• Название:

    «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи,..


  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

С. А. Фомина

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. Мирабо)

Чем обусловлена взаимосвязь нравов и обычаев с законами? Почему важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды? Попытаюсь ответить на эти вопросы, опираясь на высказывание французского деятеля О. Мирабо.

На мой взгляд, автор рассматривает проблему взаимосвязи права и нравственности. Известно, что законы и суды появились вместе с образованием государства, а люди еще в глубокой древности жили не по законам, а по обычаям и правам. Вот почему мораль или нравы присущи человеку изначально и заложены в нем самой природой. Именно из обычаев и традиций вырастали нравственные нормы в виде идеалов добра, истины, справедливости. Постепенно на основе образцов правильного поведения формировались моральные нормы, нравственные принципы, которые являлись обязательными и регулировали отношения людей. Нормы морали фиксировались в заповедях и предписаниях, указывающих на то, как должно поступать. Именно благодаря морали и нравам люди понимали, что можно, а что нельзя. Моральные нормы способствовали добру и воздержанию от зла, побуждали заботиться не только о личном, но и об общественном благе.

Законы, в отличие от обычаев и нравов, устанавливаются государством и после вступления их в законную силу становятся обязательными. Я уверена в том, что, как бы ни совершенны были законы, они будут выполняться лишь в том случае, если пройдут через сознание и волю людей. Другими словами, если люди будут понимать справедливость, обоснованность законов, если в основе их поведения будут лежать нравственные категории – долг, ответственность, совесть, то их поступки будут иметь социально полезный результат. А поскольку для человека, на мой взгляд, более значимой является нравственная оценка поведения – осуждение, порицание, то гораздо важнее сформировать в них высокие нравственные качества, чем потом карательными мерами через законы и суды исправлять противоправное поведение.

Вот почему я считаю, что О. Мирабо прав, придавая больше значения нравственному воспитанию, чем государственному принуждению со стороны законов и судов.

Иными словами, люди, уважающие обычаи и традиции, имеющие чувство чести, совести, долга, справедливости, будут уважительно относиться к законам и осознанно исполнять их. И чем больше в нашем обществе будет таких людей, тем меньше потребуется судов и наказаний.

Справочный материал

Мирабо (Mirabeau) Оноре Габриель Рикети ((9 марта 1749, замок Биньон, Прованс – 2 апреля 1791, Париж), граф, деятель Великой французской революции, публицист, оратор. Был избран депутатом в Генеральные штаты в 1789 от 3-го сословия. Приобрел популярность обличениями абсолютизма. По мере развития революции Мирабо, сторонник конституционной монархии, стал лидером крупной буржуазии. С 1790 тайный агент королевского двора. Растущей славой Мирабо был обязан не только авантюрным похождениям и великолепным речам, но и своим сочинениям. В них проявились его убежденность в просветительских идеях, обширная эрудиция, легкое и острое перо публициста. Он написал памфлеты «Опыт о деспотизме» (1776) и «О тайных приказах и государственных тюрьмах» (1778), где разоблачал произвол властей Известность приобрела фундаментальная книга Мирабо «Прусская монархия» (1788), написанная в Пруссии, где он находился с дипломатическим поручением правительства. Перу Мирабо принадлежит множество памфлетов, статей по вопросам экономики, истории, политики, дипломатии, переводы из Гомера, Тацита, Боккаччо. Его голос постоянно звучит в Учредительном собрании, он участвует в разработке Декларации прав человека и гражданина и Конституции; его газета «Письма к моим избирателям» – одна из самых читаемых. Убежденный сторонник конституционной монархии, он видел в ней гарантию стабильной власти, собственности и свободы граждан.