• Название:

    философия планы семинаров только вопросы для пе..


  • Размер: 0.14 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

1

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА РГЭУ (РИНХ)

2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (Нужнов Л.В.)

ТЕМА I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

1.Мировоззрение как способ и форма понимания и ориентации в мире. Структура мировоззрения: познавательный (чувственный, рациональный), ценностный, волевой, практически-деятельностный элементы.

2.Типы мировоззрений: а) обыденное, профессиональное, научное; б) мифологическое (космос, синкретизм, оборотническая логика, миф, ритуал, табу), религиозное (трансцендентное, сакральное, профанное, теология), философское. Мировоззренческая картина мира (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм).

3.Круг и специфика философских проблем. Логос и мютос (миф). Основные разделы философии, термины, категории и понятия.

-Онтология - бытие (объективное, субъективное), субстанция, монизм, дуализм, плюрализм; материя, сознание; материализм (метафизика, диалектика), идеализм (объективный, субъективный, солипсизм, иррационалистический); реальность, действительность, существование, сущность.

-Гносеология - объект, субъект, истина (объективная, субъективная; абсолютная, относительная); реализм, скептицизм, агностицизм; чувственный, рассудочный ( Кант), разумный уровни познавательной деятельности, интуиция, бессознательное; сенсуализм, эмпиризм, рационализм.

-Логика - формальная, математическая, диалектическая.

-Этика - благо, мораль, нравственность; этология, аксиология, деонтология.

-Эстетика - красота, искусство.

-Антропология.

-Социальная философия.

-Философия истории, телеология.

-История философии.

4.Исторические типы философии.

ТЕМА II. НАЧАЛО ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Переход от мифологического к социально-политическому и индивидуалистическому мышлению. Мифология и философия древнего мира.

2.Особенности древнеиндийской философии.

-Ведизм, брахманизм, индуизм – Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа; Самхиты, Брахманы, Упанишады, Араньяки; рита, сансара, карма, дхарма-варна-ашрам, мокша, атман, брахман, майя; санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта;

-Джайнизм – джива, аджива, триратна, аскеза;

-Буддизм – четыре благородные истины, страдание, благой восмеричный путь, пять заповедей, архат, нирвана.

3.Особенности древнекитайской философии. Сто школ китайской философии.

-Конфуцианство – тянь ( небо), шан-ди (верховный владыка), тянь-цзы (сын неба), ян (светлое), инь (темное), тай-цзы (великий предел); дао (путь), добродетель, нравственная сила (дэ), цзюнь цзы (благородный муж), канон китайской образованности (пяти и четырех книжие); пять постоянств: жэнь, ли, и, чжи, синь, сыновья почтительность (сяо); исправление имен (чжэн мин); золотая середина (чжун юн);

-Даосизм – дао, дэ, у-вэй;

-Легизм – законы (фа), указы (мин).

ТЕМА III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Социально-историческая основа возникновения античной философии. Мифологические истоки философии. Предфилософия. Хаос, космос, нус, логос.

2.Досократическая философия. Проблема субстанции. Постановка онтологических вопросов.

a)натурфилософия милетской школы:

-субстанция, стойхейон, архэ, апейрон;

b)диалектика Гераклита:

-логос, огонь, панта реи;

c)онтологическая проблематика элеатской школы:

-алетейа, докса, сущее, не-сущее, бытие, апории;

d)философия пифагорейской школы:

-число, пифагорейский союз ;

e)начала научного знания у Эмпедокла и Анаксагора:

-четыре корня бытия, гомеомерии, нус

f)материализм атомистической философии Левкиппа и Демокрита:

-атом, пустота, величина, эйдолы

3.Софисты и Сократ. Переворот в философской проблематике.

-Человек – мера всех вещей, существующих, поскольку они существуют и не существующих, поскольку они не существуют, проблема всеобщего, диалектика, маевтика, ирония, добродетель, нравственность, благо.

4.Объективный идеализм Платона.

-эйдос, эйдология, иерархия идей, смыслообраз "пещеры", познание как припоминание; идеальное государство.

5.Систематизация античной учености Аристотелем.

-творческие, практические, технические науки; "Метафизика"; первоматерия, материя (гюле) и форма (эйдос); учение о четырех причинах; энтелехия (телеология); философский бог; учение о категориях; психология, уровни души; логика.

6.Этическая проблематика эллинистической философии. Переход от классической учености к проблеме достижения счастья. Академики; перипатетики; эклектизм.

-кинизм – автаркия, аскеза;

-скептицизм – удержание от суждения, тропы, атараксия;

-эпикуреизм – атомизм, тяжесть, отклонение атома, учение о наслаждении, гедоне, атараксия, эвдемония;

-стоицизм – логос, судьба, анатея;

-неоплатонизм – Единое-Благо, эманация, экстаз.

7.Основная проблематика, достижения, наследие античности.

ТЕМА IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Своеобразие философии Средних Веков. Отношение к античной философии и культуре. Христианская проблематика средневековой философии. Смена космоцентризма теоцентризмом. Переоценка этических ценностей. Христианские представления о мире и истории.

-теоцентризм; монотеизм, креационизм, провиденциализм, персонализм, ревеляционизм, эсхатология. Проблемы соотношения веры и разума, соотношения свободы и благодати, теодицея.

2.Апологетика и патристика - формирование христианской теологической догматики. Гностицизм, манихейство, арианство.

-кафоличество, православие; Тертуллиан: «верую ибо абсурдно»; христианская догматика; проблемы: тринитарная, христологическая, сотерологическая.

3.Аврелий Августин - систематизация христианского учения, соединение его с античной мудростью.

-«верую чтобы понимать»; Град Божий и град земной, мировая история, проблема времени.

4.Арабская философия. Идея "двойственной истины" и совечности бога и мира.

5.Ранняя схоластика. Университеты. Спор об универсалиях.

-схоластика, соотношение философии и теологии, проблемы: достижения истины, доказательства бытия Божия, универсалий (реализм, номинализм, концептуализм, аристотелевский реализм).

6.Расцвет схоластики. Фома Аквинский - приспособление перипатетизма к христианскому учению.

-теория "двух истин", иерархия мира, доказательства бытия Бога.

7.Поздняя схоластика. Кризис и разложение христианской философии. (Д.Скот, И.Экхарт, У.Оккам).

ТЕМА V. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

1.Сущность и характерные черты эпохи Возрождения.

-гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, секуляризация, гелиоцентризм.

2.Идея и начало итальянского гуманизма. Данте. Франческо Петрарка. Пико делла Мирандола.

3.Гуманизм как отрицание схоластического мудрствования. Возвращение к самостоятельности мышления и действия. Эразм Роттердамский. Мишель Монтень.

4.Социальные теории. Идеология централизованного государства. Социализм. Николо Макиавелли. Томас Мор.

5.Ренессансный неоплатонизм Николая Кузанского - "ученое незнание", идея единства Бога и мира ("свернутый" и "развернутый" Бог), пантеизм.

6.Реформация. Мысль о возможности индивидуального поиска Бога. Мартин Лютер, Жан Кальвин.

7.Новое естествознание и натурфилософия . Возрождение экспериментальной науки. Николай Коперник. Джордано Бруно. Галилео Галилей.

ТЕМА VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1.Специфика философии Нового Времени. Формирование научной картины мира, основ современного естествознания.

2.Особенности методологической (Бэкон, Декарт), онтологической (Декарт, Спиноза, Лейбниц), гносеологической (Декарт, Локк, Беркли, Юм) и социально-политической проблематики (Гоббс, Локк) в философии Нового времени.

3.Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона.

-"Знание – сила", "Великое Восстановление наук", три «типа ученых», "Новый Органон"; чувственное познание, опыт, эксперимент, эмпирия, индукция; теория "идолов".

4.Рационализм Рене Декарта (Картезий).

-4 правила метода, радикальное сомнение, cogito ergo sum, интуиция и дедукция, метод познания, "врожденные идеи"; психофизический параллелизм.

5.Материализм Томаса Гоббса.

-чувственный опыт как источник рационального познания; "война всех против всех", Левиафан.

6.Эмпиризм и сенсуализм Джона Локка.

-tabula rasa души; опыт внешний и внутренний; простые и сложные идеи; первичные и вторичные качества вещей; "номинальные" и "реальные" сущности вещей.

7.Пантеизм Бенедикта Спинозы.

-механистический детерменизм; causa sui субстанции; атрибуты и модусы; "природа творящая" и "природа сотворенная".

8.Монадология Готфрида Вильгельма Лейбница.

-иерархия монад; "предустановленная гармония".

9.Солипсизм Джорджа Беркли.

-субъективный идеализм, солипсизм; проблема познания первичных и вторичных качеств Локка; существование как "комплекс наших ощущений", проблема телесной субстанции.

10.Агностицизм Давида Юма.

-агностицизм - путь устранения "трудных вопросов" Беркли; действительность как совокупность "ярких" и "тусклых" восприятий; "восприятия" и "идеи"; ассоциации в познании; "идеи" и "реальные вещи"; проблема причинно-следственных отношений (в пространстве и времени).

11.Новое время и проблемы современной цивилизации.

ТЕМА VII. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Эпоха Просвещения - эпоха прогресса общественно-политической и философской мысли, торжество материалистического подхода к миру, критика Христианской Церкви.

2. Проблема социальной справедливости. Отношения природа-человек-общество.

а) Монтескье Ш.Л.- "естественный" и "позитивный" характер законов, "географический детерменизм";

б) Вольтер Ф.М.- об источнике и смысле религии, проблема равенства людей, "общественного человека";

в) Руссо Ж.Ж.- "телесные" и "искусственные потребности", критика науки и культуры, проблема социального неравенства, теория общественного договора.

3. Деятельность энциклопедистов. Дидро Д.: Д'Аламбер Ж.Б.

4. Механистический материализм. "Метафизическое мышление".

а) Ламетри Ж.О.- человек-машина, проблема движения;

б) Гольбах П.А.- движение и материя, внешнее и внутреннее движение;

в) Гельвеций К.А. - детерминизм в природной и общественной жизни, "закон интересов", буржуазный идеал государства.

5. Достижения и ограниченность философии эпохи Просвещения. Попытка устранения метафизики, подмена ее социальной проблематикой.

ТЕМА VIII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Новое в философии. Возвращение к идеализму и диалектике. Проблема истины. Гносеологическая проблематика.

2.Иммануил Кант.

a)докритический период; космогоническая теория;

b)смысл "критической философии";

c)гносеология, проблема познаваемости мира, границ познания; априорная основа опыта, структура человеческого опыта (чувственность, рассудочность, разум), "вещь в себе" и "явление", "трансцендентальное единство апперцепции", критика метафизики;

d)создание научно обоснованной морали; "категорический императив";

e)проблема связи природы и свободы; телеология.

3.Специфика философии Фихте и Шеллинга.

4.Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

a)принцип построения философской системы, объективный идеализм; Абсолютная Дух (Идея);

b)идеалистическая диалектическая логика, панлогизм;

c)активно-деятельностная сущность человека, практика;

d)философия истории, свобода и прогресс.

5.Людвиг Фейебах.

a)критика гегелевского идеализма;

b)сущность материалистической антропологии;

c)эвдемонизм.

ТЕМА IX. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

1.Онтология и гносеология марксизма. Материалистическая диалектика. Диалектический материализм.

2.Марксистское понимание сущности человека.

3.Материалистическое понимание истории.

4.Экономические воззрения Маркса. Проблема отчуждения.

5.Проблема прогресса и перспектив социального развития. Общественно-экономические формации.

6.Наследие марксизма.

-"Три источника и три составные части марксизма", диалектический материализм, материалистическая диалектика, политическая экономия, научный коммунизм; труд, отчуждение; базис и надстройка; капитал.

ТЕМА X. ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

1.Позитивизм:

a)"первый" О.Конт. Г.Спенсер - критика метафизики, "положительное" знание, задача науки, классификация наук, проблема развития, социология;

b)"второй" Э.Мах, Р.Авенариус - эмпириокритицизм, критика "чистого опыта", наука как экономия мышления.

2.Неокантианство.

3.Иррационализм:

a)начало экзистенциализма - С.Кьеркегор. Проблема личностного поиска;

b)волюнтаризм А.Шопенгауэра. Критика гегелевского рационализма. Мир как воля и представление. Проблема страдания и освобождения от него;

4.Философия жизни:

a)Ф.Ницше: воля к власти, антихристианин, переоценка всех ценностей, сверхчеловек;

b)В.Дильтей: "критика исторического разума", обоснование наук о духе;

c)А.Бергсон: интуитивизм, жизненный порыв, творческая эволюция.

5.Прагматизм. Ч.Пирс. У.Джемс - проблема познания, истины, действия, свободы, "плюралистическая вселенная".

ТЕМА XI. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

1.Философия, общество, культура.

a)О.Шпенглер и А.Тойнби - история как царство органической необходимости, теория локальных цивилизаций, "Закат Европы";

b)Х.Ортега-и-Гассет - восстание масс и дегуманизация искусства как возможная судьба цивилизации;

c)Э.Дюркгейм - создание научной социологии, проблема коллективных представлений и социальной солидарности.

2.Социальная философия.

a)М.Вебер – понимающая социология, "Протестантская этика", "Наука как призвание и профессия";

b)П.Сорокин - социальная стратификация и мобильность, социокультурная динамика;

c)К.Поппер - критический рационализм, "Открытое общество и его враги".

3.Феноменология Э.Гуссерля - проблема эпохе, "назад к вещам", интенциональность сознания, кризис европейских наук.

4.Экзистенциализм.

a)М.Хайдеггер - Dasein как экзистенции; человек как вопрошание о смысле бытия, проблема смерти и ничто, бытие и сущее, поиск истины как просвета бытия;

b)К.Ясперс - философская вера;

c)Ж.П.Сартр - в-себе-бытие, для-себя-бытие, бытие-для-других, ничто, проблема гуманизма;

d)А.Камю - бунтующий человек в мире абсурда, "Миф о Сизифе".

5.Психоанализ.

a)З.Фрейд - структура личности, бессознательное, механизмы психологической защиты, комплексы;

b)К.Юнг - архетипы, коллективное бессознательное;

c)Э.Фромм - быть или иметь, человек для самого себя, бегство от свободы.

6.Герменевтика. Гадамер. Теория интерпретации. Герменевтический круг. Предпонимание и предрассудки. Теория "опыта".

7.Философская антропология. М.Шеллер. Иерархия материальных ценностей.

8.Новая христианская философия. Неотомизм, Тейяардизм, Неопротестантизм.

9.Неопозитивизм - аналитическая философия. Логический позитивизм. Лингвистическая философия.

10.Философия франкфуртской школы. Негативная диалектика. Диалектика просвещения. Великий отказ. Одномерный человек.

ТЕМА XII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Своеобразие русской философии. Восток-Запад как философская проблема

2. Ранние философские поиски места России в мировой истории.

3. Славянофильство и западничество. Киреевский И.В.: Хомяков А.С.: Данилевский Н.Я.; Чаадаев П.Я.: Герцен А.И. Проблемы исторического места России в мировом процессе.

4. Публицистика и философия. Достоевский Ф.М.: Толстой Л.Н. Проблемы свободы, личности, добра, зла, истории.

5. Философия "общего дела" Федорова Н.Ф. Религиозность и натурализм.

6. Метафизика "всеединства" Соловьева В.С. Проблема синтеза религии, философии и науки.

7. Софиология о.Флоренского П.А. Поиск и утверждение истины. Проблема дихотомии и цельности личности.

8. Философия о.Булгакова С.Н. Критика марксизма. Идея борьбы двух градов. Антиномичность человека.

9. Философия Бердяева Н.А. Учение о Боге и мире. Смысл истории. Проблема свободы, личности, различения культуры и цивилизации.

10. Философия Розанова В.В.

11. Социально-философские взгляды Ильина И.А. Проблемы демократии, свободы.

12. Философия русского космизма. Циолковский К.Э.: Чижевский А.Л.: Вернадский А.И.

13. Учение об этногенезе Гумилева Л.Н. Учение о пассионарности.

14. Характерные черты русского материализма. Анархизм. Идея и проблема русской революции. Бакунин М.А.: Кропоткин П.А.: Плеханов Г.В.: Ленин В.И.