• Название:

    Контрольная работа по истории


  • Размер: 0.2 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО «Калужский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

по дисциплине

«ИСТОРИЯ»

студента заочного отделения

1 «Б» курса

Борисовой Анастасии Анатольевны

Преподаватель Хаёва Л.В.

Калуга 2013г.

1. Согласны ли вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология, обоснуйте свою позицию

обычай общество социальный духовный

Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Общество – это не только совокупность людей. Общество – это сложная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, связанных между собой. Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Существуют различные понятия значения слова «общество»:

Общество – это исторический этап развития человечества (первобытное общество, феодальное общество);

Общество – это человечество в целом – в его историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли, совокупность всех народов;

Общество – это круг людей, объединённый общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество книголюбов, педагогическое общество).

Общество – это совокупность всех исторически развивающихся способов взаимодействия и форм объединения людей, всеобщая связь людей между собой.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

В структуре общества выделяют следующие сферы:

Экономическая – отношения в процессе материального производства;

Социальная – взаимодействие классов, социальных слоев и групп;

Политическая – деятельность государственных организаций, политических партий;

Духовная – мораль, религия, искусство, философия. Деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений.

Слово «культура» от латинского «cultura» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способности человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие «культура» употребляется для характеристики определённых исторических эпох (античной культуры), конкретных обществ, народностей и наций (культура Мая), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле «культура» - это сфера духовной жизни людей.

Духовная жизнь – это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовная сфера охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в процессе жизни общества, образуют духовную культуру. Такими формами общественного сознания являются нравственное (моральное), научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Духовные потребности – это состояние людей, побуждающее их к сознанию, познанию, освоению духовных ценностей, к деятельности в сфере жизни в обществе.

В рамках духовной жизни формируются отдельные элементы, которые составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы поведения, законы, обычаи, традиции, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Идеология (от идея и логия), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержаться цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Понятие идеология изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси.

Идеология – это система идей, ценностных ориентаций, в которых находят своё выражение фундаментальные, стратегические интересы наций, классов, народа, страны.

Рассмотрим взаимодействие идеологии и культуры.

Идеология является необходимым элементом культуры политического общества. Идеология – это важнейший элемент духовной культуры общества и лежит в основе материальной культуры общества. Задачи идеологии часто реализуются через культуру, она является важным критерием, подтверждающим или опровергающим, актуальность действующей идеологии. Если рассмотреть духовную жизнь в России, с начала XX века по начало XXI века, мы увидим, что идеология существенно влияет на развитие культуры.

Идеология как степень социальных отношений и идеалов определяет задачи развития общества. Идеология – это стержень духовной жизни общества. Какова идеология, такова в целом духовная жизнь, а значит культура. Общество без идеологии – это стихийное развитие культуры. Самостоятельное прогрессивное развитие культуры без идеологии невозможно, ибо она даёт не целостное, не эффективное развитие общества, а стихийное, беспорядочное. Идеология всегда направляет, интегрирует, упорядочивает развитие общества. Каждый класс, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создаёт свою самоутверждающую идеологию.

Исходя из выше сказанного, я соглашаюсь с утверждением, что культура общества это и есть его идеология.

2. Рассмотрим духовную жизнь в России с начала XX в. по начало XXI в.

Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XXв. называют Серебряным веком русской культуры. Серебряный век – это историческое время с 90-х гг.

XIX века до 1922г..

Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни – недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.

3. Духовная жизнь в 20-е гг.

В 1919г. правительство РСФСР приняло декрет « О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. Однако условия Гражданской войны и разрухи помешали решению поставленной задачи. В середине 1920-хгг. лишь около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет владели грамотой.

Деятели художественной культуры Серебряного века, встретили пролетарскую революцию по-разному. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин, В.В.Кандинский, М.З.Шагал и др.

Другие выдающиеся деятели культуры не избрали участь эмигрантов. Такие как, А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.

Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры.

Октябрьская революция уже впервые годы была воспета в стихах В.В.Маяковского и А.А.Блока, изображена в картинах К.С.Петрова-Водкина и Б.М.Кустодиева, а также в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В.Э.Мейерхольда и с оформлением К.С.Малевича.

С окончанием Гражданской войны большевики начали активно контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921г. некоторые учёные и деятели культуры, некоей Петроградской боевой организации, были расстреляны, в том числе учёный-химик М.М.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилёв.

В конце августа 1922г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, которые не разделяли идеологических установок большевизма, но и не были активными борцами с ней.

В 1922г. был учреждён Главлит, который вёл контроль над всей печатной продукцией. Через год к нему присоединился Главрепертком, он контролировал репертуар театров и других зрелищных мероприятий.Их задача заключалась в том, чтобы не просочились неугодные властям материалы в общественную жизнь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Для большевиков опасным конкурентом в духовной жизни страны являлась религия. В апреле – мае 1922г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был арестован и переведён в тюрьму. В 1925г., после смерти патриарха Тихона, власти не допустили выборов нового патриарха, а митрополит Пётр, который принял патриаршие обязанности, был выслан на Соловки.

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, мастера этого жанра – В.Н.Дени («Банда»), Д.С.Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – новая форма агитационного искусства. Острые сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, которые передавались агентством в газеты.

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

4. Духовная жизнь в 30-е гг.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под культурной революцией подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры; с другой стороны – утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

С началом индустриализации большой проблемой стало недостаточное количество квалифицированных рабочих и инженеров. В 1930г. повсеместно было введено обязательное четырёхлетнее образование, а для городов и промышленных районов – семилетнее, с профессионально-техническим уклоном. В результате к 1939г. 81 % граждан СССР в возрасте от 9 лет и старше владели грамотой.

В 30-е гг. в СССР государственная власть полностью оказалась в руках узкого круга партийной элиты во главе со Сталиным, в стране утвердился жесточайший политический режим, характеризовавшийся полным свёртыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями. Волна репрессий конца 30-х гг., унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции – режиссёра В.Э.Мейерхольда, поэтов О.Э.Мандельштама и Т.Ю.Табидзе, писателей И.Э.Бабеля, А.Веселого. Одни на долгие годы попали в ссылки и лагеря, других лишили возможности творить в соответствии со своими художественными и эстетическими представлениями.

По мысли идеологов сталинской эпохи, искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение программы государственного строительства и воспитания нового человека.

Единственно верным художественным методом литературы и искусства провозглашался социалистический реализм. Политический смысл этого метода заключался в том, что бы отражать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме (привлекательная картина всенародного энтузиазма и счастливой жизни строителей социализма).

В предвоенный период большое значение стало придаваться идее прославления героического прошлого Родины. Литература становится мощным оружием пропаганды идей правящей партии. Классикой нового метода были признаны произведения, авторы которых воспевали героику революции и Гражданской войны (М.Горького, Д.А.Фурманова, А.С.Серафимовича, А.А.Фадеева, В.В.Маяковского и др.). В тоже время, произведения авторов, не отвечающие критериям идейности, не допускались к публикации (М.А.Булгакова, А.А.Ахматовой, В.В.Лебедева, Д.И.Хармса и др.).

Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счёт не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Не смотря на то, что образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление, культура достигла значительных успехов.

5. Духовная жизнь в военное время (1941-1945гг.)

Жестокая схватка советского народа с фашизмом оказалась в центре внимания ведущих деятелей отечественной культуры.

Достоянием массовой аудитории стали искусство плаката, художественное и документальное кино, публицистика и песня. О положении на фронте население узнавало по радио. События на передовой и в тылу старались запечатлеть на фотоплёнку многие известные фотокорреспонденты. Не прекращалась театральная деятельность.

Искусство военных лет вселяло в советский народ уверенность в победе, звало его на подвиг во имя Родины.

В разгар войны резко изменилось отношение властей к Русской православной церкви. Тяга к ней населения значительно возросла. В 1945г. было восстановлено патриаршество, Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий.

6. Духовная жизнь в послевоенное время (1946-1952гг.)

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Но этим надеждам не суждено было сбыться. В конце 1948г. «железный занавес» был окончательно восстановлен. Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

Один из первых ударов был нанесён по литературе. Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство. Эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений. Критике были подвергнуты писатели, поэты. Литературная критика перерастала в репрессии.

Вслед за литературой было «усилено партийное руководство театром и кино. Жёсткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов.

Всё это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало её от лучших достижений мировой культуры.

И всё же, не смотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела положительные черты, в первую очередь в освоении огромного классического наследия. Многие из созданных в те годы произведений до сих пор пользуются огромной популярностью.

7. «Оттепель» в духовной жизни

Первое после Сталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И.Г.Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы».

В 1955г. начал издаваться журнал «Иностранная литература», открывавший советским людям реальность жизни в других странах. Была «реабилитирована» генетика.

С разоблачением преступлений сталинизма в отечественной литературе появились произведения, авторы которых писали о закрытых до сих пор для общества проблемах. С одобрения Н.С.Хрущёва публиковали работы, связанные с трагедией людей, ставших без всякой вины жертвами сталинских репрессий. Большую роль в осмыслении пройденного страной пути, трагедии сталинизма сыграл журнал «Новый мир». В нём были напечатаны произведения, принесшие всенародную известность замечательным советским писателям ( В.М.Шукшину, Ф.А.Искандеру, В.В.Быкову и др.).

Многие ранее принятые решения о запрете на издание художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, на исполнение музыкальных произведений были отменены. Общественности открылся доступ к творениям выдающихся композиторов. В печати стали появляться стихи А.А.Ахматовой, С.А.Есенина и М.И.Цветаевой.

В 1956г. открылся театр «Современник». Репертуар составляли пьесы, в которых ставились проблемы современности.

Спектакли отличались демократизмом и высоким нравственным пафосом.

Впервые в страну, закрытую для свободного въезда и выезда граждан, приехали тысячи молодых посланцев разных стран. В 1957г. в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

В Москве открылась выставка испанского художника П. Пикассо.

8. Отступление от «оттепели»

Упрочив свою власть благодаря «оттепели» и поддержке интеллигенции, Н.С.Хрущёв взял курс на ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны (1958-1964гг.). В практику вошли регулярные встречи первых лиц партии и государства с писателями и художниками, на которых им указывалось, какие явления общественной жизни и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки, подвергались осуждению.

Возобновились гонения на Православную церковь. Уверенный, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», Н.С.Хрущёв считал её неуместным рудиментом прошлого. Тех граждан, кто посещал храм, могли уволить с работы или из учебных заведений.

Начались нападки на кинорежиссёров. На встречах с деятелями культуры и искусства, в 1962-1963гг. Н.С.Хрущёв обрушился с жёсткой критикой.

Тем не менее, возродить атмосферу сталинизма после разоблачения культа личности и отказа от массовых репрессий было уже невозможно.

9. Духовная жизнь во время правления Л.И. Брежнева (1964-1982гг.), Ю.В. Андропова (1982-1984гг.), К.У. Черненко(1984-1985гг.)

Усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Всё чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Своего рода предупреждением творческой интеллигенции стали открытые судебные процессы над писателями А.Д.Синявским и Ю.М.Даниэлем, чьи труды оказались опубликованы за рубежом. В 1966г. их осудили по статье 70 Уголовного кодекса «Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления советской власти».

К уголовной ответственности по «политическим» статьям. В 1967-1970гг. было привлечено 381человек, а в1971-1974гг. – 348 человек. Так же использовались различные формы «профилактических действий» - принудительное психическое лечение, задержание и проведение соответствующих бесед, «проработка» на собраниях общественности и т.д..

Ряд деятелей искусства, не выдержав атмосферы гонений, эмигрировали. Некоторые были лишены советского гражданства и выдворены из страны.

Во время правления Ю.В.Андропова принимались меры по контролю за соблюдением трудовой дисциплины, повысилась требовательность к руководящим кадрам. Началась борьба с коррупцией в высших эшелонах власти.

К.У.Черненко продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг. Окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества.

Несмотря на ужесточение партийно-государственной цензуры, духовная жизнь общества в 1960-1980-е гг., стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории. СССР превратился в одну из самых читающих стран мира. Этому в немалой степени содействовала государственная поддержка издательской деятельности, кинематографа и театра. Она обеспечивала доступность цен на книги и литературно-художественные журналы, на билеты в кино, музеи, театры и картинные галереи.

10. Духовная жизнь во время правления М. С. Горбачёва (1985-1991гг.)

Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни её лейтмотивом стала гласность.

По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полу свобода – разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Как и во время хрущёвской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

С конца 1986 – начала 1987г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать. В них поднималась проблема судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20-30-х и более поздних годов.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов – Н.Бердяева, В.Соловьёва, П.Сорокина, В.Розанова, В.Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

Были опубликованы работы эмигрантов 70-80-х гг. ( И.Бродского, А.Галича, В.Галича, В.Некрасова, А.Аксёнова, В.Войновича), за которые они были лишены советского гражданства.

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого «тоталитарного государства».

Гласность обновила и другие сферы духовной жизни – кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов, так и новых произведений антисталинского звучания («Так жить нельзя», «Завтра была война» и др.).

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы, по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны (М.Шатрова «Брестский мир»).

Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковавшие внимание огромного количества людей.

Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

В 1987г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии крупные деятели советской эпохи.

В ноябре 1989г. Верхний Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

11. Духовная жизнь во время правления Б. Н. Ельцина (1991-1999гг.)

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха – распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993г. и изменение стратегического положения России. Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретённую творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

Переход к рыночным отношениям поставили представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой – прекратило финансирование творческой деятельности.

Важнейшим явлением духовной жизни 90-хгг. стало окончательное стирание границ между российским и мировым культурным пространством, приобщение россиян к новейшим достижениям мировой культуры, современного информационного общества. Однако открытие Запада не ограничилось знакомством лишь с лучшими сторонами его культуры. В страну хлынул поток низкопробных подделок, сыгравших свою роль в падении нравов и росте преступности.

В конце 90-хгг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводился Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.

Радикальные изменения произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов.

Отечественное радио вышло на мировые радиопросторы (вещание в FM-диапазонах). Были открыты первые частные телеканалы (REN-TV, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировались системы кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого выступало не только государство, но и частные лица, коммерческие структуры. Большое значение стала иметь деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Началось возрождение традиционных для России религий – православная, ислам, буддизм, иудаизм. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов.

Развитие отечественной культуры в 90-е гг., было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами. Главный результат 90-х гг. – создание условий для возрождения духовности России, обогащения тех вечных ценностей, которые выработали поколения россиян.

12. Духовная жизнь общества в начале XXI века

Важным инструментом формирования общественного мнения, гражданского общества в России оставались средства информации.

С 2000г. началась реформа образования, призванная заменить образовательную систему, соответствующую индустриальному обществу, на новую систему, характерную для общества информационного. Завершилась компьютеризация школ и подключение их к Интернету. Ввели Единый государственный экзамен, призванный обеспечить равные возможности зачисления в вузы для всех жителей России.

Значительно увеличили размер государственных премий за достижения в сфере науки и культуры. Были введены специальные государственные премии и премии Президента РФ для молодых учёных.

Расходы в государственном бюджете на нужды образования и науки в 2001г. превысили расходы на оборону.

Среди достижений российской науки следует отметить создание третьего в мире суперкомпьютера (июль 2001г.). Перспективными являются разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Важнейшим направлением в научных исследованиях становились нанотехнологии, которые позволяют получать новые объекты и материалы на основе изменений материи на молекулярном уровне.

В 2000г. завершилось восстановление храма Христа Спасителя в Москве, уничтоженного в 1931г. Он стал главным православным храмом страны.

Усилиями государственной власти церкви была возвращена часть имущества, включая утраченные в советское время здания Русской духовной миссии в Иерусалиме, русское подворье в итальянском городе Барии.

В XXI век Российская Федерация входит с новой программой модернизацией, ориентированной на создание демократического общества с современной, социально ориентированной рыночной экономикой, интегрированной в систему мирохозяйственных связей и использующей преимущества международного разделения труда.

Список литературы

1.Богомолов Л.Н., Человек и общество: Учеб. пособие для учащихся 10-11кл.,7-е изд. – М., 2001.

2.Данилов А.А., История России, XX – начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений – 8-е изд. – М., 2011.

3.Загладин Н.В., История Отечества. XX – XXI века: Учебник для 11 кл., 2-е изд. – М., 2004.

4.Кармин А.С., Культурология – СПб, 2008.

5.Фролов И.Т., Введение в философию: Учеб. Пособие – М., 2007.

Размещено на Allbest.ru