• Название:

    Bilet 17


  • Размер: 0.09 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Драма как литературный род, ее особенности

Всё пространство занимают персонажи, их диалоги.

Драма - действие. Остроконфликтная ситуация. Это и литература и театр. "В основе драмы лежит богатая коллизиями ситуация", - сказал Гегель.

Перемены от счастья к несчастью. В драме характер односторонний. В античной трагедии нет композиции.

Трагедия - "козлиная песнь"

Трагикомедия, драматический фарс, мелодрама.

Литературный жанр по самой своей природе отражает устойчивые вековые тенденции развития литературы. Архаика сохраняется благодаря её обновлению. Жанр всегда и стар, и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется в каждом индивидуальном произведении. Жанр живёт настоящим, но всегда помнит прошлое. Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития.

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Драматические произведения организуются высказываниями персонажей. Развернутое повествовательно-описательное изображение здесь отсутствует. Собственно авторская речь, с помощью которой изображаемое характеризуется извне, в драме вспомогательна и эпизодична. Таковы название пьесы, ее жанровый подзаголовок, указание на место и время действия, список персонажей. Основное же его текст — это цепь диалогических реплик и

монологов самих действующих лиц. Характеры действующих лиц раскрываются в драме с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. При этом драматурги, в отличие от авторов

эпических произведений, вынуждены ограничиваться тем объемом словесного текста, который отвечает запросам театрального искусства. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается; персонажи

драмы обмениваются репликами без сколько- нибудь заметных временных интервалов, и их высказывания, как отмечал Станиславский, составляют сплошную, непрерывную линию.

ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ

Персонажи драмы обнаруживают себя в поведении (прежде всего в произносимых словах) более рельефно, чем персонажи произведений эпических. Слова героев драмы ориентированы на широкое пространство сцены и зрительного зала, так что речь воспринимается как обращенная непосредственно к публике и потенциально громкая. Поведение персонажей драмы отмечено активностью, броскостью, эффектностью. Драматическое действие часто вершится при активном участии широкого круга людей (кульминация «Ревизора» Гоголя и «Грозы» Островского, опорные эпизоды «Оптимистической трагедии» Вишневского).

В драматических произведениях, где поведение героев театрализуется, условности находят особенно широкое применение. О неминуемом отходе драмы от жизнеподобия говорилось неоднократно. Персонажи драм часто высказываются не потому, что это нужно им по ходу действия, а в силу того, что автору требуется что-то объяснить читателям и зрителям,

произвести на них определенное впечатление. Так, в драматические произведения иногда вводятся дополнительные персонажи, которые либо сами повествуют о том, что не показывается на сцене (вестники в античных пьесах), либо, становясь собеседниками главных действующих лиц, побуждают их рассказывать о происшедшем (хоры и их корифеи в античных трагедиях; наперсницы и слуги в комедиях античности, Возрождения, классицизма).

НАПРЯЖЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ И ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ

Способы сюжетосложения в драме могут быть разными. Драматическому роду литературы, как и эпическому, доступны и прямое и косвенное воплощение конфликтов в изображаемых событиях; и внешнее, и внутреннее действие; концентрические, и хроникальные сюжеты. Драма, по сравнению с любой другой литературной формой, умещает большее число событий в меньшем пространстве и времени. Драматический род литературы в целом тяготеет к остроконфликтным положениям. Конфликт в подавляющем большинстве случаев пронизывает все драматическое произведение и ложится в основу каждого его эпизода. Поэтому персонажам драмы свойственна напряженность переживаний. Действующие лица трагедий, комедий, драм почти все время находятся в состоянии взволнованности и беспокойства, ожидания и тревоги (первые сцены «Гамлета», «Фауста» и «Горя от ума», «Грозы», «Оптимистической трагедии»).

КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТА

Предназначенные для сценического исполнения, драмы членятся на акты (действия), отделяемые один от другого прямым или косвенным указанием на перерыв в театральном представлении (антракт). Делению пьес на акты положила начало древнеримская драматургия (Плавт, Теренций). Пятиактная форма, возникшая в античной литературе, надолго укоренилась в европейской драме нового времени. В литературе последних столетий нередки

также четырехактные и трехактные драматические произведения. Но особенно существен иной аспект композиции драматических произведений: их членение на сценические эпизоды, нередко называемые картинами или сценами.

Для малой драматической формы характерны пьесы, состоящие всего лишь из одного сценического эпизода. Таковы «Медведь», «Свадьба», «Юбилей» Чехова. Драму, где

действие дробится на фрагменты, нередко называют эпической.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

Драматурги используют такие формы речи, которые позволяют актерам-персонажам обращаться сразу и к партнерам по сцене и к зрителю: драматическая речь

одновременно осуществляет живой речевой контакт героев друг с другом и общение актеров со зрительным залом. Высказывания обладают здесь особой эмоционально-убеждающей силой, что сближает их с ораторскими выступлениями и лирическими произведениями. Главным речевым «носителем» драматического действия является диалог: персонажи общаются (и в частности, конфликтуют) друг с другом, обмениваясь репликами. Будучи адресована к публике, драматическая речь выступает как монологическая, точнее — в качестве обращенного монолога, ибо контакт актеров-персонажей со зрителями является односторонним: Монолог в драме — уникальное и неоценимо важное

художественное средство. Он выявляет смысл изображенного, усиливает драматизм действия и его впрямую выражает. Это важнейшее средство единения сцены и зрительного зала, «материализация» чувств, вызываемых у публики произведением. Афористичность речи. (Горе от ума» Грибоедова; меткие народные изречения в пьесах Островского; афоризмы в драматургии Горького). Диалог и монолог в драме, как видно, дополняют друг друга и в равной мере необходимы.

ДРАМА В ЧТЕНИИ И НА СЦЕНЕ

Целесообразно терминологически различать понятия драмы и драматургии. Драматургия — это сюжетно-композиционная основа спектаклей и фильмов. Она может иметь либо форму литературного драматического произведения, состоящего в основном из высказываний персонажей, либо форму сценария (произведение, где наряду с высказываниями персонажей важны описания того, что зритель впоследствии увидит на сцене или экране). Сценарная форма драматургии преобладает в киноискусстве. Драматический же театр в большинстве случаев основывается на созданной писателем драме, которая впоследствии превращается режиссером-постановщиком в сценарий, а затем и в спектакль. Она воспринимается в чтении, выступая в качестве завершенного словесно-художественного произведения.