• Название:

    История села (реферат)


  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

История села

Введение

А как всё начиналось?

Период коллективизации

Ликвидация неграмотности

Из воспоминаний С.И.Оверина

Воспоминания М.В.Ильчуковой

Солдатская слава

Всё для фронта, всё для победы!

Пажга к 1986 году

Заключение

Введение.

Города и села, как и люди, имеют возраст. Только если у человека он исчисляется годами и десятилетиями, а 60-70 лет для него преклонный возраст, то для населенного пункта несколько десятков лет – возраст «детский». К числу таких «подростков» относятся почти все города и посёлки Республики Коми. Исключение составляют лишь Сыктывкар и несколько посёлков. А вот большинство существующих ныне сел и деревень имеют куда более преклонный возраст, годятся городам и посёлкам в «дедушки». А сколько деревень не дожили до сегодняшнего дня – разбросанные по самым отдалённым уголкам республики, труднодоступные, «неперспективные», они постепенно пустели, умирали. Этот процесс продолжается и сегодня; на наших глазах сокращается население во многих деревнях, в иных живут по 2-3 человека. Сколько им ещё осталось существовать? Интерес людей к родному краю, к истории своих поселений всегда существовал и особенно усилился в последнее время. Цель, которую я преследовал в своей работе, - это как можно больше узнать об истории своего родного села, лучше узнать его культуру, быт людей проживающих в нашем селе многие годы назад, узнать, чем они жили, чем занимались, и как жилось пажгинцам в трудные годы Великой Отечественной войны.

А как всё начиналось?

На невысоком левом берегу Сысолы издавна расположилось старинное коми село Пажга. Исследователь А. И. Туркин, используя списки населенных мест различных лет, географические справочники и словари, различные карты и описания, исторические документ, дает такое объяснение названию села: «название образованно от русского пожега, (устар. – поджег), которое в свою очередь произошло от глагола пожигать, пожечь, поджечь, поджигать. Развитие шло следующим образом: пожега – пожга – пажга. Видимо селение выросло на месте бывших пожарищ и поэтому получило своё название». Есть ещё одн6о мнение. Исследователь Ф. Плесовский утверждает, название села образовалось от слова паджны – притупить, затупить. Корень слова – «падж», от этого корня паджгир – тупой, вздёрнутый (о носе). В формировании топонима учавствовал суффикс –ог: от формы пажога и образовалась форма Пажга. Пажга имеет близнецов в Прикамье: деревня Пажгино, деревня Паже. «Лета 7108 – го февраля в 12 день били челом государю царю и великому князю Борису Федоровичу всея Руси Вымского уезда Сысольские волости целовальники Сидорко Афанасьев и во всех сысольских крестьян место. А сказали, в прошлом де во 107 году в 18 день от молнии згорела у них церковь Афанасия Александрейского чудотворца. И у них сотные грамоты нет, и государевых всяких податей платить им не по чему. И государь царь и великий князь Борис Федорович всея Руси Сысольские волости крестьян пожаловал, велел им дать с писцовых книг свою государеву Сотную грамоту». Так появилась «Сотная грамота 1586 года» - первый письменный исторический источник, в котором упоминаются сысольские селения, в том числе Пажга и Гарья. 1586 год Что представляла собой Пажга в то далёкое время? Были на погосте Пажга две церкви: Благовещения пресвятой богородицы и Успенской богородицы. «А в обеих церквах образы и книги, и свечи, и сосуды церковные, и ризы, и стихари, и колокола». А на церковном погосте жили поп Павел Дмитриев, пономарь Павлик Петров да стоял пустой двор дьячка церковного. Того же погоста деревни были: Офонинская, Гаюзовская, Борисовская, Лезбиовская, Песеговская, Сертякова, Кичагорть, Екановская, Патчимакс, Лозома. Были также починок Зыковка, где жил Офонька Зыков, и пустой починок обнищавшей вдовы Овдотьицы, собиравшей милостыню по дворам. Была также пустошь Илтыдор. Рядом с Пажгой располагался погост Гарья, где были деревни Степановская, Михалевская, Олексеевская и починок Исаков. В 1586 году отмечены в погосте Пажга фамилии крестьян: Рогозин, Песегов, Зыков, Сертяков и другие. В 1608 году при переписи упоминается фамилия Игнатовых. Переписана книга Яренского уезда 1646 года дает нам следующие сведения: «Погост Пажга на ручью, а на погосте церковь Благовещения пресвятой богородицы да церковь Успения пресвятой богородицы На погосте ж на церковной земле причетников: поп Петр Иванов сын с сыном Кирилком, дьячок Левка Федоров, пономарь Дейка Яковлев сын На погосте живут Викулко Федотов сын попов з детьми, Федькою да Кирилком, да з Гришкою, да з Савкою, Кирилко 10 лет, а Гришке 6, а Савке 5 лет». Перепись 1646 года пополняет фамильный список пажгинцев. Появляются фамилии Попов, Лапшин, Деев, Шахов, Патев, Проскурин, Бабин, Чудов. «Переписная книга Яренского уезда 1678 года» сообщает, что в Пажге одна церковь Благовещения пресвятой богородицы. К погосту Пажга приписаны деревни: Афонасьевская, Гюазовская, Борисовская, Лобановская, Песяговская, Якуновская, Павловская, Кегарт, Подчинок. Рядом с Пажгой находится погостец Гарья да деревня Лозам. Подробный список пажгинских фамилий дает нам перепись 1720 года. Появляются фамилии: Оверин, Конюхов, Савельев, Ненев, Грудкин, Минин, Лебин, Гилев, Князев, Викулов, Кузиванов, Стефанов, Селин, Габов, Конашев, Кучаев, Меркуров, Мелешев, Сыскин, Обросов, Казанцев, Сивергин, Куликов, Канев, Мелехин, Надуткин, Ярашев, Марков, Поляков, Максимов и другие. Занимались жители Пажги земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Земля была не очень плодородной, приходилось ее постоянно удобрять. Поэтому в цене были сенокосные угодья, чтобы содержать побольше голов скота.

Период коллективизации.

В 1930 году Сыктывдинский район был объявлен зоной сплошной коллективизации. Было предложено провести полное обобщение рабочего и продуктивного скота, обеспечить высокий удельный вес коммун в составе колхозов. В 1930 году в пажге было уже три колхоза: «Югор», «Звезда», «ордым». В 1931 году образуются ещё колхозы «Дзоридз» и «Якорь» В 1934 году на территории Пажгтнского сельского совета существуют уже восемь колхозов» «Югор», «Звезда», «Ордым», «Марс», «Культурник», «Якорь», «Дзоридз». С середины тридцатых годов до 1940 года в Пажге существовало 11 колхозов. В Пажге в 1930 году к числу зажиточных было отнесено 29 хозяйств, члены этих хозяйств были лишены избирательных прав. Раскулачивание страшным бичом легло на плечи крестьян. Ну откуда же в селе, в котором испокон веков не хватало хлеба из года в год, 29 зажиточных крестьян? Конечно, это были хозяйства середняков. Старожилы вспоминают, как бежали люди из села. Бросали свое хозяйство, жен, детей и бежали в город или в Сибирь, страшась самого сурового наказания. Человеческая трагедия состояла в том, что «в борьбе с кулаком фактически применяли насилие по отношению к огромной массе крестьян – середняков и даже бедняков».

Ликвидация неграмотности.

В период коллективизации дальнейшее развитие получает культура села. Важнейшими задачами периода социалистической реконструкции народного хозяйства были подъем образовательного уровня и ликвидация неграмотности населения. В декабре 1926 года школа – передвижка села Пажги сделала первый выпуск учащихся. Из 35 слушателей хорошо окончили школу восемь человек, удовлетворительно 10, слабо – 17. Пажгинская школа первой ступени была преобразована в семилетку. В 1934 году в селе работало уже 4 школы, в которых обучалось 520 учащихся. В середине 30-х годов начальные школы открывались во всех больших деревнях. На 15 сентября 1939 года начальные школы открылись в Савапияне, Гарье, в центре Пажги, в починках Лемпуа и Нилыдза. Для обучения взрослого населения работала вечерняя школа, которую посещало в 1939 году 18 человек. При школе семилетке был открыт школьный музей. В 1921 году в селе открылась изба – читальня, на плечи которой легла нелегкая работа по воспитанию и образованию населения. Изба – читальня получила газеты «Югыд туй», «Безбожник», «Известия» и другие. В избе – читальне проводились также лекции, доклады, беседы, вечера вопросов и ответов, выпускались стенгазеты, устраивались выставки книг. Изба – читальня вела и библиотечное дело. В ней в 1929 году имелось около 800 книг, изба распространяла книги и газеты среди населения, вела справочную работу. Великая Отечественная война в воспоминаниях её участников. С начала ВОВ и стар, и млад поднялись на защиту Отечества. 500 жителей села Пажга ушли на фронт. 316 не вернулось с полей сражений. Тяжело жилось всем, но трудились не покладая рук. Пажгинцы по праву гордятся своими земляками. В честь погибших сооружен памятник, где записаны поименно все, кто не вернулся с полей сражения.

Из воспоминаний С. И. Оверина, участника ВОВ.

Грозный июнь 1941 г. навсегда остался в памяти Семёна Ильича. Тогда ему было 16 лет. Пятеро старших братьев вскоре ушли на фронт. В 1942 г. был призван в действующую армию и последний, шестой, брат. Из Котласа новобранцев отправили на пассажирском пароходе в Архангельск по Северной Двине. когда уже приближались к городу, в воздухе появилось множество самолетов. Началась бомбежка, пароход спешно причалил к берегу и новобранцы спешно покинули его. Буквально тут же раздался оглушительный взрыв. Бомба попала в судно, и оно затонуло на глазах у всех. Из Архангельска Семёна Ильича направили в действующую часть в Мурманск.

Воспоминания М. В. Ильчуковой – ветерана труда.

Когда началась война, ей было 28 лет. В тот день пажгинцы отмечали какой-то религиозный праздник. Громом среди ясного неба было сообщение о том, что началась война. 22 октября проводила она на фронт своего мужа и осталась с двумя малолетними дочерями на руках, а через две недели родилась третья. На её попечении была ещё и старушка – инвалид. Тяжело ей было справляться с работой и домашними делами. Пришло время, когда в колхозе, кроме двух стариков, мужчин не осталось. Вся мужская работа легла на плечи женщин. Трудились от восхода до заката, с единым стремлением – сделать как можно больше для фронта. «Помню, вместо хлеба мы ещё клевер сушили, мололи его, а затем пекли колобки. Мы думали о завтрашнем дне, о победе, знали, что её приближение зависит и от нас».

Солдатская слава.

В ноябре 1942 г. стояла лютая стужа, а на фронтах ВОВ в прямом и перененосном смысле этого слова было жарко. В это самое трудное для Родины время в числе многих и был призван на фронт с факультета физического воспитания студент 3-го курса Кировского пединститута Модест Петрович Мелехин, уроженец д. Гарья. Сначала направили его в сотую особую бригаду минометчиков на Калининский фронт. В боях под городом Невель Псковской области, во время одного из минометных налётов был ранен осколком в грудь.

Всё для фронта, всё для победы!

В годы ВОВ жители с. Пажга жили и трудились только для победы. Основной труд лег на плечи женщин. Одной из таких женщин была Надежда Петровна Мартынова. в суровые годы войны она, как и многие женщины, села за руль трактора. Из письма ЦК ВЛКСМ Н. Михайлова Н. П. Мартыновой: «Участвуя в социалистическом соревновании в 1942 г., Вы завоевали звание лучшей трактористки Советского Союза. Нарком наградил Вас значком «Отличник социалистического сельского хозяйства» именно так должны трудиться советские патриотки для фронта, для победы над немецкими захватчиками». В своем ответе трактористка обещала работать ещё лучше, тем самым внести свой вклад в общее дело – разгром врага. 15 ноября 1984 г. в одной из районных газет была напечатана статья «Трактористка». В ней рассказывалось о нелегкой судьбе Н. П. Мартыновой. «На трактористку Мартынова выучилась ещё до войны. Готовили их тогда прямо в МТС. Каждый вечер, уже уставшая за день, она бежала туда. Осталась рано без отца – он погиб в империалистическую войну. Привыкла вставать с восходом солнца, с детства познала нелегкий крестьянский труд. Эта закалка помогла в какой-то мере сочетать работу с учебой. Ко всему надо добавить, что второй ее сын, Владимир, был тогда маленьким и требовал материнского внимания и ласки. В годы ВОВ Н. П. Мартынова снова садится за трактор. Не жалеет сил, чтобы помочь фронту. Лишь пять месяцев воевал ее муж – Иван Петрович. с тяжелыми ранениями, медалью «За отвагу» пулеметчик Мартынов возвращается в село. Набравшись сил, фронтовик идет в МТС. на одном тракторе Надежа Петровна с супругом – инвалидом в две смены работают. Все делали жители села для победы над фашистской Германией. К примеру, взять рабочих и административно-технический персонал Пажгинской МТС. На митинге они решили собрать средства в помощь испанским рабочим, героически сражающимся с фашистами. борьба против немецких захватчиков велась не только на фронте, но и в дали от него, в глубинке. С горячим чувством любви к матери-родине пажгинцы работали не покладая рук.

Пажга в 1986 году.

Пажгинская ПМК. В 1937 г. была в селе МТС. В 1957 г. образовалась мелиоративная станция, призванная заниматься улучшением земель. Уже в 1962 г. началась добыча торфа, объемы её росли из года в год. В 1963 г. мелиораторы впервые применили крепление осушительных каналов, заложили досщатый и гончарный дренаж, а в 1969 г. уже крепили каналы железобетонными лотками. В 1970 г. Пажгинская мелиоративная станция переведена в категорию строительной организации и переименована в ПМК – 3. За годы IX и X пятилеток введено в эксплуатацию 4700 гектаров новых земель, на 2500 гектарах проведены культуртехнические работы. В 1962 году добыча торфа составила 20 тысяч, в 1980 году – 90 тысяч, за годы одиннадцатой пятилетки – 529 тысяч тонн. За XI пятилетку введены в эксплуатацию 2136 гектаров новых земель, культуртехнические работы были проведены на 865 гектарах. Объём подрядных работ составил 5287 тысяч рублей. В первом году новой пятилетки только строительно-монтажных работ выполнено на 561 тысячу рублей.

Заключение.

В настоящее время Пажга представляет собой большое село. Здесь действуют магазины, средняя школа, сельский совет, лесхоз, АЗС, вспомогательная школа. Также есть врачебная амбулатория, дом сестринского ухода, этнопедагогический центр, детский сад, почта, АТС, ДК, библиотека. Отдельно хотелось бы остановиться на этнопедагогическом центре. Пажгинский этнопедагогический центр, объединяющий усилия средней школы и дошкольных учреждений, сельских учреждений культуры и родителей в создании этнокультурной среды, был открыт в ноябре 1992 года. В конце 1980 годов директор Пажгинской средней школы М.В.Кузьбожева стала инициатором и руководителем исследовательского проекта «возрождение народных традиций на селе в условиях деятельности школы как открытой социально-педагогической системы». Её цель – разработка единой системы внеклассных занятий по приобщению учащихся к национальной культуре и народным промыслам. В ЭПЦ реализуются образовательные программы: коми художественные народные промыслы, русские северные народные промыслы, коми национальная кухня, народная медицина, народная музыка и фольклор, современное изобразительное и музыкальное творчество детей и т.д. Живут пажгинцы полнокровной жизнью, село связано автобусным сообщением со столицей республики. Жизнь в селе кипит. Дети идут в школу, взрослые на работу. Живёт село! А чего ему не жить!?

Благодарю Ненева Олега Сергеевича за предоставленный материал.

Источник: сайт http://pazhga-anarhiya.narod.ru/historypazhga.html