• Название:

    Могут ли ёлки быть Рождественскими


  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Могут ли ёлки быть Рождественскими?

Наступают Рождественские и новогодние праздники, и скоро повсеместно мы

увидим множество ёлок, гирлянд, шаров, фейерверков. Детворе это создаёт праздничное

настроение, да и многие взрослые не прочь «окунуться в детство», украшая дом

праздничной мишурой. Эта традиция настолько известна нам с малых лет, что многие

христиане даже не задумываются о её истоках и значении. А если и задумываются, то

чаще всего на вопрос: «Зачем нам на Рождество ёлка?», отвечают: «Просто так принято.

Создаёт праздничное настроение и запах чудесный. Главное, что мы не придаём этому

такого значения, как язычники. Да и все так делают. Главное для Бога – наше сердце». А в

последнее время наша «Новогодняя ёлка» всё чаще звучит по-западному – «Christmas

tree» (Рождественское дерево), что делает её ещё более модной и привлекательной. Во

многих протестантских церквях ставят ёлки, украшают здания ветками, как говорится,

«испокон веков», а при нынешних возможностях обмена фото и видео информацией,

можно легко обмениваться опытом украшения домов и церквей на Рождество.

Действительно ли всё это так просто и безобидно?

Исторические корни Рождественской ёлки

Немного из истории. Одухотворение и почитание деревьев, вера в то, что

деревья являются живыми существами, в которые перешли души умерших, в то, что боги

выбирают себе те или иные деревья, чтобы жить в них, издревле была свойственна всем

народам. Согласно древним верованиям, духи, которые переселились в дерево, защищали

человека от злых сил и неблагоприятных природных явлений. Дерево воспринималось

«носителем жизненных энергий, связывающих в единое целое мир человека, природы и

космоса». В мифах, объясняющих происхождение и устройство мира, у всех народов

существовал образ мирового дерева, «где оно рассматривалось как опора,

обеспечивающая стабильность миропорядка». Деревья соединяли небо, землю и

потусторонний мир, давали возможность общения между ними. Посредством дерева

человек получал доступ к солнечным божественным силам. Интересно, что в

индоевропейских языках слова со значением «дерево» могли принимать значение «вера,

верить» (Сравнительный словарь мифологической символики М. М. Маковского.) Идея

дерева жизни, райского дерева, на котором растут плоды бессмертия, существовала во

многих религиях. Понятно, что дьявол всегда старался сделать какое-то подобие

Библейским истинам, перекручивая и искажая их. В зависимости от географических и

климатических условий, а также местных традиций, возникал культ дерева определённой

породы, а вместе с ним и традиции. Объектом поклонения становились самые различные

деревья: дуб, сосна, кипарис, ясень, эвкалипт и др. Понятно, что там, где зимой деревья

стоят без листвы, для зимних культовых поклонений использовались ветви и деревья ели,

сосны, омелы и др. Считалось, что духи находят себе пристанище преимущественно в

наиболее раскидистых и высоких деревьях. Всегда особое предпочтение отводилось

вечнозелёным деревьям, поскольку считалось, что наполненность вечной силой

проявлялась в них в большей степени. Поэтому, когда христиане говорят, что приносят

ель в дом, как символ жизни, очень напоминает именно то, что делали языческие народы,

согласно их верованиям. Они считали дерево, особенно вечнозелёное, символом жизни.

(Исторические сведения взяты из различных источников. Главный – исследования Е. В.

Душечкиной. «Русская ёлка. История. Мифология. Литература.»)

Одними из главных богов дохристианского, языческого времени, согласно

вавилонской легенде, были Нимрод – Ваал – бог солнца, Семирамида (Иштер) – Астарта,

его жена, богиня плодородия и их сын Фамуз, убитый диким кабаном и воскресший. В

разных народах имена этих богов звучали по-разному (например, Эрос и Афродита,

Купидон и Венера и др.). В их честь язычники устраивали различные праздники, которые

до сих пор поражают своей жестокостью и развращённостью. Например, в Риме, начиная

с дня зимнего солнцестояния, 12 дней праздновали праздник Сатурналий – день рождения

младенца Фамуза. Кельты во время сатурналия развешивали омелу и устраивали пьяные

оргии. Также они почитали сосну священным деревом, «деревом жизни» и проводили

вокруг неё свои мистические ритуалы. Древние символы бога солнца, богини плодородия,

их сына, находят как в древних, исторических находках, так их можно найти в

современной культуре, архитектуре, религии. Это говорит о том, что поклонение Ваалу

(языческому божеству солнца, часто встречающемуся в Библии) не исчезло, а, наоборот,

процветает, хотя и приняло более скрытые и замаскированные формы. Очень много

сходства с языческими праздниками мы встречаем в наших христианских празднованиях

Рождества и Пасхи. Начиная с даты 25 декабря или 7 января, празднования зимнего

солнцестояния и рождения языческого бога, враг постарался так перемешать все символы

поклонения Ваалу и Иисусу, что получился очень странный симбиоз, который многие не

замечают. Рождественская ель – это один из самых странных гибридов язычества и

христианства. Во многих светских источниках я находила информацию, что современный

мир прекрасно понимает, что ёлка на Рождество – это чисто языческая традиция, которую

позаимствовало себе христианство. Да и каждый из нас прекрасно знает, что ели на

Рождество Иисуса Христа не было и близко.

Празднование Рождества в наше время

Ещё немного параллелей празднования Рождества из истории. Санта Клаус (Дед

Мороз). Его прародитель путешествовал на колеснице с 8-мью оленями и таскал за собою

тёмных помощников (бесов) крампусов (сейчас это модифицированные милые эльфы),

присутствие которых замечали по звуку колокольчиков. Главным символом Санты

является специальное (считай – мистическое) дерево. Если его не было, то и Санта

проезжал мимо. Он приходил через трубу ночью, его фразой было: «Хо-хо-хо!» (То же

самое говорит наш Дед Мороз: «Ох-ох-ох!» - при повторении звучит одинаково.) Эту

фразу в средневековых постановках всегда говорил дьявол. Так получилось, что у людей с

языческим мировосприятием слилось в одно: Санта Клаус - Дед Мороз (дух лютого

холода) – Святой Николай – Старый Ник (так называли в Старой Европе сатану) –

считается, что это одна личность! Католики официально признали, что Святой Николай

никогда не существовал в их церкви, он был епископом восточной церкви в 4-м веке и как

попал и почитается в католической Европе объяснить не могут. Обратите внимание, что

«наши» Дед Мороз и Снегурочка являются волшебниками, на праздниках их нужно звать.

Дед Мороз обладает посохом с особым мистическим действием (как волшебная палочка) –

древним сакральным символом. Он приходит ночью и у него тоже есть волшебное дерево.

Вокруг ёлки водят хороводы, танцуют, говорят слова заклинания, ёлочка одушевляется,

возле неё загадывается желание, на ней зажигают огни – древнейший символ «добрых»

духов – усопших предков. Дерево украшено шарами и другой мишурой, точно так, как это

делали в древности язычники. На вершине помещается звезда – символ солнца. Хотя

некоторые пытаются убедить нас, что звезда на ёлке – Вифлеемская (?) звезда.

Постоянными героями новогодних праздников в наших постсоветских странах также

являются Баба Яга, лешие и другая нечисть. Кстати, в русской мифологии ель всегда

считалась деревом смерти, её образ был неизменно связан с чертями или лешими. Слово

«ёлс» стало одним из имён лешего, черта. Хочется спросить: «Действительно ли детские

Новогодние и Рождественские праздники вокруг ёлок – это безобидные детские

развлечения, праздники, на которые можно водить наших детей попрыгать вокруг ёлочки

и поразвлечься?» Тем более, можно ли делать постановки в церкви с участием Деда

Мороза, Снегурочки и водить хороводы вокруг ёлки? Что общего у света с тьмою?

Что говорит нам Библия о деревьях и ёлках?

Прямого указания на счёт Рождественских елей я не нашла. Но вот как Библия

описывает опасность поклонения дереву:

Втор 16:21 «Не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа»

Иезек.20:27,28. «Вот, чем ещё хулили Меня отцы ваши, вероломно поступая против

Меня: они, высмотревши себе всякий высокий холм и всякое ветвистое дерево, стали

закалать там жертвы свои, и ставили там оскорбительные для Меня приношения

свои»

Суд.6:25 Господь сказал Гедеону: «Разрушь жертвенник Ваала и сруби священное

дерево, которое при нём»

Есть и др. отрывки, из которых можно сделать вывод: Бог строго заповедал не приносить

жертвы под деревьями, т. к. впоследствии они могут стать «священными» и привести к

идолопоклонству. Это говорит о том, что наш Господь прекрасно знает о склонности

человека обожествлять дерево, поэтому его не должно было быть возле жертвенника, что

впоследствии израильтяне нарушали неоднократно, за что гнев Божий пребывал на них.

Мартин Лютер и Рождественская ёлка

Самым главным аргументом христиан, сторонников Рождественских ёлок,

является предположение, что Мартин Лютер, реформатор, якобы первым поставил

Рождественскую ёлку, тем самым подав пример протестантскому миру того времени.

Единственным доказательством этого является существование гравюры 16 века, на

которой Лютер с семьёй изображён возле Рождественского дерева. Ещё существует

несколько легенд, описывающих, как и почему он принёс это дерево к себе в дом. Одна из

них говорит, что он это сделал, восхитившись красотою звёздного неба на Рождество, что

побудило его принести ёлку и украсить её свечами, напоминающими о Вифлеемской

звезде. Однако эти предположения остаются только легендами, на самом деле у нас нет

достоверных сведений, почему он это сделал. Если это и имело место, всё же его примеру

соотечественники последовали не сразу. Через полстолетия после смерти Лютера на

территории Германии ещё не заметно было каких-либо следов широкого использования

ели, как Рождественского дерева. Первое письменное свидетельство об этом относится к

1605 г, когда немецкий путешественник пришёл в Страсбург и увидел в домах тамошних

жителей украшенные ёлки. Это стало широко известно, и пастора увидели в этом

опасность. Один лютеранский теолог в своих проповедях неоднократно осуждал новый

обычай, говоря, что своим блеском Рождественское дерево отвлекает людей от мыслей о

рождённом Младенце Христе, Который должен быть единственным центром

праздничного торжества. (Е. В. Душечкина. стр.37,38) Поначалу ёлки украшали яблоками

и тряпочками. В Рождественских постановках ель выступала то ли деревом познания

добра и зла, то ли деревом жизни, существуют различные сведения. Хочется сказать, что

даже если Мартин Лютер ставил ёлку по неведомым нам причинам на Рождество, это не

даёт христианам Библейского основания делать это христианской традицией!

Считается, что от протестантов Германии традиция ставить Рождественское дерево

перешла во многие страны, причём взяв, в основном, только идею великолепно

сверкающей ёлки, став праздником дерева. В Америке с 1851 г. Рождественские ели стали

устанавливать в церквах, инициатором был пастор лютеранской церкви. Причём,

интересно, что жители города, где это происходило, устроили прихожанам этой церкви

бойкот, обвиняя их в поклонении освещённому свечами вечнозелёному дереву. Однако

это не помешало этой традиции укорениться повсеместно. На Руси первым ввести

традицию ёлок попытался Пётр 1, после своего путешествия в Европу в 1698-99г. Однако

она не прижилась. Лишь только начиная с 1820 г, когда русские увлеклись модой на

немецкую литературу и философию, ёлки начинают уже ставить во многих домах и

общественных местах. Должно заметить, что хоть и была взята идея Рождественского

дерева, празднования сопровождались пышными гуляньями, выпивкой, переодеваниями,

наряду с Библейскими персонажами, в медведей, в нечистую силу и гаданьями, что

говорит о том, что кроме названия «Рождественская ёлка» ничего христианского она с

собой не несла.

В наше время ёлки на Рождество и на Новый год стали миллиардным прибыльным

бизнесом по всему миру, когда страны соревнуются в величине и богатстве поставленного

дерева. Даже светские источники говорят: традиция ставить ёлку на Рождество

объединила язычество с христианством. Остаётся задать вопрос: кому это выгодно, так

возвеличить это дерево? И что думает Иисус Христос, глядя на эту традицию, особенно

среди христиан?

Альтернатива

«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живогоИ

потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к

нечистому, и Я прииму вас;» - 2 Кор. 6:17. Конечно, многого мы изменить не в силах. Но

почему бы не сделать то, что зависит от нас? Почему бы не переосмыслить, как мы

празднуем Рождество, и какие традиции вкладываем в сердца наших детей? Почему бы не

заменить языческую традицию встречать новый год за столом у телевизора, возле ёлочки,

на благодарственную молитву Господу за прожитый год в христианском или в семейном

кругу? Почему бы не праздновать Рождество без ёлки, но с настоящей Библейской

Рождественской историей, где Иисус будет главным героем? Можно сказать, что это не

будет так радостно? Будет, если настоящая радость о рождённом Христе будет наполнять

наши сердца! Почему бы не собрать у себя дома на каникулах соседскую детвору и не

провести настоящий Рождественский праздник с чудесной историей о Спасителе? Есть

хорошая традиция в христианской среде ходить по домам и соседям, петь Рождественские

песни и рассказывать о Рождестве. И пусть у нас не будет дома пышного накрытого стола

и сияющих гирлянд, зато мы будем знать, что в этот христианский праздник мы

прославили нашего чудесного Спасителя – Господа Иисуса Христа! Ведь мы празднуем

Его приход на эту землю!