• Название:

    «Человеку как существу духовному невозможно жит..


  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

С. А. Фомина

«Человеку как существу духовному невозможножить на Земле вне права» (И. А. Ильин)

Что значит «человек – существо духовное»? Как должен жить человек, чтобы считать себя духовным существом? Какова роль права в жизни человека, почему ему невозможно жить без права?

На мой взгляд, в основе высказывания русского философа И. А. Ильина лежит проблема человека как существа духовного, взаимосвязи морали и права.

Человек, взрослея, стремится относиться к себе сознательно, саморазвиваться, то есть создает свой духовный мир, включающий знания, веру, чувства, стремления. Духовное характеризует не только сознание, но и практическую деятельность. Именно поэтому человек строит свое поведение, отношения на основе духовных интересов, ценностных ориентаций, уровня знаний. Высокий уровень духовности способствует тому, что человек живет в соответствии с важными нравственными принципами – честностью, справедливостью, порядочностью и др. И напротив, бездуховный человек не только не способен понять и принять моральные ценности , но и не способен принять нормы правомерного поведения. Но человек – не только существо духовное, но и общественное, по-этому он не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, его развития. Установленные правила или нормы призваны защищать интересы и достоинство каждого человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль, как известно, – это система норм, правил, регулирующих общее поведение людей. Еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого морального требования – «золотого правила нравственности», которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Человечество выработало основные моральные пред-ставления о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, а также моральные запреты: не убивать, не воровать и т. д. Но, к сожалению, реализация норм морали обеспечивается лишь внутренним убеждением и средствами общественного мнения.

Именно поэтому в государстве существует право (закон) – система юридических норм, регулирующих общественные отношения, требу-ющих обязательного выполнения законов. Реализация правовых норм до-стигается мерами государственного принуждения. Таким образом, мораль и право неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга. Бездуховность, низкий уровень правосознания – это путь к противоправному поведению, а значит, к нарушению прав человека. Вот почему жизнь человека невозможна без права как гаранта правопорядка, с одной стороны, и защиты прав, интересов, свободы граждан, с другой. Трудно не согласиться с И. А. Ильиным в том, что именно в правовом обществе создаются условия для развития духовной жизни человека. Другой философ В. Соловьев полагал, что право закрепляет обязательный для всех минимум нравственности. Отсюда можно сделать вывод, что роль права в жизни человека огромна.

А это, в свою очередь, подтверждает правоту высказывания И. А Ильина о том, что «человеку невозможно жить на Земле вне права».

Справочный материал

Ильин Иван Александрович (1883–1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала «Русский колокол» (1927–30). В 1934 уволен нацистами, с 1938 – в Швейцарии. Автор нескольких сотен статей и св. 30 книг, в том числе «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1935, 1962), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Аксиомы религиозного опыта» (тт. 1–2, 1953), «Наши задачи» (тт. 1–2, 1956). Ильин Иван Александрович [28 марта (9 апреля) 1883, Москва – 21 декабря 1954, Цюрих], русский религиозный философ, национальный мыслитель, правовед и государствовед, публицист и литературный критик.

Родился в дворянской семье; его дед строил Большой Кремлевский Дворец, был его смотрителем и комендантом; крестным его отца был император Александр II. Дед его по матери врач Ю. Ш. фон Штадион эмигрировал в Россию из Германии в 1830-х гг.