• Название:

    Кришна как он есть


  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Кришна как он есть

отождествление Кришны с Вишну и возвышение Вишну не просто как великого бога, но как величайшего из всех богов относятся ко второму периоду, датируемому III веком до н. э.

В Махабхарате мы имеем собрание всех преданий о Кришне, сохранившихся ко времени ее создания: как о не арийском герое, как о духовном учителе и как о боге племени. В Махабхарате мы также видим процесс превращения Кришны в верховное божество. В некоторых местах он изображен поклоняющимся Махадэве [Махадэва – один из главных эпитетов Шивы]. Имеются отрывки, в которых отрицается его божественная природа (Muir, O. T., 4. pp. 205 ff.). В Сабхапарве Шишупала оспаривает притязания Кришны на место среди богов; Бхишма [один из главных героев Махабхараты] защищает их: Всякий, кто говорит, что Кришна есть просто человек, является глупцом. Из этого очевидно, что имелись сильные возражения против обожествления Кришны. Иногда Кришну считают воином бога Двараки. Время от времени он становится религиозным проповедником монотеизма, который имеет своим объектом культ обожаемого им Бхагавата [ имя верховного бога]. Иногда он отождествляется с самим Бхагаватом. Махабхарата содержит несколько пластов мысли, наслоившихся друг на друга в ходе веков и представляющим Кришну во всех видах, от исторической личности до аватару Вишну.

Ясно, что оформители Махабхараты почувствовали, что какой-нибудь популярный герой должен быть сделан сплачивающим центром, способным нейтрализовать мощное влияние еретических сект. Был использован образ Кришны. Имелись, однако, некоторые поступки, которые не были характерными для божественного существа, связанными с его жизнью, такие, как расалила, или круговой танец с гопи [любовные игры с пастушками], джала-крида, или игры в воде, вастра-апахарана, или похищение одежд [Кришна украл одежду купающихся пастушек и заставил их голыми выходить из воды и брать одежду из его рук. Это требовало какого-нибудь объяснения.

Царь Парикшит просил мудреца Шуку разъяснить его сомнения: Бог вселенной был воплощен, чтобы установить религию и разрушить неверие. Мог ли он, создатель, властелин и хранитель религиозных законов, преступить их, совершив греховное нарушение супружеской верности? Ответ Шуки гласил: Нарушение религиозных законов богами и дерзкие действия славных героев не пятнают их репутации, подобно тому как нечистое вещество, питающее огонь, не пачкает его. Но те, кто не являются богами, даже в мыслях никогда не должны совершать подобных поступков. Если человек по глупости пьет яд в подражание Шиве, он, конечно, умрет. Слова богов правдивы, но их действия могут быть неверными (Бхагавата, кн. 10. 33. 26-29).

Но изобретательность брахманов не оставит этого в таком виде. Они истолкуют иносказательно и попытаются освятить всю жизнь Кришны, окутав таинственностью окружающую его среду. Гопи символизируют народ, который благодаря наивной преданности находит бога. Оставление дома и мужа доильщицами коров является символом посвящения своей души небесному жениху. Бриндавана — это сердце человека. Радха и гопи запутаны в майе мира. Флейта Кришны — это голос бога. Следовать ему — означает принести в жертву имя и славу, отбросить достоинство и самоуважение, оставить дом, семью и все прочее. Те, кто заботится о безопасности и мире в обществе, не могут отвечать на зов бесконечного. Любить бога — значит претерпевать тяжкие испытания. Посвящение души небесному жениху, который является общим для всех и особенным для каждого, — метафора, не принадлежащая исключительно Индии, — включает в себя оставление земного мужа и дома. Величайшее жертвоприношение из всех должно быть совершено прежде, чем будет обретен бог. В вишнуитской поэзии мы слышим постоянный припев: Я становлюсь продажной женщиной ради тебя.

Много народных преданий истолковано в этой мистической манере, и случаи сомнительной нравственности толкуются как отношения между богом и индивидуальной душой. Тем не менее, при всей нашей готовности переделывать историю, толковать аллегорические факты и придумывать объяснения, мы не можем принять жизнь Кришны в том виде, как она описана в пуранах. Эти эпизоды вместе с рассказом о детстве Кришны и слабостью Баларамы к опьяняющим напиткам ясно указывают на не-арийское происхождение Кришны. И если сегодня Кришна является самым популярным индийским богом, то это потому, что автор Бхагавад-Гиты сделал его представителем высшей религии и философии. Когда Кришна стал богом, другие его имена, Кешава, Джанардана и т. д., были переданы Васудэве, а рассказы о том, что он сын Дэваки, были приписаны первоначальному богу. Даже сегодня мы имеем противоречивые описания Кришны и как высшей духовной сущности, наделенной острой, философской проницательностью, и как популярного героя, не вполне рыцарского в своем поведении.

См.: Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. Т. 1.