• Название:

    Лекция 28


  • Размер: 0.17 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

ЛЕКЦИЯ 28

Неделя ваий не имеет ничего общего с гласовым содержанием службы - ничтоже воскресно поем. И не только потому, что двунадесятый Господский праздник отменяет все воскресное, а потому что Октоих как книга вообще отсутствует, его уже не существует, как системы. Поэтому Неделя, следующая за Неделей ваий не будет очередного гласа, а это будет Пасха - точка отсчета Пасхалии и Октоиха.

Неделя ваий - это единственный праздник, в котором нет отдания, в котором нет попразднства. И ни у одного праздника нет такого резкого перехода к совершенно другому состоянию.

Далее начинается Страстная седмица.

ВЕЧЕРНЯ В НЕДЕЛЮ ВАИЙ

Эту вечерню не везде и не всегда служат. Но эта служба очень показательна - тексты этой службы очень хорошо подчеркивают переломность момента праздничного к моменту скорбному. На ней происходит поворот от праздничной службы в Страстную седмицу, от ликования к скорби.

Иногда к этой вечерне присоединяют утреню понедельника Страстной седмицы, гораздо реже ее соединяют с малым повечерием.

Малое повечерие очень коряво изложено в Часослове.

«Молитвословия начальная зри в начале полунощницы по вся дни - стр. 7». А где, в каком месте полунощницы мы должны перейти ко псалму «Боже, в помощь мою вонми...»?

«Господи, услыши молитву мою: стр. 196». Но псалом не этот. Нужно читать псалом из шестопсалмия - «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое...» Часослов отсылает не на тот номер псалма и не на ту страницу.

«Нескверная, Неблазная: стр. 213»

«И даждь нам Владыко: стр. 216»

«Преславная Приснодево: стр. 217»

«Упование мое Отец: стр.217»

«И бывает отпуст и прощение от священника. Вся сия ищи в конце Великого повечерия».

Поэтому мы в книге «Последование служб Субботы Лазаревой и Недели ваий и Страстной седмицы» мы дали все тексты Малого повечерия. После Символа веры вставляется канон, ради которого и служат Малое повечерие.

ВЕЧЕРНЯ

103-й псалом, Великая ектения (кафизмы нет).

На «Господи, воззвах...» стихиры на 6:

Сами стихиры - со стиховны праздника ваий.

Вход. «Свете тихий».

Прокимен Великий НЕ ПОЕМ, а поем прокимен обычный, дня: «Се ныне благословите Господа...»

Прокимен поворачивает служение в постовое. Зеленые облачения меняются на черные, отменяются обычные распевы.

«Сподоби...» читается.

Просительная ектения постовым напевом.

Стиховна.

В 1-й стихире речь идет об этом переходе: «От ветвий и ваий, яко от Божественна праздника в Божественный прешедше праздник, к честному Христовых Страстей, вернии, стецемся таинству спасительному...»

«Ныне отпущаеши...»

Трисвятое. «Отче наш...»

«Богородице Дево...» постовое, с поклонами.

Чтец: 40 раз «Господи, помилуй», «Честнейшую...» «Именем Господним...»

«Небесный Царю...»

И молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами.

И полный отпуст.

Есть и малое повечерие с трипеснцем Андрея Критского. Само повечерие в полноте есть в Следованной Псалтири. По Часослову его лучше не служить, т. к. Часослов очень невнятно пишет что откуда брать.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА

Первые три дня Страстной седмицы объединены одной структурой, очень сильно похожи друг на друга.

В эти три дня по Уставу должно вычитываться Четвероевангелие (кроме Страстных и Воскресных). Именно в Великие Понедельник, Вторник и Среду люди должны были весь день провести в храме, чтобы выслушать все Четвероевангелие. В монастырях это было возможным, когда священник читали Евангелие в чреду, меняя друг друга. Когда в храме один священник, такое физически невозможно понести. Более щадящий режим - вычитывать Евангелие в течение всего поста на часах. Все внимание было направлено на чтение Евангелия. Поэтому вся структура служения - достаточно протяженная. Все три дня проходили так: заканчивалась утреня, часы (с чтением Евангелия), Изобразительны, вечерня и служилась Литургия Преждеосвященных Даров. (Все три дня служится Литургия Преждеосвященных Даров).

Человек пребывал весь день в храме и вечером причащался.

Служат так:

Если только утром - утреня, часы, Изобразительны, вечерня и служилась Литургия Преждеосвященных Даров.

Если делят на утро и вечер, то утреня с 1-м часом служится накануне и к ней часто присоединяют Малое повечерие.

Напевы на Страстной седмице особые, бережно хранимые и их лучше не разменивать в другие места, как, например, в Херувимские. В эти дни лучше не петь другие напевы.

Точка перехода от праздничного служения Недели ваий в служение Страстной седмицы - на вечерне в Неделю ваий - после прокимена и «Сподоби...» С этого момента в службу на три дня возвращается постовой напев.

УТРЕНЯ

Шестопсалмие. Великая ектения (постовым напевом).

Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуия» (по Уставу - глас 8-й).

Тропарь «Се, Жених...» 1 раз, Слава: 2-й раз, И ныне: 3-й раз.

Напев жестко закреплен, канонизован. Гармонизации две, принципиально разные:

1. обиходная - в тесном расположении, в терцию.

2. в широком расположении - прима аккорда у сопрано (напев дан в Ц-ПС в обработке Соловьева).

По типу это песнопение - троичен, т. к. в нем есть слова «Свят, Свят, Свят». На этих словах хорошо делать ферматы и отделять дыханием.

3 кафизмы. По каждой - седален Триоди.

По 3-м стихословии - чтение Евангелия.

Опевы «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» - на напев Страстных.

50-й псалом.

«Спаси, Боже, люди твоя...» и «Господи, помилуй» 12 раз.

«Милостию и щедротами...»

КАНОН

Минеи нет, Октоиха нет, а в Триоди первые три дня канонов в полноте нет, есть только трипеснцы:

в понедельник - песни 1-я, 8-я и 9-я;

во вторник - песни 8-я и 9-я (двупеснец);

в среду - песни 3-я, 8-я и 9-я.

Основой чина службы, ее показателем, арматурой, является расположение ектений (например, на Великой вечерне обе ектении окружают «Сподоби...», а на вседневной вечерне сугубая ектения уходит на конец вечерни).

Канон мы заменяем на трипеснцы и двупеснец. У нас остается кондак, который при любой погоде всегда будет на своем месте и предваряющая его малая ектения. Так вот, полноты канона нет, а ектении по 6-й песни и кондаки есть.

Вот что получается:

в понедельник - песнь 1-я, малая ектения, кондак, икос, 8-я и 9-я песни;

во вторник (еще смешнее) - по возгласе «Милостию и щедротами...» хор поет «Аминь» и сразу - малая ектения (Устав не дает 2-й песни), кондак, икос, 8-я и 9-я песни;

в среду - песнь 3-я, малая ектения, кондак, икос, 8-я и 9-я песни.

С понедельника Страстной седмицы отменяются библейские песни (по Уставу). Припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Ирмос (один и тот же) и открывает и закрывает каждую песнь.

Каждый день Страстной седмицы имеет свой кондак, который звучит по 6-й песни, на часах и Изобразительных:

в понедельник «Иаков рыдаше Иосифова лишения...»;

во вторник «Час, душе, конца помысливши...»

в среду «Паче блудницы, Блаже, беззаконновав...»

(Разумеется, никаких «Честнейшую...» нет). Священник (диакон) может спеть 1-ю фразу ирмоса 9-й песни.

У Трипеснцев и двупеснца есть краегранесие, в которое входит и ирмос.

(По 9-й песни никаких «Достойно есть...» тоже нет).

Малая ектения.

Ексапостиларий «Чертог Твой...» Слава: 2-й раз, И ныне: 3-й раз. Ексапостиларий как песнопение из Церкви фактически ушел, но это не относится к Страстной седмице. Железобетонно ексапостиларии на Страстной седмице поются.

По Уставу ексапостиларий должен петь один канонарх посреде церкви - перед иконой.

По традиции все три раза поет хор.

Можно сделать так: 1-й раз поет канонарх, 2-й - хор, 3-й раз - с народом (или хор и с вы гу-гу, например, Турчанинова).

Этот ексапостиларий - общий для Понедельника, Вторника, Среды и Четвертка.

Часто ексапостиларий поется на тот же напев, что и «Се, Жених...» Получается, что этим напевом мы начали утреню, этим напевом и заканчиваем.

Хвалитные псалмы до на 4: и хвалитные стихиры.

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

И читаемое славословие.

Просительная ектения.

Стиховна.

«Благо есть...» дважды.

Трисвятое. «Отче наш...»

«В храме стояще...»

«Господи, помилуй» 40 раз, СЛАВА И НЫНЕ: «Честнейшую...» «Именем Господним...»

«Небесный Царю...»

И молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.

Час 1-й.

НА ЧАСАХ

На 1-м и 9-м часах все три дня кафизмы нет.

На 3-м и 6-м часах - кафизма есть.

Тропари часов постовые (с пением, поклонами).

Кондак своего дня.

В конце 1-го часа «Взбранной Воеводе...» поют либо на 8-й стихирный глас, либо на «Волною морскою...», либо на «Се, Жених...»

На 6-м часе есть обычная вставка из Триоди - тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

Обычные постовые. Кондак своего дня.

Только в Великую Среду Устав распоряжается кондаками иначе:

кондак Великой Среды «Паче блудницы...»

кондак храма святого

СЛАВА: «Со святыми...»

И НЫНЕ: кондак храма Богородицы, аще же ни - «Предстательство христиан...»

ВЕЧЕРНЯ

103-й псалом, Великая ектения.

18-я кафизма на 3 Славы с переносом Святых Даров.

На «Господи, воззвах» стихир на 10:

Вход с Евангелием. «Свете тихий».

1-й прокимен, 1-я паремия.

2-й прокимен, «Свет Христов...», 2-я паремия.

«Да исправится молитва моя...»

Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами.

Чтение Евангелия.

И прочее последование Преждеосвященной Литургии.

В Великую Среду на Литургии Преждеосвященных Даров (это последняя Литургия Преждеосвященных Даров) по возгласе «Благословение Господне на вас...» иерей произносит последний раз молитву Ефрема Сирина с тремя поклонами.

На этой же службе последний раз звучат постовые напевы.

На 6-м часе в Великую Среду читается кафизма 20-я. На этом закончилась вычитка Псалтири. Только на утрени Великой субботы будет стихословиться 17-я кафизма.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

В среду вечером, накануне, служится утреня Великого Четвертка с 1-м часом. К ней могут присоединить малое повечерие, в котором есть Трипеснец Андрея Критского. Высокая поэзия Андрея Критского многих священников не оставляет равнодушными и служат Малое повечерие ради этого канона.

Утреня всегда служится накануне. Тайная вечеря - это принятие Святых Даров. Это день особого причащения. Накануне в традиции церкви - исповедь и соборная подготовка к причастию и даже настоятель иногда может читать канон ко причащению. Великий Четверг - это Тайная вечеря. Мы реально возобновляем ее. Вся служба направлена на подготовку к Причастию.

На эту службу чаще всего приглашают левый хор, потому что в ней нет особых песнопений, она состоит из простых, гласовых песнопений.

С этой службы отменяются все постовые напевы.

УТРЕНЯ

Это первая служба, на которой отменяются постовые напевы.

Двупсалмие. Шестопсалмие.

Великая ектения.

Вместо «Бог Господь...» - «Аллилуия» на напев «Се, Жених...»

Тропарь «Егда славнии ученицы...»

Когда мы поем «Се, Жених...» и «Егда славнии ученицы...», то лучше не петь их по текстам и не потому что там какие-то особые ноты, их там нет, а потому что этот напев состоит из двух фраз и их чередование не совсем простое (1, 2, 1, 2...), в каких-то местах 2-я фраза повторяется дважды.

СЛАВА: 2-й раз, И НЫНЕ: 3-й раз.

Начиная с утрени Великого Четверга в утрени появляются некоторые конструктивные изменения: отменяется стихословие Псалтири и сразу после тропарей появляется чтение Евангелия.

Чтение Евангелия от Луки.

50-й псалом.

(кафизмы НЕТ, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...» и возгласа «Милостию и щедротами...» тоже НЕТ, сразу - канон).

КАНОН

«Сеченое сечется...»

Канон полноценный, все 8 песен. Канон 6-го гласа, поется на напев «Волною морскою...»

Каждая песнь закрывается тем же ирмосом, что и открывается.

Припев к тропарям канона по Уставу - «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Канон имеет краегранесие: «В Великий Четверток долгую песнь пою». Ирмосы входят в краегранесие.

По 3-й песни - седален.

По 6-й песни - кондак «Хлеб прием в руце предатель...»

Ирмос 9-й песни «Странствия Владычня...» становится задостойником Великого Четверга, который поется вместо «О Тебе радуется...», а это значит, что он сопровождается протяженными тайными молитвами, поэтому петь его в том же темпе, что и на утрени нельзя. Лучше спеть на Литургии Киево-Печерского распева.

Малая ектения.

Ексапостиларий «Чертог Твой...» (трижды, через Славу и ныне).

Хвалитные псалмы до на 4: и хвалитные стихиры. Первую стихиру Кастальский предложил в своей гармонизации. Архим. Матфей гармонизовал по принципу Кастальского все стихиры Великого Пятка. Регент В. Чугреев тоже проделал такую работу по гармонизации стихир по методу Кастальского есть в рукописном виде.

Чтец: «Слав Тебе, показавшему нам свет» и читаемое славословие.

Просительная ектения.

Стиховна со своими стихами.

«Благо есть...» (единожды). Трисвятое. «Отче наш...»

Тропарь «Егда славнии ученицы...» Поют либо на напев «Се, Жених...», либо на 8-й стихирный глас.

Сугубая ектения.

Полный отпуст.

1-Й ЧАС

Кафизмы нет.

Тропарь «Егда славнии...»

Сразу после Богородична часа «Что Тя наречем...» - вставка:

тропарь пророчества

прокимен (на обычный прокименовый глас утрени)

пророчество Иеремиино

прокимен (на Литургический прокименовый глас).

«Стопы моя...»

Окончание часа обычное.

Кондак «Хлеб прием в руце предатель...»

«Взбранной Воеводе...»

Полный отпуст с «Великого Господина...»

Обычно на этой службе бывает общая исповедь. По традиции после 1-го часа читается правило ко причащению.

Литургия - акцентная служба. Утром в Великий Четверток служатся 3-й, 6-й, 9-й часы, Изобразительны и вечерня, переходящая в Литургию Василия Великого.

Если в храме служится две Литургии, то ранняя Литургия служится как обычная: 3-й, 6-й часы и сразу Литургия с изобразительными антифонами. На Входе: «Приидите, поклонимся, и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуия». И далее все по чину Литургии Василия Великого.

3-Й, 6-Й, 9-Й ЧАСЫ обычные.

Тропарь «Егда славнии ученицы...»

Кондак «Хлеб прием в руце предатель...»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ по скору. Читаются начиная с «Во Царствии...»

«Верую...» будет и здесь, и на Литургии. Это указано в Типиконе, но не логично, потому что на Литургии будет петься «Верую...»

Отпуст - с «Достойно есть...» на два возгласа.

На часах ничего не поется, поэтому хористов можно пригласить не к началу службы, а на полчаса попозже, чтобы не парились на клиросе.

ВЕЧЕРНЯ

Эта вечерня - под Великий Пяток и в ней ощутимо присутствуют тексты Страстные - сердитые, грозные стихиры.

Возглас «Благословенно Царство...» - это возглас на Литургию.

Обычное начало («шапка»).

103-й псалом, Великая ектения.

(Никаких кафизм нет).

На «Господи, воззвах...» стихир на 10:

Эти стихиры надо петь сердито - они о предательстве Иуды.

Если ваш хор поет с листа, а вы - матерый регент, то можете спеть эти стихиры в гармонизации по Кастальскому В. Чугреева или архим. Матфея (они независимо друг от друга проделали одну и ту же работу по гармонизации).

Вход с Евангелием. «Свете тихий...»

Ветхозаветные чтения: 1-й прокимен, 1-я паремия (Исхода чтение), 2-й прокимен, 2- я паремия (Иова чтение), 3-я паремия (Исаина чтение).

Малая ектения. Возглас «Яко свят еси...» и Трисвятое.

И новозаветные чтения: прокимен Литургический «Князи людстии...», Апостол к Коринфяном, Аллилуия, Евангелие от Матфея (о суде над Христом).

Сугубая ектения «Рцем вси...»

И далее Литургия идет по чину Литургии Василия Великого.

Вместо Херувимской песни поется «Вечери Твоея тайныя днесь...» 2 раза поется до Входа и один раз поется после Входа с прибавлением «Аллилуия».

Длинный распев лучше брать до Входа, а после Входа можно и покороче.

Выбор распева зависит от количества человек в вашем хоре, от качества их пения, от того, в каком храме вы поете - в главном соборе города или в маленькой деревне, от того сколько человек на клиросе и сколько в храме (на клиросе двое, а в храме - 200). Музыкальные традиции оставили нам очень большое количество напевов обиходных и авторских. Сам текст «Вечери Твоея...» звучит в службе несколько раз: вместо Херувимской песни, как причастен во время причащения духовенства и мирян (поют вместо «Тело Христово...» на своем месте), вместо «Видехом...» и вместо «Да исполнятся уста...» Когда мы поем вместо «Видехом...» - это один объем, а когда поем как причастен - другой.

Очень хороший - Киево-Печерский. Не «развезенный». Его можно петь до Входа.

Обиходный - это гармонический скелет Киево-Печерского. Его можно спеть после Входа.

Львова - роскошный, классика. В один из годов Богослужебные указания написали такую фразу: «Вместо Херувимской песни поем «Вечери Твоея...» Львова».

Кустовского хорош на квартете. Два верхних голоса - мелодия знаменного распева. Хорошее послушание для теноров. Она не всем по душе, многие считают, что здесь слишком современные гармонии.

«Милость мира...» длинная (на Литургии Василия Великого).

Вместо «О Тебе радуется...» поется ирмос 9-й песни «Странствия Владычня...»

Киево-Печерский распев - строгий, не выбивается по стилю, откровенное родство с «Волною морскою...».

Причастен «Вечери Твоея тайныя днесь...»

Во время пения причастна священники не только причащаются, но и заготавливают Святые Дары на весь год, поэтому время до причащения мирян очень продолжительное.

Во время причащения мирян поется «Вечери Твоея тайныя днесь...» (здесь уставная строгость осталась убереженной от варварства). Петь во время причащения мирян «Вечери Твоея тайныя днесь...» лучше либо просто на 6-й глас, либо на 6-й болгарский.

Священник: «Спаси, Боже, люди Твоя...»

Хор: «Вечери Твоея...»

Греческий Устав вместо «Видехом...» полагает петь «Вечери Твоея...» это стоит оговорить с настоятелем. Если вас благословят в этом месте петь «Вечери Твоея...», то петь надо быстро, просто на 6-й глас или на 6-й болгарский глас.

Священник: «Всегда, ныне и присно...»

Хор: «Аминь. Вечери Твоея тайныя днесь... Аллилуия, аллилуия, аллилуия».

Петь «Вечери Твоея...» по скору, просто на 6-й глас. Никаким распевом в этом месте службу удлинять не стоит, она и так очень длинная, долгая. Но надо заранее продумать, как петь «Аллилуия». Лучше всего - как после «Да исполнятся...»

Типикон пишет только о замене «Да исполнятся...» на «Вечери Твоея...» Многие на возглас «Спаси, Боже, люди Твоя...» поют «Видехом...» В Греции же «Видехом...» поется очень редко, на этом месте обычно поется тропарь праздника. А «Да исполнятся...» заменяются на что-нибудь редко, это исключительный случай. Про замену «Видехом...» Устав не пишет потому что по умолчанию и так само собой разумеется, это логично, факт, не требующий повторения.

На архиерейской службе по заамвонной молитве совершается чин омовения ног (архиерей умывает ноги священникам).

Вечером служба довольно долгая. Регенту обязательно нужно позаботиться о том, чтобы клирошане отдохнули: уложить спать, напоить чаем.

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК

Малое повечерие по Уставу служится перед утреней и здесь. А полунощницу полагается отслужить в келлиях.

Служение распределяется таким образом:

в четверг вечером: утреня без 1-го часа;

в пятницу утром: Царские часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) + Изобразительны;

в пятницу днем: вечерня, которая служится отдельно и никуда не переводится, совершается ради выноса Плащаницы.

Литургия в этот день не положена. Она может быть отслужена только в одном случае - когда Благовещение попадает на Великий пяток.

По драматичности и яркости эта служба - одна из самых-самых.

УТРЕНЯ совершается ради последования 12 Страстных Евангелий: 4-х евангелистов по 3 эпизода, 1-е из Евангелий - самое протяженное, 12-е - самое короткое.

К чину утрени ничего не присоединяют. Служится накануне вечером в четверг.

Двупсалмие. Шестопсалмие. Великая ектения.

Вместо «Бог Господь...» - «Аллилуия» на напев «Се, Жених...»

Тропарь «Егда славнии ученицы...» Во время пения этого тропаря происходит каждение всего храма.

СЛАВА: 2-й раз.

И НЫНЕ: 3-й раз.

Малая ектения.

Никакого стихословия нет. Кафизмы перестали выполнять функцию ежедневной вычитки Псалтири. Вместо чтения Псалтири есть пение антифонов. Всего антифонов 15. Они сгруппированы по 3 штуки. Тексты - о распятии.

1-е Евангелие со страстными опевами:

перед Евангелием «Слава страстем Твоим, Господи, слава Тебе»;

после Евангелия «Слава долготерпению Твоему, Господи, слава Тебе».

В некоторых традициях поют «Слава Страстем Твоим, Господи, Господи», где- то просто поют «Слава Страстем Твоим, Господи». И в традиции пения при неизменяемой мелодии могут быть эти вариации. Здесь принципиальной разницы нет. И тон, и выразительность опева Евангелия чуть выше, чем в другие дни, как и значение самих Евангелий.

На каждом чтении Евангелия все зажигают свечи. На каждом Евангелии бьют в колокол столько раз, какое по счету Евангелие.

И без возгласов, без всего, сразу надо начинать. Если антифоны поются, то стихирным гласом.

Антифоны 1-й, 2-й и 3-й.

Малая ектения.

Седален. По Уставу седален поется канонархом посреди церкви. Слава: конец седальна, И ныне: полностью. По традиции седален поет хор стихирным гласом (но поются всегда). «На нихже не седим, но стояще поем: за еже кадит тогда иерей или диакон Святую Трапезу» (Типикон, во Святой и Великий Пяток утра).

Каждый блок представляет из себя:

1-й антифон: 1-й тропарь, 2-й тропарь, Слава: ин тропарь, И ныне: тойже.

2-й антифон: 1-й тропарь, 2-й тропарь, Слава: ин тропарь, И ныне: тойже.

3-й антифон: 1-й тропарь, 2-й тропарь, Слава: ин тропарь, И ныне: тойже.

Малая ектения, седален.

По Уставу антифоны поются антифонно, каждый из них так:

1-й хор: 1-й тропарь. 2-й хор: 1-й тропарь.

1-й хор: 2-й тропарь. 2-й хор: 2-й тропарь.

(Могут быть еще тропари).

1-й хор: Слава: ин тропарь.

2-й хор: И ныне: тот же тропарь.

По традиции антифоны:

1. либо все 3 антифона читаются. Читают два чтеца антифонно, не удваивая количество тропарей. Чтение очень хорошо оттеняет пение седальнов. Хор поет только малую ектению и седален.

2. либо 1-й антифон поется без удвоений тропарей, тоже стихирным гласом. 2-й и 3-й антифоны читаются двумя чтецами антифонно, тоже без удвоений. Малая ектения и седален поются.

Это два вида очень распространенных сокращений. Но лучше все оговорить с настоятелем - удваивать ли тропари, что петь, а что читать.

После каждого блока читается очередное Евангелие. Таких блоков 5.

2-е Евангелие.

Антифоны 4-й, 5-й, 6-й.

Малая ектения, седален.

3-е Евангелие.

Антифоны 7-й, 8-й, 9-й.

Малая ектения, седален.

4-е Евангелие.

Антифоны 10-й, 11-й, 12-й.

Малая ектения, седален.

5-е Евангелие.

Антифоны 13-й, 14-й, 15-й.

15-й антифон «Днесь висит на древе...» можно спеть на музыку С. Трубачева, а можно спеть просто на 6-й глас или его подобен «Все отложше...» Лучше петь просто, не затягивая, т. к. служба и так длинная. Да и это будет перетяжка акцента. А «Днесь висит на древе...» будет петься еще раз - на 9-м часе в Царских часах.

Малая ектения, седален «Искупил ны еси...» - венчает собой цикл периодичности антифонов и в конце утрени Устав отбрасывает его на место тропаря.

6-е Евангелие.

Блаженны с тропарями.

По Уставу - это 4-й глас. По традиции поется на подобен 6-го гласа «Тридневен». Можно спеть на обычный, Лаврский напев Блаженств. Традиции исполнения разные: либо все читается, либо все поется, либо строки Блаженств поются, а тропари - читаются.

Малая ектения.

Прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий». Хитом является музыка П. Толстова - в стиле Гречанинова. Гармонизация О. Мартынова - в стиле Трубачева. Но никто никогда не поет этот прокимен веселеньким 4-м гласом, это неуместно.

7-е Евангелие.

50-й псалом ( в некоторых храмах его поют).

8-е Евангелие.

И сразу, без ектений, без возгласов поется Трипеснец «К Тебе утреннюю...» (песни 5-я, 8-я, 9-я).

Глас - 6-й. Можно спеть на «Волною морскою...» или Киево-Печерского распева.

Предположим, пришел в ваш храм на службу какой-нибудь шишка, который спонсирует храм и говорит: «Я хочу, чтобы вы мне спели Трипеснец Турчанинова. Вы спокойно можете петь Киево-Печерский распев, там мелодия абсолютно та же.

Ирмосы являются и катавасией.

По 5-й песни - малая ектения (которая идет после 6-й песни), кондак «Нас ради Распятаго...» Кондак принято петь либо на 8-й Киево-Печерский глас, либо на 8-й тропарный глас, но снизу.

Ирмос 9-й песни «Честнейшую Херувим...» стал бы задостойником Великого Пятка, если бы в Пяток служилась Литургия. «Достойно есть...» - это припев к ирмосу «Честнейшую Херувим...» Само «Достойно есть...» никогда не поется в Великий Пяток, но поется почти на всех Литургиях Иоанна Златоуста.

Малая ектения.

Ексапостиларий «Разбойника благоразумнаго...» Слава: 2-й раз, И ныне: 3-й раз.

Этот ексапостиларий поется один раз в год - на утрени Великого Пятка. В нем есть сосредоточенность, драматизм, углубленность в себя. Музыка Старицкого потеряла авторство и в Лавре стала монастырским распевом. Считается одним из самых ярких.

По Уставу должен петь канонарх один. Можно сделать так: соло канонарха (например, знаменным распевом) - 1-й раз, а 2-й и 3-й разы - хор на ин распев. Но лучше брать один напев на все три раза.

И сразу - 9-е Евангелие.

Хвалитные псалмы до на 4: и хвалитные стихиры.

10-е Евангелие.

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читаемое славословие.

Просительная ектения «Исполним утреннюю...»

11-е Евангелие.

Стиховные стихиры со своими стихами.

Стихиры известны в гармонизации А. Кастальского - сделаны архим. Матфеем и В. Чугреевым.

12-е Евангелие (очень короткое). В колокол звонят 12 раз и по прочтении - трезвон.

«Благо есть...» Трисвятое. «Отче наш...»

Хор: «Аминь» и тропарь «Искупил ны еси...», который поют на 4-й стихирный глас, как седален по 15-м антифоне.

Сугубая ектения.

Полный отпуст с «Великаго Господина...» и расход.

1-й час не читается, т. к. входит в состав Царских часов.

Те свечи, которые зажигали во время чтения Евангелия, разносятся по хатам и на косяках в домах коптится крестик.

ЦАРСКИЕ ЧАСЫ

Все часы - 1-й, 3-й, 6-й и 9-й + Изобразительны - единое служение. Эти часы берут очень многие элементы и по текстам песнопений, и по вычитке Евангельских эпизодов, и по напевам продолжают тематику утрени с 12-ю Евангелиями, утреню Великого Пятка.

У каждого часа свое трипсалмие.

1-й час начинается с обычного начала (с «шапки»).

В конце 1-го часа нет никаких «Взбранной Воеводе...», но молитву «Христе, Свете Истинный...» по обычаю читает священник (иногда эту молитву отдают на чтение стецу).

Размыто понятие тропаря. На каждом часе - свой тропарь.

Кондак на всех часах один и тот же «Нас ради Распятаго...»

Между Богородичным и Господским часа - вставка:

3 стихиры со стихами (называются тропарями)

Прокимен, Паремия, Апостол, Евангелие.

Опевы Евангелия - Страстные: «Слава Страстем...» и «Слава долготерпению...»

На 9-м часе стихиру «Днесь висит на древе...» сначала должен спеть канонарх посреде храма, а потом - хор. Здесь можно спеть на музыку С. Трубачева.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

читаются по скору, с «Во Царствии...»

Кондак «Нас ради Распятаго...» по традиции поется.

Отпуст полный, с «Достойно есть...» на два возгласа и «Великаго Господина... ».

И бывает расход до вечерни.

ВЕЧЕРНЯ

Часто вечерню мы подсоединяем либо к предыдущей службе (например, часы, Изобразительны, вечерня), либо присоединяем к тому, что будет после нее (например, вечерня + утреня). Вечерня, как самостоятельный вид служения, бывает очень редко - например, на Пасху. Вечерня Великого пятка не примыкает ни туда и ни сюда, она служится отдельно.

Служат ее обычно днем - примерно в 14 часов. Главное значение этой вечерни - вынос Плащаницы. Эта вечерня совершается ради выноса Плащаницы.

Служба получается довольно короткая. Удлинить эту службу была идея у акафиста Петра Могилы. Этот акафист Страстям Христовым здесь очень логичен и на своем месте. Но исторически сложилось так, что акафист убрали в саму Четыредесятницу, а к этой вечерне стали подсоединять канон Симеона Логофета на плач Богородицы.

103-й псалом, Великая ектения.

На «Господи, воззвах» стихир на 6:

(Никакого стихословия нет).

Стихиры повторяют хвалитные стихиры с утрени Великого Пятка.

Стихиры о распятии и смерти на Кресте.

Вход с Евангелием. «Свете Тихий...»

Прокимен «Разделиша ризы Моя себе...»

1-я паремия

Прокимен «Суди, Господи...»

2-я паремия

3-я паремия

Прокимен «Положиша мя в рове...»

Апостол, Аллилуия.

Евангелие. Опевы обычные (потому что эта вечерня - уже под субботу). Текст - и о распятии, и о погребении.

Сугубая ектения «Рцем вси...»

«Сподоби, Господи...»

Просительная ектения «Исполним...»

Стиховные стихиры. Это главная часть вечерни.

Поются на самоподобен «Егда от древа...»

СЛАВА И НЫНЕ: «Тебе одеющагося...», глас 5-й.

Наиболее известен болгарский распев в гармонизации Турчанинова, но он не простой.

Болгарский распев с исоном - самое яркое прочтение этой стихиры. Но этот распев можно петь только когда очень хорошо его знаешь, когда он «вылизан». Стихира длинная, распев тоже длинный и это не позволяет тянуть, петь медленно.

Если у вас хор попроще - пойте архиеп. Ионафана (Елецких).

Можно взять 5-й глас в гармонизации А. Кастальского.

Если хор нот вообще не знает, то лучше спеть на подобен 5-го гласа «Радуйся... » Да и подобен этот хорошо «вяжется» с «Егда от древа».

При пении «Тебе одеющагося...» отверзаются Царские врата и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг Престола с лежащей на нем Плащаницей.

Сюда и был адресован акафист Страстям Христовым Петра Могилы.

Чтец: «Ныне отпущаеши...»

Трисвятое. «Отче наш...»

Хор: «Аминь» и тропари «Благообразный Иосиф...»

Слава и ныне: «Мироносицам женам...»

Напев один - болгарский. Петь тропари нужно тихо, легко, ровно, спокойно, но и не затягивая.

Все книги дают эти тропари в тройнике, как они поются на утрени. Но на вечерне они поются как двойник. Когда мы раскрываем ноты, то когда спели Славу, приходится переворачивать страницы и тыкать пальцем, что вызывает некоторый напряг.

По текстам эти тропари не поют, потому что раскладка слогов - не примитивная, иногда ломается квадрат, нарушается схема.

Во время пения тропаря предстоятель полагает себе на главу лежащее на Плащанице Евангелие и поверх его - Плащаницу, поддерживаемую сослужащими иереями. Они идут вокруг Престола через горнее место в северную дверь. Выносят Плащаницу на средину храма и полагают на уготованном месте. Предстоятель с диаконом совершают каждение окрест Плащаницы трижды.

По Уставу здесь положена проповедь. Но, как правило, здесь ее не произносят. По приходской традиции здесь читается канон Симеона Логофета о распятии на плач Богородицы из Малого повечерия.

Это первое чтение перед Плащаницей. Поются только ирмосы и кондак. Закрывается только 9-я песнь. По ней - Трисвятое. «Отче наш...» Кондак и сразу отпуст.

«Премудрость!» - «Благослови!»

«Сый благословен...» - «Аминь. Утверди, Боже...»

«Пресвятая Богородице, спаи нас!» - «Честнейшую...»

«Слава Тебе, Христе Боже...» - Слава и ныне: «Господи, помилуй» трижды, «Благослови!»

«Иже нас ради человеков...» - «Великаго Господина...»

Закончилась служба. Прихожане знают: раз что-то вынесли, значит к этому надо приложится. Хотя по Уставу и положено прикладываться к Плащанице по отпусте на утрени Великой Субботы. Но этого никому не объяснишь и никто не будет стоять с винтовкой, распугивая бабулек.

Поэтому здесь, скорее всего, вам придется петь стихиру на целование Плащаницы «Приидите, ублажим Иосифа...» Поют эту стихиру на музыку Бортнянского. Поскольку все прикладываются, то наше пение должно быть фоном.

Видимо тот, кто писал постную Триодь II, к Великому Пятку был уже никакой, потому что написал такую ляпу: «Повечерие же поем в келлиях... Последи же ирмос оба лика вкупе...»