• Название:

    Новый документ в формате RTF (3)


  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

1 билет. Основные принципы ансамблевого музицирования. наши инструменты в отличии от фортепиано, арфы достаточно мобильны, готовы для совместного музицирования. Народно-инструментальные традиции, то что люди и в древние времена играли в ансамблях мы можем узнать из друвних фресок, икон, записей, в начале 16 века созданна гпотешная палата, для увесиления государя, в это время было организованно массовое изготовление инструментов, от туда же пошли и скоморохи первые профессиональные музыканты. навыки коллективного музицирования развиваются параллельно с преобретениями знаний по специальности. Вводить ансамблевую игру рекомендовано со 2-го класса, дуэты трио, унисон- с него же практичней всего начинать. существуют однородные и смешанные ансамбли. ансамбль направлен на приобретение знаний, умений и навыков : 1)Знание основ муз. Грамоты.2)Знание основных средств муз. выразительности(динамика, темп, аггогика, ритм).3) Знание тембральных особенностей технических возможностей инструментов входящих в состав ансамбля.4)Знание особенностей распределения партий.5) умение слушать и слышать игру своей партии в общем вучании , управлять динамикой, переключаться с одной функции на другую.6) Умение выдерживать и считать паузы.7) умение аккомпонировать солисту. основные составы ансамблей. цели и задачи: 1)возможность выступления на публике.2) расширение муз. кругозора.3) взаимопонимание уважение.4) Ответсвенность за исполнение партии.5) развитие муз. слуха 6)контроль за качеством совместного звучания. 7)творческая активность. учитывать распределение учебного материала по годам, партии по способностям. метода обучения : словестный, показ и частично поисковый

2 билет.основыне принципы посадки за инструментом. Типичные недостатки в посадке и постановке рук.

сложности при освоении конкретного инструмента. Посадка(положение музыканта при игре), рациональное определение опоры корпуса и ног. 4 точки соприкосновения с инструментом(бедро,левая рука, корпус(грудная клетка), левая рука, правая рука легкое касание логтем;возможны дополнительные средства для удержания инструмента поролон, собрать ноги), 2 точки опоры (Ноги, попа) , подобрать стул по высоте, если стул высокий использовать подставку под ноги, следить за положением корпуса относительно инструмента. значение правильной посадки для свободы исполнительских движений(сидеть на середине стула, стопы на земле). Принцип подбора инструмента(маленькая ладонь, гриф не должен быть очень толстым, подобрать сам размер балалайки). Функции рук: правая(удержание инструмента , темп ритм, агогика, динамика, приемы звукоизвлечения, штрихи, тембр, артикуляция-акценты.) Левая (удержание грифа, работа беглость пальцев, техника, координация пальцев, аппликатура, штрих, приемы игры). Взаимодействие двух рук, правая главная. Типичные недостатки :1) правое плечо ниже нормы - опускать гриф, контроль, следить за грифом.2) обратить внимание на постановку правой руки.3) излишний изгиб головы, напряжение в шее(кривая спина, сгорбленная, сидеть прямо корпус чуть вперед).4) высоко поднятый гриф(должен быть на уровне плеча).5)положение большого пальца, упражнения.6) отсраненный локоть левой руки (грузик).7) садяться на весь стул.8) излишне выдвинут локоть левой руки.9) мезинец под грифом.10) правая рука игра на грифе.11) зажатость руки.

3 билет интерпритация и построение формы. сонаты, вариации и другие циклические произведения.

интерпритация- разъеснение, художественное истолкование артистом произведения в процессе его исполнения, раскрытие его художественного, идейно-образного содержаниямузыки, выразительными и техническими средствами исполнительского искусства. сущьность связи композитор, исполнитель, слушатель. 1) Композитор(термин профессионального вида деятельности свое распространение получил в 16 веке в италии, Паганини, Бах, Лист,Дебюсси, Шопен, Цыганков, Бызов - композ-исполн) - создатель музыкального произведения,2)Исполнитель(деятельность, музыкантов певцов) - артист исполнитель худ. произведения перед публикой, 3)Слушатель - тот кто слушает, представляет муз. образы. стиль времени - Любой творец, композитор, носитель эпохи. При разборе текста с учеником начитаетсся построение формы произведения: 1) Национальная принадлежность музыки(народная или авторская), принадлежность к одной из сфер (танец, песня, марш), Когда записано в какую эпоху. 2) Самостоятельное произведение или часть крупной формы. 3) Средства выразительности (темп, лад,стиль, динамика, анализ формы). 4) Анализ технических средств для наиболее точной передачи замысла автора циклических произведений "Штрихи", особенно важен анализ при разборе. 5) Интонационно- образная основа произведения развитие музыки. Муз. образ, Драматургия. ЦИклическая музыка - муз. форма произведения, предполагающая наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом, к ним относятся : сонаты, вариации, концертные сюиты. Сонаты: контраст, сквозное развитие и репризность. Схема сонатной формы приблизительно однотипна. Она складывается из: 1) ЭКСПОЗИЦИИ - основных видов контрастных противопоставлений, возникающих в материале(тематизме), тональном плане(Г. и П. тональные сферы и в способах изложения материала; 2) РАЗРАБОТКИ - места развития и доведения контраста до высшей фазы своего противопоставления, вплоть до вызревания нового качества в материале, в способах развертывания материала, в драматургии движения тональных планов; 3) РЕПРИЗЫ - момента разрешения накопившегося энергетического заряда и противоречий, отстранения предшествующих форм развития и одновременно возвращение к исходному, но с перерождением материала как следующей фазы движения тематизма и преобразование его в новое качество. Вариационная форма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).Следует различать вариационную форму и вариационность как принцип. Последний имеет неограниченный спектр применения (варьироваться могут мотив, фраза, предложение в периоде и т. д., вплоть до варьированной репризы в сонатной форме). Однако однократное применение принципа варьирования не создаёт на его основе форму. Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее 2 вариаций.Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.характерна, картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем.В. Панин. Камерная сюита.Концерт-поэма для балалайки, кларнета и оркестра русских народных инструментов. Клавир.2 половина 20 века.сюиту и концерт василенко создает в 50-еЗ.Фельдман «Русский концерта для балалайки с оркестром русских народных инструментов.С.Кичанов. Концерт для балалайки с оркестром русских народных инструментовЮ.Шишаков Концерт для балалайки с оркестром русских народных инструментов.А.Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано opus 188 1.А.Кусяков. Соната 1 для балалайки и фортепиано.А.Кусяков. Соната 3 для балалайки и фортепиано.Ю.Стржелинский. "Соната-фантазия" для балалайки и фортепиано opus 20 (рукопись).Ю.Шишаков.Сюита для балалайки и фортепиано.Ю.Шишаков. Сюита "Воронежские акварели".Ю. Зарицкий. Концертная рапсодия "Ярославская кадриль" для балалайки и фортепиано.гречанинов тоже вроде в 1ой половине 20 века

4 билет.Принципы работы над инструктивным материалом с учетом специфики инструмента. Гаммы, упражнения и этюды. Методы технического развития. техника бывает мелкой и крупной. Мелкая техника - одноголовие , двухголосие, арпеджио, мелизматика, гаммы. Крупная техника - аккордовая, октавная. Техника - способность игрового аппарата к выполнению той или иной задачи, совокупность приемов, применяемых в каком-либо мастерстве. Правильная посадка и постановка рук- залог успешного техического развития ученика. Важная роль и у левой руки (пальцев , кисти предплечия) в достижении быстрого темпа. У правой руки ведущая роль в работе на координацией обеих рук, а так-же в работе над приемами и штрихами.градация при исполнении приема тремоло от легато до маркато, техника перехода с одной струны на другую, Принцип работы над техникой - точное определение трудностей, определение плана действий для работы над ними, воспитание силы воли, систематичность в занятиях. Методы технического развития: сдвиг темпа от медленного к быстрому с учетом перехода из позиции в позицию и с учетом силы прожатия пальцев левой руки(регистр -натяжение струны) а в правой- вариантность приемов, ритмическое варьирование (квартона на триоли) , Динамика (тихо , громко, амплитуда) ,брать кусочек произведения и играть как упражнение, место игры шестнадцатами - чередовать с игрой восьмыми.для этого существуют гаммы, этюды, упражнения. Гамма -звукоряд последование всех звуков ступеней лада, рассположенных начиная от основного тона в восходящем и нисходящем порядке, объем октава. 1 вид мажора, и 3 вида минора. Работа над гаммами паралельно с изучением работы над приемами : работа большого пальца, указательного , двойное пиццикато главная задача гамм - работа над звуком, интонационность. Упражнения- занятия для преобретения и усовершенствования каких-либо навыков. Мотив или по хроматизму, различными приемами, сменой силового акцента, ритмическим варьированием(координация левой и правой руки), отработка механики, освоение грифа (Шефчик, Шрадик - 24 упражнения, 12 упражнений многократное повторение последов. аппликатуры) отрабатываем до приятной усталости иначе можно переиграть руки. Этюды - 1) на определенные виды техники, 2) на определенные виды мелодического строения(арпеджио трель) 3) смешанные. Также разделяются на Концертные или технические(инструктивный). принцип выбора этюда - к данному произведению на приемы или аппликатуру, на физические возможности , развитие того или иного навыка, на обратный удар. все это развивает устойчивость внимания зрительного и слухового, силу воли.Систематическое изучение конструктивного материала - залог успешного воплощения художественного образа музыкального произведения.Основные принципы постановки левой руки.(все и так понятно) ее функия, принцип постановки, типичные недостатки.

5 билет.основные принципы постановки правой руки. Функции, принцип постановки, освоение приемов, типичные недостатки.

Прием тремоло и работа над ним. Тремоло (с итальянс. дрожащий) многократное, быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда. 2) обозначается словом trem или трижды перечеркнутая нота, Бывает тремоло вибрато, гитарное тремоло, тремоло указательным пальцем, этот прием включает в себя : 1) начало звука(звуковедение) первый импульс , это может быть толчек без замаха, с броска с акцентом или с нажатием. 2) Продолжение (от динамики , фактуры, от темпа, регистра, от струн качество тремоло будет разное)Разница фактуры тремоло - одноголосие, двухголосие, аккорды. от громкости или экспрессивности будет зависеть амплитуда размаха руки, вес руки , контроль правой и левой руки(ритмизированнное тремоло) 3) Конец звука (незаметный, затухающий) Резкий , с задержанием тремолирования. зависит от конца фразы или целой части. Связь приема тремоло со стилем: в контиленном произведении Романтиков - оно с ыпукло вогнутым характером, агогическая свобода исполнителя! Медленная часть Сонаты (не имеем право играть быстрее или медленнее) у классиков - интонационно выразительные средства. Тремоло нужно заниматься регулярно, для его ровности, полнозвучности, использовать упражнения на тремоло, гамму в восходящем движении играть форте, в нисходящем пиано, руки должны "Дышать" во время исполнения тремоло иначе они могут зажаться. Задача тремоло - продолжать звучание длительностей. если прием тремоло не получается для практики его нужно убрать и сыграт ударами в нужном ритме.чередовать тремоло и 16, следить за качеством из перехода из позиции в позицию, с одной струны на другую.

6 билет.методика работы с начинающими . задачи : заинтересовать, научить воспринимать простейших музыкальные образы. Знание нач. периода - формирование музыкально-исполнительсих навыков уч-ся. Чтобы развить слуховые впечатления и представления ученика, надо сыграть муз пьесу на инструменте, доступную для его пониманияЮ затем объяснить простеей мелодии, пение простых песен, проведение бесед о музыке и музыкантах, о необходимости упорных занятий для достижения хороших результатов. Ознакомление с частями инструментов, назначением его частей. Возрастные ос-ти: 7-11 : не завершен процесс окостенения, крупные мышцы развиваются раньше мелких, быстрая утомляемость. память и внимание не произвольны, живое воображение. Эмоционально непосредственны, отзывчивы. Нет сосредоточенности, отвлекаемость. Сильная внушаемость. Общекультурнуе развитие: беседы о музыке и музыкантах, о необходимости занятий ради результата. Репертуар должен быть разнообразным по стилям и жанрам, содержать в себе различные приемы и штрихи, обучать разным видам техники. Следует давать одно- два произведения, превышающие технические возможности уча-ся, для осознания им перспектив развития.

7 билет. методы обучения чтению с листа , ранспонированию подбору по слуху. чтение с листа - исполнение музыки на инструменте или голосом незнакомого произведения по его нотной записи , без предварительного разучивания, в темпе и с выразительными оттенками, и по возможности отвечающая по желаниям автора и содержания музыки. для преобретения навыков чтения с листа необходима тренировка психо-физических качеств : 1) развитие переферийного зрения.2) Зрительно слуховых представлений.3) звукомоторных связей.4) выработки чувства грифа, струн.5) навыка быстрой ориентации в нотном тексте.6) Умение смотреть и слышать вперед.7) охватывать взглядом все в том числе большие участки нотного текста.8) сокращение сроков работы над произведением подготовки к самостоятельной работе. ОНо необходимо для муз. развития а именно - расширению муз. кругозора, развитию мелодического и гармонического слуха. Чтению с листа предшествует теоретический анализ 1) автор, Название, Тональность, Размер, Указание темпа, Новые размеры, новая тональность, случайные знаки, верхняя строчка(изменение темпа и аппликатура), под нотоносцем(динамика, пальцы),проговорить и проанализировать повторяющиеся места, сыграть от начала до конца. Чтение с листа -освоение инструмента, левой и правой руки, силу воли,.оно так-же разделяется на 2 вида : восприятие по горизонтали и по вертикали. по горизонтали - умение расчленять текст на фразы,вариант навыка - закрывать текст во время игры то что уже сыграл.Транспонирование(от латинского перестановка)при переложении муз. произведения для какого либо инструмента. транспонирование в аккомпониментой практике, все звуки переносятся вверх или вниз на интервал, либо мыслить ступениями, так же с заменой ключа, игра по слуху(анализировать куда идет мелодия .)

8 билет. организация самостоятельной работы учащегося. Режим работы и организация рабочего пространства. Принципы работы над произведением. Самостоятельный - существующий отдельно от других, независимый, решительный (обладающий собственной инициативой )