• Название:

    Веды Ведать Вежа


  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

ВЕЖА — жен., ·об., ·стар. знающий, сведущий; ученый, образованный. | Поп вежа, книжный, ученый и начитанный. | ныне вежа и невежа относится не до учености или познаний (в ·знач. неученого говорят невежда), а до образования внешнего, до светского Толковый словарь Даля

Слово «вежа» имеет три основных значения:

В Древней Руси - это башня, дозорная вышка (в этом значении оно было общим и для других славянских языков: польскому, чешскому, славянскому), а позже вежой стали называть и колокольню, замок, острог и даже тюрьму.

Ещё позже, до 1917 г., помимо башни вежой в России называли ещё и крытую кибитку кочевых народов, и шатер, палатку, а также старинное жилище саамов из жердей, крытое дёрном.

А на третье значение, интересное для нас, указывается в словаре Даля, где вежа – это человек «ведающий», т.е. знающий, начитанный. Сейчас нам известно два образования от этого слова - «невежа» (человек невоспитанный, грубый) и «невежда» (человек необразованный, тёмный).

ВЕДЫ

(санскр. veda — знание) — обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. культуры, включающей: 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахман («истолкование Брахмана» — значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр), Араньяк («лесные книги», предназначенные для дополнительного и «тайного» истолкования ритуала), Упанишад — эзотерическую интерпретацию реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистерию «сокровенного знания»; 3) руководства для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги («члены Вед») — фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия. Преимущественно В. понимаются в значениях (1) и (2): указанные руководства и связанные с ними шраута-, грихья- и дхарма-сутры относятся к разряду текстов смрити (букв. — память или предание), тогда как четыре первых класса текстов — к наиболее авторитетной группе, шрути.

Тексты В. складывались длительно и постепенно, и их изустная трансляция в различных местностях, различными кланами поэтов-жрецов, а затем жреческими «традициями» и «школами» заняла не одну историческую эпоху. Основной вектор трансмиссии священной ведийской литературы — поэтапная кодификация жреческими «традициями» и «школами» текстов священных гимнов и формул, на завершающей стадии которой к ним «подключались» указанные классы экзегетических памятников. Самыми древними собраниями гимнов и священных формул были Ригведа — «Веда гимнов» (дошла до нас в одной редакции) и Атхарваведа — «Веда заговоров» (в двух редакциях). Более поздними по материалу можно считать собрания Самаведы — «Веда напевов» (преимущественно приспособленные к особой рецитации гимны Ригведы) и Яджурведы — «Веда формул жертвоприношения» в двух основных версиях: Черная Яджурведа (четыре основные редакции) содержит наряду с названными формулами также и истолкования; Белая Яджурведа (две редакции) — только формулы. С Ригведой соотносятся тексты Брахман, Араньяк и Упани-шад под названием «Айтарея» и «Каушитаки»; с Сама-ведой — «Панчавинша-» и «Джайминия-брахмана», «Араньяка-самхита» и «Джайминия-упанишад-брахмана-араньяка», «Чхандогья-» и «Кена-упанишада»; с Черной Яджурведой — Брахманы, Араньяки и Упани-шады «Катха» и «Тайттирия», также «Шветашватара-», «Майтри-» и «Маханараяна-упанишада»; с Белой Яджурведой — Брахмана и Араньяка «Шатапатха» и «Брихадараньяка-» и «Иша-упанишада»; с Атхарваведой (которая получила статус В. позднее, чем предыдущие) — «Гопатха-брахмана», а также «Мундака-», «Прашна-», «Мандукья-упанишада» и множество поздних Упанишад. В ряде случаев Упанишады действительно входят в состав Араньяк соответствующей В., как те — в состав соответствующих Брахман, в других — связь между этими текстами в рамках каждой В. обоснована единством предания соответствующих жреческих школ, а иногда (как в случае с Упанишада-ми «Атхарваведы») является изобретением кодификаторов.

Датировка памятников корпуса В., за отсутствием внешних источников, крайне осложнена. Признанным считается, что: 1) собрание гимнов Ригведы было кодифицировано приблизительно к нач. I тыс. до н.э.; 2) Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, а также Брахманы (за исключением «Гопатхи») и Араньяки были более или менее поэтапно кодифицированы в течение пер. пол. I тыс. до н.э.; 3) Упанишады «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Айтарея», «Каушитаки», «Тайттирия», а также, возможно, «Иша» и «Кена» были оформлены до 5 в. до н.э. — шраманского периода.

Материал В., еще не обнаруживающий собственно теоретической рефлексии над мировоззренческими проблемами и понятиями, которые составляют признаки философии (см. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ), содержит лишь «среду» генерации самих этих проблем и понятий. В космогонических гимнах Ригведы (преимущественно более поздних I и X книг-мандал) ставятся вопросы о происхождении мира из «сущего» и «не-сущего», об исходном «материале» космоса и демиурге, ответственном за его формирование, о Речи как созидательном начале мироздания, о соотношении Единого и множественности его манифестаций. В Атхарваведе рассматриваются также структура микрокосма, идея космической опоры (скамбха), дыхание как микро- и макрокосмическая сила (прана), время как движущее начало сущего (кала), Священное Слово-Брахман. В Брахманах, экзегеза которых построена на весьма замысловатых корреляциях элементов жертвоприношения, человека и мироздания, выявляются, помимо названного, соотносительные приоритеты слова и мысли, первоначало мира — в виде как натуральных феноменов, так и мысли, выясняется, что лежит у истоков мироздания — сущее или несущее; здесь же начало знаменитой идентификации ядра микрокосма с мировым первоначалом — Атмана и Брахмана. В Араньяках прочерчиваются корреляции органов человека, соответствующих способностей и феноменов природного мира, представление об Атма-не как достигающем все большей «чистоты» сообразно с иерархией живых существ. Наконец, в «добуддийских» Упанишадах в многообразных контекстах рассматриваются Атман, Брахман и Пуруша — жизнеобразующие начала мира и индивида, пять жизненных дыханий-пран, состояния сознания в бодрствовании, сне и глубоком сне, способности чувств и действий (индрии), ум-манас и распознавание-виджняна, и фиксируются наблюдения в связи с механизмом познавательного процесса. Знаменитые «великие речения» Упанишад: «Я есмь Брахман», «Тот Атман есть поистине Брахман», «То еси ты» предназначались, по всей вероятности, для медитативной интериоризации адептом эзотерических жреческих школ переданной ему тайной истины, тогда как формула «Кто поистине знает того высшего Брахмана, (сам) становится Брахманом» означала «программу» инициации в мистерию тайнознания. Атман-Брахман — непостижимое единство, поскольку «нельзя познать познающего», которое определяется поэтому через отрицания: «не то, не то...». В Упанишадах впервые формулируется т.н. закон кармы, устанавливающий причинные отношения между поведением и знанием человека в настоящем и его реинкарнацией в будущем, а также учение о сансаре — круге перевоплощений индивида в результате действия «закона кармы» и об освобождении знающего, в результате искоренения аффектированного сознания, из круга сансары — мокша. Однако говорить о единой доктрине Упанишад, отражающих значительные расхождения учительских традиций, весьма затруднительно. «Послебуддийские» Упанишады отражают мировоззрение санкхьи, йоги, буддизма, поздние «ведантийские» — веданты.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ВЕДАТЬ, ниж. вести, церк. ведети; ведывать что, знать, иметь о чем сведение, весть, ведомость, знание. И не знавали и не ведывали мы такой напасти.

| Заведывать или править, управлять, распоряжаться по праву. Голова ведает волость. Кто как ведает, тот так и обедает. Кабы я ведал, где ты ныне обедал, знал бы чью ты песню поешь. Кабы знал, так бы ведал. Дедушка и не ведает, где внучек обедает. Кабы знать да ведать, где ныне обедать! Знать не знаю, ведать не ведаю, а дело мое. Не чаяно, не ведано, а беда на дворе. Что сам ведал, то и тебе поведал. Ем, а дела не вем. И глух и нем, греха не вем. Чье пью да ем (чей хлеб ем), того и вем. Хозяин не ведал, что гость не обедал. Кто у нас обедает, тот нас и не ведает. Ведаться с кем, знаться, делаться, разделываться. Ведайся свой со своим. Ведайся с ним как знаешь. Ведаться с кем судом, разбираться судом, искать, тягаться. Волость ведается головою, заведывается.

| А ну, давай ведаться, кому ехать, курск. конаться, метать жеребий, брать низ и верх палки. Веду, ведашь, вместо ведаю, ведаешь, знаю, знаешь. А меня, ведашь ты, дома не лучилось. Ведь, союз, ведай, знай, понимай, не так ли, разумеется, разве не так; ·произн. вить. Ведь я тебе говорил наперед, не говорил ли, разве, нешто не говорил? Выведай у него, зачем он едеть. Доведайся, куда он уехал. Заведывать делом, управлять. Он заведался, зазнался. Глуби моря не изведаешь. Наведай брата, навести; наведайся о здоровье его. Отведай пивца. Поведай мне правду, скажи. Переведай дело это получше, разузнай снова. Он предведал смерть свою. Проведай его, посети. Проведаль я о том-то, узнал. Ходит по домам, да разведывает. Сведаю, так скажу, узнаю. Уведал, да поздно, узнал. Ведомить употр. только с предлогом. Безведомить, обезведомить кого, безвестить. Обведомить, обвестить. Предведомить кого, предуведомить. Осведомиться о чем. Уведомь о приезде своем. Ведение ср., ·длит. или церк. ведение, знание, познание, разумение, сведение, понимание, состояние ведающего.

| Ведомство, управление, круг действия, заведыванье чем; в этом ·знач. употр. и ведание. Дела эти не в моем ведании.

| Ведение, бумага от равного в степени подчиненности места к равному; сношение, то же что отношение между должностными лицами. Больной лежить без веданья, вологод. без памяти, сознания. Ведомый, вестимый, известный, знаемый;

| кому, подведомый, подчиненный. Ведомо нареч. известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется, конечно так, бесспорно. Употреб. также в род. Это сделано без моего ведома, без веданья, ведения моего. Ехала кума, неведомо куда, о причудах. Спать без ведома, вологод. без памяти и сознания, крепко. Ведомство ср. отрасль, часть государственного управления, составляющая нечто целое. Каждое министерство составляет особое ведомство. Ведомственный, относящийся до ведомства. Ведомость жен. ведение; знание, сведение, известие.

| Роспись на бумаге, сведение в графах и цифрах;

| оглавление; именной список чего-либо. Именная ведомость небытчиков. Валовая или итожная ведомость о числе душ.

| ·стар. ведомство, круг подчиненности и действия. Ведомостца, умалит. Ведомости мн. газета, поденное, повременное издание. Ведомостный, относящийся до ведомостей. Веглас, ведомец муж., ·стар. ведец церк. ведчик, дока, мастер, знаток, искусник. Ведатель муж. ведающий что, знающий;

| заведываюший чем. Он тому гласа не весть, ·стар. ничего не смыслит. Невеглас, невежда. Ведство ср., ·стар. знание, сведение, опытность, бывалость;

| иногда то же, что ведунство. Ведун муж. ведунья жен. колдун, волшебник, знахарь, ворожея. Ведунство, ведовство ср., ·стар. волшебство, колдовство, волхвованье, знахарство, ворожба и пр. Ведовский ·стар. к колдовству, ведству относящийся. Ведьма жен., южн. или выдёма новг., ниж. ·и·др. колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверью народа, с нечистою силою, злодейка, у которой бывает хвостик. Умеючи и ведьму бьют, наотмашь от себя. Ученая ведьма хуже прирожденной; по поверью, есть ученые, и прирожденные. Ну его на Лысую гору, к ведьмам! На Силу (30 июля) ведьмы обмирают, опившись молока, выдаивая чужих коров. Ведьмы месяц скрали, затменье [от затмевать будет затмеванье, а от затмить, затменье]: поверье Украины и севера. Ведьмин, ведьмовский, ведьме свойственный, принадлежащий. Ведьмовать, колдовать на зло другим, злыдарить, вредить. Ведьмак муж., южн., зап., курск., вор. колдун;

| вовкулака, оборотень; упырь, кровосос, ходит после смерти своей и морит людей, поверье, общее всем славянским народам. Выдмед муж., южн., курск. медведь.

Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.