• Название:

    Визуальная магия магическое действие смотреть сквозь


  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

М.В. Ясинская (Москва)

Визуальная магия:

магическое действие смотреть сквозь

Трудно представить более обыденное и непреднамеренное дей-

ствие, чем действие «смотреть». Ежедневно в поле зрения чело-

века попадает множество предметов, и порой он совершенно не кон-

тролирует этот процесс. Однако в традиционной народной культуре

данное действие, как и многие другие, подвергается определенной

регламентации, в ходе которой складывается система запретов и

предписаний: кому и при каких обстоятельствах нельзя смотреть

на кого (или что), а в каких случаях смотреть необходимо. Действие

«смотреть» в качестве особого магического акта выступает и в обря-

дах. Прагматика действия «смотреть» напрямую связана с представ-

лениями о зрении в традиционной народной культуре. Смотрение

(ивзгляд) мыслится как способ контакта между смотрящим субъ-

ектом и тем объектом, на который он смотрит, причем воздействие

может быть двусторонним – от субъекта к объекту и в обратную

сторону. Это действие производится с целью сообщить объекту, на

который направляется взгляд, некие свойства или качества субъекта

или же наоборот– получить эти свойства и качества от объекта, а

также с целью установить контакт с объектом и таким образом сим-

волически овладеть им (Агапкина 2012: 75). Трудно сказать, что дей-

ствие «смотреть» обладает своей собственной «независимой маги-

ческой силой» (Толстая 1996: 89), так как для этого действия каждый

раз оказываются важными участники магического акта (особенно

субъект и объект). Также и другие обстоятельства, сопровождаю-

щие магическое действие «смотреть», могут играть существенную

роль. Среди описаний магических приемов зрения довольно часто

фигурирует такой сирконстант, как «рамка», сквозь (или через) ко-

торую смотрит субъект, исполняющий ритуал (Агапкина 2012а: 16).

Это может быть отверстие, полость, проем, представляющий своего

рода окно. С какими целями используется подобная «рамка» в риту-

алах? Какие предметы могут выступать в роли «рамок» и какое до-

полнительное значение эта «рамка» придает магическому действию

«смотреть»?

У действия «смотреть через рамку» можно выделить две основ-

ных функции. Первая и наиболее часто встречающаяся – смотреть

с целью увидеть нечто, невидимое в обыденной жизни. При помощи «рамки» человек получает возможность, оставаясь в этом мире, за-

глянуть в потустороннее пространство и увидеть невидимых демонов

или же распознать демоническую природу в существе, принявшем об-

личье человека, предмета или явления природы (вихрь). Чаще всего

речь идет о попытках увидеть покойных предков и способах распоз-

навания ведьм (Толстая 1998; Ясинская 2011). Стремление увидеть и

узнать демона, скрывающего свою сущность, имеет важное апотро-

пеическое значение: таким образом человек обезвреживает опасность,

лишает мифологическое существо вредоносной силы (Левкиевская

2002: 94). Действие «смотреть сквозь» нередко встречается и в гада-

ниях, при этом его целью также является увидеть нечто недоступное

невооруженному глазу: отправитель ритуала заглядывает в иной мир,

желая увидеть там свою судьбу, свое будущее. Вторая функция смо-

трения через «рамку»– каким-либо образом воздействовать на пред-

мет, на который направлен взгляд (например, овладеть этим предме-

том, подчинить его, привязать его к себе), или получить от этого пред-

мета определенные его свойства или качества.

В роли «рамки» могут выступать либо самые обычные хозяй-

ственные, бытовые, или обрядовые предметы, либо предметы, из-

готовленные специально для данного ритуала. Из хозяйственных

предметов «рамкой» часто служит хомут: чтобы увидеть покойника

на сороковой день после смерти, у русских смотрели с печи через

хомут (или сквозь решето) на место, приготовленное для покойника

(Барсов 1997: 251). Через хомут можно увидеть лешего или домового

(Власова 1995: 205), ведьму в купальскую ночь; если подсматривать

через хомут за знахарем, можно перенять от него приемы чародей-

ства. Члены семьи покойного колдуна через хомут наблюдают, как

черти стягивают с мертвеца «шкуру». Крестьяне в Симбирской губ.

полагали, что через хомут, снятый с потной лошади, видно, как чер-

ти сдирают кожу с самоубийцы (Белова 2012: 457). В роли «рамки»

могли выступать также другие части конской упряжи и даже части

тела самой лошади. Распознать лешего в случайном лесном попут-

чике можно было, посмотрев между ушами лошади (заглянув через

правое ухо лошади), сквозь дугу конской упряжи (Власова 1995:

205, 219). В подобной функции могла выступать и борона. В Поле-

сье и восточных районах Польши, спрятавшись в купальскую ночь

за бороной в хлеву, сквозь ее прутья высматривали ведьму, пришед-

шую доить чужую корову (Kolberg 1973: 43). Борона специально для

этих целей изготавливалась южнорусскими крестьянами из осины, причем делать ее нужно было по четвергам в течение Великого по-

ста. В Страстную субботу следовало спрятаться за такой бороной с

зажженной свечой, тогда и в доме и во дворе можно будет увидеть

ведьм (Власова 1995: 77). Лешего или домового высматривали через

три бороны, поставленные таким образом, чтобы можно было сесть

в середине между ними (Новичкова 1995: 317). Пересекающие друг

друга крест-накрест прутья бороны или ячейки решета могли осозна-

ваться как оберег от нечистой силы, что давало возможность челове-

ку, подглядывающему за демонами, чувствовать себя в безопасности.

В случае с бороной апотропеическую функцию выполняют также ее

острые зубья (Гура 1995: 235). Однако смотрение через решето мог-

ло быть небезопасным для некоторых категорий людей. Например,

боснийцы запрещали беременной женщине смотреть через решето,

чтобы у нее не родился ребенок с оспинами на лице (Dragievi 1896:

196). Свойства самой «рамки» (наличие ячеек, неровностей) могли

пагубно сказаться на внешности будущего ребенка. Поляки в районе

Спиша изготавливали специальные цедилку и стульчик, работая со

дня св. Люции до Рождества, затем с этими предметами они шли в

костел, становились на стульчик коленями или садились на него и

смотрели через цедилку. Таким образом они могли увидеть ведьм,

стоящих спиной к алтарю (Толстая 1998: 146). Цедилка выступает в

качестве «рамки» не случайно, она связана с наиболее распростра-

ненной вредоносной функцией ведьм– отбиранием молока.

В функции «рамки» могут использоваться и другие отверстия,

например отверстие от сучка в гробовой доске или замочная

скважина. Гробовую доску можно отнести к числу обрядовых пред-

метов, связанных с покойником и выступающих в данном контек-

сте в функции вторичного обрядового символа (Плотникова 2009).

Словаки верили, что, если смотреть через дырку в гробовой доске

или через замочную скважину в церковной двери накануне дня св.

Люции, можно увидеть в церкви «стриг» – ведьм, собравшихся со

всей округи (Horvthov 1986: 39). Сквозь дырку от сучка в гробовой

доске или через замочную скважину можно увидеть, как за каждой

танцующей на масленицу в корчме парой скачет дьявол (Агапкина

2000: 215–216). Русские крестьяне полагали, что во время пасхальной

заутрени в церкви через отверстие в гробовой доске можно увидеть,

что ведьмы стоят с кувшинами молока на голове (Толстая 1998: 143).

В Полесье через замочную скважину можно было наблюдать, как

во время поминальных дней (на «деды») умершие предки приходят

в дом на поминки (Народная демонология Полесья: 26). Русские и

белорусы высматривали пришедших на сороковины предков через

щель от вынутого верхнего дверного косяка (Агапкина 2012: 80). Реже с этой целью используют другие отверстия: в Моравии со дня

св. Люции до Рождественского сочельника строгали специальную

поварешку, в которой затем делали дырку. Если смотреть через нее

на молящихся в костеле во время рождественской мессы, можно рас-

познать ведьм, потому что у них на головах будут видны подойники

(Толстая 1998: 147).

Типичной «рамкой» можно считать окно дома. Так, поляки в

окрестностях Жешова в день св. Люции на рассвете смотрели через

окно, как ведьмы собираются на свой шабаш (Толстя 1998: 143).

Вдругих районах Польши считали, что ведьму можно увидеть через

среднее окно дома с тремя окнами (Biegeleisen 1929: 234). Словенцы

верили: если на св. Люцию трижды обойти дом со специальным стуль-

чиком (stolek), в окне дома увидишь врага (Mderndorfer 1948: 32).

Взгляд в окно также мог считаться небезопасным. Поляки Краковско-

го воеводства опасались, если кто-то заглядывал через окно снаружи:

это могло вызвать сглаз и головную боль (Barthel de Weydenthal 1921:

7). В ситуации с окном существенным является также и то, с какой

стороны смотрит субъект: изнутри выглядывает наружу или же из-

вне заглядывает внутрь дома. Смотрение в окно часто практикуется

в гаданиях. У словенцев на Новый год кто-либо из домашних обегает

вокруг дома и заглядывает в дом сквозь окно: если увидит в середине

комнаты крест, это значит, что в течение года кто-либо умрет в доме

(Kuret 1970: 237). Русские девушки на святках заглядывали в окно, пы-

таясь разглядеть облик жениха (Виноградова 2000: 330).

В качестве «рамки» могла использоваться одежда. Нижние лу-

жичане верили, что, если посмотреть на вихрь через рукав, можно

увидеть его в облике зайца (Гура 1997: 188).

Иногда «рамку» человек создает с помощью своего тела. Рус-

ские крестьяне верили, что можно увидеть черта, если, нагнувшись,

посмотреть на вихрь между ног (Власова 1995: 88). Чтобы заклю-

чить «договор» с лешим, также следовало, встав на пень и нагнув-

шись, посмотреть между ног на восток (Власова 1995: 218). Взгляд,

направленный сквозь такую «рамку», несет в себе опасность. Вза-

падной Галиции полагали, что, если человек, наклонившись, по-

смотрит между ног назад, он наведет порчу на то, на что упадет его

взгляд. Например, таким образом можно перевернуть воз с поклажей

(Barthel de Weydenthal 1921: 7). Интересно, что аналогичное действие

(смотреть, нагнувшись, между ног назад) практиковалось поляками

Люблинского воеводства. Однако его целью было, напротив, избав-

ление от сглаза: нужно было посмотреть через расставленные ноги

назад и увидеть небо, тогда действие сглаза прекращалось (Barthel de

Weydenthal 1921: 37).В роли «рамки» фигурирует специально испеченный хлеб с дыр-

кой внутри– калач. У южных славян встречается поверье, что если на

Масленицу испечь калач из остатков разной еды, забраться на дерево и

смотреть сквозь него, можно увидеть «вил» (Толстая 1995: 371).

В качестве окна в другой мир часто выступает отражение– зер-

кало, водная или другая гладкая поверхность (например, растоплен-

ный жир). Вода или зеркало, строго говоря, не являются «рамкой»:

невозможно посмотреть «сквозь» них, потому что объект, на кото-

рый направлен взгляд смотрящего,– это именно отражение в зерка-

ле, а не предмет за рамкой. Но зеркало функционально очень близко

к «рамке», оно также используется для контакта с потусторонним

миром, оно имеет определенные границы, а показывающиеся в нем

объекты представляются такими же материальными, как и объекты

за «рамкой». На Русском Севере знахарь, когда к нему приходили за

помощью, по отражению в воде показывал человека, причинившего

порчу и сглаз; причем в этот момент можно было отомстить обид-

чику– ткнуть ему в глаз, и тот получал увечье в реальной жизни,

становился слепым (МРЛРС: 77, 76, 81). Болгары Пловдивского края,

чтобы увидеть души покойников, держали над водой зеркало, пока в

нем не появится отражение, или подвешивали зеркало над колодцем,

причем это считалось опасным и для мертвых и для живых (Плов-

дивски край: 273–274). Особенно часто зеркало и вода фигурируют в

гаданиях. Чешские девушки в Силезии ходили к проруби и смотре-

ли в нее при свете месяца, гадая по тени, за кого им суждено выйти

замуж (Barto 1892: 6). Иногда в дополнение к отражению исполь-

зовалось также кольцо: в восточнославянских гаданиях о женихе

высматривали лицо суженого через перстень, опущенный в воду

(Moszyski 1967: 374). Здесь «рамка» как бы удваивается; при этом

кольцо, символизируя брачные узы, играет особую роль в гаданиях

о замужестве. Аналогичный прием, когда кольцо выступает в роли

второй «рамки» (на это раз при смотрении через окно), мы наблюда-

ем у болгар: когда свадебная процессия подходила к дому невесты,

та смотрела на жениха в окно через перстень. Если он в это время

глядел в направлении ее дома, это хорошо, если в другую сторону–

плохо (Вакарелски 1935: 369).

Вторая функция действия «смотреть через отверстие»– магиче-

ским образом привязать к себе объект, на который направлен взгляд,

проявляется, прежде всего, в любовной магии. Часто для этого ис-

пользуется калач. В Черногории девушка, которая долго не могла

выйти замуж, должна была поймать трясогузку, сварить ее и пу-

стить ее кости по воде. Те кости, что поплывут не по течению, нужно

было собрать, смолоть, смешать с мукой и воском и испечь из полу-чившейся смеси калач. Если посмотреть через этот калач на парня,

он влюбится и посватается (Гура 1997: 726–727). Особой силой со-

единять любовными узами наделялся свадебный калач. В Болгарии

молодожены смотрели через него друг на друга, чтобы «соединиться

навеки». Считалось, что если через свадебный калач парень и де-

вушка посмотрят друг на друга, они обязательно поженятся (Узене-

ва 2010: 119). Болгары из окрестностей Ловеча пекли особый калач,

замешанный на молоке кормящих матери и дочери: девушке стоило

только взглянуть через отверстие в таком калаче на парня, как он

тут же влюблялся (Агапкина 2012: 81). У болгар в р-не Кюстендила

на Преображение женщины, подозревающие своих мужей в изме-

не, протыкали веретеном дырку в подсолнечнике и смотрели через

нее на своих мужей, чтобы неверные «преобразились» и вернулись

к ним (Агапкина 2012: 80). В последнем случае магия взгляда, при-

званная привязать к себе объект, на который направлен взгляд, уси-

ливается этимологической магией: Преображение– преобразиться

‘измениться, поменяться’. Сходные мотивы прослеживаются в ма-

гическом приеме, который приводит А.Н. Афанасьев со ссылкой на

следственные дела о колдовстве XVII в.: чтобы муж был ласков и не

бил жену, она клала за зеркало чудодейственный корень обратим

и смотрелась в это зеркало, тогда муж должен был измениться по

отношению к ней (Афанасьев 1996: 42). Напротив, чтобы вызвать у

себя чувство ненависти к какому-нибудь человеку, сербы смотрели

на него через волчью гортань (Гура 1997: 153). Часто именно свой-

ства самой «рамки» (в случае со свадебным калачом– его брачная

символика; с волчью гортанью– связь с волком, хищным и «жесто-

ким» животным) определяют смысл ритуального действия.

«Смотрение через» практикуется в хозяйственной магии с целью

подчинить себе, привязать к дому или вернуть потерянное животное:

так, для того чтобы удержать пчелиный рой, сербы смотрят на него

сквозь обручальное кольцо или сквозь обе проймы безрукавки,

штанину (Гура 1997: 464). Когда к дому приводят только что куплен-

ную корову, хозяйка выходит из ворот и смотрит на корову через сито

и так взглядом провожает ее, пока та не войдет в хлев. Считается, что

это делается для того, чтобы корова была плодовитой (ГЕМБ: 45).

Заключение домашних животных в круг часто применяется в хозяй-

ственной магии (ср. кормление цыплят из обруча, чтобы они не теря-

лись, держались дома и др.). В метеорологической магии болгары ис-

пользовали обрядовый калач, глядя через который они получали силу

прогонять градоносные облака (Агапкина 2012: 80).

«Рамка» могла применяться также и во вредоносной магии, при

этом в ход шли «покойницкие» предметы: сербы верили, что можно было вызвать бесплодие у женщины, если посмотреть на нее сквозь

круг, сделанный из недогоревших погребальных свечей; это же

действие должно было помешать судье вынести обвинительный при-

говор (Агапкина 2012: 81). Здесь также именно свойства самой «рам-

ки» (связь с покойником и миром мертвых) играют существенную

роль в семантике обряда.

«Смотрение через отверстие» применялось и в других магиче-

ских целях. Например, в восточной Сербии девушки на Иванов день

смотрели через венок насолнце, чтобы быть красивыми и румяны-

ми, как солнце (Кости 1968–1969: 390). В данном случае субъект

действия хочет обрести свойства объекта, на который он смотрит,

а «рамка» выполняет лишь вспомогательную функцию – позволя-

ет сфокусировать внимание на объекте, заключив его в магический

круг (Агапкина 2012: 80).

Итак, «рамка» в ритуалах может выступать как магический

инструмент, придающий смотрящему особые возможности – спо-

собность видеть невидимое. Она мыслится как окно, через которое

человек может заглянуть в иное пространство. При этом она может

служить оберегом, не давая возможности демоническим персонажам

обнаружить подсматривающего за ними человека и причинить ему

вред. Смотрение через «рамку» в магии применяется с целью овла-

деть объектом, привязать его к себе, заключив в магический круг.

Чаще «рамка» не играет доминирующей роли, она служит катализа-

тором взгляда, придавая ему магическую силу и способность воздей-

ствовать на объект, наделяя взгляд теми или иными свойствами. Вы-

ступающие в роли «рамки» объекты– чаще или обычные бытовые

(хомут, сито, борона и др.), или вторично используемые обрядовые

предметы (гробовая доска, «покойницкие» свечи, обручальное коль-

цо и пр.). Реже «рамка» специально изготавливается для смотрения

через нее на что-либо (особый калач, борона, поварешка и пр.). При

этом выбор предметов нельзя считать случайным, они так или иначе

вписаны в контекст ситуации и получают особый сакральный статус

магического инструмента, а в ряде случаев даже могут играть главен-

ствующую смысловую роль в ритуале.