• Название:

    18. тв 20 обществ


  • Размер: 0.07 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

В последней трети XX века телевидение превратилось во многих регионах мира в основное средство массовой информации. В конце XX в. во многих государствах телепередачи привлекали более многочисленную аудиторию, чем пресса и радио – например, в 1990-е годы 66% опрошенных американцев признавали ТВ своим главным источником новостей. Примерно столько же участников опросов заявили о максимальном доверии к телевидению как к источнику информации по сравнению с другими СМИ. Продолжительность телепросмотров достигла в ряде стран мира от 3 до 5–8 часов в день. Через полвека после начала первых регулярных телепередач мировая аудитория телевидения превысила 3 млрд. человек.

Ключевое значение для определения контуров нынешней телевизионной эпохи имели 1950-е годы, когда в мире обозначились три основные модели организации и финансирования телевидения: частная коммерческая, общественная и государственная.

Общественное телевидение.

Развлекательно-рекламный уклон коммерчески ориентированного ТВ вызывает критику со стороны значительной части общественности, которая обвиняет частных вещателей в забвении развивающей нагрузки телевидения. Исходя из необходимости использовать телевещание для образования и просвещения аудитории, в США в начале 1950-х годов было принято решение зарезервировать ряд частот вещания для образовательного общественного ТВ. Первая некоммерческая образовательная телестанция была создана в Хьюстоне в 1953 г. Однако вплоть до конца 1960-х годов этот вид телевидения был развит весьма слабо – главным образом, из-за дефицита финансирования, поскольку вещание осуществлялось в значительной мере из средств, пожертвованных частными «донорами» – отдельными лицами, благотворительными фондами и корпорациями. В 1967 г. была учреждена Служба общественного вещания (PBS), объединившая разнообразные некоммерческие телестанции страны в целях улучшения производства культурно-образовательных программ и налаживания более эффективного обмена ими. В течение многих лет ведущие позиции в производстве программ занимали несколько крупнейших некоммерческих телестанций, расположенных в Бостоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Вашингтоне. Создание PBS позволило улучшить обмен программами в общенациональном масштабе между ведущими производителями и остальными некоммерческими телевещателями. PBS первой в США применила возможности спутникового ТВ для регулярной доставки информационно-публицистических, культурных и образовательных программ некоммерческим станциям, разбросанным по территории страны.

Несмотря на государственную поддержку, некоммерческое (общественное) телевидение в США имеет ограниченную финансовую базу, уступая в этом отношении европейским общественным вещательным организациям. Этим объясняется приоритетное внимание некоммерческих телевещательных организаций к созданию низкобюджетных программ, стремление к взаимообмену программами.

Содержание вещания некоммерческого ТВ в Соединенных Штатах свидетельствует об относительности его характеристики как «образовательного» или «общественного». В нем представлены передачи трех основных категорий:

– телепередачи, которые не желают спонсировать рекламодатели и которые по этой причине не имеют шансов появиться на коммерческом телевидении. Этот блок может включать не только и не столько образовательные программы, но и информационные, публицистические передачи, в подготовке и трансляции которых заинтересованы различные общественные группы, а также низкорейтинговые программы, «отбракованные» редакциями коммерческих станций;

– передачи прямого обучающего назначения, предназначенные для непосредственного использования в образовательном процессе, иллюстрирующие и расширяющие содержание текстового учебного материала;

– передачи, способствующие развитию личности, удовлетворению ее духовных и творческих способностей, воспитанию стремления к овладению знаниями.

Созданные в странах Европы организации общественного вещания строят свою деятельность на несколько иных началах, в той или иной мере придерживаясь следующих основных принципов:

– всеобщности вещания, предусматривающей предоставление равных возможностей для свободного приема передач всем гражданам, обеспечение географической всеохватности передач;

– универсальности информационного обслуживания аудитории с учетом широкого спектра разнообразных вкусов и интересов телезрителей и радиослушателей, включая потребности различных групп населения в качественных информационных, публицистических, образовательных, просветительских и развлекательных программах;

– идейного плюрализма и содержательного многообразия, обеспечивающего реализацию функции общественного форума и удовлетворение информационных запросов и потребностей не только большинства населения, но и расовых, этнических, религиозных и культурных меньшинств;

– использования прямых форм финансирования гражданами вещательной деятельности: общественные вещательные структуры обычно финансируются за счет абонентской платы, взимаемой государством у владельцев телевизоров и радиоприемников;

– редакционной независимости, исключающей непосредственный контроль над деятельностью вещателей и содержанием вещания со стороны правительства, коммерческих структур, политических партий и заинтересованных группировок;

– приоритетного внимания к качеству и содержательности передач, предусматривающего некоммерческие подходы к их созданию и оценке;

– вещательные организации, провозглашенные общественной службой, обязаны придерживаться принципов социальной ответственности вещателей и их подотчетности перед обществом, предусматривающей создание общественных наблюдательных советов при вещательных организациях, отчеты перед органами представительной власти, прием и рассмотрение жалоб и обращений граждан по содержанию передач, а также публикацию открытых отчетов о реализации программной политики и результатах деятельности вещательных организаций.

Характерные примеры общественной подотчетности демонстрирует Британская вещательная корпорация, за деятельностью которой наблюдает Совет управляющих, состоящий из 12 членов, назначенных королевой из числа авторитетных политиков, представителей общественности, науки и культуры. Совет управляющих назначает генерального директора Би-Би-Си и ведущих менеджеров корпорации. Для ознакомления граждан публикуются ежемесячные отчеты о заседаниях Совета. Британский парламент проводит слушания о деятельности Би-Би-Си. Корпорация регулярно публикует в печати и в Интернете подробные отчеты о своей деятельности. В структуре Би-Би-Си действует отдел по приему и рассмотрению жалоб и обращений граждан, касающихся вещательных программ корпорации.

Интересный и поучительный опыт общественного ТВ накоплен в ФРГ. В послевоенный период законодательство ФРГ закрепило новые принципы вещательной деятельности в стране. В законах о вещании, в Конституции страны, принятой в 1948 г., был закреплен независимый «общественно-правовой» статус вещательных организаций. В соответствии с новым законодательством, вещательные организации не могли принадлежать ни государству, ни какой-либо политической партии, ни коммерческим учреждениям. Вещание в ФРГ должно было осуществляться самоуправляющимися «общественно-правовыми радиотелевизионными организациями», созданными по региональному признаку в соответствии с федеративным устройством страны, наделенные широкими полномочиями самоуправления). Роль государства сводилась в основном к предоставлению технических каналов вещания, сбору абонентской платы с владельцев приемных устройств и осуществлению правового контроля за деятельностью вещательных организаций. При этом все оборудование земельных вещательных центров, за исключением студийного, принадлежало федеральному почтовому ведомству.

Земельные вещательные организации стали основными звеньями децентрализованного телевидения в ФРГ. Учрежденное в 1950 г. Рабочее содружество (объединение) общественно-правовых вещательных организаций (ARD) было призвано координировать самостоятельную деятельность земельных телерадиоцентров в целях объединения их усилий по формированию единого общенационального вещания на первом телеканале.

Во многом аналогичные принципы были положены в основу деятельности ZDF – второго общенационального канала общественно-правового ТВ, созданного в ФРГ в 1961 г. Однако, в отличие от ARD, деятельность канала ZDF осуществляется на базе централизованной структуры: его передачи ведутся из г. Майнц. Второй общественно-правовой канал в большей степени использует рекламные доходы в качестве источника финансирования своей деятельности.

Несмотря на то, что в ФРГ неоднократно предпринимались попытки создания частного коммерческого либо государственного телевидения, они всякий раз отвергались как неконституционные. Ситуация кардинально изменилась с середины 1980-х годов, когда под давлением правящего блока христиан-демократов в стране было разрешено частное кабельное и спутниковое вещание, а затем и эфирные передачи коммерческих станций. За короткий срок оформился ряд коммерческих телекомпаний, конкурирующих с ARD и ZDF. В 1991 г. Государственный договор о телерадиовещании окончательно закрепил факт сосуществования общественно-правового и частного телевидения в ФРГ.

Последняя четверть XX века характеризовалась почти повсеместным распространением в европейских странах коммерческих форм вещания, образованием смешанных двухполюсных общественно-частных национальных систем телевещания, возрастающей конкуренцией между частными и общественными телекомпаниями.

В последнее время нападки на общественные телекомпании усилились со стороны тех, кто недоволен тенденциями коммерциализации их деятельности. Одновременно приверженцы коммерческих подходов к вещанию обвиняют общественных вещателей в том, что их деятельность не отвечает принципу равенства в рыночной конкуренции, поскольку финансируется за счет абонентской платы абсолютно со всех пользователей приемными устройствами, хотя часть из них не смотрит общественное ТВ, предпочитая коммерческие каналы. Правительство Великобритании и часть парламентариев неоднократно высказывали озабоченность падением качества телевизионных программ корпорации, увеличением доли «мыльных опер» и сокращением количества качественных сериалов собственного производства, а также вытеснением общественных и просветительских программ из телепоказа Би-Би-Си.