• Название:

    4. ПРИРОДА


  • Размер: 0.07 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

§ 4. ПРИРОДА

1. Понятие природы

2. Концепции развития природы

3. Взаимодействие природы, человека и общества

4. Философские проблемы естествознания

5. Физические картины мира

1. Понятие природы

Философия природы, или натурфилософия, изучает особенности существования природного мира как сферы бытия.

Предмет философии природы в различные времена определялся по-разному, в зависимости от того, какое значение вкладывалось в понятие "природа". Например, в раннеантичной философии ни человек, ни природа не выделялись из общего миропорядка (космоса), законы которого представлялись одинаковыми для всех.

В античной классике (V - III вв. до н.э.), когда человек стал осмысливать свою особость, выделенность из мира природы, в философском дискурсе появилось новое действующее лицо, новый субъект, который живет по своим законам - природа. В учении позднеантичных мыслителей философия природы стала отождествляться с физикой (от греч. physis - природа) - учением о законах природы.

В средние века под природой понимали все, что было сотворено Богом: природа понималась как "тварный мир". В эпоху позднего Возрождения природа сливается с Богом, законы природы начинают понимать как законы высшего разума, сотворившего мир. На заре Нового времени немецкий философ Бёме восклицает: "Природа - это Бог!". Данная концепция, отождествлявшая природу и Бога, получила название пантеизм (от греч. pan - всё и theos - Бог).

В Новое время под природой стали понимать все то, что не было создано человеком. "Природное" стало означать "прирожденное", присущее изначально, не затронутое человеческой деятельностью.

В современной философии понятие "природа" имеет два основных значения. В широком понимании слово "природа" означает "материальный мир". В более узком значении природой называют естественную среду обитания живых существ на Земле. В этом смысле понятие "природа" тождественно понятию "биосфера" (от греч. bios - жизнь), обозначающем все земное пространство, в котором существует жизнь. С понятием "биосфера" тесно связано понятие "географическая среда" - часть природного мира, вовлеченная в процесс жизнедеятельности общества.

В современном мире философский смысл обрело понятие "дикая природа". Дикая природа - это сохранившиеся на Земле уголки первозданной природы, не затронутые преобразовательной деятельностью общества.

2. Концепции развития природы

Важной философской проблемой является вопрос о развитии природы: имеют ли направленность изменения, происходящие в природе, и обратимы ли эти изменения?

Ряд философских систем отрицает факт развития природы. Например, согласно религиозной концепции, основные принципы существования природного мира неизменны. В природе сохраняется тот же порядок, в каком она была первоначально сотворена Богом.

Многие философские системы признают, что развивается только живая природа, а неорганическая природа не переживает принципиальных изменений своих внутренних свойств.

Ряд концепций утверждает, что природа развивается в целом. Например, концепция глобального эволюционизма рассматривает Вселенную как развивающуюся систему, в рамках которой эволюционирует не только органический, но и неорганический мир.

Большое распространение в науке ХХ в. получила концепция ноосферы. Понятие "ноосфера" было введено французским палеонтологом и философом-богословом П. Тейяром де Шарденом (1881 -1955). Развернутое учение о ноосфере создано выдающимся русским естествоиспытателем и натурфилософом академиком В.И. Вернадским (1863 - 1945).

Под ноосферой (от греч. noos - ум, разум) понимают состояние биосферы, достигнутое в результате преобразовательной деятельности человека. Согласно концепции Вернадского, человек - это не случайное, а необходимое явление природы, это "геологическое явление". С появлением человека природа вступает в особый период своего существования - эпоху осмысленного развития. Человек становится важнейшим фактором развития природы.

"Эволюционный процесс получает ... особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества. Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу", - писал Вернадский.

3. Взаимодействие природы, человека и общества

Человек постоянно взаимодействует с природой. Человек изучает, познает природу с целью подчинить ее себе, приспособить, возделать для удовлетворения своих потребностей. Так возникает культура (от лат cultura - возделывание), или "вторая природа". "Второй природой" называют искусственно созданный мир. К этому понятию близко по смыслу понятие "цивилизация", хотя и культура, и цивилизация - понятия неоднозначные, в дальнейшем им будет дано более подробное объяснение.

В первобытном мире силы природы представлялись человеку господствующей над ним стихией. Человек обожествлял силы природы, слепо подчиняясь их могуществу.

В античном обществе человек перестал бояться природы, ощутив свое единство с окружающим миром. Люди стали изучать природу, отыскивая в ней проявления мировой гармонии - законы. Из описания закономерностей природного мира выросли естественные науки. Однако, постигая законы природы, античный человек стремился только подражать природе, приспосабливаясь к ней и не пытаясь ее преобразовывать.

В период поздней античности и в средние века постепенно утвердилось представление о господстве объективно существующего разума (Бога) и над природой, и над людьми. И природа, и человек - творения Бога, познание закономерностей их физического существования не поощрялось, а зачастую, и вообще, считалось греховным. Развитие естественных наук было приостановлено.

В Новое время сформировалась концепция завоевания человеком власти над природой, которая нацеливала общество на максимальное использование природных факторов. Эта установка позволила человечеству (в первую очередь, западному обществу) сделать в эпоху Нового времени колоссальный технологический прорыв.

Однако образовавшийся разрыв между развитием технологий и уровнем духовно-нравственного сознания довольно скоро привел к тяжелым последствиям. Результаты потребительского отношения к природе в эпоху индустриализации стали сказываться уже во второй половине XIX в. С этого времени в философии стали раздаваться призывы к переосмыслению принципов отношения к природе.

НТР середины XX в. и переход к постиндустриальному обществу (вторая половина ХХ в.) ознаменовались революционным переворотом в отношении к природному миру, суть которого заключалась в осознании ограниченности природных ресурсов и возможностей природы по обеспечению выживания человечества. В общественной мысли сформировался поток экологического сознания*, рассматривающего природу как среду обитания, дом, родину человечества. В рамках экологической концепции сложилось представление о природе как естественной и необходимой среде существования общества. Общество не может существовать без природы, т.к. в ней находятся основные источники его существования.

4. Философские проблемы естествознания

Философия природы самым тесным образом связана с естествознанием - комплексом наук о природе (физикой, химией, биологией, географией, астрономией и др.).

Многие понятия естественных наук являются одновременно и философскими категориями. Так, например, в биологии философский смысл приобретают такие понятия, как жизнь, изменчивость, эволюция, приспосабливаемость и др. Философскими категориями физики являются, например, категории движение, пространство, время, сила, покой, атом, волна.

Целый ряд естественнонаучных проблем носит философский характер. Такие проблемы называют философскими проблемами естествознания.

Например, важнейшей философской проблемой биологии является вопрос о сущности жизни. Существует целый ряд теорий, по-разному определяющих "живое" и "неживое", однако в науке до сих пор нет универсального, признаваемого всеми учеными определения понятия "жизнь". Тесно связан с этой проблемой вопрос о происхождении жизни на Земле.

Статус философских носят многие проблемы генетики. Не случайно многим исследованиям в области генетики приписывалось идеологическое значение. Сущность философских проблем генетики состоит в признании или отрицании принципиальной возможности вносить изменения в наследственную структуру живых организмов искусственным путем, а также в определении общей направленности этих изменений. Для человечества важно уже сегодня осмыслить, к каким последствиям могут привести опыты с вторжением в скрытые коды природы.

Основными философскими проблемами физики являются вопросы о границах пространства и пределах делимости элементарных частиц. В этих вопросах отражены наиболее фундаментальные взгляды человечества на устройство мира.

К разряду философских относят также проблемы, относящиеся к целому комплексу наук. Таковы, например, проблемы происхождения природного мира, изменения природных основ физического бытия человека, возможности достижения бессмертия и др.

5. Физические картины мира

Обобщая знания частных наук, философия создает единую картину мира, в основании которой лежит физическая картина мира. Физической картиной мира называют систему знаний о природном мире, характерную для определенного этапа развития науки. В основе физической картины мира лежат представления об устройстве Вселенной, строении вещества, свойствах пространства и времени.

В истории науки выделяют три основные физические картины мира: доклассическую (характерную для античности и средневековья), классическую (господствовавшую в течение XVII - XIX вв.), релятивистскую (сформировавшуюся в первой половине ХХ в.).

Доклассическая картина мира называется также геоцентрической (от греч. ge - Земля).

Основоположником геоцентрической системы, согласно которой Земля находится в центре всего мироздания, считается греческий ученый Птолемей (II в. н.э.). Птолемей выдвинул гипотезу о неподвижности Земли и вращении вокруг нее небесных светил. На основе этой гипотезы он создал целостную космологическую теорию, в рамках которой нашло свое объяснение большинство доступных наблюдению астрономических фактов.

Гипотеза Птолемея о неподвижном положении Земли для своего периода была весьма плодотворной. Она способствовала накоплению фактического материала (с ее помощью было рассчитано большинство планетных путей), а также развитию техники наблюдения.

Представления о свойствах пространства в доклассической картине мира были основаны на законах и правилах геометрии, сформулированных в "Началах" александрийского математика Эвклида (ок.III в. до н.э.). Эвклидовы "Начала" - это самый ранний из дошедших до нас трактатов по математике, в котором были систематизированы все основные математические знания, накопленные к тому времени наукой. Многие из сформулированных в "Началах" геометрических принципов остаются актуальными до сегодняшнего дня.

Относительно представлений о строении вещества в античной картине мира, начиная с V в. до н.э., стала утверждаться атомистическая теория Левкиппа и Демокрита, согласно которой все тела состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов (от греч. atomos - неделимый), между которыми находится пустота.

Классическую картину мира называют также механистической, т.к. она основана на законах классической механики. Механистическая картина мира представляет Вселенную в образе мировой машины, все части которой действуют по законам механики.

В основе механистической картины мира лежали принципы и законы классической механики, сформулированные Галилео Галилеем (1564 - 1642) и Исааком Ньютоном (1643 - 1727).

Существенно изменен был образ самой Вселенной. В XVI - XVII вв. геоцентризм уступает место гелиоцентризму, а начиная с XVII в. в науке начинает утверждаться представление о бесконечности Вселенной.

Гелиоцентрическая (от греч.helios - Солнце) теория была создана польским ученым и мыслителем Николаем Коперником (1473 - 1543). В противовес канонизированной католической церковью геоцентрической системе Коперник изложил и математически обосновал концепцию, согласно которой не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля и другие планеты - вокруг Солнца.

В "Очерке нового механизма мира" Коперник писал: "...Центр Земли не является центром мира, а только центром тяжести и центром пути Луны. Все пути планет окружают со всех сторон Солнце, вблизи которого находится центр мира.... Все, что мы видим движущимся на небосводе, объясняется вовсе не его собственным движением, а вызвано движением самой Земли. Это она вместе с ближайшими ее элементами совершает в течение суток вращательное движение вокруг своих неизменных полюсов и по отношению к прочно неподвижному небу".

Идеи Коперника около ста лет не находили признания. Только в XVII в. его взгляды были подтверждены исследованиями Галилея и Кеплера.

Один из первых образов бесконечной Вселенной был создан в конце XVI в. Джордано Бруно (1548 - 1600). Однако его концепция не получила распространения среди современников из-за противоречия официальным догматам, а сам Джордано Бруно был приговорен инквизицией к сожжению на костре.

Представления о границах Вселенной (прежде всего благодаря изобретению телескопа) существенно расширил Галилей, подтвердивший экспериментально многие положения системы Коперника. "...Этот мир и Вселенная...моими наблюдениями и ясными доказательствами расширены в сто и тысячу раз по сравнению с тем, какими их считали люди науки в минувшие столетия", - писал Галилей в одном из писем.

Доказывая справедливость идей Коперника, Галилей распространил законы механического движения на астрономические объекты, представив тем самым механицизм как универсальный принцип объяснения явлений Вселенной. В XVII в. немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 - 1630) сформулировал основные законы движения планет, создав классическую теорию небесной механики.

Завершил формирование механистической картины мира программный труд Ньютона "Математические начала натуральной философии", в котором были систематизированы основные законы земной и небесной механики и сформулированы новые принципы исследования механических процессов - на основе дифференциального исчисления.

Релятивистская (от лат. relativus - относительный) картина мира называется также неклассической, т.к. она построена на опровержении абсолютности принципов классической физики. Релятивистская теория утверждает, что действие законов механики относительно - они соблюдаются не во всех условиях.

В рамках классической механики находили свое объяснение практически все известные в науке явления вплоть до конца XIX в. В конце XIX - начале XX вв. в естествознании (преимущественно в физике) был открыт ряд явлений, не вписывавшихся в классическую теорию, например, явление радиоактивности, рентгеновское излучение, явление фотоэффекта и др. Современная наука не могла объяснить эти явления, свидетельствовавшие, во-первых, о том, что атом, более двух тысяч лет считавшийся мельчайшей и неделимой частицей вещества, состоит из еще более мелких частиц, а, во-вторых, о том, что в условиях микромира законы классической механики не соблюдаются.

Состояние физической науки на рубеже XIX - XX вв. получило название "кризиса в физике". Требовалось создать новую теорию, способную объяснить все эти явления. Тот факт, что "...физические явления перестают повиноваться законам, выражаемым дифференциальными уравнениями, есть без всякого сомнения самая большая и самая глубокая революция, которую натуральная философия претерпела со времен Ньютона", - писал французский физик Пуанкаре об открытиях рубежа веков.

Крупнейшими теориями, обосновавшими принципиально новый взгляд на физическое устройство мира, стали квантовая механика и теория относительности.

Основное внимание науки в начале XX в. переместилось на исследование микромира - мира элементарных частиц. Исследования Планка (1858 -1947), Резерфорда (1871 - 1937), Бора (1885 - 1962) открыли человечеству взгляд на принципиальную неисчерпаемость микромира, в которой отразилась астрономическая бесконечность Вселенной.

В 1900 г. Планк открыл явление квантованности (от лат. quantum - сколько) - порционности излучения энергии, что противоречило классической теории теплового излучения, основанной на принципах классической механики. В 1911 г. Резерфорд, исследовавший рассеяние альфа-частиц, предложил планетарную модель строения атома, согласно которой электроны движутся вокруг ядра по орбитам. Опираясь на эту модель, Бор разработал количественную теорию атома, положившую начало квантовой механике, описывающей законы микромира.

В 1905 г. Эйнштейн (1879 - 1955), занимавшийся изучением свойств света, разработал специальную теорию относительности, содержавшую новый взгляд на пространственно-временные свойства физических процессов. Эта теория утверждает относительность времени, неразрывную связь времени и пространства, конечность скорости распространения взаимодействий, взаимосвязь массы и энергии тел. Согласно теории относительности законы классической механики являются частным случаем универсальных релятивистских законов для тел, движущихся со скоростями много меньшими скорости света.

В 1916 г. Эйнштейн завершил работу над общей теорией относительности, объяснявшей природу тяготения геометрическими свойствами пространства-времени. Выводы теории относительности были неоднократно проверены на практике и легли в основу современной картины мира.

* Экология (от греч. oikos - дом, родина) - наука об отношениях живых организмов с окружающей средой. Понятие существует со второй половины XIX в., расцвет науки начался во второй половине ХХ в.