• Название:

    ЧТО АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ ПИСАЛИ О ДРУИДАХ 05.04.2017


  • Размер: 0.08 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

ЧТО АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ ПИСАЛИ О ДРУИДАХ?

К сожалению, из-за обычая, запрещавшего друидам древности записывать свое учение и традиции, до нас не дошли записи самих друидов (археологические находки с краткими текстами в данной статье не берутся в рассчет), а потому многие из наших знаний о друидах мы подчерпнули из греческих и римских источников. Да, безусловно, эти источники могут нести в себе отпечаток идеологии Рима и отношения "носителей цивилизации" к "варварам", но это то, что мы имеем. Цитирование древних авторов делается по книге Т. Кендрика "Друиды" (пер. Иванов С.). Источники приведены в хронологическом порядке (за исключением христианских авторов, которые стоят в конце: это сделано из-за отличия христианской культуры от языческой греко-римской).

ЦИЦЕРОН, I в. до н.э.

(лат. Marcus Tullius Cicero)

Древнеримский оратор и философ, восхищайшийся Платоном и Аристотелем, стал автором многочисленных трудов, многие из которых дошли до наших дней. Внес огромный вклад в становление латинской философской терминологии. Являлся активным сторонником республики.

"Этим значением дивинации не пренебрегают даже в варварских странах. Так, в Галлии этим занимаются друиды, с одним из них я сам познакомился, с эдуем Дивитиаком, который был у тебя в гостях и позже очень тебя хвалил. Он претендовал на знание естественных наук — греки это называют физиологией — и, частью основываясь на агуриях, частью на толковании примет, предсказывал будущее"

"О дивинации" (лат. De divinatione), I, XLI, 90

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ, I в. до н.э.

(греч. Дйьдщспт Уйкелйюфзт, лат. Diodorus Siculus)

Древнегреческий историк и мифограф, автор труда "Историческая Библиотека" (греч. ЙуфпсйкЮ ВйвлйпиЮкз), ради написания которого он совершил немало путешествий. Именно он описал известную ныне историю, свидетелем которой стал сам: однажды в Египте какой-то римский гражданин случайно убил кошку, за что поплатился жизнью: ему не могла простить этого разгневанная его поступком толпа.

"В обычае у них также начинать при случае словесные споры, а затем вызывать друг друга на единоборство, не придавая никакого значения смерти, потому как у них пользуется влиянием учение Пифагора, согласно которому души людей бессмертны, и некоторое время спустя они живут снова, поскольку душа их входит в другое тело. Поэтому при погребении покойников некоторые бросают в погребальный костер письма, написанные для своих умерших ближних, словно покойные будут читать их".

Историческая библиотека, V, 28, 5–6

"Есть среди них и поэты, слагатели песен, которых они называют "бардами". Исполняя песни в сопровождении инструмента, схожего с лирой, одних они воспевают, других порицают. Есть также [у галлов] и некие весьма почитаемые мудрецы и теологи, которых называют друидами. Пользуются галлы и услугами прорицателей, которые у них в большой чести. [Прорицатели] эти вещают будущее по полету птиц или по внутренностям жертвенных животных, и весь народ им послушен. В частности, при исследовании особо важных вопросов, они придерживаются весьма странного и кажущегося невероятным обычая: окропив человека, его поражают в место над диафрагмой, и когда тот падает [смертельно] раненный, по его падению и содроганию тела, а также по истечению крови предсказывают будущее, полагаясь на опыт древних и многолетних наблюдений такого рода. Есть у них обычай не приносить никакой жертвы в отсутствие мудреца, поскольку полагают, что через тех, кто сведущ в божественной природе и как бы владеет божественной речью, и следует выражать благодарность богам, и через них же, как полагают, и следует просить о благах. Не только в мирное время, но и во время войны они пользуются особым доверием, как и певцы-поэты, причем не только среди друзей, но и среди врагов. Часто случалось, что, когда войска сходились друг с другом для сражения, обнажив мечи и занеся копья, они выходили на середину и смиряли [воинов], словно укрощая неких диких зверей. Так вот даже среди самых свирепых варваров гнев уступает мудрости, и Apec чтит Муз".

Историческая библиотека, V, 31, 2–5

СТРАБОН, I в до н.э. - I в. н.э.

(др.-греч. УфсЬвщн)

Этот известнейший древнегреческий историк и географ, над именем которого так часто незаслуженно смеются русские школьники, стал автором крупного трактата под названием "География" (др.-греч. ГепгсбцйкЬ). Являлся сторонником шарообразности Земли.

"У всех галльских племен, вообще говоря, существует три группы людей, которых особенно почитают: барды, предсказатели и друиды. Барды — певцы и поэты, предсказатели ведают священными обрядами и изучают природу, друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также и этикой. Друидов считают справедливейшими из людей и вследствие этого им вверяют рассмотрение как частных, так и общественных споров. Поэтому в прежние времена они улаживали военные столкновения и заставляли противников останавливаться, когда те уже собирались сразиться друг с другом; дела об убийствах преимущественно отдавались на их решение. Большое количество этих дел сопровождается, как они считают, изобилием благ в стране. Не только друиды, но и другие утверждают, что души и вселенная неразрушимы; но все же в конечном итоге огонь и вода одержат верх над ними".

География, IV, 4

"Римляне отучили их от обычаев, жертвоприношений и гаданий, противоположных тем, что в ходу у нас. Они наносили человеку, обреченному в жертву, удар в спину и гадали по его судорогам. Однако они не приносили жертв без друидов. Упоминаются еще и другого рода человеческие жертвоприношения; они расстреливали свои жертвы из лука, или распинали их в святилищах, или же сооружали огромную статую из сена и дерева, затем бросали туда скот и всевозможных диких животных, а также людей, и все это вместе сжигали".

География, IV, 5

ВАЛЕРИЙ МАКСИМ, I в. н.э.

(лат. Valerius Maximus)

Римский писатель времен императора Тиберия, автор собрания исторических анекдотов под названием "Слова и деяния, достойные памяти" (лат. Factorum et dictorum memorabilium libri novem).

"Заканчивая описание города (Марселя), мы можем упомянуть о древнем обычае галлов; ибо говорят, что они одалживают друг другу деньги, которые следует выплатить в следующем мире, столь крепка их вера в то, что души людей бессмертны. И я бы назвал их глупцами, если бы то, во что верят эти одетые в штаны варвары, не было верой самого грека Пифагора".

ПОМПОНИЙ МЕЛА, I в. н.э.

(лат. Pomponius Mela)

Самый ранний римский географ, автор труда "Описательная География" (лат. De situ orbis).

"У них существует свой род красноречия и учителя мудрости, называемые друидами. Эти заявляют, что им известны размеры и очертания мира, движения небес и звезд и воля богов. Они учат знатных мужей Галлии многим вещам на протяжении периода обучения, длящегося целых двадцать лет, встречаясь тайком либо в пещере, либо в уединенных долинах. Общеизвестным стало одно их учение о том, что души вечны и чт. е. иная жизнь в подземном мире, и это открыто признается, так как укрепляет многих на войне. И именно поэтому также они сжигают или захоранивают со своими мертвецами вещи, принадлежавшие им при жизни, а в прошлые времена даже откладывали завершение дел и выплату долгов до своего прибытия в иной мир. В самом деле, были и такие, которые добровольно всходили на погребальный костер своих родичей, чтобы разделить с ними новую жизнь".

О строении Земли, III, 2, 18, 19

ЛУКАН, I в н.э.

(лат. Marcus Annaeus Lucanus)

Был римским поэтом, сопоставимым с самим Вергилием. Автор многих поэм, не дошедших до нас. Нам известно лишь одно его произведение - неоконченная поэма "Фарсалия, или О гражданской войне" (лат. Bellum civile sive Pharsalia).

Вы же друиды, опять с окончаньем войны возвратились

К богослужениям злым и к варварским вашим обрядам.

Вам лишь дано познавать богов и небесную волю

Или не ведать ее; вы живете в дремучих дубравах,

Где не сияют лучи: по учению вашему тени

Не улетают от нас в приют молчаливый Эреба,

К Диту в подземный чертог: но тот же дух управляет

Телом и в мире ином, и если гласите вы правду,

Смерть посредине лежит продолжительной жизни.

Народы Северных стран, в ошибке такой, должно быть, блаженны,

Ибо несноснейший страх — страх смерти их не тревожит.

Фарсалия, I, 450–460

ПЛИНИЙ СТАРШИЙ, I в. н.э.

(лат. Plinius Maior или Gaius Plinius Secundus)

Известнейший римский писатель-эрудит, прнославившийся как автор "Естественной истории" (лат. лат. Naturalis Historia), крупнейшего энциклопедического произведения античности и едва ли не самого крупного текста на латинском языке. Ниже приводятся цитата, описывающие знаменитый ритуал срезания омелы золотым серпом и принесения в жертву двух белых быков, а также описания некоторых трав и "змеиного яйца".

"Здесь мы должны сказать об ужасе, который галлы испытывают перед этим растением. Друиды — ибо так зовутся их волшебники — ничего не считают столь священным, как омелу и дерево, на котором она растет, всегда представляя себе этим деревом дуб. Однако они избирают дубовые рощи только ради этого дерева и никогда не проводят ни одного обряда, если у них нет дубовой ветви; так что кажется вероятным, что название самих жрецов происходит от греческого названия этого дерева. На самом деле, они полагают, что все растущее на дубе было послано с небес и является доказательством того, что это дерево было избрано самим богом. Однако омелу редко можно найти на дубе, и если они находят, то срывают ее с должными религиозными обрядами, по возможности на шестой день луны (ибо лунами они исчисляют свои месяцы и годы, а также свои века из тридцати лет). Они выбирают этот день, потому что луна уже оказывает значительное влияние, хотя и не достигает еще половины своего пути. Они называют омелу названием, означающим на их языке "всеисцеляющая". Подготовившись к жертвоприношению и пиру под деревьями, они приводят туда двух белых быков, чьи рога тогда связываются в первый раз. Одетый в белые одежды, жрец взбирается на дерево и срезает омелу золотым серпом, а остальные принимают ее в белый плащ. Затем они убивают жертвы, молясь, чтобы бог отдал этот дар своей благости тем, кому он даровал его. Они верят, что омела, подмешанная к питью, вселяет плодородие в бесплодных животных и что она является противоядием от всех ядов. Таковы религиозные чувства, которые многие люди питают к ничтожным вещам".

Естественная история, XVI, 249

"Похоже на можжевельник растение, называемое селаго. Его собирают, не применяя железа, пропуская правую руку через левый рукав рубахи, как если бы совершая кражу. Одежда должна быть белого цвета, ноги вымытые и босые, а перед собиранием следует совершить приношение хлебом и вином. Галльские друиды говорят, что это растение нужно носить в виде оберега от всякого зла и что дым его врачует глазные болезни".

Естественная история, XXIV, 103

"Друиды также используют некое болотное растение, которое они называют самолус. Его следует собирать попостившись, левой рукой, и оно является талисманом, охраняющим от болезней скот. Однако собиратель не должен смотреть назад, а складывать растение можно только в корыто".

Естественная история, XXIV, 104

"Есть и еще один вид яйца, хорошо известный в галльских провинциях, но незнакомый грекам. Летом множество змей сплетаются в шар, скрепляясь друг с другом выделениями из своих тел и слюной. Этот шар зовется ангвинум. Друиды говорят, что шипящие змеи подбрасывают его в воздух и что его нужно поймать в плащ, не давая ему коснуться земли, а затем тотчас ускакать на лошади, так как змеи будут преследовать похитителя, пока их не остановит какой-нибудь водный поток. Его можно испытать, говорят они, проверив, может ли он плыть против течения реки, даже если его оправить золотом. Однако по обычаю волшебников скрывать за завесой тумана свой обман, они утверждают, будто эти яйца можно брать только в определенный день луны, как если бы в воле человека было сочетать луну и змей к моменту действия. Впрочем, сам я видел одно такое яйцо; оно было круглое и величиной с маленькое яблоко; скорлупа была хрящевидная и щербленая, как щупальца полипа. Друиды высоко его ценят. Говорят, оно обеспечивает удачу в судебных делах и благожелательный прием у князей; однако это ложь, ибо один человек из воконтиев, бывший также римским всадником, держал такое яйцо за пазухой во время суда и был приговорен к смерти императором Клавдием, насколько я знаю, только по этой причине".

Естественная история, XXIX, 52

"Она (магия) процветала в галльских провинциях еще на нашей памяти; ибо против их друидов и всего племени прорицателей и целителей вышел декрет во времена императора Тиберия. Однако к чему говорить все это о делах, которые даже пересекли океан и проникли до отдаленнейших уголков земли? В настоящее время Британия все еще зачарована магией и исполняет свои обряды с такими церемониями, что создается такое впечатление, будто именно она дала религиозный культ персам. До такой степени согласны между собой в одном этом пункте народы по всему миру, хотя не сходные и совершенно не знакомые друг другу".

Естественная история, XXX, 13

ГАЙ СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ, I-II вв.

(лат. Gaius Suetonius Tranquillus)

Римский историк, прославившийся написанием сборника биографий "Жизнь двенадцати цезарей" (ла. De vita Caesarum) и тем, что одним из самых первых упомянул Христа (которого называет "Хрестос" - популярным среди рабов написанием этого имени, означавшим "хороший, добрый, счастливый, порядочный, кроткий, полезный"). Использовал в своей речи много плеоназмов (дублирований элементов смысла, подобных тому, какие сейчас используются в популярных выражениях вроде "мужской половой фаллос", "еврейские расовые иудеи" или "шлюха легкого поведения"). Не стоит путать с Гаем Светонием Павлином, римским полководцем, устроившем разорение в друидичесмкой обители на острове Мона и сражавшемся против Боудикки.

"Богослужение галльских друидов, нечеловечески ужасное и запрещенное для римских граждан еще при Августе, он уничтожил совершенно".

Божественный Клавдий, 25

ТАЦИТ, I-II вв.

(лат. Publius (или Gaius) Cornelius Tacitus)

Тацит был великим римским историком, одним из известнейших античных писателей.

"На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины; похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары. Наконец, вняв увещеваниям полководца и побуждая друг друга не страшиться этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых суеверных обрядов: ведь у них считалось благочестивым орошать кровью пленных жертвенники богов и испрашивать их указаний, обращаясь к человеческим внутренностям".

Анналы, XIV, 30

"Среди галлов распространился слух, будто зимние лагеря легионов в Мезии и Паннонии осаждены сарматами и даками и что дела римлян в Британии обстоят не лучше. Галлы вообразили, что судьба повсюду преследует наши войска, и эта уверенность наполнила их сердца радостью. Самое большое впечатление, однако, на них произвел пожар Капитолия. Одержимые нелепыми суевериями, друиды твердили им, что Рим некогда был взят галлами, но тогда престол Юпитера остался нетронутым и лишь поэтому империя выстояла; теперь, говорили они, губительное пламя уничтожило Капитолий, а это ясно показывает, что боги разгневаны на Рим и господство над миром должно перейти к народам, живущим по ту сторону Альп".

История, IV, 54

ДИОН ХРИСОСТОМ (ЗЛАТОУСТ), I-II вв.

(греч. ДЯщн Чсхуьуфпмпт)

Римский оратор, философ и историк греческого происхождения. Из философских школ наиболее близкими ему были школы киников и стоиков. Был противников рабства.

"У персов, как известно, есть люди, называемые магами у египтян — жрецы а у индусов — брамины. С другой стороны, у кельтов есть люди, называемые друидами, которые занимаются прорицаниями (divination) и всеми отраслями мудрости. И без их совета даже короли не осмеливались ни замыслить какое-либо дело, ни осуществить его, так что в действительности правили именно они, а короли, восседая на золотых тронах и пируя в своих роскошных дворцах, являлись лишь исполнителями воли друидов".

Речи, XLIX

ЭЛИЙ ЛАМПРИДИЙ, ~IV в

(лат. Aelius Lampridius)

Один из предполагаемых авторов сборника биографий под названием "История Августов" (лат. Historia Augusta).

"Когда он (Александр Север) находился в пути, одна женщина-друид воскликнула на галльском наречии: "Поезжай, но не надейся на победу и не доверяй своим воинам"

Александр Север, LIX, 5

ФЛАВИЙ ВОПИСК, ~IV в

(лат. Flavius Vopiscus)

Другой из предполагаемых авторов "Истории Августов".

"Когда Диоклетиан, как говорил мне мой дед, остановился на постоялом дворе в земле тонгров в Галлии, в те времена, когда он еще занимал скромное положение в армии, и рассчитывался за постой с женщиной-друидом, эта женщина сказала ему: "Ты слишком жаден и рассчетлив, Диоклетиан". На что он в шутку ответил: "Я буду более щедрым, когда стану императором". В ответ женщина сказала: "Не смейся, Диоклетиан, ибо, когда ты убьешь Кабана, ты на самом деле станешь императором".

Нумериан, XIV

"Он [Асклепиодот] говорил, что однажды Аврелиан посоветовался с галльскими женщинами-друидами, желая узнать, сохранят ли его потомки в своей власти императорскую корону. Эти женщины сказали ему, что ни одно имя не будет столь славным в императорских анналах, как имя Клавдиева рода. Конечно же, правда, что нынешний император Констанций происходит из того же рода, и я думаю, что его потомки непременно завоюют славу, предсказанную друидами".

Божественный Аврелиан, XLIII, 4–5

АММИАН МАРЦЕЛЛИН, IV в.

(лат. Ammianus Marcellinus)

Являлся одним из самых последних крупных историков Римской Империи, написавшим трактат "Деяния" (или "Римская история", лат. Res Gestae).

"Дразиды (друиды) рассказывают, что часть народа действительно была коренным населением, но стеклись также пришельцы с отдаленных островов и из зарейнских областей, которые были изгнаны со своей родины частыми войнами и разливами бушующего моря".

Римская история, XV, 9, 4

"Когда люди постепенно освоились на этих местах, у них возникли занятия науками, начало которым положили барды, евгаги и дразиды. Барды воспевали храбрые подвиги славных мужей в эпических стихах под сладкие звуки лиры; евгаги предавались исследованию явлений и тайн природы и пытались их объяснить. Превосходя умом тех и других, дразиды, составив союзы, как было установлено авторитетом Пифагора, поднялись до исследования высоких и таинственных вещей; с презрением относясь к земному, они провозгласили бессмертие души".

Римская история, XV, 9, 8

ДЕЦИМ МАГН АВСОНИЙ, IV в.

(лат. Decimus Magnus Ausonius)

Древнеримский поэт и ритор. Происходил из богатой галло-римской семьи, родился в городе Бурдигала (совр. Бордо). Считается наиболее значительным позднеримским поэтом. Цитируется его произведение "О преподавателях Бурдигалы" (лат. Commemoratio professorum Burdigalensium).

"Если справедлива молва, вы происходите из рода друидов Байе и возводите свой священный род к храму Беленуса".

О преподавателях Бурдигалы, IV, 7-10

"Не могу я не упомянуть и старика Фебиция, который, хотя и являлся смотрителем храма Беленуса, не извлек из этого никакой выгоды. И все же он, возводящий, по слухам, свой род к друидам Арморики, получил кафедру в Бордо при помощи своего сына".

О преподавателях Бурдигалы, X, 22–30

ИППОЛИТ РИМСКИЙ, II-III вв.

(лат. Hippolytus)

Информацию о друидах можно встретить и у христианских авторов. Например, у римского антипапы Ипполита, автора книги "Обличение всех ересей" (др.-греч. Цйлпупцпэменб Ю кбфЬ рбуюн бйсЭещн Элегчпт, лат. Philosophumena sive omnium haeresium refutatio), в которой "обличает" все известные ему религиозные и философские учения, кроме "истинного учения".

"Кельтские друиды придерживаются философии Пифагора, с которой их познакомил Замолксис, раб Пифагора и фракиец по рождению, который пришел в эти земли после смерти Пифагора и дал им возможность изучить его систему. И кельты верят в провидческую и пророческую силу своих друидов, так как они могут предсказывать некоторые события, пользуясь пифагорейскими исчислениями. Мы не обойдем молчанием истоки их учения, так как некоторые хотели бы сделать из этих народов особые философские школы. В действительности, друиды также занимаются искусством магии".

Опровержение всех ересей, I, XXV

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, II-III вв.

(греч. КлЮмзт леобндсеэт, лат. Clemens Alexandrinus)

Христианский проповедник из египетской Александрии, отличался прогрессивными по сравнению с христианами того времени взглядами. Так, он считал, что богатство само по себе никак не влияет на спасение души, что философия полезна и необходима для христианства (в то время как многие полагали, что философия - это просто пустое мудрствование, сующее семена ереси в христианских душах).

Он же сформулировал некоторые идеи учения о всеобщем спасении (допуская конечность (не вечность!) адских мук, возможность покаяния диавола и всех грешников, а также мысль о том, что адский огонь может являться средством очищения душ от грехов), на Пятом Вселенском соборе VI века подвергшиеся категорическому осуждению (к слову, это тот же собор, что осудил учение Платона, великого греческого философа V-IV вв до н.э.).

"Александр [Полигистор] в своей книге "О пифагорейских символах" говорит, что Пифагор был учеником ассирийца Назарата и полагает, что, кроме того, Пифагор слушал галатов и браминов".

Строматы, I, xv, 70, 1

"Таким образом, философия, в высшей степени полезная наука, процветала в древности у варваров, излучая свой свет на народы. И затем она пришла в Грецию. Первыми в ее рядах стояли пророки египтян, и халдеи у ассирийцев, и друиды у галлов, и саманеане у бактрийцев, и философы у кельтов, и маги у персов"

Строматы, I, xv, 71, 3

(c) Валерий Лесной (Medrawd Coediog), копирование разрешено с указанием авторства.