• Название:

    Таки словарь терминов


  • Размер: 0.16 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ ПО ТЕРМИНАМ

1

Ave Maria - католическая молитва к Деве Марии

2

a cappella (акапелльное пение) (итал. a cappella, «как в часовне») — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения

3

Капелла (от лат. capella уменьшительное от сарра) — тип католического храма. На русский язык часто переводится словом «часовня».

4

Антифон — песнопение в богослужении православных и католиков.

5

Респонсорий (позднелат. responsorium, от лат. respondere отвечать), жанр (форма) монодического песнопения в католическом оффиции. Текстовую основу респонсориев составляет Священное Писание (главным образом, Псалтирь) или его парафразы. Различают большой респонсорий (лат. responsorium prolixum букв. «протяжённый респонсорий») и краткий респонсорий (лат. responsorium breve) с лаконичной поэтической строфой и простой силлабической мелодией. В большом респонсории чередуется хоровой (ансамблевый) рефрен (лат. responsum - ответ, отсюда название) и исполнение солистом (украшенного богатыми мелизмами) псалмового стиха (верса) в особом, так называемом респонсорном тоне. После реформ Второго Ватиканского собора, приведших к упрощению богослужения и переводу богослужебных текстов на современные (главным образом, новоевропейские) языки, технически сложные большие респонсории можно услышать в концертных программах и в аудиозаписях аутентистов.

6

Аллеманда (от фр. allemande — немецкий) — один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко, стандартная составляющая сюиты (обычно 1 часть).

7

Аллилуйя (ивр. дЗмАмеМйИд] дммейд], в транскрипции халелу-Йа’х; в лат. транслитерации alleluia). Букв. «Хвалите Ях ( Яхве, Йаг, Иегову)» — в ряде христианских конфессий — молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу. В некоторых русских переводах Библии передаётся словосочетанием «восхваляйте Господа»[1], «восхваляйте Иаг»[2] или же просто транслитерируется в «аллилуия» или «аллилуйя», и в такой форме было принято в русский язык, и в богослужение большинства христианских церквей вошло без перевода. Слово используется в иудаизме как часть молитв галлель.

8

Теория аффектов — музыкально-эстетическая концепция, распространённая в Европе в эпоху барокко. Барочная теория аффектов восходит к этическим теориям греческой античности, которые определяли, как вызывать у человека определённые эмоциональные состояния (радость, печаль, страдание и т.д.) с помощью различных средств художественной выразительности. Согласно теории аффектов музыка, с одной стороны, призвана возбуждать в человеке различные аффекты, с другой — сама изображает их. Афанасий Кирхер (1650) указывал 8 основных аффектов, которые способна возбуждать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость. Передача конкретных аффектов подразумевала использование одних и тех же (установленных теоретиками) средств музыкальной выразительности — гармонии, инструментовки, ритмики, темпа и т.д.

9

Органум (лат. уrganum — орган; в этимологич. значении любой инструмент) — жанр и способ многоголосной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки. Различают следующие разновидности органума:

параллельный (главный, заданный голос — cantus prius factus — дублируется в один из совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);

свободный (органальный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);

мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума Аноним IV (XIII век) называл термином bordunus (бурдон);

метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностями, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).

Параллельный и свободный органумы раньше всего описаны в анонимных трактатах Musica enchiriadis (ME) и Scolica enchiriadis (SE) (предполагаемый автор — Хогер Верденский) конца IX века. Мелизматический органум получил развитие в многоголосной музыке начиная с XI века — в центрах церковной культуры средневековой Франции и Испании: Шартре, Лиможе и Сантьяго-де-Компостела. Метризованный органум характерен для многоголосных церковных сочинений школы Нотр-Дам (Перотин, Леонин, анонимные авторы). Из клаузул мелизматического органума в XIII веке возник мотет.

10

Мотет (фр. motet, лат. motetus, motellus, от старофранц. mot — слово) — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. Исполнялся как в церкви, так и на концертной эстраде. В отличие от других жанров, практиковавшихся в западной Европе в это время, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя. Иоанн де Грокейо писал о мотете:

Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.

11

Мадригал (итал. madrigale, от лат. matricale — песня на родном (материнском) языке[1]) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.

12

цифрованный бас - Генерал-бас (нем. GeneralbaЯ, буквально общий бас), basso continuo (бассо континуо, итал. непрерывный бас), цифрованный бас (итал. basso numerato) — басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами (обозначающими созвучия), на основе которых исполнитель строит (в известной мере импровизирует) аккомпанемент. Генерал-бас сложился в итальянской инструментальной музыке XVI века. Получил всеобщее распространение в гомофонной и полифонической музыке XVII — середины XVIII веков, особенно в эпоху барокко. Начиная с венской классической школы, ограничившей масштаб исполнительского «волюнтаризма», генерал-бас вышел из композиторской практики.

В XX веке возродился в виде «цифровки», то есть сокращённой записи джазовой и эстрадной музыки.

13

Симфония (от греч. ухмцщнЯб — «созвучие») — музыкальное произведение, как правило, в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения, как правило, симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки. Помимо оркестра, в симфонию может быть включён хор и вокал (существуют симфонии-кантаты); симфония может сближаться и с прочими жанрами, например, существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы (род кантаты) и театральные симфонии как разновидность оперы.

14

Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

15

Контрапункт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония). Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты.

16

строгий стиль - Строгий стиль был основным стилем греческой скульптуры в период ранней классики, т. е. приблизительно 490-450 гг. до н. э. Он отмечен разрушением канонических форм искусства архаики и переходом к более широкому словарю, характерному для классики конца 5-ого столетия. Этот стиль был распространен во многих городах греческого мира и представлен различными видами: круглыми скульптурами из бронзы, стелами и рельефами. Возможно, наиболее великолепное воплощение строгого стиля - это метопы Храма Зевса в Олимпии.

17

Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельнх контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом. Сюиты обычно пишутся в мажорных тональностях.

Другое значение термина «сюита» — музыкально-хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, например, «балетная сюита». Примеры сюит: "Картинки с выставки".

18

старинная сюита - ^^^^^^^^^^^^^^^^^^

19

Концерт - (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.

20

concerto grosso - Кончерто гроссо (итал. concerto grosso — большой концерт) — инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей (рипиено, итал. ripieno) и группы солистов (концертино, итал. concertino). Возник в Италии, во второй половине XVII века.Существует два классических типа кончерто гроссо (см. соната): concerto da chiesa (церковный концерт), в котором обычно чередуются быстрые (allegro, presto) и медленные части (andante, adagio и тп.), и камерный концерт (concerto da camera), в котором, как и в сюитах используются танцевальные темы (gigue, sarabanda, allemanda и тп.).

21

CONCERTINO (кончертино, итал.) — группа солирующих инструментов (большей частью 3 смычковых или 3 духовых), противопоставленная остальной массе оркестра в concerto grosso.

22

Трио-соната (итал. trio - Трио и итал. sonare — звучать) — основная форма камерной инструментальной музыки XVII—XVIII веков (эпохи барокко). Обычно трио-соната сочинялась для четырех инструментов: двух скрипок и непрерывного басового сопровождения, представленного виолончелью и каким-нибудь клавишным инструментом. Эпохой расцвета трио-сонаты во всех европейских музыкальных центрах был период с 1625 по 1750год, затем, ввиду отмирания basso continuo как функционально необходимого элемента композиции, трио-соната переродилась в струнный квартет. Основными типами трио-сонаты являются: sonata da chiesa, sonata da camera.

Множество трио-сонат было написаны для струнных, но также встречаются трио-сонаты для духовых инструментов (рожок, гобой, блок-флейта, фагот). Мелодические партии равнозначны, хотя бас может быть менее активным. Трехголосная структура трио-сонат может быть представлена единственным исполняющим мелодию инструментом и облигатным клавиром; некоторые сонаты существуют в обеих формах.

В 17 веке, итальянские церковные сонаты a due (в два голоса) и a tre (в три голоса) были написаны для двух или трех инструментов и генерал-баса; басовые инструменты, исполняющие мелодическую партию, принимали полное участие в контрапунктическом диалоге, который в упрощенном виде был представлен в аккордовом basso continuo.

23

Sonata da chiesa - (Итальянский: Церковь Соната)- это инструментальная композиция, начиная с Барокко период, как правило, состоящий из четырех движений. Больше, чем одна мелодия, часто используется, и движения были заказаны медленно-быстро-медленно-быстро в отношении темп. Второй движение было обычно fugal " Аллегро", и третья, и четвертая были в двоичной форме, что иногда напоминало Сарабанда и Жига.

Часто ошибочно полагают, что эти сонаты были написаны для исполнения в религиозные церемоний. Хотя это вполне может произойти, когда добровольного музыка была требуется, они не находятся в той же категории, как, скажем, Реквием. Эти сонаты были, часто выполняемые в концерт для развлечения.

Один из величайших экспонентов sonata da chiesa был Ravennate Арканджело Корелли (1653-1713). Среди его лучших композиций 6 Sonata da Chiesa, Op.1;, посвященный королева Кристина Швеции, который жил в Рим. Первые 8 его 12 Концертов grossi, соч.6 также сонаты da chiesa. Другой композитор этой формы музыки, Джованни Баттиста Бассани кто около 1710 году сочинил двенадцать сонат da chiesa. В три скрипки соло сонаты о J. S. Bach - sonata da chiesa форму, как и его шесть сонат для скрипки и obbligato клавесин.

После 1700 этот тип Соната тенденцию к слиянию с sonata da camera. Соната da chiesa уже устареть к моменту Йозеф Гайдн (1732-1809), хотя он и составьте несколько его ранних симфоний в этом стиле (медленно-быстро-менуэт-fast). Позднее, Вольфганг Амадей Моцарт сочинил семнадцать "церковные сонаты", но они служили иной цели. Моцарта работы были одно-органов движения и строки штук, которые были сыграны во время празднования Массы между апостол и Евангелие.

24

Sonata da camera - в буквальном переводе означает " палаты сонату " и будет использоваться для описания группы инструментальная штук установлен в три или четыре различных движения, начиная с прелюдия, или маленькая Соната, действуя в качестве предисловия для следующих движений.

Термин sonata da camera возникла из Рим в конце 17 века, с момента, когда Арканджело Корелли сочинял две разные вариации, сонаты. Это стало известно как sonata da camera и sonata da chiesa. Ричард Taruskin описывает sonata da camera очень хорошо в его " Оксфорд Истории Западной Музыки"; sonata da camera " ... была, по существу, танцевальная сюита", которая Корелли, адаптированных к сложившимся четыре перемещения (формат "preludio" и три танца или подключение движений). Следующие "танца" стиль движения были, как правило, получают имена, ссылаясь на стиль, например, Партита, люкс, нравственности, лувертюр и воздуха (как в английском перепечатки Корелли палаты сонаты). Наиболее частые приборов в sonata da camera было две скрипки и бас. Большинство гармонии, были завершены в бас части, во время двух высоких частот инструменты играют выше. Это был также известен как трио-Соната, как этот состоял из трех основных частей. Но иногда, четвертый игрок (как правило, виолончелист) был обязан дважды на basso continuo линии.

25

Виола (итал. viola) — тип старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развился из испанской виуэлы.

26

Опера-сериа (итал. орега seria — серьёзная опера)[1] — жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу-сериа создавали на основе героико-мифологического или легендарно-исторического сюжета с чётким распределением сценического действия и музыки. В музыке преобладали речитативы и большие виртуозные арии солистов, которые словно соревновались в мастерстве вокализации.

К выдающимся мастерам оперы-сериа принадлежали Алессандро Скарлатти, Георг-Фридрих Гендель, Никола Порпора, Бальдассаре Галуппи, Никколо Пиччини, Джакомо Мейербер, ранний Моцарт, Гаспаре Спонтини и другие.

27

Опера-буффа (итал. opera buffa — «шуточная опера») — итальянская комическая опера. Возникла в XVIII веке на основе интермедий и народно-бытовой песенной традиции (в противовес опере-сериа. Самые известные авторы оперы-буффа: Джованни Перголези, Джованни Паизиелло, Доменико Чимароза. Для этого жанра характерны небольшие масштабы, 2-3 действующих лица, весёлая буффонада, подвижность действия, пародия, яркая, живая жанровая мелодика, ясность стиля. Опера-буффа основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску.

28

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (фр. tragedie lyrique) — жанр французской героико-трагической оперы XVII—XVIII вв. Лирическая трагедия представляла собой монументальное, величественное произведение из пяти актов с прологом и заключительным апофеозом. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, близки французской классической трагедии. Лирическая трагедия содержала патетически выразительные речитативы, ариозо, арии, ансамбли, хоры и большие оркестровые вступления — симфонии, которые стали называться французскими увертюрами. Становление жанра лирической трагедии связано с именами Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо и др.

29

КЛАВИР (немецкое Klavier), 1) общее наименование клавишных музыкальных инструментов в 17 - 18 вв. (клавесин, клавикорд, фортепьяно). 2) Переложение партитуры оперы, оратории для голоса с фортепьяно или инструментального и оркестрового сочинения для фортепьяно. Другое название - клавираусцуг (от клавир и Auszug - извлечение).

30

Клавесин (итал. clavicembalo) — клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Музыканта, исполняющего произведения на клавесине и его разноидностях, называют клавесинистом.

31

Клавикорд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. чпсдЮ — «струна») — небольшой клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано. Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангентов. Диапазон клавикорда менялся со временем. Так, изначально, он составлял две с половиной октавы, с середины XVI века — увеличился до четырёх, а в дальнейшем равнялся уже пяти октавам.

Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов. Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII вв., после чего, с приходом в мир фортепиано, постепенно сошла с мировых сцен.

Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен (хотя во времена последнего в моду всё стремительней входило фортепиано, инструмент, который Бетховену очень нравился).

32

Вёрджинел, вирджинал (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — небольшой столообразный клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина с одним набором струн и одним мануалом (клавиатурой), в отличие от мюзелара сдвинутым влево от центра. В Англии до XVII в. этим термином называли вообще любые плекторные инструменты, но в общепринятом понимании — это инструмент со струнами идущими горизонтально перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).

33

ЧЕМБАЛО — одно из названий клавесина, распространенное, главным образом, в Италии; cembalo — сокращение итальянского слова clavicembalo, которое происходит от двух латинских слов: clavis — ключ (отсюда клавиша) и cymbalum — цимбалы.

34

Месса (итал. messa, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии, согласно учению церкви, происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

35

Ваганты (от лат. clerici vagantes — странствующие клирики) — «бродячие люди» в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

36

Жонглёр (старофр. jougleor, jongleur, из лат. joculator — «потешник») — странствующий сказитель, профессиональный певец, часто также музыкант или фокусник. Как правило, такие музыканты были и композиторами, и исполнителями (часто — песен, сочинённых другими), отлично владевшими искусством игры на многих музыкальных инструментах.

Старофранцузский жонглёр соответствует кастильскому хуглару (каст. juglar), немецкому шпильману (нем. spielmann) и английскому менестрелю (англ. minstrel, из лат. ministerialis — «прислужник»). Как интернациональное явление феодального средневековья — это социально пёстрая группа (большей частью жонглёры были более низкого происхождения, чем трубадуры), обслуживавшая — в противоположность куртуазным поэтам — не только владетельного сеньора и рыцаря, но и горожанина и даже крестьянина.

До сегодняшнего дня дошли имена некоторых жонглёров:

Папиоль был постоянным исполнителем песен Бертрана де Борна;

Пистолета (букв. «письмецо»), — жонглёр Арнаута де Марейля, — автор популярнейшей кансоны «Мне б тысячу марок серебром». Такое прозвище объясняется тем, что в завершающих строфах кансоны (так называемой «посылке») трубадур часто обращался к своему жонглёру с просьбой донести песню до адресата.

В Fadet juglar трубадура Гираута Калансона — шуточном наставлении для жонглёра — перечисляются литературные произведения, темы и герои, популярные в эпоху средневековья.

37

Шпильман (нем. Spielmann — играющий человек) — первоначально средневековый бродячий артист в немецкоязычных странах. Впоследствии от слова образовалась фамилия.

Название утвердилось во второй половине XII века. Раньше были нищими, но с XIV века переходят в разряд профессиональных городских музыкантов, организованных в цехи и гильдии, объединявшиеся под руководством «короля» или «графа» музыкантов. Цехи сохранялись до XVIII века.

38

Трубадуры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями.

39

Труверы (фр. trouvиres, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять):

в широком смысле слова: средневековые французские поэты конца XI — начала XIV в., слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы, фабльо);

в литературоведении по аналогии с трубадурами: только лирические французские поэты указанной эпохи.

Труверы иногда являлись лишь авторами произведений, исполнявшихся другими лицами, но очень часто они были жонглёрами или менестрелями, то есть сочинителями и исполнителями одновременно.

Поэзия труверов распадается на три основных периода.

40

Менестрель (англ. minstrel, фр. mйnestrier от лат. ministerialis — «слуга») — 1) общее название поэта-музыканта (в т.ч. женского пола), профессионального певца Средневековья (с 12 в.) и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и игрой на музыкальных инструментах по памяти. Близкое по значению слово «жонглёр» (франц. jongleur) обычно трактуется более широко, в смысле затейника всякого рода (не только музыкант, но и рассказчик, шут, фокусник, акробат). Вследствие устной природы музыкального творчества менестрелей сохранившиеся нотные рукописи их сочинений немногочисленны; современные реконструкции культуры и обихода менестрелей основаны, главным образом, на литературных и иконографических свидетельствах. См. Трубадуры, Труверы, Миннезингеры; 2) средневековый поэт-певец в романтической литературе XIX века; 3) начиная с XX века -поэты-музыканты и исполнители авторской песни (профессионалы или любители) в среде толкинистского фэндома, в том числе, на ролевых играх.

41

Миннезанг (ср.-в.-нем. minnesang ; букв. — «любовная песня») — жанр немецкой средневековой рыцарской поэзии, являвшийся ведущим жанром куртуазной литературы на протяжении последней трети XII и всего XIII веков. По своему характеру близок к поэзии трубадуров и труверов. В отличие от провансальской и северофранцузской лирики, чувственность и гедонизм в миннезанге несколько более сдержанны и играют значительно меньшую роль. Немецкая рыцарская поэзия умозрительна и морализованна, многие произведения имеют религиозный оттенок. В своих произведениях немецкие лирические поэты-певцы — миннезингеры (нем. minnesдnger ; ср.-в.-нем. minnesinger ; букв. — «певец любви») воспевали рыцарскую любовь к Прекрасной Даме, служение Богу и сюзерену.

Поэзия миннезингеров сохранилась до настоящего времени, например, в Гейдельбергской и Вейнгартенской рукописях. Музыка раннего и классического миннезанга почти полностью утрачена, однако песни поздних миннезингеров сохранились.

42

Мейстерзингеры (нем. Meistersдnger) — так назывались в 14—16 веках в германских городах члены особых обществ, цель которых была культивировать поэзию и музыку. По своим традициям м-ы могут быть сопоставлены с миннезингерами (см.), но принадлежали они исключительно к ремесленному сословию. Общества м-в действовали обыкновенно согласно строгим уставам (табулатура) и подобно цехам имели ряд степеней, для достижения коих надо было выдержать испытание (ученик, подмастерье, певец, поэт, мастер). Темы для стихотворений у м-в были преимущественно библейские и обрабатывались довольно примитивно. Знаменитыми м-ми считаются Михаил Бегайм, Ганс Розенблют, Ганс Фольц и в особенности Ганс Сакс. Стихотворения м-ов дошли до нас в большом количестве, но к сожалению большей частью без напевов (мелодий) В то время как миннезингеры нотировали до 14-го века свои мелодии невмами (хоральными нотами), м-ы пользовались мензуральной нотацией, хотя вероятно и старались передавать друг другу напевы ("Weisen") старых мастеров (в действительо сти они постепенно утратили понимание нотации последних). Срв. Runge "Die Sangesweisen der Colmarer Handschrift und die Liederhandschrift Donaueschingen" (1896). Главными центрами мейстерзингерства были в 14-м веке Майнц, Страсбург, Франкфурт, Вюрцбург, Цвикау, Прага, а в 15—16-м веках — Аугсбург и Нюрнберг (где при Гансе Саксе было более 250 м-ов), Кольмар, Регенсбург, Ульм, Мюнхен и пр. Колыбелью мейстерзингерства был, по преданию, Майнц (Фрауенлоб, Регенбоген).

43

Орган (англ. Organ, фр. Orgue, нем. Orgel, от др.-греч. сгбнпн, Organon — орудие, инструмент) — клавишный музыкальный инструмент, принцип звукоизвлечения при игре на котором отличается от принципа звукоизвлечения при игре на фортепиано, клавесине, вёрджинеле, спинете и других ударных и струнно-щипковых клавишных музыкальных инструментах.

В отличие от остальных клавишных инструментов, органы могут иметь по нескольку (до семи) ручных мануалов (клавиатур), а также ножную (педальную) клавиатуру, но существуют органы вообще без клавиатуры.

44

ИМИТАЦИЯ — прием музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, имитируя его (латинское imitatio — подражание):Имитация — основной метод развития музыки полифонического склада. Такие музыкальные формы, как инвенция, фуга, канон, основываются именно на этом приеме. Следует отметить, что при имитации допустимы небольшие отклонения (так наз. свободная имитация):В гомофонно-гармонической музыке имитация, не являясь основным приемом изложения, также встречается довольно часто.

45

Полифония, устаревш. полифония (от греч. рплэт — многочисленный и цщнЮ — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле), равноправных с точки зрения композиционно-технической (равноправные участники многоголосной фактуры) и музыкально-логической (равноправные носители «музыкальной мысли»). Противоположными полифонии складами являются монодия и гомофония («гомофонно-гармонический склад»). Словом «полифония» также называют музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением полифонических композиций (ранее «контрапункт»).

46

Фуга (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему — короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

47

Ария (итал. aria — воздух) — законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии предшествует речитатив. Разновидностью арии является ариетта.

48

Речитатив — вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора.

По мере того как текст речитатива становится более лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в музыкальном отношении, речитатив бывает:

сухой (secco)

размеренный (a tempo)

певучий (ариозное пение).

Во всех трёх родах правильная, осмысленная декламация имеет большое значение.

В вокальной музыке часто пользуются смешением трёх промежуточных родов речитатива, переходя от одного к другому. Для всех речитативов может служить текстом проза.

Также речитатив может употребляться в значении жаргонного словарного запаса, т. е. количество в лексиконе слов жаргонизмов.

49

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, позднее дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.

Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.

50

Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — большими размерами и разветвлённостью сюжета.

51

ПАССИОНЫ (СТРАСТИ) (буквально «страсти»; от лат. passio, «cтрадание»). Произведение ораториального характера, в котором излагается история предательства Иуды, последние дни жизни Спасителя и его смерти на кресте; текст – по одному из четырех евангелий.

52

Страсть — греховный навык, вросший в душу; противоестественное действие (движение) человеческой души, заключающееся в ее увлечении чем-либо вместо Бога.

Главных страстей восемь:

Чревоугодие

Блуд

Сребролюбие

Гнев

Печаль

Уныние

Тщеславие

Гордость.

53

Бельканто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос — это инструмент певца.

54

Пастиччо (итал. pasticcio, фр. pastiche — букв. — паштет; в переносном смысле — смесь, мешанина) — опера, музыка которой заимствована из различных ранее написанных опер или специально написана несколькими композиторами. Этот тип оперы был особенно популярен в Италии в XVIII в.. Термин «Пастиччо» применяется также и к другим музыкальным композициям, создаваемым по частям несколькими авторами.

55

Невмы (позднелат., ед. число neuma, от греч. Pneyuma - дыхание).

Знаки нотного письма, применявшиеся в Европе в средние века, преим. в католич. пении

56

Псалмы (псалом на греч. шблмпт – хвалебная песнь, от слова цЬллщ – пою, так как псалмы пелись на музыкальных инструментах, мн. число псалмой – шблмпЯ, на иврите – тхиллим, буквально славословия) – священные молитвенные песни, написанные по преимуществу пророком Давидом (X век до Р.Х.) и собранные в одну книгу, называемую Псалтирь. Псалтирь – часть Библии. Всего в Псалтирь входит 150 псалмов.

57

Лютня — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов — лютье от фр. luthier.

Слово «лютня» вероятно, происходит от араб. ЗбЪжП — аль-‘уд, «древесина», хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра[1] доказывают, что слово ‘уд просто является арабизированным вариантом персидского слова руд, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку.

58

Темперация (от лат. temperatio — соразмерность, правильное соотношение, надлежащая организация) — небольшое изменение (сужение или расширение) интервалов музыкального строя, отклоняющее их от акустически чистых интервалов. Производится для расширения возможностей музыкальных инструментов с фиксированным строем; главным образом, для обеспечения транспозиции (в том числе, для большего акустического благозвучия ансамблевой игры) и модуляии (как средства развёртывания тонального лада). Темперацией также называется темперированный (то есть полученный в результате темперации) строй.

59

Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.

Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича. В 16-18 веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла (например, циклы токкат у И. С. Баха).

60

Юбиляция (лат. jubilus) в аллилуйях григорианских распевов — мелизматический распев заключительного слога в слове Alleluia. Помимо того юбиляция в аллилуйе возобновляется после псалмового стиха (верса).

Путем тропирования юбиляций возникла (первоначально — для запоминания ненотированных долгих мелизмов) секвенция (в том числе, в сборнике Liber hymnorum Ноткера).

В широком (нетерминологическом) смысле юбиляцией называют любой обширный мелизматический распев в церковном пении.

61

Cantus firmus, Кантус фирмус (лат.: заданный, предустановленный, буквально «твёрдый», напев) — мелодия в одном из голосов (чаще всего в теноре[1]) полифонического многоголосия, на основе которого создавалось всё произведение путем приписывания к нему других голосов.

В качестве cantus firmus использовались различные источники, чаще всего известные мелодии, благодаря чему принцип получил название cantus prius factus (лат. «прежде созданный напев»); выражение заимствовано из трактата Анонима IV: cantus vel tenor est primus cantus primo procreatus vel factus[2] («кантус или тенор — это первичный напев, предварительно созданный, или сделанный»). Таковым был прежде всего григорианский хорал (cantus planus), что связано с его использованием в жанрах церковной музыки, впоследствии песня, либо авторская — «Je ne demande» (шансон А. Бюнуа), «Maleur me bat» (шансон Й. Окегема), «Se la face ay pale» («Бледное личико», баллада Г. Дюфаи), либо фольклорная или паралитургическая, так как чаще всего песни были анонимными, такова была знаменитая песня «L’homme armй» («Вооружённый человек»), «Au travail suis» и т. д.; специально сконструированная — таков cantus firmus, составленный из названий нот гласных букв в имени «Hercules dux Ferrariae» («Геркулес, герцог Феррарский»; re-ut-re-ut-re-fa-mi-re) в мессе Жоскена Депре.

Техника композиции на cantus firmus зафиксирована в разных жанрах/формах в музыке средневековья и Возрождения: в XII веке — клаузулы школы Нотр-Дам, в XIV веке — мотеты Витри и Машо, начиная с XV века cantus firmi стали применять и в мессе. Так, мелодию «L’homme armй» в качестве cantus firmus использовали Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен, Палестрина и др. Как правило, напев использовался во всех частях ординария мессы, при этом достигалось интонационное и ладовое единство обширного сочинения. Композиторская разработка cantus firmus могла значительно менять его первоначальный облик (мелодический рельеф, ритмическую структуру и т.п.): свободно изменялись длительности, добавлялись или отсекались некоторые звуки, вставлялись паузы. В многоголосии сам напев вряд ли прослушивался, и такая задача не ставилась, cantus firmus существовал как остов, композиционный формообразующий фактор.

62

Григорианское пение (лат. cantus gregorianus; англ. Gregorian chant, фр. chant grйgorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал, cantus planus — традиционное литургическое пение римско-католической церкви.

63

Протестантский хорал (нем. Choral) — 1) одноголосная церковная песня для общинного пения в протестантском богослужении[1]; 2) четырёхголосная обработка церковной песни. Словосочетание «протестантский хорал» в России зачастую используют как синоним лютеранского хорала.

64

СЕКВЕНЦИЯ (от средневекового лат. sequentia - последовательность), 1) проведение мелодического оборота или многоголосного музыкального построения на определенный интервал выше или ниже первоначального или (в последующих звеньях) предыдущего. 2) Жанр средневековой монодии, возникший в практике подтекстовки юбиляций на последнем слоге слова аллилуйя (изредка всего напева) в григорианском пении.

65

Dies Irae (лат.) — «День гнева». Ветхозаветное название «Судного дня» (конца света).

Dies Irae (гимн) — секвенция в составе католического реквиема.

66

Инвенция (от лат. inventio — «изобретение, выдумка») — небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифонического склада, написанные в виде имитации. Иоганн Себастьян Бах писал «Инвенции и симфонии» (нем.) для своих учеников как приготовительные упражнения перед фугой для достижения полной самостоятельности пальцев и вообще развития способности к исполнению сложной полифонической музыки на клавесине. Термин впервые был использован композитором Клеманом Жанекеном в XVI веке.

В инвенции обычно присутствует некая особая композиционно-техническая идея, например, в основу первой инвенции И. С. Баха положены 2 мотива, которые разрабатываются в импровизационно-имитационной манере. Термин «инвенция» впервые встречается в сборнике многоголосных шансон К. Жанекена, опубликованном в 1555 году, в барочной Италии — в названиях сборников Ч. Негри (1604), Б.Марини (1629)[3], Ф. А. Бонпорти (1712) и мн. др.

Наиболее известны 15 двухголосных инвенций (BWV 772—786) и 15 трехголосных инвенций (BWV 787—801; оригинальное название «синфонии», нем. sinfonias) Баха, которые композитор рассматривал как стилистическое и техническое упражнение для продвинутых в игре на клавире. В XX веке в связи с общей тенденцией возрождения полифонической техники в жанре инвенции (трактованном весьма свободно) писали А. Берг (3-е действие оперы «Воццек»), Б. Мартину (Инвенция для оркестра), Р. К. Щедрин («Полифоническая тетрадь»), Б. И. Тищенко (12 инвенций для органа), А.Жоливе (12 инвенций для духового и струнного квинтетов, трубы и тромбона), С. А. Губайдулина (Инвенция для фп.) и другие композиторы.

67

Куранта (франц. Courante, итал. Corrente, а также courente и coranta) старинный французский танец, следы которого восходят к середине 16-го века; впрочем он, кажется, был сходен с сальтарелло (гальярдой). Тактовый размер нечетный. В эпоху около 1600 года куранта стала распространяться, как более современная (т. е. выдержанная в простом танцевальном стиле) форма Nachtanz'a. В этом отношении куранта имела одинаковое значение с аллемандой, обе они в начале XVIII века стали считаться старомодными и выходить из практического употребления. Место их заняли гавот (или ригодон и (бурре и жига); куранта же и аллеманда около 1725 сделались стилизированными танцами (куранта имела затакт в 3 восьмых и движение преимущественно ровными восьмыми). Уже в середине 17-го века композиторы различали "быстрые" куранты; в этих курантах, соответствующих позднейшим жиге и канари, ясно выражен был первоначальный тип "плясовых" танцев (сальтарелло).

68

Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский народный танец.

Изначально ведет происхождение из Латинской Америки, где являл собой танец-соблазнение с использованием кастаньет и весьма откровенными объятиями партнеров. После нескольких не слишком удачных попыток католической церкви запретить его исполнение, начинается сознательное переосмысление танца, призванное снизить его популярность. Сарабанда исполняется на похоронах, и музыка к ней пишется на заказ в минорном ладе. В XVII—XVIII вв. облагороженный вариант этого танца распространился в Западной Европе как бальный танец, а ко второй половине XVIII в теряет популярность. Музыкальный размер 3/4, 3/2. Характерный ритм Та, Та и ти, та та-а.

Танцевали её с сопровождением гитары или пения с флейтой и арфой. Позднее этот танец перешел во Францию в переработанном виде, полчив более благородный и величественный характер. Темп в обновленной сарабанде медленный, счёт в 3/4, форма двухколенная, то есть «квадратное» строение (каждое колено в восемь тактов).

69

жиг (франц. gigue), - зап.-европ, cp.-век. струнный смычковый муз. инструмент c резонаторным корпусом, напоминающим очертания окорока. Ж. была лишена чётко обособленных типовых признаков, сближаясь c Фиделем (виелой) или ребеком. Hаибольшим разнообразием отличались формы головки и резонаторных отверстий; нек-рые инструменты не имели струнодержателя - в этих случаях струны крепились непосредственно к корпусу. Ж. пользовалась большой популярностью, особенно y жонглёров. Упоминания o Ж. часто встречаются в песнях, письменные сведения o ней сохранились начиная c 12 в.

70

Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький (в понятии мелкий, незначительный)) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.

71

Lamento (ламeнто, итал. - жалоба, жалобная песнь) - обозначение музыки жалобного, скорбного, печального характера. Обычно L. представляет собой законченное вок.-инстр. произв. небольших масштабов, связанное с воплощением в музыке поэтич. жалобы. В 17-18 вв. L. в виде сольных арий или сцен часто включались в оперные сочинения, где располагались перед переломом действия. Наиболее ранний образец - L. Ариадны из одноимённой оперы Монтеверди (1608). Большую известность в своё время приобрело L. Дидоны из оперы "Дидона и Эней" Пёрселла (1691). Можно говорить об определённых жанровых чертах таких L. В их числе - нисходящее направление движения мелодии, повторяющийся как в пассакалье и чаконе бас (basso ostinato), зачастую в виде хроматич. нисхождения на кварту, определённые ритмич. формулы и инструментовка. Вок. L. находили применение также в мадригале и кантате, особенно в 17 в. Назв. "L." встречается и в инстр. зап.-европ. музыке, где применяется кок равнозначное назв. "tombeau" (см. "Надгробие") и "plainte" (франц., букв. - жалоба), порой обозначает печальное инстр. вступление или антракт в опере.

72

Литургическая драма фр. Le drame liturgique) — род средневекового театра, появившегося во Франции около X века и представлявшего собой вставленные в праздничные церковные службы (литургии) инсценировки эпизодов из Священного писания.

Термин литургическая драма появился в XIX веке и не совсем точно отражает суть явления, поэтому ряд исследователей предпочитают термин церковная драма (фр. Le drame de l'eglise).

Возникла из тропов — вставок и дополнений в каноническую латинскую монодию. Тропы с элементами тетрализации, из которых предположительно выросла литургическая драма, строились по принципу вопрос — ответ и сопровождались символической жестикуляцией целебрантов.

Первое документальное свидетельство описывает мистериальную церемонию Visitatio sepulchri (лат. Визит в гробницу), происходившую в сер. X в. в аббатстве Флёри-сюр-Луар, но, предположительно, имевшую более раннее происхождение.Среди наиболее значительных литургических драм выделяются «Жених» (фр. L'Йpoux, между 1125 и 1150 гг.) и «Игра об Адаме» (фр. Jeu d'Adam, ок. 1150—1170 гг.)

Указом папы Иннокентия III (1210 г.) были запрещены представления литургической драмы внутри зданий церквей, и представления стали проводиться на улице, как правило, на паперти церкви. Постепенно латинский язык был заменён французским, в представлениях стали принимать участие (кроме духовенства) горожане.

Литургическая драма получила своё развитие в мираклях и мистериях.

73

Орган (англ. Organ, фр. Orgue, нем. Orgel, от др.-греч. сгбнпн, Organon — орудие, инструмент) — клавишный музыкальный инструмент, принцип звукоизвлечения при игре на котором отличается от принципа звукоизвлечения при игре на фортепиано, клавесине, вёрджинеле, спинете и других ударных и струнно-щипковых клавишных музыкальных инструментах.

В отличие от остальных клавишных инструментов, органы могут иметь по нескольку (до семи) ручных мануалов (клавиатур), а также ножную (педальную) клавиатуру, но существуют органы вообще без клавиатуры.