• Название:

    25 апреля


  • Размер: 0.08 Мб
  • Формат: RTF
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

Братья Карамазовы.

Центральное место в романе – отцеубийство, избавленное от психологических обоснований. Иван – настоящий убийца, это убийство символическое, ритуальное. Убийство отца – демонический акт, убийство бога в своей душе, в своём воображении, убийство для себя. Великий Инквизитор думает, что лучше всего убить бога. То, на что не решается Раскольников. Подспудный мотив у Дост – желание убить бога, 2й раз распять Христа. Почему так происходит? Почему происходят такие ужасы из любви к человеку – ведь Иван Карамазов любит детей. Главный недостаток любви Ивана – её теоретичность. Трудно быть благотворителем, так как они неприятны – и через газеты должны просить. Все факты из газет. Любовь теоретическая не ведёт к добру. Противопоставлен – старец Зосима. Отсутствие теории. Надо сначала делать добро людям, а потом придёт вера.

Изображение суда присяжных – почти сатира у Достоевского. Не только у него, у Толстого в «Восресении» тоже карикатурное изображение. Дост видит в этом институте опред угрозу. Писатель с амбициями пророка, вероучителя. Такой писатель должен чувствовать связь между словом и истиной. Нет истины ни в речах адвоката, и в речах обвинителя. Слово теряет связь с истиной. Фальшивые слова, очень похожие на настоящие. «Натиск лжецов, красобаев, ораторов на слово» (с) У Дост простое решение – с некоторыми слоами ничего неьзя сделать, кот есть в Евангелии, в НЗ, они не потеряют связь с истиной. Как Иисус молчит при словах Великого Инквизитора. Обвинительный приговор Дмитрию – оптимистический финал О_О, ибо присяжные не поддаютсмя на сладкие речи адвоката. Присяжные хорошо знают, что нельзя убивать отца.

Дост умер в 81м году, на вершине славы, очень массовые похороны (вторые после некрасовских). Присутствие молодёжи, студентов.

Лев Толстой (1828-1910)

Старинный дворянский род, его предок – граф Толстой, кот стал графом при Петре 1м. род уже не был богатым, отец жил просто, но не бедствовал. Рано потерял родителей. Воспитывался у тётки, Москва, Ясн поляна, Казань. В детстве был плаксивым, был 4м сыном в семье, пользов симпатией со стороны ст братьев. Находился под влиянием брата Николая, они играли с ним в муравейных братье и искали Зелёную палочку. Любил музыку, немного сочинял, написал вальс впоследствии. Очень болезненно реагировал на музыку, плакал. Потом отразилось на литер творчестве: «Крейцерова соната», эпизоды в романах. Поступил в Казанский университет на восточный факультет, потом юридический, в результате бросил. Там увлёкся Просвещением, прочитал Руссо, стал руссоистом, искренне поверил в естественного человека. Тогда же появляется его увлечение обрабатывать землю. Время от времени это у него проявлялось, но всегда неудачно. В отличие от Фета, был плохим помещиком. Долго живёт беспорядочно. 1851 – решает поехать на Кавказ. Период, когда неизвестно кем начинается. Становится офицером, оюет на Кавказе, потом в обороне Севастополя. Очень сёрьёзно. В отставку в 56м году, когда приходит литер слава. В уни начин вести дневник, всё стремился записать, вёл дневник до конца жизни. Первые дневники – первые литературные попытки. Опыты в построении характера, персонажа. Собственный образ создаёт теми средствами, кот потом исп в своих произв.

Стремление записать как можно подробнее – неструктурированный поток жизни, фактов. Мелочность в подробностях, но и такие планы жизни – Т за что-то себя осуждает, есть и список цели, кот он стрем достичь. Достаточно мелочные цели, но и очень общие. Примерно так и устроены его центральные герои, так строится персонаж. Поток, нерасчленённая жизнь человека, люди выдвигают какие-то истины, какие-то цели, а больше у его героев ничего нет. Герои Т не имеют характера как у Тургенева, нет устойчивого набора признаков. Поток душевной жизни человека с неустойчивыми чертами.

Начинает писать беллетристику уже в неопред период. Как писатель – с Кавказа. Ещё в степи заканчивает 1ю повесть «Детство». Последний раз, когда Т оробел, подписался инициалами. 52й год – опубликована. Некрасов восторженно ответил. Т быстро обрёл уверенность в себе))). На Кавказе пишет «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы», здесь цикл кавказские повести и рассказы. К 56му году Т хвалят все, считают его надеждой рус литературы. Эти вещи, кот принесли успех, тоже достаточно экспериментальны в разных областях. «Детство», «Отрочество», «Юность» - эксперимент душевной жизни человека, где нет опр сюжета, начинают приобр значение подробности. Описывается всё, что попадает в его поле зрения. Ощущение дерзкого эксперимента. «Севаст рассказы» - первое изобр войны по-новому. Бытовая сторона войны, смещение т.з. на тяжёлые, грязные стороны. Всё пробуется в виде очерка. Кроме 3го рассказа. Разные возможности, разные стороны войны собирает туда. Во 2м рассказе есть поразит эксперим момент – человек за мгновение перед смертью вспоминает всю свою жизнь. «Кавказ рассказы» - бой с романтизмом на его почве Жизнь, война на Кавказе, там вводится приём остранения. Шаблонное видится другими глазами. Хотел получить Георгиевский крест, но не получил. Это был общесословный орден и единственный, который давался только за военные заслуги.

Входит в круг «Современника», но не вписывается в него. Был человек неуживчивый, дерзкие высказывания, парадоксы. «Умный, талантливый дикарь» (с) Промежуточный литер период. «Метель», «Три смерти» и т.д. – этюды, небольшие вещицы, их целый ряд. Его обращение к «чистому искусству». Под влиянием Дружинина проповедовал это чистое иск-во. «Люцерн» и «Мольберт». Ему надоело, он бросил литературу. Такое было не раз, он начинал заниматься хозяйством и педагогикой. Открывает в 60х гг школу в Ясной поляне, начин печатать газету «Ясная поляна», вообще относился к педагогике очень серьёзно, вообще был очень серьёзный человек. Но ничему не верит, ни одна методика его не увлекла. Одна из доминант личности – во всякой сфере как будто он первый))). В поздние годы Т увлёкся экономикой и написал экономический трактат и пригласил в Яс пол экономистов. Они сказали, что учение физиократов, до Адама Смита. Это симпатичная черта в литературе. Как всегда в педагогике доходит до крайностей.

Потом снова пришёл к литературе. Возвращается, стремясь выступить с сочинением на злободневные темы. Эйхенбаум – процесс закономерный для Т. Хочет выступить против нигилистов. Пишет пьесу под названием «Заражённое семейство» - в карикат виде высмеивает нигилистов. Пьесу не завершил. Островский отсоветовал. Хочет критиковать, но зайти с другой сторны – из истории. Замысел романа, в кот совмещались бы современность и история, современность и история декабристов. Вероятно, был просто по типу «Два гусара». Затем замысел усложняется – о возвращении декабристов из ссылки. Волконский, кот вернулся, всех поражал своей праведностью. След этап – роман о декабристах, начин думать, где истоки декабристского восстания. Начин писать о войне 12го года, потом доходит до 1805 года. Потому что надо было где-то остановиться. У него вступает воля писателя. Непонятно, почему начин и заканчивается где-то – потому что надо ачин писать роман. И не дошёл даже до восстания декабристов.

«Война и мир» - завершил в 68м году. Писал, когда сначала познак с будущей женой, потом познакомился, первые годы семейной жизни были счастливыми. Источники романа – документы и источники историко-филос концепции. 2 тенденции у учёных – выискать всё новые и новые источники. Т смотрел много документов, источников. 2я тенденция – (Шкловский) Т не имел много источников, сознательно ограничил свои источники. У Т, наверное, «средний путь». Где надо было додумать, игнорировать источники и т.д. – он это делал.

Филос концепция – 1й труд английского историка Бокля «История цивилизации в Англии». Большое исследование, из кот Т позаимствовал саму задачу изучать история не в причинно-следств связях, а видеть общие законы в истории. Эти же мысли у князя Урусова (не сопоставим с Боклем)), математик, Севаст герой, хотел совершить десант в Париж. Применить математич законы к истории. Т увлёкся возм математически просчитывать события истории. Книга Прудона «Война и мир». Оттуда Т и позаимствовал это название. Эта книга начиналась с того, что война – самое прекрасное в истории человечества, а в конце – надо, чтобы войны прекратились. Начин с одного и закан другим, а также то, что война – зло. Трактат немецкого историка и философа Риля «Естественная история народов». Риль выделял 2 типа сословий – сословия динамческие, они опасны для общества и государства, а другие – статические, это опора общества. Первые – пролетариат и буржуазия, торые – помещики и крестьяне.

«Война и мир» - НЕ исторический роман, написанный человеком, кот считал, что истории не существовало и не могло существовать (Эйхенбаум). Роман написан так, как будто неважно, где и когда он был написан. Именно к этому эффекту он стремился. Автор в надмирном пространстве. Написан в 68м году. Что было между 1812 и 1868м годом. Время, насыщенное чем-то. Важные события, кот можно было принять во внимание. Как будто ничего, что могло бы поменять мировоззрение человека, не произошло. Написано, как будто Севаст войны не было – это очень дерзкий шаг. У него сознание устроено не исторически, как будто истории просто нет.

Мир «Войны и мира» рухнул в 1861м году, его уже нет, но Т это не важно. Те историч описания, кот есть в романе – в них нет исторической специфики. В сражениях нет ничего специфического. Какова была специфика именно этого сражения. Общая идея войны, но с другой стороны отдельные чувства людей. «Почему это бой под Аустерлицем? Потому что слово красивое» (с) Современники обращали внимание, что в его персонажах нет специфических черт людей 12го года. Много мест, в кот нет специфики.

Из исторического там только обсуждения. Искусственно соединены 3 сферы – военная (севастопольская специфика, опыт самого Т). Домашние сцены (биографическая линия). И третье – исторические трактаты, рассуждения. Благодаря им то, что не явл историческим, нам начинает казаться историческим – это трюк.

Роман принёс Т огр популярность, у читателей занял первое место, стал модным писателем, ему подражали. Прохладная критика. Упрекали в том, что роман устарел и т.д. Сам Т был разочарован критическим неуспехом. Опять решает уйти из литературы. Снова хозяйство и педагогика. Особенно плодотворный педагогически. Создаёт свой метод обучения грамоте, пишет азбуку. Ведёт активную полемику и компанию за свою программу. Азбука вызвала удивление у педагогов. То, что Т хотел дать в качестве первоначальных сведений – о том, что будет, если разрезать магнит. Из древней истории – как гуси Рим спасли. Зато много сх подробностей. Ориентация на крестьянских детей, хотя считал, что уиться по азбуке должны все, вплоть до царских детей. Логика – зачем крест детям знать, сколько планет в солнечн системе. Потенциально закрепляет то положение вещей, кот существует. А если крест дети захотят поступить в университет, они это не смогут. Очень реакционная логика. Другого бы стёрли в порошок. Заведомая, почти детская абсурдность Т. Он проигрывал, его педагогика архаическая. 60е гг – Ушинский и его школа, идеи, кот до сих пор используются в образовании, очень передовые. И тут Т)))). Азбука тоже была лабораторией – очень простой язык, 2-3 слова в предложении. Вершина тогдашнео творчества – «Кавказский пленник». Для него – сопоставимый с «Войной и миром».

Охладевает и снова возвращ к литературе. Тот же замысел, только наоборот. Замысел историч романа о Петре 1м. почти не начал – не мог найти угол зрения. Бросил. Эпоха Петра 1го сложно описывается с т.з. толстовской философии истории. Хотел Петра сделать негативным персонажем. Пытался написать настоящий историч роман, не так как «В и м». здесь без исторической специфики трудно. Ему это не давалось. Сам признал своё поражение довольно быстро. От ист романа переходит к современности, прямо. Замысел «Анны Карениной». Завершает к 76му году. Роман, кот по основн чертам близок к «Войне и миру», чем-то отличается.