• Название:

    Шпоры по информатике 9 класс


  • Размер: 0.12 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Билет 1

1.1 Понятие информации

"Информация" с латинского означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики.

1.2 Роль информаци

Человек - существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией.

1.3 Классификация информации

По способу передачи и восприятия:

-визуальная, аудиальная, тактильная (ощущения), органолентическая (запах и вкус), машинно-выдаваемая и воспринимаемая средствами ВТ

По отношению к окружающей среде:

-входная, выходная, внутренняя

По отношению к исходному результату:

-исходная, промежуточная, результирующая

1.4 Язык как знаковая система

Наряду с естественными языками были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.)

1.5 Информационные процессы

Информационный процесс - совокупность последовательных действий, производимых над информацией для получения какого-либо результата.

Хранение информации - процесс распространения информации во времени. Хранилище информации зависит от ее носителя

Виды носителей:

-Бумажные, электронные

Передача - процесс распространения информации в пространстве.

Обработка - закономерный, целенаправленный, планомерный процесс изменения формы представления информации или её содержания.

Процессы изменения формы информации проходят параллельно сбору передаче информации.:

-кодирования, декодирования

Процесс изменения содержания информации:

-численные расчеты, редактирование, упорядочивание, обобщение, систематизация и т.п.

Билет 2

1.1 Содержательный подход

Сообщение считается информативным, если несет получающему его человеку новую и понятную информацию. Содержательный подход помогает характеризовать информацию как полезную, ненужную или вредную. Если сообщение уменьшает неопределенность наших знаний ровно в 2 раза, то его информационный объем составляет 1 бит.

1.2 (пример с длинной, массой и временем)

Алфавитный подход - это способ измерения информационного объема текса, не связанного с его содержанием

1.3 Основная еденица измерения информации - бит. Но так же используют и более крупные еденицы

Билет 3

1.1 Преобразование информации из одной формы представления в другую называется кодированием.

В компьютере для представления информации используется двоичное кодирование, так как удалось создать надежно работающие технические устройства, которые могут со стопроцентной надежностью сохранять и распознавать не более двух различных состояний (цифр). Все виды информации в компьютере кодируются на машинном языке, в виде логических последовательностей нулей и единиц. Количество информации в битах равно количеству цифр двоичного машинного кода.

1.2 Кодирование чисел и текста

Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления. Алфавит систем счисления состоит из символов, которые называются цифрами. Например, в десятичной системе счисления числа записываются с помощью десяти всем хорошо известных цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации, равное 1 байту, то есть I = 1 байт = 8 битов. Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111. Таким образом, человек различает символы по их начертаниям, а компьютер - по их кодам.

Билет 4

1.1 Кодирование растрового изображения

Растровое изображение представляет собой совокупность точек, используемых для его отображения на экране монитора. Объем растрового изображения определяется как произведение количества точек и информационного объема одной точки, который зависит от количества возможных цветов. Для кодирования 8 цветов необходимо 3 бита; для 16 цветов — 4 бита; для 64 цветов — 8 битов (1 байт) и т.д.

1.2 Кодирование звука

Звук представляет собой звуковую волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда сигнала, тем он громче для человека, чем больше частота сигнала, тем выше тон. Частота дискретизации аналогового звукового сигнала может принимать значения от 8 до 48 кГц - качество звучания аудио-CD. Следует также учитывать, что возможны как моно-, так и стерео-режимы.

1.3 Представление видеоинформации

Видеоинформация - это сочетание звуковой и графической информации. Для создания на экране эффекта движения используется технология быстрой смены статических картинок.

1.4Мультимедиа

Мультимедиа – это собирательное понятие для различных компьютерных технологий, использующих динамические изображения и звуковые эффекты. Практически все программные системы, использующие мультимедиа-объекты, являются интерактивными.

Билет 5

Передача, хранение и обработка информации представляют собой информационные процессы, протекающие в социальных, биологических и технических системах.

Передача - это процесс распространения информации в пространстве.

Передача информации производится путем посылки сообщений, которые, в свою очередь, передаются сигналами, способными распространяться в различных физических средах. В компьютерной технике сообщения обычно передаются с помощью электрических сигналов. Если есть физическая возможность передать сигнал от источника к приемнику, то говорят, что между ними существует канал связи.

Кодирующее устройство — устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.

Декодирующее устройство — устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

Канал связи характеризуется:

- пропускной способностью, помехозащищенностью

Пропускная способность канала – это отношение количества переданной информации ко времени, затраченному на передачу. Она измеряется в битах в секунду и кратных единицах.

Билет 6

1.1 Алгоритм – это определенная последовательность выполнения задач.

Алгоритм выполняется за определенное количество шагов. Шаг – отдельное законченное действие.

1.2 Исполнитель алгоритма — это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

1.3 Система команд исполнителя (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

Примеры таких команд исполнителя "Стрелочка"

- Шаг (исполнитель делает шаг вперед, оставляя след)

- Прыжок (исполнитель делает шаг вперед, не оставляя след)

- Поворот (исполнитель поворачивается на 90 градусов против часовой стрелки)

1.4 Свойства алгоритма:

1. Понятность для исполнителя

2. Дискpетность — т.е. алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение шагов.

3. Точность

4. Pезультативность

1.5 Способы записи алгоритма:

- словесная (записи на естественном языке)

- графическая (изображения из графических символов);

- псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);

- программная (тексты на языках программирования)

Билет 7

1.1Алгоритмические конструкции

Внутри алгоритмов можно выделить группы шагов, отличающиеся внутренней структурой – алгоритмические конструкции.

Основными алгоритмическими конструкциями являются линейная последовательность шагов, ветвление и цикл.

1.2Линейная последовательность шагов

Группа шагов алгоритма, всегда выполняемых последовательно друг за другом без каких-либо условий, называется линейной последовательностью. Если весь алгоритм представляет собой линейную последовательность шагов, то его называют линейным.

1.4Цикл

Цикл представляет собой алгоритмическую конструкцию, в которой многократно выполняется одна и та же последовательность шагов, называемая телом цикла. Каждое однократное исполнение тела цикла называется итерацией.

Билет 8

1.1 Величины - отдельные информационные объекты

Константы — это данные, которые зафиксированы в тексте программы и не изменяются в процессе ее выполнения.

Пеpеменные обозначаются именами и могут изменять свои значения в ходе выполнения пpогpаммы. Пеpеменные бывают целые, вещественные, логические, символьные и литерные .

Типы величин:

- Числовой, Символьный, Логический

1.2 Присваивание - это занесение в ячейку, отведенную под переменную, определенного значения в результате выполнения команды.

Ввод - команда, задающая значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи.

Вывод - команда, при выполнении которой, сообщаются результаты решения задачи

1.3 Линейные алгоритмы

Существует большое количество алгоритмов, в которых команды должны быть выполнены одна за другой. Такие алгоритмы называются линейными.

Программа имеет линейную структуру, если все операторы (команды) выполняются последовательно друг за другом.

Билет 9

1.1 Логическая переменная - это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Ее символическое обозначание - латинская буква (например, A, B,C,F). Значением логической переменной могут быть только констансты ИСТИНА (1) и ЛОЖЬ (0).

Логическая функция - составное высказывание, которое содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций.

Логические операции - логические действие.

Логическое умножение (соответсвует союз "И") - составное высказывание, образованное в результате операции логического умножения (конъюнкции), истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания.

Логическое сложение (соответсвует союз "ИЛИ") - составное высказывание, образованное в результате операции логического сложения (дизъюнкции), истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний.

Логическое отрицание (соответсвует частица "НЕ") - логическое отрицание (инверсия) делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное – истинным.

1.2 Логическое выражение при выполнении алгоритма принимает одно из двух знаничений:"истина" или "ложь". В логических выражниях действий (операцией) является сравнение (отношение).

Билет 9

1.1 Логическая переменная - это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Ее символическое обозначание - латинская буква (например, A, B,C,F). Значением логической переменной могут быть только констансты ИСТИНА (1) и ЛОЖЬ (0).

Логическая функция - составное высказывание, которое содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций.

Логические операции - логические действие.

Логическое умножение (соответсвует союз "И") - составное высказывание, образованное в результате операции логического умножения (конъюнкции), истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания.

Логическое сложение (соответсвует союз "ИЛИ") - составное высказывание, образованное в результате операции логического сложения (дизъюнкции), истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний.

Логическое отрицание (соответсвует частица "НЕ") - логическое отрицание (инверсия) делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное – истинным.

1.2 Логическое выражение при выполнении алгоритма принимает одно из двух знаничений:"истина" или "ложь". В логических выражниях действий (операцией) является сравнение (отношение).

Билет 10

1.1 Назначение программирования - разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.

Язык программирования - это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

1.2 Существует много версий языка Паскаль. Различия между ними порой весьма велики.

Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением .pas.

Заголовок программы начинается со слова Program , за которым следует произвольное имя, придуманное программистом: Program

Раздел описания переменных начинается со слова Var, за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типы данных: вещественный - real, и целый - integer.: Var a, b: integer; c,d:real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.

Раздел операторов (оператор - команда алгоритма, записанная на языке программирования) - основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечается служебными словами begin и end. В самом конце программы ставится точка:

begin

end.

Вывод результатов происходит по оператору write или writeln. Ввод - read или readln.

Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат::=.

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметичесих выражениях могут присутствовать функции.

Билет 11

Аппаратное обеспечение -узлы, составляющие аппаратные средства компьютера

Программное обеспечение - Совокупность программ, хранящихся на компьютере

1.1 Устройство компьютера:

- устройства ввода информации, устройства обработки информации , устройства хранения, устройства вывода информации.

Чаще всего персональный компьютер состоит из следующих устройств:

- Системный блок — основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Внутренние устройства - это те устройства, которые подключаются к процессору непосредственно, а внешние подключаются к нему через контроллеры (например, видеокарта).

- Монитор — устройство для визуального воспроизведения символьной и графической информации. Служит в качестве устройства вывода;

- Клавиатура — клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации;

- Мышь — устройство «графического» управления:

- Дополнительно могут подключатся другие устройства ввода и вывода информации, например звуковые колонки, принтер, сканер...

Внутренние устройства компьютера:

- Процессор — основная микросхема персонального компьютера. Все вычисления выполняются в ней. Единственное устройство, о существовании которого процессор «знает от рождения», — оперативная память — с нею он работает совместно. Оттуда поступают данные и команды. Данные копируются в ячейки процессора, а потом преобразуются в соответствии с содержанием команд.

- Оперативная память. Её можно представить как обширный массив ячеек, в которых хранятся числовые данные и команды в то время, когда компьютер включен. Процессор может обратиться к любой ячейке оперативной памяти, поскольку она имеет неповторимый числовой адрес.

- Материнская плата. На ней располагаются магистрали, связывающие процессор с оперативной памятью, — так называемые шины. Различают шину данных, по которой процессор копирует данные из ячеек памяти, адресную шину, по которой он подключается к конкретным ячейкам памяти, и шину команд, по которой в процессор поступают команды из программ. К шинам материнской платы подключаются также все прочие внутренние устройства компьютера.

- Видеоадаптер. Имеют собственный вычислительный процессор, который снизил нагрузку на основной процессор при построении сложных изображений. Особенно большую роль видеопроцессор играет при построении на плоском экране трехмерных изображений. В ходе таких операций ему приходится выполнять особенно много математических расчетов.

- Звуковой адаптер. Разъемы звуковой карты выведены на заднюю стенку компьютера. Для воспроизведения звука к ним подключают звуковые колонки или наушники. Отдельный разъем предназначен для подключения микрофона. При наличии специальной программы это позволяет записывать звук.

- Жесткий диск. Принцип действия жесткого диска основан на регистрации изменений магнитного поля вблизи записывающей головки.

- Дисковод гибких дисков. Для транспортировки данных между удаленными компьютерами используют гибкие диски (дискеты). Для записи и чтения данных, размещенных на гибких дисках, служит специальное устройство — дисковод. Приемное отверстие дисковода выведено на лицевую панель системного блока.

- Дисковод CD-ROM. Для транспортировки больших объемов данных удобно использовать компакт-диски CD-ROM. Эти диски позволяют только читать ранее записанные данные — производить запись на них нельзя. Для чтения компакт-дисков служат дисководы CD-ROM.

- Коммуникационные порты. Для связи с другими устройствами, например принтером, сканером, клавиатурой, мышью и т. п., компьютер оснащается так называемыми портами.

- Сетевые адаптеры необходимы компьютерам, чтобы они могли обмениваться данными между собой. Этот прибор следит за тем, чтобы процессор не подал новую порцию данных на внешний порт, пока сетевой адаптер соседнего компьютера не скопировал к себе предыдущую порцию. После этого процессору дается сигнал о том, что данные забраны и можно подавать новые. Так осуществляется передача.

Сетевые адаптеры могут быть встроены в материнскую плату, но чаще устанавливаются отдельно, в виде дополнительных плат, называемых сетевыми картами.

Билет 12

1.1 Програмное обеспечене компьютра (ПО) - Совокупность готовых к исполнению программ, хранящихся в оперативной и внешней памяти компьютера

В состав ПО входит операционная система - комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и взаимодействие пользователя и компьютера.

Структура операционной системы:

1. Ядро – переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру.

2. Драйверы – программы, управляющие устройствами.

3. Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером.

1.2 Операционная система выполняет следующие функции:

- обеспечение пользовательского интерфейса, то есть программных средств диалога человека и компьютера;

- управление выполнением других программ на компьютере, в том числе организация их доступа к устройствам (процессору, памяти, устройствам ввода-вывода);

- управление хранением информации на компьютере в виде иерархической системы папок, содержащих файлы.

1.3 Графический интерфейс

Интерфейсом пользователя называется программно реализованные средства общения человека и компьютера. В системах с графическим интерфейсом пользователь управляет компьютером, выбирая мышью нужные пункты меню, кнопки, значки и другие элементы интерфейса.

Основными объектами графического интерфейса операционных систем являются рабочий стол, занимающий весь экран монитора, и расположенные на нем значки, окна и панель задач.

Билет 13

1.1 Понятие файла

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Файл — это определенное количество информации, имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: имя файла и расширение, определяющее его тип.

1.2 Файловая система

Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

1.3 Основные операции с файлами и папками:

- копирование (копия файла помещается в другой каталог)

- перемещение (сам файл перемещается в другой каталог)

- удаление (запись о файле удаляется из каталога)

- переименование (изменяется имя файла)

1.4 Архивация данных

Архивация – это сжатие одного или нескольких файлов и помещение их в специальный файл, называемый архивным. Для упаковки файлов и последующего их восстановления используются специальные программы – архиваторы.

1.5 Защита от вирусов

Компьютерный вирус - программа, обычно малая по размеру, которая самостоятельно запускается, многократно копирует свой код, присоединеняя его к кодам других программ и мешает корректной работе компьютера и/или разрушает хранимую на магнитных дисках информацию.

Антивирусные средства:

- Детекторы (их назначение - лишь обнаружить вирус)

- Фаги (фаг - это программа, которая способна не только обнаружить, но и уничтожить вирус)

- Ревизоры (ревизор контролирует возможные пути распространения программ-вирусов и заражени компьютеров)

- Сторожа (сторож - это резидентная программа, постоянно находящаяся в памяти компьютера, контролирующая операции компьютера, связанные с изменением информации на магнитных дисках, и предупреждающая пользователя о них)

- Вакцины (антивирусные программы, ведущие себя подобно вирусам, но не наносящие вреда)

Билет 14

1.1 Информационные ресурсы

Одним из важнейших видов ресурсов современное общества являются информационные ресурсы.

1.2 Защита информации

Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который вступил в силу в 1992 году.

Для признания и осуществления авторского права на программы для ЭВМ не требуется ее регистрация в какой-либо организации. Авторское право на программы для ЭВМ возникает автоматически при их создании.

Для оповещения о своих правах разработчик программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:

- буквы С в окружности или круглых скобках ©;

- наименования (имени) правообладателя;

- года первого выпуска программы в свет.

Автору программы принадлежит исключительное право осуществлять воспроизведение и распространение программы любыми способами, а также модификацию программы.

Для предотвращения нелегального копирования программ и данных, хранящихся на CD-ROM, может использоваться специальная защита. На CD-ROM может быть размещен закодированный программный ключ, который теряется при копировании и без которого программа не может быть установлена.

Для предотвращения несанкционированного доступа к данным, хранящимся на компьютере, используются пароли.

Каждый диск, папка и файл локального компьютера, а также компьютера, подключенного к локальной сети, может быть защищен от несанкционированного доступа. Для них могут быть установлены определенные права доступа, причем права могут быть различными для различных пользователей.

Если компьютер подключен к Интернету, то в принципе любой пользователь, также подключенный к Интернету, может получить доступ к информационным ресурсам этого компьютера. Если сервер имеет соединение с Интернетом и одновременно служит сервером локальной сети, то возможно несанкционированное проникновение из Интернета в локальную сеть.

Для того чтобы этого не происходило, устанавливается программный или аппаратный барьер между Интернетом и Интранетом с помощью брандмауэра. Брандмауэр отслеживает передачу данных между сетями, осуществляет контроль текущих соединений, выявляет подозрительные действия и тем самым предотвращает несанкционированный доступ из Интернета в локальную сеть.

Билет 15

1.1 Текствые редакторы

Текстовые редакторы — это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов.

Простые текстовые редакторы (Блокнот) позволяют редактировать текст и осуществлять простейшее форматирование шрифта.

Более совершенные текстовые редакторы, имеющие целый спектр возможностей по созданию документов, называют иногда текстовыми процессорами. Примером такой программы является Word из офисного пакета MicrosoftOffice, или Writer из пакета StarOffice.

Мощные программы обработки текста — настольные издательские системы — предназначены для подготовки документов к публикации (Adobe PageMaker)

Для подготовки к публикации в Интернете web-страниц используют специализированные приложения (Microsoft FrontPage или Macromedia Dreamweaver).

1.2 Основные элементы текстового документа:

- символ (минимальная единица текстовой информации);

- слово (любая последовательность символов, ограниченная с обоих концов служебными символами. Служебный символ - это пробел, точка, запятая, дефис и т.д.);

- предложение (любая последовательность символов между двумя точками);

- строка (любая последовательность символов между левой и правой границами абзаца);

- абзац (любая последовавтельность символов, замкнутая символом Возрат каретки - ).

1.3 Основные приемы редактирования документа:

- редактирование

- форматирование

Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа.

Форматирование — преобразование, изменяющее форму представления документа.

1.4 Шрифты, стили, форматы

Шрифт - это полный набор символов определенного начертания. Каждый шрифт имеет своё название.

Формат файла определяет способ хранения текста в файле. Простейший формат текстового файла (ТХТ) содержит только символы (числовые коды символов), другие же форматы (DOC, RTF) содержат дополнительные управляющие числовые коды, которые обеспечивают форматирование текста.

(про стили можно почитать в параграфе 16 учебника за 8-й класс "Информатика. Базовый курс 8" И. Семакина, Л. Залоговой, С. Русакова и Л. Шестковой)

1.5 Гипертекст - текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей между его отдельными фрагментами. такие связи называются гиперсвязями

Билет 16

1.1Растровая и векторная графика

Растровые изображения передают реальные образы. Они подходят для случаев, когда требуется максимальная "естественность".

Одной из главных проблем растровых файлов является масштабирование:

при существенном увеличении изображения картинка может превратиться в набор неряшливых квадратов (увеличенных пикселей).

Векторное изображение - графический объект, представляющий собой совокупность графических примитивов (точек, линий, прямоугольников, окружностей и т.д.) и описывающих их математических формул. Положение и форма графического объекта задается в системе графических координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана.

Информация о векторном изображении кодируется как обычная буквенно-цифровая и обрабатывается специальными программами. Очень популярны такие программы, как CorelDRAW

1.2 Прикладные программы работы с графикой

Монитор является универсальным устройством вывода информации и подключается к видеокарте, установленной в компьютере.

Изображение в компьютерном формате хранится в видеопамяти, размещенной на видеокарте. Изображение на экране монитора формируется путем считывания содержимого видеопамяти и отображения его на экран.

Принтеры предназначены для вывода на бумагу (создания «твердой копии») числовой, текстовой и графической информации.

Сенсорный , или тактильный, экран представляет собой поверхность, которая покрыта специальным слоем. Прикосновение к определенному месту экрана обеспечивает выбор задания, которое должно быть выполнено компьютером, или команды в экранном меню.

Световое перо похоже на обычный карандаш, на кончике которого имеется специальное устройство — светочувствительный элемент. Соприкосновение пера с экраном замыкает фотоэлектрическую цепь и определяет место ввода или коррекции данных.

Световое перо используется для ввода информации в самых маленьких персональных компьютерах. Оно также применяется в различных системах проектирования и дизайна.

Графический планшет, или дигитайзер, используется для создания либо копирования рисунков или фотографий. Он позволяет создавать рисунки так же, как на листе бумаги. Изображение преобразуется в цифровую форму.

Сканер предназначен для ввода в компьютер графической или текстовой информации с листа бумаги. Для работы сканера необходимо программное обеспечение, которое создает и сохраняет в памяти электронную копию изображения. Все разнообразие подобных программ можно подразделить на два класса — для работы с графическим изображением и для распознавания текста.

Цифровые камеры

Цифровые камеры позволяют получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом (компьютерном) формате.

Билет 17

База данных — это информационная модель, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

1.1 Поле базы данных — это столбец таблицы, включающий в себя значения определенного свойства.

Запись базы данных — это строка таблицы, которая содержит набор значений различных свойств объекта.

Первичный ключ записи - поле, содержимое которого уникально для любой записи в этой таблице.

1.2 СУБД

Для создания баз данных, а также выполнения операции поиска и сортировки данных предназначены специальные программы — системы управления базами данных (СУБД)

Работа с СУБД начинается с создания структуры базы данных, т. е. с определения:

- количества столбцов;

- названий столбцов;

- типов столбцов (текст/число/дата);

- ширины столбцов.

В созданную «пустую» базу данных необходимо занести записи и при необходимости их редактировать. Обычно предусмотрены следующие режимы:

- добавление записи;

- удаление записи;

- редактирование записи.

Занесенную в базу данных информацию можно обрабатывать:

- сортировка по любому столбцу (по возрастанию/ убыванию чисел, символьных строк, дат);

- поиск по любому столбцу с различными условиями (равно, больше, меньше и т. д.).

Билет 18

1.1 Электронная таблица — это программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах.

1.2 Структура

Электронная таблица состоит из столбцов и строк. Заголовки столбцов обозначаются буквами или сочетаниями букв, заголовки строк — числами. Ячейка — место пересечения столбца и строки.

Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например: A1, B5, E7.

1.3 Типы данных

Электронные таблицы позволяют работать с тремя основными типами данных: число, текст и формула.

Числа в электронных таблицах Excel могут быть записаны в обычном числовом или экспоненциальном формате, например: 195,2 или 1.952Ё + 02. По умолчанию числа выравниваются в ячейке по правому краю.

Текстом в электронных таблицах Excel является последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов.

Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, Имена ячеек, функции (Математические, Статистические, Финансовые, Дата и время и т.д.) и знаки математических: операций.

1.4 Основные встроенные функции

Электронные таблицы позволяют осуществлять сортировку данных. Данные в электронных таблицах сортируются по возрастанию или убыванию.

В электронных таблицах возможен поиск данных в соответствии с указанными условиями — фильтрами. Фильтры определяются с помощью условий поиска (больше, меньше, равно и т. д.) и значений (100, 10 и т. д.).

1.5 Абсолютные и относительные ссылки

Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула. При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически обновляются в зависимости от нового положения формулы. Относительные ссылки имеют следующий вид: А1, ВЗ.

Абсолютная ссылка в формуле используется для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках перед неизменяемым значением адреса ячейки ставится знак доллара (например, $А$1).

1.6 Графическое представление данных.

Электронные таблицы позволяют представлять числовые данные в виде диаграмм или графиков. Диаграммы бывают различных типов (столбчатые, круговые и т. д.); выбор типа диаграммы зависит от характера данных.

Билет 19

1.1 Компьютерная сеть – это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации.

Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать:

- Территориальная распространенность;

- Ведомственная принадлежность;

- Скорость передачи информации;

- Тип среды передачи;

По территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными.

По принадлежности различают ведомственные и государственные сети. Ведомственные принадлежат одной организации и располагаются на ее территории.

По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низко-, средне- и высокоскоростные.

1.2 Интернет — глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая в себя десятки миллионов компьютеров.

В каждой локальной или корпоративной сети обычно имеется, по крайней мере, один компьютер, который имеет постоянное подключение к Интернету с помощью линии связи с высокой пропускной способностью (сервер Интернета).

Надежность функционирования глобальной сети обеспечивается избыточностью линий связи: как правило, серверы имеют более двух линий связи, соединяющих их с Интернетом.

Основу, «каркас» Интернета составляют более ста миллионов серверов, постоянно подключенных к сети.

К серверам Интернета могут подключаться с помощью локальных сетей или коммутируемых телефонных линий сотни миллионов пользователей сети.

1.3WWW

World Wide Web (сокращенно WWW или Web) - Всемирная паутина. Представление информации в WWW основано на возможностях гипертекстовых ссылок. Гипертекст - это текст, в котором содержаться ссылки на другие документы. Это дает возможность при просмотре некоторого документа легко и быстро переходить к другой связанной с ним по смыслу информации, которая может быть текстом, изображением, звуковым файлом или иметь любой другой вид, принятый в WWW. При этом связанные ссылками документы могут быть разбросаны по всему земному шару.

Многочисленные пересекающиеся связи между документами WWW компьютерной паутиной охватывают планету - отсюда и название. Таким образом, пропадает зависимость от местонахождения конкретного документа.

1.4 E-mail

Электронная почта - вид сервиса Интернет. Она предназначена для передачи в сети файлов любого типа. Одни из главных ее преимуществ - дешевизна и быстрота.

Чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме текста послания, обязательно должно содержать электронный адрес получателя письма.

Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей:

имя_пользователя@имя_сервера

Имя_пользователя имеет произвольный характер и задается самим пользователем; имя_сервера жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой почтовый ящик.

Чтобы отправить электронное письмо, отправитель должен подключиться к Интернету и передать на свой почтовый сервер сообщение. Почтовый сервер сразу же отправит это письмо через систему почтовых серверов Интернет на почтовый сервер получателя, и оно попадет в его почтовый ящик.

Получатель получит письмо только после того, как соединится с Интернетом и «скачает» почту из своего почтового ящика на собственный локальный компьютер.

Билет 20

1.1 Модель - это некий объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, процесса или явления.

1.2 Инфомационные модели - объекты и процессы в образной или знаковой форме.

1.3 Виды информационных моделей

Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является прямоугольная таблица, которая состоит из столбцов и строк. Такой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковым набором свойств.