• Название:

    раскольников


  • Размер: 0.14 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

СУТЬ ФИЛОСОФИИ..главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам. ПУТЬ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ...Около полугода проходит с написания статьи «О преступлении», и Раскольников идет к старухе-процентщице, к которой «с первого же взгляда почувствовал непреодолимое отвращение». Сразу после этого, зайдя по дороге домой в какой-то трактир, Родион невольно подслушивает разговор двух молодых людей. Темой их диалога была, как ни странно, именно так не понравившаяся Раскольникову ростовщица. И можно представить, как он удивился, поняв, что один из собеседников, студент, высказывает в разговоре «такие же точно мысли», какие пришли Родиону в голову после посещения старухи! Это были мысли о том, что «сотни, тысячи существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты» - всего этого можно было бы достичь с помощью денег процентщицы, «обреченных, - по ее завещанию, - в монастырь». «Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу,» - слышит Раскольников слова студента, ни к кому не обращенные, но, тем не менее, побуждающие ради «служения общему делу» совершить преступление, показывающие, что оно – высокая цель, спасающая «тысячи существований».

КРУШЕНИЕ ТЕОРИИ...И не писатель, а сам Раскольников придет к развенчанию своей теории. «Я не человека убил. Я принцип в себе убил», — скажет он Соне Мармеладовой. Первая реакция на убийство — это истинно нравственная реакция. И мучительное отъединение от людей — это тоже голос внутренней правды. Еще до встречи с Соней идея покаяния впервые приходит ему в голову. Герой чувствует, что «надо кончить», потому что «не хочет так жить», и совершает поступки, которые его разоблачают. Раскольников неприятен всем. Он отталкивает от себя людей сознательно, потому что понимает, что не может теперь находиться среди них. Но герой не может вынести одиночества, полного погружения в свою теорию. Отделив себя от «тварей дрожащих», Родион Романович ищет родственную себе душу. Ему просто необходим другой «загубивший свою душу» человек. И находит Соню. Только не может понять, что Сонечка «переступила» по-иному: ведь девушка жертвует собой ради других. А когда понимает, страдает еще сильнее и озлобляется все больше. То состояние, которое испытывает Раскольников после преступления, не соответствует его схеме, его «теории о сильной личности». Вместо удовлетворения испытывает только пустоту и злобу. Той свободы, которой он так хотел, герой не получает. Теперь он пленник своего «величия», но никак не свободная личность. Это итог эксперимента, который никак не должен был получиться. Долго в крахе своего эксперимента Раскольников видит лишь несовершенство своей природы. Он не осознает гибель своей теории, ошибку в своих гениальных расчетах. Даже на каторге герой все еще будет переживать свою неудачу. .Но именно неспособность отрезать себя от всех людей, от Сони, а значит, от жизни, является единственным спасением для него. Раскольников хотел быть «наполеоном», а не «тварью дрожащей». Это нужно было ему, чтобы освободиться от нравственных, мучений. Однако жизнь все расставила по своим местам, и Раскольников оказался обыкновенным человеком, а не «наполеоном». Жизнь человека бесценна, и отнять ее может только Бог. За преступление против законов божьих и человеческих всегда следует наказание. Каторга для Раскольникова оказалась искуплением за грехи. Он страдает от мук совести. Идея Раскольников несостоятельна, а потому потерпела крах. НАКАЗАНИЕ...Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя

убил» - говорил он Соне, осознавая свой поступок.Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а тварь дрожащая, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство

ФИНАЛ...Сибирь. Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникову приговорили всего к восьми годам каторги. За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам видится у

ворот острога с Раскольниковым. Главный герой болен, но ни страдания, ни тяжелая работа не сломили его. Пока еще он не раскаивается в своем преступлении. Только в одном герой считает себя виновным – в том, что не выдержал, пришел к следователю с повинной. Раскольников страдал, что не убил себя, как Свидригайлов. В остроге все преступники очень дорожили своей жизнью, что удивляло Родиона. Героя никто не любил, скорее, наоборот, - ненавидели. Одни говорили: «Ты барин! Тебе ли было с топором ходить!» Другие: «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! Убить тебя надо!», хотя сами были во много раз преступнее его. Зато все любили Соню, хотя она и не старалась никому понравиться.В бреду Раскольникову чудилось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни. Ему мерещилось, будто есть микроб, точнее духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, но зараженные считают себя умными и неколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожиратьКак- то утром Раскольников идет на «работы», видит дальний берег реки, где «была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». К герою приходит Соня. Раскольников бросается к ее ногам, плачет. Он понимает, что бесконечно любит ее.Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он чувствовал, что воскрес! Непонятно, почему, но отношение каторжников к герою изменилось. Раскольников понимает, что «наступила жизнь», под подушкой у него лежит Евангелие.Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале – возрождение человека через веру в Христа.Достоевский оставляет своему герою возможность искупления и воскрешения с помощью веры. В судьбе Раскольникова велика роль страдалицы Сони Мармеладовой, помогающей ему