• Название:

    Америка, например


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

12.10.12

Антропологическая характеристика и происхождение америндов.

Эскимосы США и Канады.

По данным ценза (переписи) 2000 г. в США, на Аляске численность эскимосов оказалось 46 000 человек (вместе с метисами - 55 000). Алеуты: 12 000 (17 000) чел.

На протяжении 60-х и 70-х гг. XX в. эскимосы Аляски прошли первый демографический переход: инерционно сохранение высокой рождаемости произошло снижение смертности за счет улучшение медико-санитарных условий.

По данным начала 90-х гг. среди коренного населения Аляски процент смертей от самоубийств был вдвое выше, чем среди некоренного. В то же время на 20% больше некоренных детей доживали до 5-летнего возраста при заметном снижении младенческой смертности.

Инуиты (эскимосы) Канады: 4.4% от общей численности населения Канады. Инуитов среди них - 45 000 чел. Также прошли первый демографический переход, только чуть позже, чем на Аляске, а именно в 80-90-х гг. XX в.

4 территориальные группы эскимосов Аляски:

1) Тихоокеанские эскимосы.

2) Материковые эскимосы (ю-з Аляски).

3) Нунивакские эскимосы (о. Нунивак).

4) Североаляскинские эскимосы.

Канада, 8 групп:

1) Эскимосы Макензи (р. Макензи)

2) Эскимосы Коппер (sothern coast of Victory lake)

3) Нетсилик (от залива Квимот до залива Гутье)

4) Эскимосы Иглулик (юг Баффиновой земли и с-з Гудзонова залива)

5) Эскимосы Карибу

6) Эскимосы Баффиновой земли

7) Эскимосы Квебека (eastern coas of the Hudson bay)

8) Лабрадорские (к югу от Hudson strait)

Существуют 2 эскимосских языка: юпик и инупиак. Аляскинские используют оба языка (юг - юпик (55%), север - инупиак (45%). В Канаде только инупиак (инуктитут). На Аляске число говорящих на родном языке неуклонно сохраняется. Среди канадцев самый высокий процент говорящих на родном языке - среди инуитов.

19.10.12

Активное освоение Аляски началось после ВМВ. В это время у автохтонов Аляски сложился циклический характер хоз.деятельности: и традиционные промыслы были еще жизнеспособны, и в капиталистические структуры эскимосы были отчасти интегрированы (сезонная низкооплачиваемая работа). В регионе постепенно происходило накопление модернизационных стрессов (восприятие западной цивилизации в положительных и отрицательных мыслах), разрушается традиционная система социальных ролей, традиционная семья.

Несколько стратегий выхода из трагического положения эскимосов: 1) создание резерваций (изоляционизм) и возвращение к традиционному образу жизни; 2) точечная интеграция на индивидуальном уровне посредством образования; 3) структурная интеграция эскимосов на групповом уровне (общинами).

1974 г. - начало стройки Трансаляскинского нефтепровода (растянулась на 10 лет). Эскимосам выделили значительную квоту рабочих мест (более 5 000 чел.) 25% из них продержалось 2 недели, 60% - 4 недели. Единицы продержались до полугода. В иерархии причин: болезнь (своя или родственников), тоска по родным местам, психологический дискомфорт и невыносимость однообразной работы (продолжительность смены была 10 часов), дискриминация, боссизм со стороны белых.

Индейцы США.

Период меховой торговли и демография фронтира.

Стадиальный разрыв между доколумбовой Америкой и доиндустриальной Европой был не таким уж значительным. Изначально в Америке наблюдалась редукция западной культуры. Без индейцев, первоначально сильной стороной контакта, европейцы бы не выжили.

Индейцы очень быстро смогли встроиться в европейскую систему ценностей, инкорпорируя их в сви традиционные жизнь и хозяйство.

Начало торговли с европейцами спустило на тормоза межэтнические конфликты в Северной Америке, но только на первое время. Но, как и эскимосы, они подсели на достижения западной цивилизации (лошади, огнестрельное оружие, огненная вода)

Население доколумбовой Америки: ок. 57 млн. (Север - 4.5 млн. (1 млн. - Канада, Аляска, Гренландия), Юг - 52.5 млн.) Коэффициент депопуляции населения: 1 к 25.

16.11.12

Перспективы мультикультурализма.

Эмигрантская, соц.-эконом., культурно-ценностные теории существуют. Но мало что объясняют.

Культурно-ценностный разрыв, несомненно, является причиной соц. конфликтов.

Какова роль религиозного фактора в новых типах конфликтности?

Соловей не верит в религию: только этничность и раса влияют на конфликтность, основывают её.

Одна из точек зрения: альтернативы взаимному культурному оплодотворению не существуют, новые расово-культурные общностью станут реальностью.

Вторая точка зрения: мультикультурализм ведёт Запад к гибели.

Особенности этнической истории Канады.

1. Относительно замедленное экномическое развитие из-за более суровых, чем в США, природно-климатических условий.

2. Значительно более длительное (на 100 лет) сохранение колониальной зависимости(до 1867 г.)

3. Отсутствие крупного плантационного хозяйства.

4. Более интенсивный характер метисации с индейским населением (во время французскости колонии).

5. Не только иммиграция, но и эмиграция сыграла существенную роль в истории Канады.

6. У канадской нации 2 этнических ядра.

Особенности французской колонизации Канады.

1534 г. - бретонский мореплаватель Жак Картье получил патент на освоение территории Канады. Он не только достиг берегов Канады, но и провинулся вглубь её территории на 1500 км., дал ей название. Освоение территории возобновилось в нач. 17 в., продолжившись довольно интенсивно. В 1605 г. на п-ове Новая Шотландия (новое название) - первое франц. поселение Аннаполис. В 1608 г. - Квебек в устье реки Св.Лаврентия - колония Новая Франция. 1663 г. - когда Людовик 14 был королем Франции. Его министр Кольбер дает Канаде статус коронной колонии.

1713 г. - после окончания войны за испанское наследство начинается английское освоение Канады (Галифакс) - массовое единовременное его (п-ова Новая Шотландия) заселение.

30.11.12

Правовой статус индейцев в первое десятилетие Конкисты.

Накануне второго плавания Колумба 1493 г. тому были даны инструкции испанской короны по поводу индейцев, в частности.

7.12.12

Индейцы Южной Америки.

1810-1826 гг. - война за независимость по всей Латамерики. Позитивизм. Колониалистская стратегия по отношению к собственным народам.

"Facundo" de Domingo Sarmiente, el primer presidente de Argentina. Примерно до рубежа 19 и 20 вв. не меняется интеллектуальная повестка латиноамериканской интеллигенции, появляется вера в собственные народы взамен сплошного географического детерменизма и, фактически, расово-биологического расизма.

Но на рубеже веков, с кризисом Старого мира (Шпенглер) и позитивизма появляется такой феномен, как поиски "обновления" - СССР или Латинская Америка.

Типичная Латамерика: 2 этнических ядра: costa (белые+метисы), interiore (белые+метисы).

Бразилия - аж 3 ядра: С-В Бразилия (негры + мулаты), С+С-З (индейско-метисное ядро), Ю (белые, branco).

Интенсивная колонизация Бразилии началась с 1530-х гг. (экспедиция Афонсу Биссозы).

Кобокло (земледельцы) и мамилуко ("военизированные охранники") - две метисные группы на севере и юге Бразилии соответственно.

С 16 же в. происходит массовый завоз негров и метисация => мулаты.

Жители внутренних районов Бразилии, сертанов, наз. сертанежу.

В сер. 18 в. рабство индейцев было ликвидировано.

1822 - 1889 гг. - имперский период в истории Бразилии.

1888 г. - отмена рабства в Бразилии, далее рухнула и империя. Эпоха свободной эмиграции для Бразилии закончилась в 1930 г. Сложение бразильской нации относят к сер. 20 в., не раньше. Ярко выраженный регионализм отличает современную Бразилию.