• Название:

    Толстой Неужели это так надо


  • Размер: 0.08 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

ЕСЛИ СКАЖУТ ПРАВДУ В НЕЁ НИКТО НЕ Поверит.... ДА ЭТО ТАК.

********

Предлагаю отрывок из статьи «Неужели это так надо?» Лева Толстого, отражающий проблемы современного общества . VIII Корень всех бедствий народа — в том ложном учении, которое под видом христианского преподается ему. И потому, казалось бы, очевидно, что обязанность всякого человека, освободившегося от религиозного обмана и желающего служить народу, состоит в том, чтобы словом и делом помогать обманутым людям освобождаться от того обмана, который составляет причину их бедственного положения. Казалось бы, что, кроме общей обязанности каждого нравственного человека обличать ложь и исповедовать ту истину, которую он знает, всякий желающий служить народу человек не может из сострадания не желать избавить своих братьев от причиняющего им всякие бедствия обмана, в котором они находятся. А между тем, те самые люди, свободные от обмана и независимые и образованные на средства рабочего народа и по этому одному уже обязанные служить ему,— не видят этого. «Религиозное учение не важно,— говорят эти люди.— Это дело совести каждого отдельного человека. Важно и нужно—политическое, социальное, экономическое устройство общества, и на это должны быть направлены все усилия людей, желающих служить народу. А религиозные учения все не важны и, как все суеверия, сами собой исчезнут в свое время». Так говорят эти образованные люди и, желая служить народу, одни из них поступают на службу к правительству: в войска, духовенство, члены парламентов, и стараются, не обличая того религиозного обмана, в котором находится народ, своим участием в правительственной деятельности улучшить внешние формы жизни обманутого народа; другие, революционеры, точно так же не касаясь верований народа, вступают в борьбу с правительствами, стараясь овладеть властью теми же самыми, как и правительства, средствами обмана и насилия; третьи, социалисты, устраивают рабочие союзы, товарищества, стачки, полагая, что состояние народа,—несмотря на то, что он будет оставаться в том же производимом ложным учением заблуждении суеверия или неверия,— может быть улучшено. Но удивительное дело, ни те, ни другие, ни третьи не только не препятствуют распространению ложной религии, на которой основано все зло, но когда в том встречается необходимость,— исполняют признаваемые ими лживыми религиозные обряды — сами присягают, участвуют в богослужениях и торжествах, одуряющих народ, и не препятствуют обучению своих и чужих детей в школе так называемому закону божию,— той самой лжи, на которой основано порабощение народа. Это-то непонимание образованными людьми (теми самыми, которые более всех других и могли, и должны бы были разрушать ложное учение) того, в чем главная причина зла, и именно на что и должны быть направлены все их усилия, и отвлечение этих усилий на ложные пути — и составляет одну из главных причин того, что существующий строй жизни, очевидно ложный и губительный для людей, упорно продолжает держаться, несмотря на сознанную уже всеми его несостоятельность и обреченность. Оттого, что скрыто от людей истинное христианское учение, соответствующее требованиям нашего времени, и на место его проповедуется ложное — от этого все бедствия нашего мира. Только бы люди, желающие служить богу и людям, поняли, что человечество движется не животными требованиями, а духовными силами, и что главная движущая человечество духовная сила есть религия, то есть определение смысла жизни и, вследствие этого смысла, различение хорошего от дурного и важного от неважного. Только бы поняли это люди, и они тотчас же увидали бы, что основная причина бедствий теперешнего человечества не во внешних материальных причинах — не в политических, не в экономических условиях, а в извращении христианской религии — в замене истин, нужных человечеству и соответствующих его теперешнему возрасту, собранием бессмысленных, безнравственных нелепостей и кощунств, называемых церковной верой, посредством которых нехорошее считается хорошим и неважное — важным, и наоборот — хорошее нехорошим и важное неважным. Только бы лучшие, независимые люди, желающие искренно служить народу, поняли, что невозможно никакими внешними мерами улучшить положение человека, считающего нехорошим есть мясо в пятницу и хорошим то, чтобы наказать смертью провинившегося человека, и важным — то, чтобы была оказана подобающая почесть иконе или императору, а неважным то, чтобы присягнуть на исполнение воли других людей и обучаться убийству. Только бы люди поняли, что никакие парламенты, стачки, союзы, потребительные и производительные общества, изобретения, школы, университеты и академии, никакие революции никакой существенной пользы не могут сделать людям с ложным религиозным миросозерцанием, и тогда сами собой все силы лучших людей направились бы на причину, а не на последствия,— не на государственную деятельность, не на революцию, не на социализм, а на обличение ложного религиозного учения и восстановление истинного. Только бы поступали так люди, и сами собою разрешились бы все: и политические, и экономические, и социальные вопросы,— так, как им нужно быть разрешенными, а не так, как мы предугадываем и предписываем. Разрешатся все эти вопросы, разумеется, не сейчас и не по нашему желанию, как мы привыкли устраивать жизнь других людей, заботясь только о том, чтобы жизнь эта по внешнему была похожа на то, что нам хочется (то самое, что делают все правительства); но вопросы эти наверно разрешаются, если только изменится религиозное миросозерцание людей, и тем скорее разрешатся, чем больше мы будем прилагать наши силы не на последствия, а на причину явлений. Но обличение лживой религии и утверждение истинной есть очень отдаленное и медленное средство,— говорят на это. Отдаленное оно или медленное, оно — единственное или, по крайней мере, такое, без которого никакие другие средства не могут быть действительны. Глядя на ужасное, противное и разуму, и чувству устройство человеческой жизни, я спрашиваю себя: неужели это так надо? И ответ, к которому я прихожу,— тот, что нет, этого не надо. Не надо этого, и не должно быть и не будет. Но не будет и тогда, когда люди так или иначе перестроят свои отношения, а только тогда, когда люди перестанут верить в ту ложь, в которой они воспитываются, и поверят в ту высшую истину, которая уже 1800 лет открыта им и ясна, проста и доступна их разуму.

************

Свой взгляд на христианство Лев Толстой изложил в сказке об Иване - дураке и его двух братьях Семене - воине и Тарасе - брюхане и их немой сестре Маланьи.... в произведениях "Отец Сергий", "где любовь там и Бог", "круг чтения", Путь жизни". Есть учение о карма - йоге Рамакришны и Бабаджи, созвучные учению Льва Толстого. Семья Иисуса трудилась. Мать Иисуса была домохозяйкой. Она шила, вязала, стирала, готовила еду и молилась Отцу небесному. Иисус помогал Иосифу. Верующие должны брать с них пример. Без труда религии вырождаются в мистику. Трудолюбие - это благословение Божие, а безделие - это проклятие, которое человек выбирает сам. "Слава труду!" -был лозунг в СССР. Теперь идеал рабочего и крестьянина заменен на менеджера торговой компании.

Толстой писал: «Новых религиозных истин нет Если же есть движение в религии, то оно не в открытии чего-либо нового, а только в очищении того, что уже открыто и выражено».