• Название:

    13, 14, 15, 16


  • Размер: 0.13 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

13. Творчество Н. Готорна.

Готорн (1804—1864) - новеллист и романист. Одна из наиболее колоритных фигур американского романтизма. Две особенности характерны для творчества Готорна: пристальное внимание к нравственно-этическим проблемам; тяготение к историческому прошлому.

Писателя всегда волновали проблемы Добра, Зла, Совести, Долга. Он понимал, что Зло не только вне человека, но и в его сердце.

Приверженец романтической поэтики, Готорн исходил из того, что обыденное, бытовое противопоказано искусству, а его сфера - исключительное, неординарное. Не прозаическая реальность, не повседневные заботы человека, а его сердце, нередко разрываемое противоречиями, - вот предмет внимания художника. Сюжеты многих своих произведений он черпает из хроник, легенд,эпизодов пуританского прошлого.

В новелле «Новые Адам и Ева» Готорн с романтических позиций критикует буржуазную цивилизацию. В ряде новелл он осудил аморальную погоню за богатством («Великий Карбункул (тайна Белых гор)», «Сокровище Питера Голдтуэйта»). О стихийных иррациональных законах, по которым живет общество, рассказано [389] в новеллах «Дэвид Суон», «Семеро путешественников», «Честолюбивый гость».

Творчество Н. Готорна было тесно связано с пуританским прошлым Новой Англии, но сам он не был пуританином в общепринятом смысле этого слова и не принял ортодоксальную доктрину пуританства. В пуританах [385] XVII в. он ценил свободолюбие, энергию, патриотизм - все то, что помогло им свергнуть английское иго, а также их строгость в вопросах морали. Готорн понимал, что пуритане, основав в Америке свою общину, сами жестоко преследовали инакомыслящих. Готорн не считал себя профессиональным деятелем демократической партии, но был ее членом. Верность демократическим взглядам Готорн сохранил до конца жизни.

К теме американского пуританства писатель обращался в «исторических новеллах» («Майское дерево Мерри Маунта», «Эндикотт и красный крест», «Маскарад у генерала Хоу», «Мой родственник майор Молинью»), которые считаются своеобразным памятником эпохи. Писатель понимает и ценит стремление пуритан к свободе, но осуждает их нетерпимость, жестокость и лицемерие («Седой заступник», 1835; «Главная улица», 1849).

Наиболее широко известен его роман «Алая буква», в котором писатель воплотил свое понимание особенностей романтического романа: «известную свободу в подборе материала и описании событий», правду человеческих чувств. Сюжет, развернутый в романе, давно интересовал писателя, о чем свидетельствует рассказ «Эндикотт и красный крест» (1837). В нем упомянута молодая женщина, осужденная носить на груди платья букву «А» (от англ. adultress - прелюбодейка). В «Американских записных книжках» Готорна есть записи, свидетельствующие о неустанных поисках и обдумывании темы. Им записано для памяти: «Жизнь женщины, которая согласно старинному колониальному закону была обречена носить на своем платье букву А" в знак того, что она совершила прелюбодеяние».

Роман многопланов. Он объединяет черты исторического, нравоописательного и психологического романа. В романе, как и во многих новеллах на историческую тему, история служит лишь фоном. Действие происходит с июня 1642 по конец мая или начало июня 1649 г. Как исторические личности выведены в романе Джон Уинтроп (1587-1649), один из основателей и руководителей пуританской колонии в Массачусетсе, Ричард Белингем (1591 -1667), губернатор колонии Массачусетс, описаны его резиденция, Бостон XVII в., пуританские нравы. Роман является одновременно пуританским и антипуританским по своей направленности.

Сам Готорн назвал «Алую букву» психологическим романтическим романом. Автора всегда интересовали те сложнейшие взаимоотношения, в которые люди вступают между собой, а также с окружающим их миром. Поэтому моральная проблематика преобладает в романе над новоанглййской историей. В центре романа взаимоотношения четырех главных действующих лиц: двух молодых людей - пастора Димсдейла и Эстер Принн; их дочери Перл (прототипом была Уна - старшая дочь писателя), родившейся во время двухлетнего отсутствия мужа Эстер, и доктора Чиллингуорта, не сообщавшего жене о себе.

Пастора Димсдейла, талантливого молодого человека, отличает душевная мягкость, доброе сердце. Он искренне любит Эстер, но у него не хватает решимости изменить свою жизнь. Полюбив замужнюю женщину, он чувствует себя нераскаявшимся грешником. Горе, пережитое им самим, помогло ему глубже понять и горе других, нуждавшихся в словах утешения.

Автор прибегает к фантастике, символике, позволяющей полнее выразить подавленное состояние Димсдейла: на его груди словно появляется тот же знак, что и у Эстер. Чувствуя приближение смерти, он решился наконец признать свой грех, обнажив грудь перед людьми, стоявшими у эшафота.

Бывший муж Эстер фанатик-ученый Чиллингуорт все свои познания употребил во зло - он мстил ради самой мести.

Димсдейл во время свидания с Эстер в лесу признает: «Мы с тобой, Эстер, не самые большие грешники на земле. Есть человек еще хуже, чем согрешивший священник! Месть этого старика чернее, чем мой грех. Он хладнокровно посягнул на святыню человеческого сердца». Осуществив свою месть, Чиллингуорт «сразу одряхлел, съежился, стал каким-то незаметным - так вянет и сохнет на солнце вырванная с корнем трава».

Наиболее привлекателен в романе образ Эстер Принн. Осуждая ее, Готорн тем не менее отдал ей свои симпатии, создал новую романтическую героиню, наделив ее страстью, красотой, женственностью и удивительным обаянием. Наказание отчуждением, презрение окружающих не сломили ее духа. Она выбрала жизнь, любовь и, уверенная в своей правоте, борется за них.

Эстер выходит за рамки героинь XVII столетия и приближается к героиням XIX в., боровшимся за свои права, за изменение социального порядка. Смелая женщина пришла к выводу, что «необходимо разрушить и выстроить заново всю общественную систему». Вернув себе общественное уважение, она смогла оказать воздействие на своих сограждан. Свою вину Эстер искупила, помогая бедным и больным советом, добрыми делами.

Всем ходом повествования автор как бы хочет сказать, что в XVII в. из соображений высокой нравственности приносили много мучений человеку, унижали его достоинство. Но разве не происходило то же самое в XIX столетии?

Много сил и энергии, душевного тепла вложила Эстер в воспитание дочери Перл (от англ. pearl - жемчужина). «Перл, алая буква и любовь сливаются для Эстер в единое целое. Она наряжает дочь в красное бархатное платье, так что та становится похожей на ожившую букву»*.

Готорн умело использовал в романе не только символику, аллегорию, но и элементы фольклора. Большую роль играют пространственные символы (тюрьма, эшафот, дорога, лес, ручей); умело применен автором прием контраста: уродливое здание тюрьмы и куст диких роз, ярко-языческое платье Перл и темное одеяние пастора Димсдейла, буйство зелени в лесу и вышитая буква на груди Эстер. Фольклорное начало представляют в романе легенды о дьяволе - Черном человеке, описание шабашей ведьм в лесу, на которые летает почтенная леди - ведьма Хиббинс, приглашая с собой Эстер и Димсдейла.

14. Творчество Г. Мелвилла.

Г. Мелвилл (1819 —1891)— романтик и американец, теснейшим образом связанный с общественной жизнью, с идейной и художественной мыслью своей страны и своего времени — с романтическим гуманизмом. Его творчество — абсолютно романтическое по стилю и методу: наиболее сложные образы-символы прямо восходят к понятиям романтической философии бытия.

Роман "Моби Дик, или Белый кит" (1851) стоит в центре творчества писателя. Это мелвилловский шедевр, более того, это синтез всего идейно-художественного опыта американской романтической прозы.

"Моби Дик" — это приключенческий, морской, китобойный, социальный, фантастический, нравоописательный, роман-эпопея и философский роман одновременно.

"Моби Дик" как китобойный роман уникален по полноте и тщательности описаний китобойного промысла. Исключительно обстоятельно и подробно рассказывает Мелвилл о профессии китобоя и об объектах этой профессии — китах. Здесь рассматривается анатомия кита, дается классификация его видов, раскрываются особенности его поведения. "Научные" пассажи также свидетельствуют о развитии автором традиций американской романтической прозы.

Вскоре становится очевидным, что мелвилловская "китология" перерастает промысловые и биологические границы. Все дальше отступает понятие о ките как о биологическом виде, он становится олицетворением сил, терзающих мозг и сердце человека. Образ кита в его символическом аспекте все разрастается, и, наконец, на страницах романа появляется белоснежный Моби Дик — многосложный символ, воплощение ужаса, сама трагическая судьба человечества.

"Моби Дик" как морской роман может считаться высшим достижением этого жанра. Здесь есть все характерные признаки классического морского романа: описание корабельной жизни, изображение моря в различных состояниях, далекие плавания, штормы и кораблекрушения. Новаторство Мелвилла в рамках данного жанра заключается в том, что море у него предстает не просто фоном, а полноправным участником действия; оно входит в сознание человека, определяет образ его мыслей и его поведение. Во втором же измерении образ океана становится сложным символом жизни. Он соединяет в себе Вселенную, общество и отдельного человека в их взаимоотношениях и взаимосвязях.

Попав в это символическое измерение, корабль "Пекод" с его командой также приобретают особое значение. Многонациональный экипаж "Пекода" воспринимается как символ человечества, блуждающего по океану жизни. Вместе с тем интернациональная команда корабля — это и символическое воплощение Америки (в отличие от аллегории, символ всегда многозначен). В образе "Пекода", увлекаемого к гибели фанатическим безумием капитана с Библейским именем Ахав, имеется как вневременной, так и вполне конкретный социальный и политический смысл.

1840-е годы в США были годами нарастания противоречий между Севером и Югом. Мелвилл, безусловный сторонник отмены рабства, не мог тем не менее не видеть, что кипение общественных страстей представляет угрозу жизни нации. Фанатизм всегда рисовался ему как безумие. Мелвилл опасался, что воодушевленные благородным намерением уничтожить Зло, но ослепленные фанатизмом, аболиционисты могли погубить Америку. И вот, в финале романа, при полном штиле, под лучами яркого полуденного солнца звездно-полосатый флаг погружается в пучину. "Взгляните, американцы! И замрите от ужаса", — предостерегает Мелвилл.

Своеобразие "Моби Дика" как социального романа заключается в том, что общественная жизнь предстает здесь в непривычной усложненной форме. И, кроме того, на этой основе вырастают символические образы обобщающего характера: "Пекод" воспринимается как образ мира.

Но, прежде всего, "Моби Дик" — это роман философский, ибо во главу угла здесь поставлено решение универсальных проблем. Дело не в размышлениях о популярных в XIX веке философских системах, а в стремлении осмыслить мир, проникнуть в сущность таких кардинальных вопросов бытия, как Добро и Зло, Жизнь и Смерть, и вечный конфликт между ними. Это и есть основная тема романа. Она решается через всю систему символических образов-обобщений, важнейший из которых — Белый кит, Моби Дик, образ исключительно многозначный.

В критической литературе о романе существует множество попыток интерпретаций этого образа. Он, однако, практически неисчерпаем. Не случайно для каждого члена экипажа он — иное, чем для остальных. Для Ахава он безусловное воплощение мирового Зла. Для Измаила, простого матроса, но человека образованного, способного к абстрактному мышлению, не ослепленного жаждой мести, Моби Дик — символ Вселенной. Наиболее интересен здесь именно взгляд Измаила, отчасти совпадающий с авторским.

Моби Дик, который олицетворяет необъятный, загадочный Космос, прекрасен и одновременно ужасен. Он прекрасен, потому что белоснежен, огромен, наделен фантастической силой. Он ужасен по тем же причинам. Ужас белизны кита связан с ассоциациями, которые порождает этот цвет (смерть, саван, холод), но, главное, с тем, что белизна бесцветна, она видимое отсутствие всякого цвета. Белизна, олицетворяя что-то в сознании человека, сама не является ничем; в ней нет ни добра, ни зла — в ней одно лишь чудовищное безразличие. И если воспринимать Моби Дика как символ Универсума, то мелвилловская картина мира оказывается исключительно смелой и жестокой. Во Вселенной нет ни Добра, ни Зла, нет никакой высшей разумной нравственной силы, управляющей человеческой жизнью и смертью. Они бесцельны. Нет ничего, кроме неопределенности, пустоты и безмерности.

15. Творчество У. Уитмен.

Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания гражданской войны сменяется реализмом. Сложный сплав и романтических реалистических компонентов представляет собой творчество величайшего американского поэта У. Уитмена.

Творчество Уитмена — поэта мелкобуржуазной демократии той эпохи — отражает небывалый прогресс технического могущества буржуазии, ее овладение силами природы и, вместе с тем, иллюзии американской демократии. Несмотря на критику, переходящую временами в протест, Уитмен по существу считает американскую действительность подлинно демократической.

Реализм его поэзии не исключает глубокой внутренней противоречивости его мировоззрения. Уитмен сам не знает, куда ему звать человечество: в большие города из камня и железа или в уединение природы.

От воспевания сил природы, подчиняющихся человеку, Уитмен переходит к прославлению трудового общения с космосом, поэтическому материализму. Пантеизм, приемлющий все земное, весь космос, как единое целое, характерен для Уитмена. Не чужд Уитмен и мистицизму («Песня о себе» — «Song of Myself»). Мы встречаем у него попытки создания новой религии. В стихахУитмена переплетаются индивидуализм и коллективизм, демократизм и мистика.

Новаторская по духу и форме поэзия Уитмена не укладывается в рамки какого-то одного творческого метода. В ней органично, а подчас противоречиво соединяются черты романтизма и реализма. К романтизму восходят представления поэта о разлитом во вселенной высшем духовном начале, независимости человеческой личности, идеи утопического социализма, эмоциональность и лиризм, тяга к метафоре и символу. Но многое в поэзии Уитмена выходит за пределы романтической эстетики. Если романтики отворачивались от реальности, она казалась им грубой и пошлой. Уитмен же стремится отразить эту реальность во всей совокупности реальных деталей повседневной действительности.

Первой и основной его книгой является сборник стихов и поэм «Листья травы» («Leaves ofGrass», 1855). Эта книга, идейно-художественное credo Уитмена, создавалась в эпоху чрезвычайно бурную и богатую социальными сдвигами. Она была поэтической прелюдией к гражданской войне Севера и Юга, которая расчищала пути капиталистического развития. Все это и определило демократизм американской буржуазии 50—60 гг.

Название сборникам – «Листья травы» - необычно. Трава существует как неразделимое целое, а здесь – ее листья. Уитмен видит не только объединения людей, но и каждого отдельного человека.

Можно выделить несколько основных тем (проблем) сборника «Листья травы».

1. Тема природного равенства, братства и слияния отдельного человека с космосом. Особенно ярко она представлена в поэме «Песня о себе».

В космичности и пантеизме Уитмена проявились общие для романтизма особенности восприятия природы и человека. Однако романтический идеал был выражен нетрадиционно. Для Уитмена идеал – сама действительность, ее он и стремится выразить. Идеалом прекрасного для поэта становится реальный мир.

2. Тема войны. Уитмен сам никогда не воевал, но с участниками Гражданской войны был хорошо знаком. Работая санитаром, поэт вносил умиротворение в души множества солдат.

Уитмен считал, что война может восстановить единство, преодолеть насильственный раскол США. Поэт страдал из-за того, что страна разбита на группировки и запуталась в борьбе сторонников и противников рабства.

3. Тема смерти рассматривается как неотъемлемая часть жизни.

Элегия на смерть президента Линкольна «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень» полна глубоких раздумий. Она воспевает любовь товарищей. Для Уитмена любовь товарищей – духовная основа демократии.

4. Аболиционистская тема.

Поэты до Уитмена изображали негров как сочувствующие, но посторонние зрители. В сборнике «Листья травы» мучения негров изображаются как собственные.

5. Урбанистическая тема.

Эта тема связана, прежде всего, с индустриально-технической эпохой.

Поэзия Уолта Уитмена популярна во всем мире. Его читают и в подлиннике, и в переводах во многих странах. Он занял свое место среди других поэтов-революционеров, современников по XIX веку, и выделяется среди них благодаря особой выразительности и жизненности стихов.

16. Романтизм в Канадской литературе.

Первым периодом формирования Канадской литературы становится 18 век. Это период становления самостоятельной культурной традиции подготовивший почву для возникновения собственной национальной культуры. Канадская литература главной своей спецификой считала противопоставление англо-канадской и франко-канадской линиям.

До 1763 года главенствующей оставалась франко-канадская литература, которая была представлена хрониками, путешествиями, разно-жанровыми произведениями, которые печатались во Франции либо переводились с франц. языка. Культурные тенденции свойственные французской культуре того времени переплетались в этих сочинениях с обрядами, темами, идущими от канадской действительности. Вскоре дневниковые записи уступают место обширным историческим повествованиям, в которых появляются антиклерикальные и антиколониальные настроения. Например, в пер. пол. 18 века большим успехом пользовались сочинения Луи-Армана де Ла Онтана. Собственной литературы в Канаде не было. Успех подобных произведений объяснялся авантюрным сюжетом, увлекательностью повествования в них как правило сведения об экзотических племенах Канады переплетались с повествованием о жителях верхушки (знати).

Благодаря франко-канадской литературе в Канаде появляются сентиментальные произведения. В Канаде появляется роман Френсис Брук «история Эмилии Монтегю». В Канаде сентиментализм подготовил почву для романтизма. Большое влияние для становления национальной литературы в Канаде оказал фольклор, то есть устная традиция коренных народов (эскимосы и т. д.).

В нач. 19 века англо-канадские писатели заявляют о себе как собиратели фольклора. Коллективные сборники: «Пшеничная богиня и др. сказки индейских канадцев», «Коренные племена Канады», «сказки великого духа». Полин Джонсон в этих произведениях сохраняет и развивает фольклор. Англо-канадские писатели положили начало анималистической прозе. В 60-е – 80-е годы 19 века В Канаде развивается анималистическая проза. Появляется писатель Эрнест Сетон-Томпсон, - Серая Сова (Вэша Куоннезин). Они положили начало детской литературы.

В 19 веке в Канаде наблюдается рост самосознания и самоопределение молодой канадской нации. Канадский романтизм становится первым этапом развития литературы страны. В Канаде литература развивается на 30 лет позже чем в Америке. В Канаде после 1923 года крупнейшим событием становится Квебекское восстание, направленное против английского засилья и затем политической реформы, которые увенчались актом к королеве Виктории о Британской Северной Америке. Согласно акту, Канада объединилась в конфедерацию. В Канаде наблюдается рост культурного сознания. Возникает интеллектуальное движение под названием Канада. Они развивают идею единой канадской культуры. В это время развивалась издательская деятельность («неделя» журнал).

В конце 30 годов в Канаде появляется плеяда молодых поэтов, которые решают возобновить американский романтизм. Возглавляют кружок поэты конфедерации, в которые входили Ч. Робертс, Л. Арчибальд, В. Кэмпбелл. В своем творчестве они поддерживали идею национального самопознания. Первый стал Ч. Мейер. Он опубликовал первый сборник стихов «страны мечты» 1968, в котором он представил в романтических тонах канадский пейзаж. Вторым автором становится Ч. Робертс. Книга «Орион» убедила всю канадскую публику, что в Канаде возможно самобытное искусство. Ч. Робертс прославил себя описанием крестьянской жизни и пейзажными зарисовками. Третьим автором становится Л. Арчибальд. Его излюбленный жанр сонет. Был переводчиком Джона Китса и вслед за Китсем воспевал эпоху Др. Греции, моря, свободу. Сборники «Средь просо-вых полей» и "Земная лирика" (1893).

К концу 90-х годов романтизм исчерпывает себя в Канаде, возникает кризисная ситуация. Закрываются ведущие журналы, многие поэты эмигрируют в Англию и США. Возникает поколение неоромантиков: Р. Сервис, Т. Макинс, Э. Прэтт. Неоромантики вступили с обществом в конфликт, воспевая национальное прошлое и нетронутые цивилизацией края. Вдохновения черпали у Р. Киплинга, Э. По, В. Утимена. Затем неоромантики заявили о своих демократических позициях и антимилитаристских намерениях. Неоромантики увлечены пейзажными поэзиями, а некоторые из них примерно к 20 году 20 века увлеклись модернизмом.