• Название:

    «Я вижу гибель того государства, где закон не и..


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

С. А. Фомина

«Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находитсяпод чьей-то властью» (Платон)

Чем обусловлена взаимосвязь государства и права? Почему Платон считает, что гибель государства, в котором закон не имеет силы, неизбежна? Попытаюсь осмыслить, насколько прав древний философ.

На мой взгляд, в высказывании заложена проблема государства и права? Известно, что законы (или право) возникли вместе с возникновением государства. Платон, создав теорию идеального государства, считал, что право является фундаментом государственности. Так что же такое «право»? Это система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Таким образом, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, – это то, что устраивает всех людей, делает возможной совместную жизнь, «отличает от самых диких зверей». Высшая цель закона, по мнению философа, благо государства. Правители – это слуги закона. Убеждение и сила – это главные средства выполнения законов. Трудно не согласиться с Платоном в том, что нормам права должны подчиняться и граждане, и должностные лица государства. Вслед за Платоном я также считаю, что государство только тогда будет стабильным и устойчивым, когда законы и прежде всего их справедливость будут служить благу своего общества. Платон рассматривал все несовершенные формы правления – «плохой демократии» и тирании, при которых власть не умеет управлять, игнорирует законы, порождает всеобщую анархию и произвол, создает жестокие законы и т. д. Если в государстве, по мнению Платона, нарушается главный принцип идеального государства – справедливость, то такое государство обречено на гибель. И примеры гибели таких государств хорошо известны из истории человечества. Так, гибель Древнего Рима произошла из-за кризиса ценностей, и, прежде всего, нарушения законов, которыми гордились римляне. Коррупция, злоупотребления, произвол, бесчинство власти, беззаконие стали обычными нормами жизни римлян, что и ускорило падение Рима под натиском варварских племен.

Таким образом, Платон считал, что государство с помощью законов должно защищать людей, обеспечивать их материальными благами, создавать условия для их творческой деятельности и духовного развития. Если же закон в государстве не имеет силы или используется властью в корыстных целях, то такое государство обречено на гибель. Вот почему я считаю, что в своем высказывании античный философ Платон прав.

Справочный материал

Платон (428 или 427 до н. э. – 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская). Идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей.

Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство – иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона – высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).