• Название:

    Условия свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха»


  • Размер: 0.19 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Условия свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха»

Автор: достопочтенный шейх

Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн Са’ид Раслян,

да хранит его Аллах

Перевод и примечания

Марата абу Зарра

_______________________________________________

ИцЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬУъгц Зббец ЗбСушНъгудц ЗбСушНцнгц

С именем Аллаха Милостивого и Дарующего милость

Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху; Его мы восхваляем, к Нему взываем о помощи и прощении. Прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от наших дурных дел. Того, кого наставит Аллах на прямой путь, никто не введёт в заблуждение, а того, кого Аллах введёт в заблуждение, никто не наставит на прямой путь.

Я свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.

нуЗ ГунхшеуЗ ЗбушРцнду ВгудхжЗ ЗКушЮхжЗ Зббушеу НуЮуш КхЮуЗКцец жубуЗ КугхжКхдуш ЕцбушЗ жуГудъКхгъ гхУъбцгхжду

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и ни в коем случае не умирайте, кроме как будучи мусульманами!»

(сура «Али ‘Имран», 102).

нуЗ ГунхшеуЗ ЗбдушЗУх ЗКушЮхжЗ СуИушЯхгх ЗбушРцн ОубуЮуЯхгъ гцдъ дуЭъУт жуЗНцПуЙт жуОубуЮу гцдъеуЗ ТужъМуеуЗ жуИуЛуш гцдъехгуЗ СцМуЗбрЗ ЯуЛцнСрЗ жудцУуЗБр жуЗКушЮхжЗ Зббушеу ЗбушРцн КуУуЗБубхжду Ицец жуЗбъГуСъНуЗгу Ецдуш Зббушеу ЯуЗду ЪубунъЯхгъ СуЮцнИрЗ

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и вывел из их потомства много мужчин и женщин. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы упрашиваете друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура «ан-Ниса», 1).

нуЗ ГунхшеуЗ ЗбушРцнду ВгудхжЗ ЗКушЮхжЗ Зббушеу жуЮхжбхжЗ ЮужъбрЗ УуПцнПрЗ

нхХъбцНъ буЯхгъ ГуЪъгуЗбуЯхгъ жунуЫъЭцСъ буЯхгъ РхдхжИуЯхгъ жугудъ нхШцЪц Зббушеу жуСуУхжбуех ЭуЮуПъ ЭуЗТу ЭужъТрЗ ЪуЩцнгрЗ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правое (истинное).

Тогда Он исправит ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот достиг великого успеха»

(сура «аль-Ахзаб», 70-71).

А затем:

Поистине, самые правдивые слова – это Слова Аллаха, а самый истинный путь – это путь Мухаммада . Самые скверные из дел – новоизобретенные (в религии), каждое новоизобретенное (в религии) дело есть нововведение (ересь), каждое же нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение - в Огне.

А затем:

Шейхуль-Ислам ибн Тэймия, рахимаху Ллах, сказал: «Общеизвестно в религии Посланника , и единогласна вся община (мусульман) в том, что основой Ислама и первым из того, что возлагается на творение Аллаха является свидетельство о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха.

И по причине этого неверующий становится мусульманином, враг - другом, а тот, чья кровь и имущество были дозволенными, становится тем, чья кровь и имущество считаются неприкосновенными.

И если (человек) произнёс это свидетельство, будучи убеждённым в нем своим сердцем, то он будет считаться верующим. А если же он произнёс его лишь языком, без убежденности сердцем, то тогда внешне он будет в Исламе, однако в душе его не будет никакой веры».

Приверженцы Сунны и единой общины единогласны в том, что первостепенной обязанностью раба Аллаха является засвидетельствовать то, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и уединение Всевышнего Аллаха в поклонении.

И на это у них множество доказательств (из Корана и Сунны), важнейшим из которых является напутствие Посланника , которое он сделал Му’азу ибн Джабалю, да будет доволен им Аллах, отправляя его в Йемен, сказав:

ЕцдушЯу КуГКцн ЮужгрЗ гцд Гуебц ЗбЯцКуЗИцЎ ЭубънуЯхд Гужушбу гуЗ КуПъЪхжехг Ецбунец: ФуеуЗПуЙх Гудъ буЗ Ецбуеу ЕцбушЗ ЗббехЎ жуГудуш гхНугушПрЗ СуУхжбх Зббец

«Ты прибудёшь к народу из числа людей Писания; пусть же первым, к чему ты их призовёшь, будет свидетельство о том, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха»(1).

Следовательно, уединение Всевышнего Аллаха во всём, что требует от нас единобожие(2), и непричастность к любому проявлению многобожия – есть самая первостепенная обязанность, самое обязательное из всех предписаний и самое важное из всех требований (религии).

Крупнейший учёный Ибн аби аль-‘Изз в толковании книги «ат-Тахауия» (1/59) сказал: «Знай, что единобожие – это первоочередное в призыве всех посланников, и отправная (исходная) точка прямого пути, и первое, с чего путник начинает свой путь к Всевышнему Аллаху И поэтому правильным является то, что первое обязательство, которое возлагается на совершеннолетнего – это свидетельство о том, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а не размышление (рассуждение) и не стремление к этому размышлению, и не сомнение, как говорят предводители порочного философского учения (каляма)»(3).

Также он, рахимаху Ллах, в другом месте своей книги «Шарх ат-Тахауия» (1/60) сказал: «Все праведные предшественники (саляф) единогласны в том, что первое, что приказано рабу – это два свидетельства».

Свидетельство о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха – это слова единобожия, выражение искренности, первый столп и из столпов Ислама и самая высокая степень из степеней веры. Это самое первое и самое великое обязательство, возлагаемое на совершеннолетнего, и самое последнее. И нет ничего из слов и дел важнее и величественней для совершеннолетнего, чем это свидетельство.

Смысл свидетельства о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха

Смысл свидетельства о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха – это отрицание того, что кто-либо помимо Него заслуживает и достоин поклонения(4), вместе с подтверждением обладания этим правом только Всевышним Аллахом, Единственным, у Которого нет сотоварища в поклонении, как нет у Него сотоварища и в господстве (над всем сущим).

Смысл свидетельства о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха имеет два столпа: отрицание и утверждение.

«Нет истинного божества» - данная часть свидетельства отрицает то, что кто-то помимо Аллаха достоин поклонения.

«Кроме Аллаха» - данная же часть свидетельства утверждает то, что все поклонение принадлежит только Единственному Аллаху.

Отрицание и утверждение – это и есть то единобожие, с которым пришли все посланники и с которым были ниспосланы все Писания. Это подтверждение того, что божественная сущность принадлежит только Одному Аллаху, со свидетельствованием (раба) о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, с его отказом от поклонения кому-либо, кроме Него, с его упованием ни на кого, кроме Него, с его проявлением дружбы (и любви) к кому-либо только ради Него и проявлением вражды (и непричастности) к кому-либо только ради Него, и с его совершением деяний только ради Него.

Единобожие не будет полноценным, кроме как с утверждением и отрицанием, которые заключаются в этом свидетельстве. Отрицанием того, что никто помимо Аллаха: ни посланники, ни даже Мухаммад , ни ангелы, ни даже Джибриль - не достоин поклонения и не обладает истинной божественной сущностью, не говоря уже о ком-либо помимо них из числа пророков и посланников, а также утверждением того, что поклонения достоин только Аллах .

Не будет достаточным одно лишь отрицание, и не будет достаточным одно лишь утверждение. Однако обязательно нужно, чтобы они были вместе.

Смыслом свидетельства о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, является то, что нет истинного объекта поклонения, кроме Аллаха. Так это свидетельство понимали (даже) многобожники-курайшиты, которые, как сообщил об этом Аллах Господь миров, говорили, удивляясь:

ГуМуЪубу ЗбъВбцеуЙу ЕцбуерЗ жуЗНцПрЗ Ецдуш еуРуЗ буФунъБс ЪхМуЗИс

«Неужели он сделал (все наши) божества Одним Божеством(5)? Воистину, это - нечто удивительное!» (сура «Сад», 5).

Они (многобожники) знали, что Аллах Субханаху уа Та'аля - Он есть Великий Творец, Он есть Щедрый Дарующий удел, как об этом сообщил Всевышний Аллах в Своём Священном Писании:

жубуЖцдъ УуГубъКуехгъ гудъ ОубуЮу ЗбУушгуЗжуЗКц жуЗбъГуСъЦу бунуЮхжбхдуш Зббушех

«Клянусь, если ты просишь их: «Кто сотворил небеса и землю?». Они непременно скажут: «Аллах»» (сура «Лукман», 25).

Они знали смысл свидетельства о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, поэтому и не произносили его, и сражались, чтобы отвергнуть его, и не следовали ему, и сочли ложью того, кто был послан с этим свидетельством, .

Тот, кто произносит это свидетельство, зная его смысл и поступая согласно его требованиям, составными частями которого являются отрицание (отвергание) многобожия и подтверждение единственности Аллаха (в поклонении), имея непоколебимые убеждения относительно того, что включает в себя это свидетельство, и совершая дела в соответствии с ним, является настоящим мусульманином. Тот же, кто совершает дела согласно свидетельству о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, без убежденности (в сердце) является настоящим лицемером. А тот, кто совершает дела, противоречащие этому свидетельству, как, например, многобожие, является многобожником и неверным, даже если и произносит это свидетельство своим языком.

Свидетельство о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха - это великое свидетельство. Это крепкая вервь, слово богобоязненности и выражение искренности. Это - свидетельство, по причине которого были созданы небеса и земля, были узаконены (в религии) дополнительные и обязательные деяния. Это - свидетельство, из-за которого были обнажены сабли священной войны (джихада). И тот, кто произнесёт его и будет совершать дела в соответствии с ним искренне, будучи правдивым, с полным принятием и любовью, того Аллах введёт в Рай, какими бы не были его деяния(6).

Посланник Аллаха сказал:

гудъ ФуецПу Гд (буЗ Ебуеу ЕбушЗ Зббех) жуНПуех буЗ ФуСнЯу буехЎ жуГдуш гхНгушПрЗ ЪуИПхех жуСУжбхехЎ жуГдуш ЪцнУум ЪуИПх Зббец жуСУжбхех жуЯубгКхех ГбЮуЗеуЗ Ебум гуСнугу жуСжНс гцдехЎ жуЗбМдушЙу НуЮсш жуЗбдушЗСу НуЮсшє ГПОубех Зббех ЗбМудушЙу Ъубум гуЗ ЯуЗду гцду ЗбЪугубц

«Тот, кто засвидетельствует о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и посланник, и что ‘Иса – раб Аллаха и Его посланник, и что он – слово внушенное Марьям(7) и дух от Аллаха(8), и что Рай – это истина, и что Ад – истина, Аллах введёт того в Рай, какими бы не были его деяния»(9).

____________________________________________________________

(1) - Хадис приводят имам аль-Бухари (1331) и имам Муслим (19).

(2) - То есть признание того, что только Аллаху принадлежит господство над всеми творениями, что только Он обладает прекрасными Именами и совершенными Качествами, и что только Он обладает правом на наше поклонение (см.: «Шарх аль-‘Акъыйдати ат-Тахауия» шейха Салиха Али Шейха, 1/33).

(3) - Эти убеждения принадлежат таким течениям как му’тазилиты и аш’ариты. Приверженцы этих течений разногласили между собой в том, что является первостепенной обязанностью, возложенной на человека. Одни говорили, что - это размышление (рассмотрение – «ан-назар» - ЗбдушЩуС), другие – стремление или желание размышлять (ЮХП Збм ЗбдЩС). Также среди них были те, кто говорил, что самое первое, чем обязан раб – это сомнение (ЗбФЯш), как передаётся это от Абу Хашима. То есть первое, по их мнению, что должен сделать человек – это усомниться в истинности Аллаха, усомниться в том, что только Ему принадлежит совершенство, божественность и т.д., и только затем приступить к рассмотрению доказательств и к размышлению над Его творениями, дабы прийти через это к вере. Получается, по их порочному и позорному мнению, что первое, чем обязан раб – это неверие, ибо сомнение в отношении существования Аллаха и Его божественности – есть неверие. И нет никакого сомнения в том, что эти слова являются ложью и заблуждением.

Многие из последователей философских учений, а также суфисты и шииты говорят, что знание об Аллахе – это нечто внезапное, которое появляется в сердце раба по достижению им совершеннолетия, как того захочет Аллах. Это также является глупостью и безосновательным мнением, так как Всевышний Аллах создал для нас причины, послал к нам Своих посланников, ниспослал Свои Писания, дабы мы могли узнать из этих источников об истине, принять её, узнать что желает от нас Всевышний и укрепить свою веру, выполняя это (см.: «Даръу та’аруд аль-‘акъли уа ан-накъли», стр. 352-353, с некоторыми сокращениями и дополнениями).

Что касается размышления (ан-назар), то дозволено использовать его лишь в качестве средства. Мусульманин смотрит на творения Аллаха, размышляя о могуществе и мудрости Творца, тем самым укрепляя свою веру, как сказал Всевышний:

жунуКуЭуЯушСхжду Эцн ОубъЮц ЗбУушгуЗжуЗКц жуЗбъГуСъЦц СуИушдуЗ гуЗ ОубуЮъКу еуРуЗ ИуЗШцбрЗ УхИъНуЗдуЯу ЭуЮцдуЗ ЪуРуЗИу ЗбдушЗСц

«И размышляют о сотворении небес и земли (говоря): «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (сура «Али ‘Имран», 191).

Однако это размышление не является первоочередной обязанностью, возлагаемой на человека, в отличие от свидетельства единобожия, т.е. свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Потому что именно оно, т.е. это свидетельство, является тем требованием Всевышнего, которое обязан исполнить совершеннолетний, чтобы принять Ислам.

А размышление над этим мирозданием подобно лечению, к которому прибегает больной. То есть когда у человека уменьшается вера, ему нужно размышлять над творениями Аллаха, изучать то, что поможет ему справиться с сомнениями и увеличить веру. Если же нет такой необходимости, то ведь знание о Творце заложено уже в естестве (фитре) каждого человека.

Также касательно «размышления» можно сказать то, что оно может быть необходимым для одних и не быть таковым для других, в отличие от свидетельства единобожия, которое является обязательным для каждого совершеннолетнего (см.: «Шарх аль-‘Акъыйдату ас-Саффариния» шейха аль-‘Усэймина и «Даръу та’аруд аль-‘акъли уа ан-накъли», стр. 403-405).

(4) - Поклонение, как сказал шейхуль-Ислам Ибн Тэймия, рахимаху Ллах - «это понятие, объединяющее в себе все слова и дела, как скрытые так и явные, которые любит Аллах и которыми Он доволен» (см.: «Маджму’у аль-фатауа», 10/149).

Также он говорил: «Поклонение – это подчинение Аллаху, которое выражается в выполнении Его приказов, переданных устами посланников» (см.: «Маджму’у аль-фатауа» 8/47).

Поклонение, как сказал Ибн аль-Къайим, рахимаху Ллах, делится на поклонение сердцем, языком и органами тела (см.: «Мадаридж ас-саликиин», 1/109).

(5) - То есть «заменил ложное поклонение идолам на истинное поклонение Одному лишь Аллаху».

(6) - Это выражение, а также то, которое будет упомянуто в хадисе, имеет два смысла:

«Первый: не смотря на то, какие упущения он допускал и какие были у него ошибки и грехи, так как единобожник обязательно войдет в Рай.

Второй: Аллах заведёт его в Рай, но его место (в нем) будет в соответствии с его деяниями» (см.: «Муляххас Китаб ат-Таухид» шейха Фаузана, стр. 26).

(7) - «Словом внушённым» - то есть когда Аллах пожелает создать что-то, то:

нуЮхжбх буех Яхдъ ЭунуЯхждх

«говорит: «Будь», - и оно сбывается».

(8) - «Дух от Аллаха» - то есть дух, который сотворил Аллах и даровал ‘Исе, мир ему. Это словосочетание указывает на почёт посланника ‘Исы, как говорят: «Дом Аллаха», «Трон Аллаха», «Земля Аллаха» и т.п.

(9) - Хадис от ‘Убадаты ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, приводят имамы аль-Бухари (3435) и Муслим (28).

Условия свидетельства о том, что «нет истинного божества, кроме Аллаха»

Учёные, да будет милостив к ним Всевышний Аллах, упоминали семь условий свидетельства о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, которые раб Аллаха обязан объединить в нём и воплотить в жизнь, и без которых оно не будет действительным. Некоторые из этих учёных собрали их в стихе:

Знание, твоя правдивость, искренность и убеждённость,

Любовь к свидетельству, признание и покорность.

Также и шейх Хафиз (аль-Хаками), рахимаху Ллах, в своем стихотворении под названием «ас-Суллям» сказал:

Кто произнёс свидетельство и смысл его знал,

В словах, делах его беспрекословно соблюдал,

И верующим этот мир оставит

В День Сбора защщенным тот предстанет.

А смысл же его нам с ясностью указывает,

И без сомнений, призывает и доказывает,

Что бога истинного нет для поклонения,

Помимо Одного, Ему присуще все уединение,

В создании, управлении и в ниспослании удела,

Ему нет равных, нет у Него нужды в сообщниках для дела.

Семью условиями свидетельство то связано,

На что в Коране, Сунне (нам) указано.

Его сказавший лишь не обретёт успех,

Пока не соберёт условий всех:

Сначала знай его, и с убежденностью прими,

Всецело подчинись ему, что говорю, пойми!

Правдив будь в нем и искренен, люби,

И пусть Аллах сопутствует тебе в пути!

Первое из этих условий: знание.

То есть знание свидетельства «Нет истинного божества кроме Аллаха», его смысла, которое содержит отрицание и утверждение, а также знание тех дел, которыми оно обязывает. Если раб знает о том, что объектом поклонения является только Аллах Единственный, у Которого нет сотоварища, и что поклонение кому-то помимо Него будет недействительным, и если он поступает согласно этому знанию, тогда он считается тем, кто знает смысл свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха».

Противоречит знанию невежество, т.е. когда человек не знает об обязательности уединения Аллаха в своих поклонениях. Более того, он полагает, что дозволено поклоняться кому-либо помимо Аллаха или наряду с Ним. Всевышний говорит:

ЭуЗЪъбугъ Гудушех буЗ Ецбуеу ЕцбушЗ Зббушех

«Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха» (сура «Мухаммад», 19).

Итак, первое условие свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха» - это знание его смысла, составными частями (столпами) которого являются отрицание и утверждение, а также (знание) тех деяний, которыми обязывает это свидетельство. И это должно быть таким знанием, которое избавляет человека от невежества.

Всевышний говорит:

ЭуЗЪъбугъ Гудушех буЗ Ецбуеу ЕцбушЗ Зббушех

«Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха» (сура «Мухаммад», 19).

Также Пречистый(1) Аллах говорит:

жубуЗ нугъбцЯх ЗбушРцнду нуПъЪхжду гцдъ Пхждцец ЗбФушЭуЗЪуЙу ЕцбушЗ гудъ ФуецПу ИцЗбъНуЮцш

«Те, к кому они взывают (поклоняются) помимо Него, не владеют заступничеством (перед Ним). Заступаться будут только за тех или только те, которые засвидетельствовали истину»

Т.е. засвидетельствовали о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха:

жуехгъ нуЪъбугхжду

«будучи знающими (осознавая)» (сура «аз-Зухруф», 86).

Т.е. зная своими сердцами то, что произносят их языки.

Передаётся от ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал:

гуд гуЗКу жуехж нуЪъбугх Гудушех буЗ Ецбуеу ЕцбушЗ Зббех ПуОубу ЗбМудушЙу

«Тот, кто умрёт, зная о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, войдёт в Рай».(2)

Что касается второго условия, то это убеждённость. То есть когда человек произносит это свидетельство, будучи твёрдо убеждённым в нем, со спокойным сердцем, без каких-либо проникших в него сомнений. Когда он убеждён в правильности того, о чём говорит это свидетельство, из законности поклонения только лишь Аллаху и несостоятельности поклонения кому-либо помимо Него, и недозволенности посвящать какой-либо вид поклонения и обожествления кому-то помимо Него.

Если же человек сомневается в своём свидетельстве или удерживается от признания ложным любого поклонения не Аллаху, как например, если он скажет: «Я твёрдо уверен в божественности Аллаха, однако я сомневаюсь в том, что она не принадлежит больше никому, кроме Него», - то свидетельство такого человека будет недействительным и не принесёт ему никакой пользы. Всевышний сказал, хваля верующих:

жуЗбушРцнду нхДъгцдхжду ИцгуЗ ГхдъТцбу ЕцбунъЯу жугуЗ ГхдъТцбу гцдъ ЮуИъбцЯу жуИцЗбъВОцСуЙц ехгъ нхжЮцдхжду

«Которые веруют в то, что ниспослано тебе и в то, что было ниспослано до тебя, и которые убеждены в Последней жизни» (сура «аль-Бакъара», 4).

Также Аллах похвалил верующих, сказав:

ЕцдушгуЗ ЗбъгхДъгцдхжду ЗбушРцнду ВгудхжЗ ИцЗббушец жуСуУхжбцец Лхгуш бугъ нуСъКуЗИхжЗ

«Воистину, верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений (в этом)» (сура «аль-Худжурат», 15).

Твёрдая убеждённость – это когда сердце (человека) испытывает полное спокойствие относительно (свидетельства), и в него не проникает никакое сомнение. (То есть) он убежден в правильности того, что произносит своим языком относительно истинности божественности (и права на поклонение), которые принадлежат (только) Аллаху, вместе с признанием недействительности божественности кого-либо помимо Него, а также с убежденностью в том, что не дозволено посвящать какой-либо вид поклонения или обожествления кому-то помимо Аллаха. Как это приводится в сборнике «ас-Сахих» имама Муслима, в хадисе от Абу Хурэйры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха сказал:

ГуФеуПх Гдуш (буЗ Ебуеу ЕбушЗ Зббех) жГдцшн СуУхжбх ЗббецЎ буЗ нубЮум Зббеу ИцегуЗ ЪуИПс ЫунСу ФуЗЯтш ЭцнегуЗ ЕбушЗ ПуОбу ЗбМудушЙу

«Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретит Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!»(3)

Поэтому обязательно должна быть убеждённость относительно свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха».

От Абу Хурэйры, да будет доволен им Аллах, также передаётся, что Пророк сказал ему:

гуд буЮнКу жуСуЗБу еуРуЗ ЗбНуЗЖцШц нуФеуПх Гдуш (буЗ Ебуеу ЕбушЗ Зббех) гхУКунЮцдрЗ ИцеуЗ ЮубИхех ЭуИФцшСех ИцЗбМудушЙц

«Ступай, и кого бы ты ни встретил за этой стеной, свидетельствующего, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи убежденным в этом своим сердцем, обрадуй его Раем!»(4)

Это и есть второе из условий свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха». Первое (условие) – это знание того, что истинным объектом поклонения является только Аллах, и что является обязательным уединять Аллаха в поклонении, как явном, так и в скрытом. Второе (условие) – это убеждённость, которая должна присутствовать в сердце во время (произнесения) этого свидетельства.

Сказал Всевышний:

ЕцдушгуЗ ЗбъгхДъгцдхжду ЗбушРцнду ВгудхжЗ ИцЗббушец жуСуУхжбцец Лхгуш бугъ нуСъКуЗИхжЗ жуМуЗеуПхжЗ ИцГугъжуЗбцецгъ жуГудъЭхУцецгъ Эцн УуИцнбц Зббушец ГхжбуЖцЯу ехгх ЗбХушЗПцЮхжду

«Воистину, верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений (в этом), и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми (в своей вере)» (сура «аль-Худжурат», 15).

Поэтому условием правдивости веры в Аллаха и Его Посланника является отсутствие сомнений. «Не испытывали сомнений» - т.е. не колебались в своей вере.

Что же касается колеблющегося (сомневающегося), то такой будет из числа лицемеров, о которых (Всевышний) Аллах сказал:

ЕцдушгуЗ нуУъКуГъРцдхЯу ЗбушРцнду буЗ нхДъгцдхжду ИцЗббушец жуЗбънужъгц ЗбъВОцСц жуЗСъКуЗИуКъ ЮхбхжИхехгъ Эуехгъ Эцн СунъИцецгъ нуКуСуПушПхжду

«У тебя просят дозволения остаться дома (не выйти на джихад) только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, сердца которых испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве» (сура «ат-Тауба», 45).

Не будет веры у того, кто произнесёт это свидетельство, сомневаясь, колеблясь, даже если будет повторять его с каждым своим вздохом, и даже если будет кричать, произнося его так, что это будут слышать все люди.

В хадисе сообщается (что Посланник Аллаха r сказал):

ГуФъеуПх Гудъ буЗ Ецбуеу ЕцбушЗ ЗббехЎ жуГудцшн СуУхжбх ЗббецЎ буЗ нубъЮум Зббеу ИцецгуЗ ЪуИъПс ЫунСу ФуЗЯтш ЭцнецгуЗ ЕцбушЗ ПуОубу ЗбМудушЙу

«Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретит Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!»

Поэтому условием вхождения в Рай того, кто произносит это свидетельство, является его полная убеждённость сердцем в том, что говорит, и отсутствие сомнения. И если не будет (соблюдено) условие, то не будет (достигнто) и обуславливаемое. Соответственно, в Рай войдет только тот, кто произносил это свидетельство, будучи убеждённым в нем своим сердцем.

Что касается третьего условия, то это принятие (согласие). То есть когда произносящий это свидетельство принимает своим сердцем и языком всё, что оно требует от него, когда он подтверждает все сообщения, которые были переданы от Аллаха, через Избранного Пророка и верит в них. Это когда он принимает всё и не отвергает ничего из этого, и не использует в отношении священных текстов (Корана и Сунны) порочное истолковывание (таъуиль)(5) и искажения, которые запретил Всевышний Аллах.

Противоречит принятию отвержение (несогласие). Ведь существуют те, которые знают смысл свидетельства, убеждены в его значении, которое содержится в нём, выполняют первое и второе условия, однако отвергают его из-за высокомерия и зависти. Таково положение учёных из числа иудеев и христиан, как сообщил о них Всевышний Аллах, сказав:

ЗбушРцнду ВКунъдуЗехгх ЗбъЯцКуЗИу нуЪъСцЭхждуех ЯугуЗ нуЪъСцЭхжду ГуИъдуЗБуехгъ жуЕцдуш ЭуСцнЮрЗ гцдъехгъ бунуЯъКхгхжду ЗбъНуЮуш жуехгъ нуЪъбугхжду

«Те, кому Мы даровали Писание (Тору и Инджиль), знают его (Мухаммада) подобно тому, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину» (сура «аль-Бакъара», 146).

К несогласию, которое нарушает это третье из условий свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха», также относится несогласие того, кто отвергает какие-либо шариатские положения (ахкам) или установленные шариатом наказания. Например, действие тех, кто не согласен с шариатской мерой наказания вора, или наказания прелюбодея, не согласен с многожёнством, так как всё это считается отвержением и непринятием того, что предписано свидетельством «Нет истинного божества, кроме Аллаха».

Четвёртое условие – повиновение (подчинение), которому противоречит непокорность (оставление), то есть когда человек подчиняется тому, на что указывает это выражение искренности (то есть свидетельство единобожия). И весьма очевидно, что разница между подчинением и принятием в том, что принятие – это подтверждение истинности этого свидетельства словами, то есть когда человек принимает его и заявляет об этом своим языком, а что же касается подчинения, то это – следование, которое выражается в делах. И оба этих условия (принятие и подчинение) требуют от человека беспрекословного исполнения.

Повиновение – это покорность и послушание постановлениям Аллаха, без каких-либо возражений. Всевышний сказал:

жуГудцнИхжЗ Ецбум СуИцшЯхгъ жуГуУъбцгхжЗ буех

«Обратитесь(6) к вашему Господу и повинуйтесь Ему» (сура «аз-Зумар», 54).

Повиновение и послушание также должно быть и к тому, с чем пришёл Пророк , и выражается оно посредством довольства и совершения дел в соответствии с этим (свидетельством), без каких-либо упрёков (сетований) и возражений, без каких-либо чрезмерностей и упущений. Всевышний сказал:

ЭубуЗ жуСуИцшЯу буЗ нхДъгцдхжду НуКушм нхНуЯцшгхжЯу ЭцнгуЗ ФуМуСу Иунъдуехгъ Лхгуш буЗ нуМцПхжЗ Эцн ГудъЭхУцецгъ НуСуМрЗ гцгушЗ ЮуЦунъКу жунхУубцшгхжЗ КуУъбцнгрЗ

«Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всех разногласиях, которые происходят между ними(7), и не перестанут испытывать в душе стеснения относительно твоего решения, и не повинуются ему полностью» (сура «ан-Ниса», 65).

Итак, если кто-то узнал смысл свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха», то он выполнил первое условие. Если (вместе с этим) он убеждён в том, что говорит (свидетельствуя), то значит, он выполнил второе условие. Если принял это свидетельство – выполнил третье. Однако если он не подчинился ему, не повиновался, не покорился и не поступал в соответствии со знанием, то это не принесёт ему пользы.

К неповиновению также относится оставление суда (правления) по шариату Аллаха, и замена этого шариата на законы придуманные человеком.

Условие пятое – правдивость. То есть правдивость с Аллахом, которая проявляется тогда, когда человек правдив в своей вере и правдив в своих убеждениях. И при наличии этого, он становится правдивым ко всему, что ниспослано в Книге его Господа и в Сунне его Пророка .

Правдивость – это (обязательная) основа во (всем), что произносит (человек). К правдивости также относится правдивость в призыве (к Исламу), в полном подчинении Аллаху и в полном посвящении себя этому, в соблюдении (и охране) установлений Аллаха (Его приказов и запретов). Всевышний сказал:

нуЗ ГунхшеуЗ ЗбушРцнду ВгудхжЗ ЗКушЮхжЗ Зббушеу жуЯхждхжЗ гуЪу ЗбХушЗПцЮцнду

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми» (сура «ат-Тауба», 119).

О правдивости, как об условии (свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха»), сообщается в достоверном хадисе от Пророка , (где он сказал):

гудъ ЮуЗбу (буЗ Ебуеу ЕбушЗ Зббех) ХуЗПцЮрЗ ИцеуЗє ПуОбу ЗбМудушЙу

«Тот, кто засвидетельствует о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, будучи правдивым в том, что говорит, войдёт в Рай»(8). Этот хадис является достоверным и приводит его имам Ахмад.

Также он сказал:

гуЗ гцдъ ГуНуПт нуФеуПх Гуд буЗ Ецбуеу ЕбушЗ Зббе жГдуш гхНугПрЗ СуУхжбх Зббе ХцПъЮрЗ гцдъ ЮубИцец ЕбушЗ НуСушгуех Зббех Ъубум ЗбдушЗСц

«Кто бы ни засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, будучи правдивым в своём сердце, того Аллах обязательно сделает запретным для Огня!»(9) Этот хадис, переданный Му’азом (ибн Джабалем, да будет доволен им Аллах), приводят аль-Бухари и Муслим.

Противоположностью правдивости является ложь(10). Если же раб не будет правдивым в своей вере, то значит, он не будет верующим. Более того, он будет лицемером, даже если будет произносить это свидетельство своим языком. И положение такого лицемера намного хуже, чем положение неверующего, который открыто демонстрирует своё неверие. Поэтому, если он будет произносить свидетельство своим языком, однако не будет признавать своим сердцем тот смысл, на который оно указывает, то такое свидетельство не будет спасительным для него. Более того, это сделает его одним из лицемеров, (о которых) Всевышний сказал:

жугцду ЗбдушЗУц гудъ нуЮхжбх ВгудушЗ ИцЗббушец жуИцЗбънужъгц ЗбъВОцСц жугуЗ ехгъ ИцгхДъгцдцнду

«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день», - но в тоже время они не являются верующими» (сура «аль-Бакъара», 8).

Также одним из примеров того, что противоречит правдивости в свидетельстве («Нет истинного божества, кроме Аллаха»), является несогласие с тем, с чем пришёл Посланник , когда (человек) считает ложью то, с чем он пришёл, или же часть из того (что было ниспослано ему ). Ведь Всевышний Аллах приказал нам подчиняться ему и подтверждать всё, с чем он r пришёл, и Он I связал это подчинение (Пророку ) с подчинением Ему Самому. Всевышний сказал:

жуГуШцнЪхжЗ Зббушеу жуГуШцнЪхжЗ ЗбСушУхжбу

«Подчиняйтесь Аллаху и подчиняйтесь Посланнику» (сура «ат-Тагъабун», 12).

(Итак) пятым условием из семи условий свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха» является правдивость.

Что же касается шестого условия, то это – искренность (очищение)(11), когда человек очищает свои деяния через благое намерение от всяких губительных проявлений многобожия, его различных примесей и т.п. Когда все его слова и дела исходят от него искренне только ради Лика Аллаха, с желанием Его довольства, и нет в них ничего из проявлений показухи или стремления к славе(12), или же желания (мирской) пользы, или побуждений удовлетворить личностные интересы, явные и скрытые прихоти (страсти). Всевышний сказал:

ГубуЗ бцбушец ЗбПцшндх ЗбъОуЗбцХх

«Воистину, чистая религия (чистое поклонение) может посвящаться только Одному Аллаху» (сура «аз-Зумар», 3).

Также Он Всевышний сказал:

жугуЗ ГхгцСхжЗ ЕцбушЗ бцнуЪъИхПхжЗ Зббушеу гхОъбцХцнду буех ЗбПцшнду

«А ведь им было велено лишь поклоняться Одному Аллаху, (искренне) очищая перед Ним свою религию(13)» (сура «аль-Бейина», 5).

От Абу Хурэйры, да будет доволен им Аллах, передаётся хадис, в котором Посланник Аллаха сказал:

ГуУЪуПх ЗбдушЗУц ИцФЭуЗКцн нужгу ЗбЮцнуЗгуЙц гудъ ЮуЗбу: (буЗ Ебуеу ЕбушЗ Зббех) ОуЗбцХрЗ гцдъ ЮубИцец

«В День воскрешения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству будет тот, кто засвидетельствовал о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, будучи искренним в своем сердце!»(14) Поэтому обязательно чтобы было соблюдено это условие – искренность.

В обоих сборниках «Сахих» приводится хадис от ‘Итбана, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха сказал:

ЭуЕдуш Зббеу ЮуПъ НуСушгу Ъубум ЗбдушЗСц гуд ЮуЗбу (буЗ Ебуеу ЕбушЗ Зббех) нуИКуЫцн ИцРубЯу жуМеу Зббец

«Поистине Аллах сделал запретным для Огня того, кто засвидетельствовал о том, что нет истинного, достойного поклонения божества, кроме Аллаха, желая при этом лишь Лика Аллаха»(15).

Также Всемогущий и Великий Аллах сообщил о том, что Он сделает деяния многобожников тщетными, сказав:

Ецдуш Зббушеу буЗ нуЫъЭцСх Гудъ нхФъСуЯу Ицец жунуЫъЭцСх гуЗ Пхжду РубцЯу бцгудъ нуФуЗБх жугудъ нхФъСцЯъ ИцЗббушец ЭуЮуПц ЗЭъКуСум ЕцЛъгрЗ ЪуЩцнгрЗ

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает. А кто же приобщает сотоварищей Аллаху, тот измышляет (совершает) великий грех» (сура «ан-Ниса», 48).

И седьмым условием является любовь к этому великому свидетельству, что нет истинного божества, кроме Аллаха, а также к тому, на что оно указывает и чем обязывает (или к чему призывает).

Итак, седьмое условие – это любовь. Любовь к этому великому свидетельству, к тому, на что оно указывает (из смысла) и к чему обязывает (и призывает из деяний). (Человек) должен любить Аллаха, любить Посланника Аллаха , ставить превыше всего любовь к свидетельству «Нет истинного божества, кроме Аллаха» и выполнять все необходимые условия этой любви(16). И он должен любить Аллаха такой любовью, которая неразрывно связана с почитанием Его и возвеличиванием, со страхом и надеждой. Он также должен любить те места, которые любит Аллах, как например, Высокочтимая Мекка, Пророческая Медина, и все другие мечети в общем.

Он должен любить времена, которые любит Всевышний и Благословенный Аллах, как, например, месяц Рамадан, первые десять дней месяца зуль-хиджа(17) и другие дни. Он должен любить тех, кого любит Аллах, как например, пророков и посланников, ангелов и правдивых, мучеников и праведников. Также он должен любить дела, которые любит Аллах, как например, молитву, закят, пост, хадж. И любить слова, которые Он любит, как например, поминания Аллаха и чтение Корана.

Из любви (к Аллаху и из её условий) то, когда человек предпочитает то, что любит Аллах, над тем, что любит и желает его душа. Так как Ад окружён соблазнами, а Рай – трудностями (нелюбимыми и тягостными для души деяниями)(18).

Из любви (к Аллаху и из её условий также и) проявление ненависти к тому, что ненавистно Аллаху. Если же этого не будет, то человек не будет правдив в своей любви к Аллаху. Ибо невозможно представить человека, который любил бы Аллаха, и вместе с этим любил бы врагов Аллаха Господа миров, и не питал к ним никакой ненависти!

Из любви (к Аллаху и из её условий также) проявление ненависти к тому, что ненавистно Аллаху. То есть когда человек испытывает к неверным неприязнь, ненависть и враждебность, когда он ненавидит неверие, нечестие и ослушание. Всевышний говорит:

нуЗ ГунхшеуЗ ЗбушРцнду ВгудхжЗ гудъ нуСъКуПуш гцдъЯхгъ Ъудъ Пцндцец ЭуУужъЭу нуГъКцн Зббушех ИцЮужъгт нхНцИхшехгъ жунхНцИхшждуех ГуРцбушЙт Ъубум ЗбъгхДъгцдцнду ГуЪцТушЙт Ъубум ЗбъЯуЗЭцСцнду нхМуЗецПхжду Эцн УуИцнбц Зббушец жубуЗ нуОуЗЭхжду бужъгуЙу буЗЖцгт

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от религии[b](19), то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его. Они будут благосклонны к верующим и суровы к неверным, и будут сражаться на пути Аллаха, и не будут бояться порицания порицающих»[/b] (сура «аль-Маида», 54).

Также Пречистый (Аллах) говорит:

буЗ КуМцПх ЮужъгрЗ нхДъгцдхжду ИцЗббушец жуЗбънужъгц ЗбъВОцСц нхжуЗПхшжду гудъ НуЗПуш Зббушеу жуСуУхжбуех жубужъ ЯуЗдхжЗ ВИуЗБуехгъ Гужъ ГуИъдуЗБуехгъ Гужъ ЕцОъжуЗдуехгъ Гужъ ЪуФцнСуКуехгъ

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей (т.е. не бывает таких), которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (сура «аль-Муджадиля», 22).

Так как они являются врагами Аллаха. Если, например, отец является врагом Аллаха, то обязательно должна быть враждебность к нему ради Аллаха - Господа миров. Если брат является врагом Всевышнего Аллаха, то обязательно должно быть отношение к нему как к врагу. Кто бы ни был из них: брат, родственник, сын, жена - если этот человек является врагом Всевышнего Аллаха, отвращающимся от поминания Его, то любовь к Аллаху Господу миров не будет полноценной (настоящей), кроме как с ненавистью и враждебностью к такому. Посланник Аллаха сказал:

ЛубуЗЛс гудъ Яхдуш Эцнец жуМуПу Ицедуш НубуЗжуЙу ЗбЕцнгуЗдц: Гдъ нуЯжду Зббех жуСуУжбхех ГНИуш Ецбнец гцгушЗ УцжЗехгуЗ...

«Тот, кто будет обладать тремя качествами, ощутит посредством них сладость веры! Это - любовь к Аллаху и к Его Посланнику, которая будет превыше всего остального »(20)

Противоположностью любви является неприязнь (ненависть) к этому свидетельству, к тому, на что оно указывает и к чему обязывает, или же любовь к кому-то помимо Аллаха либо наряду с Ним(21).

Всевышний сказал:

РубцЯу ИцГудушехгъ ЯуСцехжЗ гуЗ ГудъТубу Зббушех ЭуГуНъИуШу ГуЪъгуЗбуехгъ

«Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния» (сура «Мухаммад», 9).

Пречистый Аллах также сказал:

жугцду ЗбдушЗУц гудъ нуКушОцРх гцдъ Пхждц Зббушец ГудъПуЗПрЗ нхНцИхшждуехгъ ЯуНхИцш Зббушец жуЗбушРцнду ВгудхжЗ ГуФуПхш НхИршЗ бцбушец жубужъ нуСум ЗбушРцнду ЩубугхжЗ ЕцРъ нуСужъду ЗбъЪуРуЗИу Гудуш ЗбъЮхжушЙу бцбушец МугцнЪрЗ жуГудуш Зббушеу ФуПцнПх ЗбъЪуРуЗИц

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники могли представить себе(22), что узрев мучения, они убедятся в том, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения» (сура «аль-Бакъара», 165).

А ведь те, кого упомянул Всемогущий и Великий Аллах в этом аяте, «любят их так же, как любят Аллаха», то есть они любят Аллаха. (Но) они любят Аллаха и кого-то наряду с ним такой же любовью. Поэтому Аллах Господь миров назвал их беззаконниками, а под беззаконием здесь подразумевается – многобожие.

Следовательно, те, которые делят любовь к Аллаху ещё с кем-то, являются многобожниками. Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха: «Они никогда не выйдут из Огня» (сура «аль-Бакъара», 167). А такая (угроза) не относится ни к кому, кроме неверных. И им ничем не поможет их любовь к Всевышнему Аллаху. Так как если они любили наряду с Ним ещё кого-то, то Аллах сделает тщетными их деяния, и навечно заведёт их в Огонь: «Они никогда не выйдут из Огня».

Также несовместимой с любовью (к Аллаху и к свидетельству единобожия) является ненависть к Посланнику .

Также несовместимы с любовью (к Аллаху и к свидетельству единобожия) любовь и дружба с врагами Аллаха, как например, с иудеями, христианами и прочими неверными и многобожниками.

К тому, что является несовместимым с любовью (к Аллаху и к свидетельству единобожия) также относится и враждебность к угодникам Аллаха из числа верующих.

А тем, что делает любовь (к Аллаху и свидетельству единобожия) неполноценной являются ослушания и грехи (которые меньше многобожия и неверия).

Это есть условия свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха». Тому же, кто не соберёт всех их полностью и в требуемом виде, не поможет свидетельство «Нет истинного божества, кроме Аллаха».

Свидетельство «Нет истинного божества, кроме Аллаха» является ключом к Раю. Это действительно так! Однако у любого ключа обязательно есть зубцы. И если ты придёшь с ключом, у которого нет зубцов, то не откроется тебе, и такой ключ ничем тебе не поможет.

Свидетельство «Нет истинного божества кроме Аллаха» является причиной вхождения в Рай и спасения от Огня, необходимым требованием для этого. Однако это необходимое требование будет действенным только тогда, когда соберутся все его условия и не будет никаких препятствий(24). И это необходимое требование не будет выполнено, если не будет соблюдено одно из условий, или если будет оставаться хотя бы одно препятствие. Поэтому когда сказали аль-Хасану (аль-Басри): «Люди говорят, что тот, кто засвидетельствует о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, войдёт в Рай», - он ответил: «Кто засвидетельствует о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, будет блюсти право (этого свидетельства) и выполнит то, к чему оно обязывает, тот войдёт в Рай».

Уахб ибн Мунаббих тому, кто спросил его: «А разве свидетельство «Нет истинного божества, кроме Аллаха» не является ключом к Раю?!», - ответил: «Совершенно верно! Однако у всякого ключа обязательно есть зубцы. И если ты придёшь с ключом, у которого есть (необходимые) зубцы, то будет тебе открыто, а если нет – то нет».

Эти условия, то есть условия свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха», не принесут пользу рабу, если только он не соберёт их полностью и не станет поступать согласно их требованиям (предписаниям).

Знание, твоя правдивость, искренность и убеждённость,

Любовь к свидетельству, признание и покорность.

Эти семь условий:

Семью условиями свидетельство то связано,

На что в Коране, Сунне (нам) указано.

Его сказавший лишь не обретёт успех,

Пока не соберёт условий всех:

Сначала знай его, и с убежденностью прими,

Всецело подчинись ему, что говорю, пойми!

Правдив будь в нем и искренен, люби,

И пусть Аллах сопутствует тебе в пути!

Знай же эти условия и воплоти их, поступай в соответствии с ними, чтобы не совершить то, что нарушает это свидетельство «Нет истинного божества, кроме Аллаха». Ведь Аллах обязал всех Своих рабов принять Ислам, крепко держаться за эту религию и остерегаться всего того, что противоречит ей. Он послал Своего пророка Мухаммада для того, чтобы он призвал (людей) к этому, и Он Всевышний сообщил о том, что тот, кто последовал ему, тот последовал верным путём, а тот, кто отвернулся от него (и от его призыва), тот впал в заблуждение. И Он во многих аятах Корана предостерёг от причин, которые приводят к вероотступничеству, а также от различных видов многобожия и неверия.

________________________________________________________

(1) - Пречистый – «Субхан» (УИНЗд) - отглагольное имя (ЗУг ЗбгХПС), которое происходит от глагола «восхвалять» (УИшН), смысл которого, как сказали учёные, «очищать» (дТше). Основа его – «отдаление» (ЗбИЪП), то есть отдаление от Аллаха U всех качеств, содержащих недостатки. Ибо Он Всевышний далёк от всякого недостатка (см.: «Шарх аль-‘Акъыйдати аль-Уаситыя» шейха аль-‘Усэймина, стр. 83, изд. «Ибн аль-Джаузи»).

(2) - Хадис приводит имам Муслим (26).

(3) - Хадис приводит имам Муслим (27).

(4) - Хадис приводит имам Муслим (31).

(5) - «Таъуиль» (на араб. КГжнб) переводится как толкование, разъяснение и имеет три значения:

Первое: толкование (тафсир). В таком значении это слово использовали толкователи Корана из первых поколений мусульман, такие как Ибн Джарир ат-Табари и другие. Они говорили: «Таъуиль этого аята такой-то», - подразумевая его тафсир.

Второе: действительность (хакъыйка), т.е. знание того, как это будет происходить, или же происходило на самом деле. Как в словах Всевышнего:

жугуЗ нуЪъбугх КуГъжцнбуех ЕцбушЗ Зббушех

«Хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха» (сура «Али ‘Имран», 7).

«Так как в действительности образа этих вещей или событий, о которых рассказано в Коране, таких как Рай, Ад, того, что будет происходить в Судный День, в будущем, не знает никто, кроме Аллаха. То же самое касается Имён и Качеств Аллаха: их истинной сущности и образа не знает никто, кроме Него. Поэтому является обязательным не переходить границ слов Всевышнего.

К этому также относятся слова Всевышнего:

еубъ нудъЩхСхжду ЕцбушЗ КуГъжцнбуех

«Неужели они дожидаются исполнения того, что было обещано (пророчества)» (сура «аль-А’раф», 53).

То есть, неужели они (неверные) дожидаются того, что откроется им (станет ясным, истолкуется) только в будущем» (см.: «Шарх люм’ату аль-и’тикад» шейха Фаузана, стр. 41., изд. «аль-Фуркъан»). «Здесь речь идёт о наказании» (см. «ат-Тафсир аль-Муйассар»).

Третье значение: истолковывание – то есть «изменение первоначального очевидного смысла слова, на другой, согласно (как полагают сами истолковывающие) доказательствам» (см.: «Шарх люм’ату аль-и’тикад» шейха Фаузана, стр. 41).

Это и есть терминология заблудших философских течений, таких как аш’ариты, матуридиты и им подобных. «Согласно их терминологии, таъуиль – это использование разума как основы, а текстов Корана и Сунны в качестве того, что следует этому разуму и подтверждает его. И поэтому, когда, по их предположению, имеет место быть противоречие между текстом из Корана и Сунны и разумом, то является обязательным (в таком случае) истолковать шариатский текст таким образом, чтобы он соответствовал разуму. Но они не ведают (или находятся в невежестве относительно того), что ясные доводы разума никогда не противоречат истинным шариатским текстам. Более того, противоречие между ними невозможно, если только не будет недействительным, непригодным или испорченным, либо одно из них, либо оба они вместе взятые» (см.: «Маджму’ аль-фатауа», 9/279). То есть если, к примеру, будет недостоверным шариатский текст, как недостоверные, выдуманные, слабые хадисы, или если разум, который пытается принять эти тексты и осмыслить их, будет испорченным и непригодным для этого в силу укоренившихся в нем каких-то заблуждений, отклонений и т.п.

По причине своего испорченного разума и использования недостоверных хадисов, такие философские течения как аш’ариты и матуридиты, а до них - джахмиты и му’тазилиты прибегали и прибегают к этому порочному истолковыванию, говоря: «Рука (Аллаха) – это мощь, Лик Его – сущность, милость – желание наделить раба уделом, ненависть – желание возмездия (за ослушание), прибытие (Его – ЗбгМнБ) и снисхождение (на ближнее небо – ЗбдТжб) – явление и снисхождение Его приказа. Так они изменяют слова и истолковывают их вопреки их (истинному) смыслу. Это и есть порицаемый таъуиль и новоизобретённая терминология» (см.: «Шарх люм’ату аль-и’тикад» шейха Фаузана, стр. 42).

Как сказал шейх Раслян в «Шарх ас-Сыфати аль-Иляхия»: «На самом деле этот вид таъуиля есть не что иное, как тахриф (искажение)».

(6) - «Обратитесь» - то есть «вернитесь», «устремитесь» к Господу с покаянием и послушанием (см.: «ат-Тафсир аль-Муйассар»).

(7) - «А после смерти возьмут твою Сунну в качестве судьи между ними» (см.: «ат-Тафсир аль-Муйассар»).

(8) - Хадис приводит имам Ахмад (191000). Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’» (35).

(9) - Хадис приводят имам аль-Бухари (128) и Муслим (32).

(10) - Ложь в смысле лицемерия (ЗбдЭЗЮ).

(11) - Искренность или очищение – по араб. «аль-ихлас» (ЗбЕОбЗХ), то есть когда раб искренен перед своим Господом, поклоняется Ему Одному, очищая своё поклонение от любого проявления многобожия. Или как сказал Хафиз аль-Хаками, рахимаху Ллах: «Искренность – это очищение деяний через благое намерение от всяких проявлений (примесей) многобожия» (см.: «Ма’аридж аль-Къабуль», 1/276).

(12) - Слава – по араб. «ас-сум’а» (ЗбУгЪЙ), то есть когда делает человек совершает какое-то дело не ради Лика Аллаха, а чтобы об этом услышали другие. Сказал Ибн Хаджар, рахимаху Ллах: «Смысл слова «сум’а» (слава) точно такой же, как и смысл слова «рийа» (показуха). Однако она связана со слухом, а показуха связана со зрением» (см.: «аль-Фатх», 11/336).

(13) - «А ведь им было велено лишь поклоняться Одному Аллаху, - желая этим поклонением только Лика Его, - (искренне) очищая перед Ним свою религию», - устремляясь от многобожия к чистой вере (см.: «ат-Тафсир аль-Муйссар»).

(14) - Хадис приводит имам аль-Бухари (99).

(15) - Хадис приводят имам аль-Бухари (425) и имам Муслим (33).

(16) - К необходимым условиям любви относятся:

1) Согласи с тем, кого любишь в том, что он любит и чем он доволен.

2) Отстранение от всего, что вызывает у него неприязнь и гнев.

3) Любовь к тем, кого он любит и ненависть к тем, кого он ненавидит.

4) Дружба с теми, кто дружит с ним и вражда с теми, кто враждует с ним.

5) Оказание поддержки и помощи ему, а также следование с любовью и покорностью по пути, на который он указал.

(17) - Дни Хаджа.

(18) - Как приводится это в хадисе от Абу Хурэйры, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха сказал:

НхМцИуКц ЗбдушЗСх ИцЗбФушеужуЗКц Ў жуНхМцИуКц ЗбъМудушЙх ИцЗбъгуЯуЗСцец

«Ад скрыт за соблазнами, а Рай – за тягостями» (хадис приводят аль-Бухари, 6487 и Муслим, 2823).

(19) - То есть оставит Ислам, заменит его на какую-то другую религию, как например, на христианство, иудаизм, язычество и т.п., что никак не навредит Аллаху (см.: «ат-Тафсир аль-Муйассар»).

(20) - Хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, приводят имам аль-Бухари (16), имам Муслим (43).

В этом хадисе Посланник Аллаха перечислил три качества, которые служат причиной для ощущения сладости веры: «Любовь к Аллаху и к Его Посланнику, которая будет превыше всего остального; любовь к кому-либо только ради Аллаха; и неприязнь к возвращению в неверие после того, как Аллах спас его от него, подобно неприязни его к тому, чтобы быть брошенным в огонь!»

(21) - То есть когда человек разделяет любовь, которая должна быть только к Аллаху, ещё с кем-либо из созданий, когда он любит кого-то или что-то так же, как любит Аллаха, или даже сильнее. Это - любовь, которая является поклонением, и которая связана с возвеличиванием и почитанием, со страхом и надеждой, смиренностью и трепетом.

(22) - «Если бы беззаконники могли представить себе» – то есть, если бы знали причинившие зло своим душам, что когда увидят они наказание, суровое наказание Аллаха, то поймут всю пагубность неверия, и что их поклонение идолам никак им не поможет (см.: «Ма’алим ат-Танзиль» имама аль-Багъауи, 1/134). И «узрев мучения, они убедятся в том, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения», и захотят оставить идолов и уединить Аллаха в своих поклонениях. Однако будет уже поздно!

(23) - Здесь имеются в виду деяния, которые делают свидетельство человека о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, недействительным, о чём автор расскажет в следующей главе.