• Название:

    Социальная философия


  • Размер: 0.12 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Социальная философия

Предмет социальной философии

Социальная философия представляет собой философскою дисциплину, предметом которой является теория общественного развития, всеобщие связи и отношения, а также специфические черты социального познания. В рамках предмета социальной философии выделяются проблемы, наиболее обсуждаемые в настоящее время специалистами: смысл и направленность общественного развития; социальная структура общества; соотношение форм формационного и цивилизационного подходов в истолковании общественного развития: понимание сущности общественных законов: каковы основания системности общества и др.

Понятие общества

Под обществом в широком смысле слова понимается часть материального мира, обособленного от природы, но тесно связанного с ней, включающая в себя все формы взаимодействия людей и способы взаимодействия между ними.

Культуроцентристcкая исследовательская программа

В рамках культуроцентристcкой исследовательской программы общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, духовных ценностей, культурных смыслов и образов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельность отдельных индивидов (И. Канта. Г. Гегеля. Г. Гердера и др.).

Основные принципы данной позиции:

во-первых, «общественная жизнь по самому своему существу духовна, а не материальна» (С. Франк)

во-вторых, «природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» (В. Дильгей)

в-третьих, «при объяснении действительной закономерности социальной жизни необходимо учитывать символический характер социальных взаимодействий» (П. Сорокин).

Культура играет определенную роль в жизни человека и выполняет соответствующие функции. Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир

Культура играет определенную роль в жизни человека и выполняет соответствующие функции. Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир

Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, существующие на основе определенного комплекса норм и статусов, удовлетворяющие определенные социальные потребности и выполняющие определенные функции, Государство, партии, общественные движения - это социальные институты, сформировавшиеся в политической сфере общества.

Гражданское общество

Французские просветители говорили о необходимости создания гражданского общества - такой формы общности людей, которая охраняла бы и защищала бы общей силой личность и собственность каждого члена и в которой каждый, оставаясь свободным, соединялся бы с другими. Создание такого общества возможно с помощью просвещения людей, развития образования, науки, совершенствования человеческого разума

Институтами гражданского общества являются профсоюзные организации, наука, образование

Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил Аристотель. Он считал, что если человек есть существо полисное (политическое, государственное), то под гражданским обществом понимается политическое общество, то есть государство. В данном случае полис и гражданство рассматриваются как синонимы

АНАРХИЗМ

М.А. Бакунин, представитель русского анархизма, считает, что анархия - высшая стадия гуманизма и свободы. Выдвигает идею свободы личности как естественного состояния человека. Свобода, по его мнению, - это анархия в себе, бунт против стандартов.

Т.о. Понимание свободы как независимости от власти является характерным для представителей анархизма

Харизматическое господство

Термин «харизма» был введен М. Вебером для выяснения легитимности власти. При харизматическом господстве люди проявляют личную преданность своему правителю, ибо видят в нем спасителя и оказывают ему полное доверие. Люди считают, что он обладает выдающимися чертами, которых нет у других. Харизматическое господство возникает, как правило, в периоды социальных потрясений, так как старые традиции и законы разрушены, а новых еще нет. Если в такой период на исторической арене появляется яркая личность, то общество ей подчиняется.

Структура общества (социальная статика)

Социальная группа - относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общий признак. Любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями, составляет социальную группу. По числу входящих в них индивидов социальные группы подразделяются на микрогруппы и макрогруппы - большие группы: менее стабильные в своем существовании, но более объемные по составу (этносы, классы, общественно-политические движения).

Семья

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью. Семья - это генетически первая малая социальная группа, поскольку объединяет близких родственников, и социальный институт, поскольку определяет правила и нормы поведения человека

признаками семьи эгалитарного типа (семья равных) является совместное принятие важных для семьи решений, пропорциональное распределение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем.

Организация

Группа людей, действующих совместно и упорядочение по достижению общей цели, называется организацией. Главными отличиями организации от толпы и публики являются: согласованность, скоординированность действий членов организации: существование информационных связей, обеспечивающих единство и согласованность действий: наличие обшей цели деятельности. Футбольный клуб, акционерное общество, политическая партия - все это примеры организаций.

КЛАСС

П. А. Сорокин и Р. Арон в качестве главного классообразующего признака называют доходы, утверждая, что по мере развития капитализма увеличиваются доходы населения, люди удовлетворяют свои потребности, рабочий класс растворяется среди других слоев общества, появляется «средний класс», который включает в себя большинство членов данного общества.

Страта

Под стратой понимается слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства. Касты, сословия и классы различны по своему социально-экономическому статусу. Понятие социальной стратификации: то есть разделение людей на страты. характеризует неоднородность общества. Страты в обществе представляют собой иерархически расположенные социальные группы.

Социальная стратификация

В обществе неравенство людей определяется также и тем. каков их род занятий и степень власти. Считается, что эти критерии определяют крут социальных благ, к которым стремятся люди. Между этими критериями существует взаимосвязь. Доступ к наиболее дорогим социальным благам может быть получен благодаря высокому образованию и престижу занятий, которые, в свою очередь, могут быть достигнуты с помощью денег и власти.

Т.е. критериями социальной стратификации являются

престиж

доход

власть

ЭТНОС

Этнос (греч. ethnos - группа, племя, род) - это исторически сложившееся на определенной территории объединение людей, обладающее специфическими культурными и психофизиологическими чертами. Этнос представляет собой древнейший тип социальной общности людей, который в своем развитии прошел следующие стадии: род, племя, народность, нация.

Разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исторический процесс, образуют суперэтносы или метаэтнические общности (например, славянский суперэтнос, «христианский мир).

Социальная динамика

Под социальной мобильностью понимается, по мнению П.А. Сорокина, любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Он выделяет два типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную.

Материальные и духовные сферы жизни общества

Одной из наиболее распространенных классификаций в социальной философии является бинарная классификация потребности, выделяющая материальные и духовные потребности. Материальные потребности - объективные, т.е. не зависящие от воли и сознания людей.

Материальные (экономические) общественные отношения: производства, распределения и обмена материальных благ

Духовные общественные отношения представляют собой производный уровень общественных отношений, так как они зависят от материальных (производственных) отношений, но вместе с тем они относительно автономны и оказывают воздействие на материальные отношения. К духовным отношениям относятся политические, нравственные, религиозные, правовые и иные отношения.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Философия истории

Понятие «общественный прогресс» - это характеристика или оценка, которую люди дают объективно происходящим в истории изменениям в жизни общества. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человеческое общество, Когда изменения происходят в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, в противном случае говорят об отсутствии прогресса.

Однако, как бы ни расходились люди в понимании тех или иных ценностей, есть исходная ценность, не признавать которую нельзя - само существование человечества. То, что способствует сохранению человеческого общества - всегда прогрессивно. Но человечество не может просто существовать, оно должно существовать по-человечески. Поэтому другим фундаментальным критерием прогресса является создание возможностей для свободной и счастливой жизни каждого человека.

Религиозная философия считает движущей силой истории провидение. Провиденциализм (от лат. Providential - провидение, предусмотрение) - теологическое трактование истории как проявления воли Бога, присущее всем религиозным системам

В труде «О граде Божием» Августин разработал концепцию всемирно-исторического процесса. Он понимал развитие цивилизации как процесс, имеющий свое начало (сотворение Богом человека), смысл (победа христианства во всемирном масштабе) и завершение (Страшный: суд и отделение грешников от праведников).

Провиденциализм - теологическое трактование истории как проявления воли Бога.

Августин разработал целостную концепцию всемирно-исторического процесса как определенного Божественным провидением.

Осуществление идеи Всеединства, предложенной B.C. Соловьевым, есть идеал будущего, предугаданный волей Бога.

Модернизация провиденциализма наблюдается в трудах мыслителя XX века А. Тойби. который считает, что подлинная история есть диалог человечества с Богом, в ходе которого люди постигают волю Божию

Географический детерминизм

Сторонники географического детерминизма, яркими представителями которого являлись Ш.Л. Монтескье и Л.И. Мечников, признавали определяющую роль географической среды, климата, природных условий в историческом процессе

Формационный подход к общественному развитию

Теорию общественно-экономических формаций как качественно определенных этапов в развитии общества разработал К. Маркс. Он выделил материальное производство в качестве главной детерминанты исторического развития. На этом основании история подразделялась на различные этапы в зависимости от уровня развития материального производства. Для характеристики этих этапов развития общества в историческом материализме и была разработана категория «общественно-экономические формации».

Всего К. Маркс выделил следующие формации: первобытнообщинную,

рабовладельческую,

феодальную,

капиталистическую

и коммунистическую.

Таким образом, общественно-экономическая формация представляет собой определенную ступень развития общества. Основу этой ступени составляет способ производства материальных благ- единство производительных сил и производственных отношений

Проблемы экономической жизни являются центральными в философии Карла Маркса, К. Маркс анализирует пути достижения экономической свободы. Именно рост и развитие производительных сил, по его мнению, показывают восходящее развитие человеческого общества

Стадиальный подход к общественному развитию

Цивилизацию как определенный этап в развитии человечества рассматривал шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи: дикость, варварство, цивилизация. Ф. Энгельс также понимал цивилизацию в линейном значении (см. его работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

А.Тоффлер (род. в 192S году), американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». Динамику мировой цивилизации представил как волновые всплески: первая волна - аграрная культура, вторая волна - индустриальная культура, третья волна -информационная культура. Основные труды: «Третья волна», «Шок от будущего», «Революционное богатство».

А. Тоффлер является сторонником стадиальной теории развития общества, выделяющей в истории следующие стадии: до индустриальное общество (занимающееся преимущественно сельским хозяйствам), индустриальное общество (для него характерно машинное производство), постиндустриальное (информационное) общество.

Алвин Тоффлер в своем произведении «Футурошок» описывает те изменения, которые должны произойти с человеком в будущем. Постиндустриальное общество - это, прежде всего, информационное общество, в основе которого лежит применение высоких технологий. Они должны изменить не только облик планеты, но и саму суть человека как социального существа

В традиционном, или аграрном обществе в целом наблюдаются медленные темпы развития во всех сферах общественной жизни. Основой экономики является натуральное хозяйство, экстенсивные методы производства; в социальной сфере наблюдается кастовая и сословная иерархия; армия и церковь выступают как основные социальные институты; преобладают авторитарные формы правления; в духовной жизни господствует религия.

Для индустриального общества характерны промышленное производство и интенсивные технологии, расширение прав и свобод человека, корпорация и фирмы как основные социальные институты, классовая дифференциация, урбанизация, демократические формы правления, развитие науки. В постиндустриальном обществе сфера производства уступает место сфере услуг, на смену классовой дифференциации приходит профессиональная, формируется развитое правовое государство и гражданское общество, возрастает роль информации и знания, основными социальными институтами становятся наука и образование. Указанные характерные черты предполагают, что в том и другом случае необходима демократия, а также высокая социальная мобильность.

Современный этап развития общества - новый постиндустриальный этап развития. Он характеризуется ростом значения информации в жизни общества, появлением новейших технологий

Цивилизационный подход к общественному развитию

В философской мысли XIX-XX веков наибольшим признанием пользуется концепция так называемых «локальных цивилизаций», созданная усилиями Н.А. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. Все народы в этой концепции делятся на первобытные и цивилизованные, а последние на определенные культурно-исторические типы

Цивилизация

Цивилизация рассматривается сторонниками цивилизационного подхода как локальная (ограниченная в пространстве и времени) социокультурная система, качественная специфика той или иной группы стран на определенном этапе развития. Цивилизации самобытны и коренным образом отличаются друг от друга, так как основаны на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Для каждой цивилизации характерен, прежде всего, духовно-религиозный код деятельности. Т.е. эта концепция отрицает общий путь развития отдельных народов

Н. Данилевский, А. Тойнби, Ф. Фукуяма, О. Шпенглер, К. Леонтьев отрицают общий путь развития всех стран и народов. По их мнению, цивилизации существуют замкнуто, изолированно, локально. Например, концепцию единства цивилизаций А. Тойнби считает ложной; причину появления данной концепции он видит в том, что западная цивилизация распространила свою экономическую и политическую систему на весь мир

В концепции локальных цивилизаций прогресс общества оказывается полилинейным, идущим в разных цивилизациях разными путями.

Н.Я. Данилевский полагал, что в мире существуют автономные, независимые друг от друга локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою собственную историю.

Для описания циклического протекания исторических процессов историки и философы прибегали к образу волны, которая поднимается и доходит до высшей своей точки, затем спадает, после чего возникает новая волна.

Дж. Вико полагал, что история каждого народа складывается из трех волн: «века богов», «века героев», «века людей», каждая из которых кончается кризисом и распадом общества.

О. Шпенглер уподоблял развитие каждой отдельной цивилизации развитию живого организма, проходящего через определенные стадии от зарождения до гибели.

Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок», рассматривал О. Шпенглер - немецкий философ и культуролог. Один из представителей цивилизационного подхода.

А.Л. Чижевский пробовал найти связь между волновым ритмом исторических процессов и 11-летними циклами изменения солнечной активности.

ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Восточная цивилизация

В основе восточной цивилизации лежит следующая система ценностей: традиционализм, направленность на поддержание сложившегося образа жизни, ориентация на опыт предков; коллективизм, приоритет общественных ценностей над личными; созерцательность, установка не на внешнюю практическую деятельность, а на внутренне самосовершенствование. Зависимость от власти: экономическое развитие, направленное не на преобразование природы, а на приспособление к ней.

К основным чертам восточной цивилизации относится доминирование традиций

Западная цивилизация: модернизация и глобализация

Под термином «модернизация» понимаются процессы, ведущие к внедрению в жизнь достижений западной цивилизации. Согласно У. Ростоу, Ш. Эйзенштадту, такие процессы происходят с большей или меньшей скоростью во всех государствах мира. Повсюду идет рост индустрии, ведущий к обществу с развитой экономикой и высоким уровнем потребления, что неизбежно должно повлечь за собою принятие социально-политических и культурных установок Запада.

Глобализация

Глобализация - это процесс усиления интеграционных связей между народами и государствами на основе экономической, политической и культурной взаимозависимости. Главными особенностями данного процесса является то. что он касается всех стран и народов и всех сфер общественной жизни

Основными чертами глобализации являются...

создание единой всемирной экономической системы

формирование единого языка общения - английского

создание единого информационного и коммуникационного пространства

Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является угроза исчезновения национального разнообразия. Глобализация способствует стандартизации и унификации: транснациональные корпорации стремятся к тому, чтобы на разных континентах производились одинаковые товары, что ведет к утере национального колорита. Формируется унифицированное общество

Глобализация в экономической сфере предполагает, что современная экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам. Выход бизнеса за национальные рамки проявляется в формировании транснациональных корпораций, координирующую основную часть мировой экономики

С. Хантингтон создал концепцию «столкновения цивилизаций». Он считает, что на нынешней стадии развития человечества единой мировой цивилизационной системы не существует, т.к. всемирные экономические связи не устраняют фундаментальных культурных различий между народами и цивилизациями. С. Хантингтон полагает, что в будущем главную роль в мире будут играть взаимоотношения между западной и незападными цивилизациями (исламской, буддийской, конфуциаской, прав о славно-славянской и др.). На «линиях слома», особенно вдоль границ исламского мира, постоянно будут возникать конфликты, которые могут привести к. объединению государств незападных цивилизаций, наращиванию ими военной мощи для борьбы с Западом.

Типология общества И. Валлерстайна

Типология общества, предложенная американским исследователем И. Валлерстайном, предполагает, что единицами истории являются не государства, а «миры-системы», представляющие собой целостные социальные образования, могущие включить в себя в качестве своих частей разные государства. «Мир-систему» скрепляет общий рынок и единое разделение труда (единство политической власти и культуры не обязательно). В ней есть «ядро» - несколько экономически самых развитых государств, а остальные страны образуют «полупериферию» и «периферию». Страны, входящие в «ядро», процветают за счет выкачивания ресурсов из «полупериферии» и «периферии», поэтому между этими частями «мир-системы» идет борьба.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы -это совокупность жизненно важных проблем человечества; охватывающие земной шар проблемы всего человечества.

Проблемы системы «общество-природа»

Истощение биоресурсов, загрязнение Мирового океана, загрязнение атмосферы относятся к глобальным экологическим проблемам, т.е. проблемам взаимодействия природы и общества. В условиях современного постиндустриального общества наблюдается потребительское отношение к природе, что может привести к гибели всего живого на планете.

Проблемы системы «человек-общество»

Проблемы системы «человек-общество» порождаются развивающимся социумом. В каждой стране они имеют свое специфическое проявление, оставаясь, вместе с тем, общечеловеческими проблемами. Это проблемы здравоохранения, образования, проблемы, связанные с негативными последствиями научно-технического прогресса в целом и компьютеризации в частности. Однако наиболее значимыми в данном ряду являются проблемы народонаселения и культуры. В настоящее время рост народонаселения составляет в среднем 85 млн человек в год. Неконтролируемый рост населения, идущий главным образом в «развивающихся» странах, подрывает ресурсную базу, приближая человечество к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. В экономически развитых странах темпы прироста, напротив, снижаются.

В эпоху глобализации появляется новый порядок самоорганизации человечества во всепланетном масштабе, разрозненному существованию народов и стран приходит конец. На наших глазах формируется глобальное человеческое общество, единый социальный организм, в рамках которого крайне сложно сохранить уникальные национальные культуры.

Проблема противостояния стран «Север-Юг»

К сожалению, в современном обществе наблюдается неравномерность развития отдельных стран и народов. Исследователи выделяют глобальную проблему- противостояние стран «Север-Юг» - это противостояние между относительно небольшой группой высокоразвитых стран с устойчивой политической системой и высоким уровнем благосостояния (государства Северного полушария) и. с другой стороны, с основной массой стран, живущих в рамках индустриальных и прединдустриальных технологий, с массовой бедностью, нестабильностью внутренней жизни (страны Юга). Часто страны «Севера» в международных организациях отстаивают свои интересы в ущерб интересам развивающихся государств.

Т.о. характерной чертой современного этапа развития человечества является неравномерность развития отдельных стран и народов

Участниками работы Римского клуба являются

Аурелио Печчеи - президент Римского клуба - неформальной организации ученых, занимающихся исследованием глобальных проблем, предлагающих различные сценарии мирового развития.

Дж. Форрестер - американский экономист, разработавший программу исследования социально-экономических прогнозов в книге «Мировая динамика», считается основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа

Аурелио Печчеи

высказал

идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса

Исследователи связывают преодоление глобальных проблем с укреплением в сознании людей новой этики. Необходимо формирование нового мировоззрения, включающего в себя понимание глобальности, нетерпимость к насилию и чувство справедливости, что может привести к сокращению разрыва между странами «Севера» и «Юга». К новой этике относится и понимание изменений отношений в сфере «природа - общество» - необходимости бережного отношения к природе (экогуманизм), что приведет к согласованному их развитию - коэволюции

Представители технократического утопизма считают, что технический процесс остановить невозможно, и масштабы человеческого воздействия на природу будут увеличиваться нарастающими темпами. Это рано или поздно сделает природные условия, непригодными для жизни. Но человечество на уровне достижений науки и техники сумет создать для себя искусственную техническую среду, наладит производство всего необходимого для жизни.