• Название:

    Хадис про Али Ибн Абу Талиб, да будет доволен и..


  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Хадис про Али Ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кому я друг (покровитель), тому и Али друг (покровитель)».

Мухаммад ибн Джафар аль-Каттани в книге «Назмуль мутанасира миналь хадисаль мутаватира» писал: «Ас-Суюти передал этот хадис в «Аль Азхар» со слов:

Зайд ибн Аркам, Али, Абу Аюб аль-Ансари, Умар, Зи Мурра, Абу Хурайра, Тальха, Умара, Абдуллах ибн Аббас, Бурайда, Абдуллах ибн Умар, Малик ибнул, Хувайрис, Хубша ибн Джунада, Джарир, Сад ибн Абу Ваккас, Абу Саид Аль-Худри, Анас, Джунда аль-Ансари, да будет доволен ими Аллах. В общем 18 человек.

После того как Али в Куфе спросил, кто слышал эти слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), 12 человек поднялись на ноги. Среди них: Кайс ибн Сабит, Хабиб ибн Будайл аль Варака, Зайд или Йазид ибн Шурахбил аль-Ансари.

Этот хадис также передавался со слов: Бары ибн Азиба, Абу Туфайла, Хузайфа ибн Усайда аль-Гифари, Джабира. Согласно одному из мнений, пришедших от имама Ахмада, это предание слышали (передавали) 30 сподвижников.

Во время смуты, что возникла в период правления Али (да будет доволен им Аллах), люди присоединялись к нему благодаря этому преданию.

Как передал Мунави в «Тайсир» ссылаясь на Суюти и толкователя «Мевахибу ла дуния», это предание /мутаватир/.

Мунави в «Сафвет» сказал: «Хафиз ибн Хаджар сказал: «Хадис «Тот, кому я друг, тому и Али друг» передавали Тирмизи и Насаи, и у этого предания много путей извода». (Конец цитаты от Каттани).Следует отметить, что речь идет о словах «ман кунту мавла, ва алиуль мавлаху». И лишь они считаются /мутаватир/.

Хотелось бы отдельно отметить, что слова мавла, вовсе не означает правитель. Имам Абу Нуайм аль-Исфахани в книге «Имамат» писал: «/Вали/ и /Мавля/ на языке арабов имеют одно значение» («Имамат» стр 218).

Хотелось бы на примере Корана показать, как и в каких случаях, Аллах употреблял эти слова.

Аллах Всевышний сказал: «Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями. А кроме того, ангелы помогают ему»(Запрещение, 4).

На арабском языке фраза «ему покровительствует Аллах» будет: «Fa’inna Allвha Huwa Mawlвhu».

Также Он сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (Тауба, 71).

На арабском языке фраза звучит так: «Wa Al-Mu’uminыna Wa Al-Mu’uminвtu Ba`рuhum ‘Awliy’u Ba`рin».

В других версиях этого предания, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «О Аллах, будь другом тому, кто будет его другом, и врагом его врагам».

Эту фразу, переданную со слов 4 сподвижников, отвергал имам Ахмад (как добавку куфийцев), и Али ибн Мадини (“Тахзиб ат тахзиб» 2/336). Эти же слова, переданные со слов Аммара ибн Йасира, отвергал ибн Кайсарани в «Захаиратуль хуффаз».

Ибн Касир в «Бидая ва нихая» (5/185) сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса, передаваемого со слов Саида ибн Вахба Хамадани, хорошая. Там же, на странице 187 он сказал, что передатчики этого хадиса, передаваемого со слов Зайда ибн Аркама , правдивы и цепочка хорошая [1]. Этот же хадис, со слов Умара ибн Хатаба , ибн Касир назвал /гариб/ или даже /мункар/, и он отметил, что цепочка слабая (там же стр 187). В цепочке этого хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры , Абу Саида аль-Худри, Анаса ибн Малика , есть Исмаил ибн Амр Баджли, и он слабый, как отметил ибн Касир (там же стр 186) [2]. Этот же хадис передавался со слов Хубши ибн Джанады . В цепочке Сулайман ибн Гарм, и он /матрук/, как сказал ибн Касир ( стр 188) [3]. В цепочке этого хадиса, передаваемого со слов Бары ибн Азиба , передатчики Али ибн Зияд и Абу Харун, и они оба слабые, как отмечал ибн Касир. Также в другой цепочке, очень слабый передатчик Муса ибн Усман Хадрами (там же стр 185) [4]. Этот хадис со ссылкой на Абу Хурайру , также передавался Абу Йалой, через Дауда ибн Йазида. Слабость этой цепочки отметил Хейсами [5]. И он также передавался со ссылкой на Абдуллаха ибн Умара , через Умара ибн Шуайба, слабость которого, отметил Хейсами (9/109). Хадис передавался также в «Муснаде» (2/195) имама Ахмада, со слов Саида ибн Вахаба и Зайда ибн Йасба. Шейх Ахмад Шакир сказал: «Цепочка передатчиков достоверная».

Подведя итог, хочется сказать, что как минимум две цепочки передатчиков, через которые передавались слова посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «О Аллах, будь другом тому, кто будет его другом, и врагом его врагам», достоверные. А Аллаху известно лучше.

Но можно ли эти слова применять к смуте, возникшей между Али (да будет доволен им Аллах) и Муавией (да будет доволен им Аллах)? Есть три довода, что те, кто сражался против имама Али (да будет доволен им Аллах), а именно сирийцы во главе с Муавией (да будет доволен им Аллах), также являлись правоверными мусульманами, и не были врагами Аллаха.

Во-первых, Аллах в Коране подтвердил, что две группы мусульман могут сражаться друг с другом. Он сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных» Сура Худжурат аят 9.

Во-вторых, как передал имам Бухари, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о Хасане (да будет доволен им Аллах): «Этот мой сын (является) господином. И возможно Аллах примирит две группы мусульман через него» «Сахих» том 5, книга 57, хадис №89.

Общеизвестный факт, что благодаря Хасану (да будет доволен им Аллах), примирились его сторонники и сторонники Муавии (да будет доволен им Аллах).

В-третьих, в книге «Нахджаль балага» отмечается, что имам Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Началось все с того, что встретились мы и люди Аш-Шама (Сирии), и было ясно, что Господь наш – един, и Пророк наш – един, и призыв наш к Исламу – един, и не пытались мы прибавить что-либо к их вере в Аллаха и признанию Его Посланника, и они не пытались прибавить этого нам: дело наше едино, за исключением разногласия меж нами относительно крови Усмана, в которой мы неповинны!» (Смотрите письмо №58).

Из этих слов повелителя правоверных ясно как божий день, что между сирийцами, во главе которых стоял Муавия (да будет доволен им Аллах), и сторонниками Али (да будет доволен им Аллах), вместе с ним самим, не было противоречий в религии, и вера их была одинакова.

Фразу «О Аллах, будь другом тому, кто будет его другом, и врагом его врагам» можно, и нужно отнести к хавариджам, которые обвиняли Али (да будет доволен им Аллах) и Муавию (да будет доволен им Аллах) в неверие, и сражались против них. К хавариджам, о которых сказано: «псы (адского) огня» (Табарани «Муджам ас сагир» 754). И Аллах знает лучше!

Хотелось бы также отметить. Насколько я знаю, нет противоречия между учеными, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал эти слова («Ман кунту мавла, ва алиуль мавлаху») на обратном пути с хаджа, в местечке Гадир-Хум. Касательно этого предания возникают два вопроса.

Первый: что послужило причиной, предшествующей этим словам?

Второй: может ли оно служить доводом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, этими словами назначил Али (да будет доволен им Аллах) своим преемником?

Отвечаем на первый вопрос: Ибн Хишам в «Сире» (издательство «Умма», глава «Прощальное паломничество») писал: «Рассказал мне Яхья ибн Абдаллах ибн Абд ар-Рахман ибн Абу Умра со слов Йазида ибн Тальхи ибн Йазида ибн Руканы, который рассказывал: «Когда Али ехал из Йемена, чтобы встретиться с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, он спешил и оставил вместо себя командовать войсками одного из своих друзей. Этот человек одел каждого в войске в одежду из дорогой ткани бязи, которая была вместе с Али (да будет доволен им Аллах). Когда войско подошло близко, Али (да будет доволен им Аллах) вышел их встречать и видел на них эту богатую одежду и воскликнул: «Горе тебе! Что это такое?» Тот ему ответил: «Я одел людей, чтобы они выглядели прилично, когда окажутся среди людей». Али (да будет доволен им Аллах) крикнул: «Горе тебе! Сними все это, прежде чем прийти к Посланнику Аллаха!» Он отобрал у людей богатую одежду и заставил переодеться в обычную. Войско осталось недовольным тем, как он поступил с ними.

Рассказал мне Абдаллах ибн Абд ар-Рахман ибн Мамар со слов Сулаймана ибн Мухаммада, со слов своей тетки Зайнаб бинт Кааб, со слов Абу Сайда аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Люди стали жаловаться на Али. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил перед нами. Я слышал, как он говорил: «О люди! Не жалуйтесь на Али! Клянусь Аллахом, он поступил сурово только ради Аллаха, не стоит на него жаловаться!» (Конец цитаты от ибн Хишама).

После того как жалобы на Али (да будет доволен им Аллах) участились, во время очередной стоянки посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес речь, и в процессе речи также отметил, что «Тот, кому я друг, тому и Али друг».

Некоторые смутьяны, ссылаясь на слабые и вымышленные предания, утверждают, что после того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в местечке Гадир-хум произнес эти слова, был ниспослан аят Корана: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран 5/3).

Как передал имам Тирмизи: «Тарик ибн Шихаб передал: «Группа иудеев обратилась к Умару ибн Аль Хаттабу (да будет доволен им Аллах) со словами: «О, повелитель правоверных, для нас был бы праздником тот день, в который нам был бы ниспослан подобный аят «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я хорошо знаю тот день, когда был ниспослан этот аят. Это было тот день, когда Арафа (стояние на Арафе) попало на пятницу» («Суннан» хадис№3043, глава «Толкование Корана», толкование суры Маида).

Бедретдин Четинер пишет: «Это предание пришло не только от Умара (да будет доволен им Аллах), его передали: Али (да будет доволен им Аллах) , Муавия ибн Абу Суфьян (да будет доволен им Аллах), Самура ибн Джундуб (да будет доволен им Аллах), есть также /мурсал/предания от Ша’би, Катады, Шехр ибн Хавшеб и многие другие» («Асбаб ан нузуль» том 1, стр 293).

Вахб Зухайли пишет: «Один иудей, услышав этот аят «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию» сказал: «Если бы нам был ниспослан этот аят, день ниспослания стал бы праздником». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот аят был ниспослан, когда совпали два праздника, «байрам» и «джума».

Муслим, передал от Тарика ибн Хашаба: « Один иудей обратился к Умару (да будет доволен им Аллах): «О повелитель правоверных, если бы этот аят «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» ниспослали бы нм иудеям, этот день стал бы для нас праздником. Умар сказал: «Я хорошо знаю тот день, когда был ниспослан этот аят, и место где он был ниспослан. Этот аят был ниспослан пророку, да благословит его Аллах и приветствует, у Арафы» («Тафсир аль мунир» том 3, стр 368).

Ат-Табари передал: «Согласно Тарику ибн Хишабу, Абдуллах Ибн Аббасу, Мухаммад ибн Ка’б Аль Курайзи, Амиру ибн Шаби, Катаде, Икриме, Шехр ибн Хавшебу, Эсме бинт Йазид, Муавие ибн Абу Суфьяну, и одному из преданий от Умар ибн Хатаба, этот аят был ниспослан, вечером в пятницу, во время прощального паломничества, у Арафы» («Тафсир» Табари, том 3, стр 205, толкование 5 аята, суры Маида).

Ибн Касир в своём комментарии пишет: «Асбат передал от Судди, что этот аят был ниспослан в день Арафы. То, что этот аят был ниспослан во время Арафы, в пятницу, истина в которой нет сомнения» («Хедислер иле Куран тефсири» толкование суры Маида, третий аят).

Ас-Суюти также придерживается этого мнения: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию». «В «Сахихе» выводится от Умара, что этот айат был ниспослан в пятницу вечером, в год прощального паломничества. У этой версии есть много изводов, однако ибн Мардавейх выводил от Абу Саида аль-Худри, что это ниспослано у источника Гадир Хум. То же самое он выводит от Абу Хурайры, где говорится, что это произошло в восемнадцатый день месяца зуль-хиджа, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался из прощального паломничества. Но оба эти сообщения (от ибн Мардавейха) не верны» («Аль иткан фи улумиль Куран» том 1, стр 30-31, издательство «Мадве»).

Вот как это событие описывает Мубаркфури: «После восхода солнца Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направился из Мины к Арафату и пробыл там до захода солнца, после чего он, да благословит его Аллах и приветствует, сел на свою верблюдицу, добрался до близлежащего вади и обратился к собравшимся вокруг него людям с речью.

Сначала Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздал хвалу Аллаху и восславил Его, потом произнес слова свидетельства и заповедал людям не отступать от благочестия, а потом обратился к ним с такими словами:

«О люди, послушайте меня! Поистине, не знаю я, может быть и не встречу я вас больше на этом месте после этого года! Поистине, жизнь ваша, имущество и честь должны быть столь же запретными и неприкосновенными для вас, сколь запретным является этот день в этом месяце, в этом городе! Разве не отменил я все установления джахилиййи? И, среди прочего, отменяются доисламские счёты кровной мести, что, прежде всего, касается Раби‘а ибн аль-Хариса, и запрещается ростовщичество, получившее распространение во времена джахилиййи, и, прежде всего, я полностью освобождаю должников Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба от выплаты ему процентов! И бойтесь Аллаха в том, что касается женщин, ибо принадлежат они вам по слову Аллаха, а поэтому вы вправе требовать от них, чтобы не пускали они в ваши постели никого иного, а если они сделают это, то вы можете бить их, но не жестоко, они же вправе требовать от вас, чтобы вы кормили и одевали их, как это принято. Я оставлю вам то, что не даст вам сбиться с пути, если станете вы крепко держаться этого, – Книгу Аллаха. А теперь скажите, что вы будете отвечать, когда вас спросят обо мне?»

Люди сказали: «Мы засвидетельствуем, что ты передал нам то, что было тебе велено сообщить, сохранил в целости то, что было тебе доверено, и наставлял нас».

И тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды воскликнул: «О Аллах, призываю Тебя засвидетельствовать это!»

Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, коснулся и некоторых других вещей. А когда он закончил говорить, Всевышний Аллах ниспослал ему аят, в котором говорилось:

«Сегодня привёл Я к совершенству вашу религию, довёл до конца милость Свою и одобрил Ислам как религию для вас» (Трапеза, 3), и день этот стал днём милости, счастья и благодарности» («Жизнеописание посланника Аллаха», глава «Прощальное паломничество пророка»).

Ибн Аббас сказал: «Этот аят был ниспослан тогда, когда совпали два праздника, джума и арафа» («Суннан» Тирмизи там же, №3044).

На второй вопроспусть ответил сам Али (да будет доволен им Аллах). Имам Ат-Табари («Тарих» Табари том 3, стр 329, издательство «Саглам» (1-4)) и ибн Хишам («Сира» ибн Хишам том 4, стр 409,с небольшой разницой, издательство «Кахраман» (1-4)) передали в своих книгах:

«Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Дело (время) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приблизилось. Аллах Всевышний хочет его призвать к себе. Я знаю (каковы) знамения смерти у сыновей Абдульмуталлиба, и я вижу их на его лице. Сынок! Спроси посланника Аллаха, что он скажет о халифате. Из кого должен быть халиф? Если из сыновей Хашима и Абдульмуталиба, то и мы должны это знать».

Али (да будет доволен им Аллах) ответил: «Дядя не надо спрашивать! Если он скажет, что (халиф) должен быть из других, никто не присягнет нам вплоть до судного дня».

Здесь речь идет о последних днях пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так называемое событие у Гадир-хум, произошло раньше этого. Предположим, что Али (да будет доволен им Аллах) был уже назначен преемником при Гадир-хуме. Зачем он не сказал: «Дядя, о чем спрашивать, я ведь уже назначен»? Или назначение было настолько двусмысленным, чтобы об этом не догадался даже сам Али (да будет доволен им Аллах) ?

___________________________________

[1] Об этом хадисе, со слов ибн Аркама, Хейсами сказал: «Передатчики сахих, кроме Фатар ибн Халифы, и он также честен». «Маджмау заваид» 9/108.

[2] О Исмаиле Баджли, Даракутни и Абу Хатим сказали: «Слабый». Смотрите «Мизан» имама Захаби №922. О слабости подобных преданий со слов этих 3 сподвижников и Али ибн Абу Талиба также говорил Хейсами в «Маджмау заваид» 9/111.

[3] О Сулаймане ибн Гарме, Йахъя ибн Муин сказал: «Он ничто», ибн Хиббан сказал: «Из гулату рафида». Смотрите «Мизан» имама Захаби №3599.

[4] О ибн Зияде, Ахмад сказал слабый, а Йахъя сказал: «Ничто». «Мизан» 5844.

Абу Харун Умарата ибн Джувайн, о нем имам Ахмад сказал: «Ничто». Ибн Муин сказал: «Слабый, не правдив в хадисах». Хаммад ибн Зияд считал его лжецом. «Мизан» 6018. Муса ибн Харун Хадрами. Абу Харун сказал, что он матрук. «Мизан» 8896.

[5] «Маджау заваид» 9/108. Если я правильно понял речь о Дауде ибн Йазиде, Абу Йазиде Куфи. Его считали слабым Йахъя, Ахмад, Насаи, Абу Дауд, Абу Хатим. «Мизан» 2655.

Из книги Абу Али Абдуллаха "О превосходстве сподвижников"