичности человеческого существованияТрадиции гражданской лирики Н.Некрасова и В.МаяковскогоЕ.А.ЕвтушенкоРанние стихи – романтический максимализм, герой эпохи. Любовная тема – страдание, разлука, мотив ухода и одиночества.

Традиции «гражданской лирики» («Поэт в России – больше чем поэт»): гражданское служение поэта, поэт-пророк.Традиции футуризма, прежде всего В. Маяковского.

Евтушенко «Молитва перед поэмой» - обращение к традиции предшественников: Пушкин. Лермонтов, Некрасов, Блок, Пастернак, Маяковский.А.А.ВознесенскийУрбанистическая тема.

Продолжение футуристической традиции – противопоставление искусства и жизни, культ прогресса, современности, тема человека будущего.

Тема творчества: рассуждает в своих произведениях о самом процессе творчества и прославляет творца, художника, чья сила таланта преображает действительность.В.Маяковский, ПастернакБ.А.АхмадулинаТема творчества, тема дружбы, тема Ленинграда. Для Ахмадулиной характерен поиск гармонического взаимодействия между культурой, повседневным бытом и природой. В лирике Ахмадулиной природа все активнее становится живой соучастницей человеческой жизни и творчества. В ее лирике влияние одного поэта уравновешивается влиянием другого, лирическая дерзость, непокорство и экспрессивность Цветаевой «смиряются» спокойной торжественностью Ахматовой, лирический импрессионизм раннего Пастернака в восприятии природы дополняется гармонической пластикой зрелого Пушкина. Подобно тому как это было в поэзии Пастернака, природа в лирике А. все активнее становится живой соучастницей человеческой жизни и творчества. Пушкин, Лермонтов,Ахматова,Цветаева,ПастернакН.М.РубцовПриверженность к традициям устного народного творчества и русской классической поэзии. Основные темы, намеченные в ранней лирике ( родина, история, смысл жизни).

Философское мироощущение Рубцова предельно глубоко выразилось в стихотворении «Зеленые цветы», само название которого актуализирует мотив поиска лирическим героем недостижимого идеала красоты и гармонии. По жанру стихотворение представляет собой элегию, и в полном соответствии с законом жанра в нем доминирует настроение светлой грусти. Элегический взгляд на мир сближает творчество Рубцова с лучшими образцами русской классической элегии XIX в.В стихотворении развивается тема ухода от мирской суеты в мир первозданной и вечной природы. Лишь там герой наконец обретает душевный покой.Однако он понимает, что достижение полного душевного равновесия несовместимо с противоречивой природой самого человека.Традиции Тютчева и Фета

Традиция Есенина. Общее чувство неустойчивости, зыбкости деревенского покоя, на который наступает город.В.Н. СоколовВ творчестве Соколова проявилась поэтизация «малой родины». Эти раздумья пронизаны верой в огромный духовный потенциал России, надеждой на то, что в будущем родной земли воплотится светлый, гармоничный идеал, созданный романтическим характером «эпохи оттепели».

Если в 50-е годы В. Соколова больше всего интересуют картины внешнего мира, окрыляет пафос созидания, его поэтический талант питает ощущение сопричастности с судьбой народа, то к началу 1960-х (в соответствии опять-таки с общей тенденцией эпохи) втворчестве поэта усиливается внимание к внутреннему миру человека. Сам поэт обозначает связь своей лирики с традицией Пушкина, Некрасова, Фета.Ю.П.КузнецовЛирический герой К.— личность, осознающая свою абсолютную исключительность и одиночество, с другой — в его произведения проникают фольклорные мотивы и мотивации, образы коллективной памяти русского народа. К. стремится понять судьбу России, противопоставляя ее как судьбе Запада, так и Востока. К. интересует русский национальный характер, ему важно понять законы всеобщей истории. Проблема взаимоотношений человека и природы, бессмысленного познания, взрывающего окружающий мир, отразилась в таких стих. К., как «Атомная сказка», «Грибы», «Стоящий на вершине».

Тема войны: память о войне одним из главных мотивов творчества. Личное — воспоминания об отце — здесь снова переплетается с общественно значимымВойна приобретает в поэзии К. апокалипсическое звучание, осмысляется во вселенских категориях.Ф.И.Тютчев, Н.РубцовВ.А. СолоухинВ первом сборнике определилась главная тема его творчества – патриотическая преданность Родине, ее историческим свершениям, неповторимой природе. В ранней лирике обнаруживается стремление к постановке таких проблем, как Родина, ее историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Гражданская позиция автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа.И.А.БродскийИзлюбленные темы: тема одиночества; трагизма существования; тема разобщенности людей; тема античности (эстетический и этический идеал); тема города (Ленинград – европейский город, город-аристократ, классически ясный, подходящий для поэтики Бродского.); тема водной стихии; тема языка; тема искусства. Искусство – это для Бродского «замок красоты», который всегда будет отделен от житейской суеты, низких чувств.

Лирический герой повторяет лермонтовские мотивы: трагическое состояние личности, пребывающей в чуждом ей мире. Стихотворение «Облака» перекликается с лермонтовскими «Тучами». продолжатель линии русской поэзии, идущей от высокого модернизма Серебряного века, прежде всего от акмеизма. Традиции Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, ПастернакаБ.Ш.ОкуджаваНесколько сквозных тем, лейтмотивов, пронизывающих всё его творчество. К ним, прежде всего, относятся темы войны, романтической любви, дома, «своего» круга, тема дворянства, девятнадцатого века и пушкинского времени. Окуджава сумел запечатлеть в своих произведениях Москву Арбатскую и сделать Арбат символом единения творческой интеллигенции. Москва для поэта — некий одухотворенный мир, творческий потенциал которого неразрывно связан с уникальной архитектурой и топонимикой московских улиц.ПушкинВ.С.ВысоцкийТворческая заслуга поэта состояла в том, что он способствовал созданию нового типа лирического героя — носителя коллективного общественного сознания, с одной стороны, и яркого героя-борца с социальной несправедливостью в любых ее проявлениях — с другой. Высоцкий сохраняет приверженность сюжетно-ролевой лирике и формам стихотворных монологов.