• Название:

    18. Предпосылки формирования культуры новейшего...


  • Размер: 0.09 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

18. Предпосылки формирования культуры новейшего времени

Последствия индустриальной цивилизации (технизация всех сфер жизни; стандартизация производства, жизни, искусства; сциентизм; экономические кризисы, безработица, маргинализация; нарушение равновесия материальной и духовной культуры) и глобальные потрясения XX века (мировые войны и революции; противостояние двух социально-экономических систем; ядерная угроза; экологический кризис; новые массовые болезни) как условия формирования новейшей культуры. Формы отчуждения человека в современной культуре. Кризис традиционных духовных ценностей и его отражение в философии, искусстве, морали. Декаданс как мироощущение начала XX века: трагизм, пессимизм, нигилизм и скептицизм.

Возникновение массовой культуры: основания и характеристики. Китч. Массовая культура и личность. Элита и элитарная культура. Модернизм как элитарное явление. Антитрадиционализм как основная характеристика культуры модернизма. Нереалистичность, субъективизация творчества и формальная новизна модернистской культуры.

Основные стилевые направления модернизма. Стиль модерн и его идея преобразования мира посредством красоты, которая мыслится как декорация, созданная Художником-Демиургом. Символизм, где искусство рассматривается как символ непознаваемых сущностей, мира видений и грез, психических состояний. Дадаизм как программно нигилистическое направление, порожденное смятением перед кошмарным абсурдом мировой войны. Футуризм и его презрительное отношение к прошлому и традиционной культуре, стремление к будущему – эпохе техники, высоких скоростей и темпов жизни. Кубизм и его идея разложения изобразительной формы, которую зритель «собирает» в своем воображении. Провозглашение новой задачи искусства – создание самостоятельных живописных реальностей, независимых от реальности объективной. Абстракционизм (беспредметное искусство) в его стремлении выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Фовизм и его опора на «дикую» выразительность красок, с помощью которых художник стремится подчеркнуть главные особенности объекта или открыто передать свои чувства. Экспрессионизм и его использование абсолютных выразительных средств преобразования натуры (экстатичность цвета, деформация натуры и т.п.) для передачи сущности образа и «обнаженного» мироощущения субъекта. Сюрреализм и его опора на учение З. Фрейда о значении подсознания в творческом процессе. Вторая волна модернизма (1940–1950 гг.) с его идеей деструктивного хаоса, в котором зритель должен найти некий архетипический образ. Начало перехода от модернизма к постмодернизму в искусстве неореализма, поп-арта, оп-арта, минимализма. Постепенное стирание грани между искусством и реальностью. 1960–1970 гг. и конец модернизма как формальной специализации.

Культура постмодернизма как явление информационного общества. Постмодернизм – стиль мышления, отражающий глобальные проблемы современности. Характеристики культуры постмодерна: плюралистичность, эклектичность, массовость, индустриализированность, коммерциализированность, виртуализация, стирание грани между искусством и реальностью, игра, ироничность, негуманистичность.

Новое тысячелетие – время открытий, разочарований, надежд.

Основные понятия: абстракционизм, авангардизм, акционизм, аморализм, антитрадиционализм, апроприация, артменеджмент, боди-арт, виртуальный, глобальные проблемы человечества, дадаизм, декаданс, деконструктивизм, дизайн, игра, индустриальная цивилизация, информационное общество, инсталляция, ирония, иррационализм, киноискусство, китч, конструктивизм, контркультура, кубизм, маргинализация, массмедиа, массовая культура, массовое сознание, минимализм, мода, модернизм, монополистический капитализм, неореализм, нигилизм, объекты-муляжи, оп-арт, отчуждение, перформанс, плюрализм, постмодернизм, поп-арт, ризома, символизм, симулякр, симуляция, «смерть субъекта», стиль модерн, стандартизация жизни, стереотипы, супрематизм, сциентизм, сюрреализм, техницизм, урбанизация, фовизм, футуризм, шоу, эклектизм, экологический кризис, экспрессионизм, элита, элитарная культура, эскапизм, этатизм.