• Название:

    Кистяковские


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Кистяковский Федор Александрович.

- юрист, философии права и социолог.

Род. в Киеве, в семье правоведа А.Ф.Кистяковского.

Поступил в 1888 на историко-филологический факультет Киевского университета св.Владимира. Организовал в нем украинофильский кружок. Исключен из университета в 1890.

В начале 1890 перевелся в Харьковский университет, но был исключен и оттуда за участие в студенческих волнениях. В том же году поступил на юридический факультет Дерптского университета. Сблизился с социал-демократами. Исключен из этого университета, арестовывался.

В январе 1895 выехал за границу. Учился в Берлинском университете на философском факультете под руководством Зиммеля; продолжил образование в Парижском университете. Летом 1897 посещал семинары Виндельбанда, Циглера и Кнаппа в Страссбургском университете.

В 1898 защитил там же докторскую диссертацию по философии "Общество и индивидуальность" (опубликована на нем. яз.: Берлин, 1899), получившую высокую оценку в немецкой философской литературе, но не признанную достаточным основанием для получения звания магистра права в Петербурге. Публикует статьи, дистанцирующие его от классической доктрины социал-демократии.

С весны 1901 - в Гейдельбергском университете, в семинаре Еллинека.

Участвует в создаваемом П.Б.Струве журнале "Освобождение", сборнике "Проблемы идеализма".

С осени 1906 читает в Московском коммерческом институте курс государственного и административного права, преподает на Высших женских курсах и ряде других курсов.

В 1907-1910 - редактор журнала "Критическое обозрение".

В 1909 получил при Московском университете звание магистра государственного права, стал приват-доцент его юридического факультета.

1910-1911 Кистяковский провел в Мюнхене. По возвращении, поддерживая массовый протест профессуры против нарушений университетской автономии, отказался от преподавания в Москве и читал лекции по философии права в Ярославском Демидовском лицее и редактировал его "Юридические записки" (1912-1914).

В 1913-1917 редактировал "Юридический Вестник".

В 1917 защитил в Харьковском университете магистерскую диссертацию принесшую ему степень доктора права.

С мая 1917 - профессор юридического факультета Киевского университета.

С 1918 - профессор государственного права и декан юридического факультета Украинского государственного университета, член комиссии по законодательной подготовке учреждения украинской Академии наук, ее внештатный академик по кафедре права.

С января 1919 - академик по кафедре социологии.

В последние годы жизни Кистяковский работал над книгой "Право и науки о праве", которую рассматривал как главный свой труд. Книга погибла в результате пожара в типографии Ярославля в 1918.

Умер Кистяковский в Екатеринодаре (Краснодар).

Главные работы К. посвящены методологическим вопросам социологии. Как отмечает В.В.Сапов ("К". Т.1. С. 310), цель социологии, по Кистяковский,- выработка необходимых понятий: "общество", "личность", "государство", "право" и т.д. Как теоретическая наука, социология призвана объяснить саму идею и способы функционирования "власти" в государстве.

Идея власти, по Кистяковскому, в полном объеме недоступна рациональному познанию и может быть осмыслена лишь методами художественно-интуитивного познания. Культура есть вообще механизм создания мифов, свидетельствующий о том, что не все в мире можно рационализировать, т.к. не все рационально. Поэтому функция культуры - созидание, а не познание, как у науки. Разрешение следующих проблем должно, по мнению Кистяковского, привести к созданию действительной науки об обществе (А.Поляков. "ФЭ". Т.2. С.513-514): 1) как путем выделения наиболее простых признаков социальных явлений и комбинирования их образуются социально-научные понятия; 2) применимо ли причинное объяснение к социальным явлениям; 3) каково значение норм в общественной жизни и как они воздействуют на определенные социальные группировки.

Согласно Кистяковскому, сфера познания делится на область действительного (где господствует естествознание с его принципом причинной необходимости, т.е. закона) и на область должного (где решающее значение имеют социальные науки); в последнем случае главную роль играют не категории необходимости и причинности, а априорные нормы теоретического мышления, практической деятельности и художественного творчества. Эти общеобязательные нормы и составляют основание для оценки и систематизации социальных фактов.

Выступая против исторического материализма, Кистяковский полагал, что классовая концепция несовместима с объективным учением об обществе. Обосновывая свою теорию законности и правового государства, Кистяковский исходил из примата закона над всеми частными, личными и групповыми интересами, указывал на неравномерность теории позитивного (исторического) права, считая справедливой лишь концепцию естественного права с его утверждением неотчуждаемых исконных прав человека, их независимости от государства. ("Ф.М.В.С." С. 138).