• Название:

    ТГП №2


  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: RTF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Предпросмотр документа

49. Правовая идеология и её виды.

52. Юридическая ( правовая ) психология.

Несистематизированное и нерационализированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. Именно на иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Модификацией правового чувства является правовая совесть ( интуитивное понимание, стремление к справедливому жизненному, нравственному праву ). Правовая психология тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое. В отличии от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживанием субъекта. Оно воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия и поступки, причины которых не осознаются. Таким образом, бессознательное, имея латентную коммуникативную направленность, воздействует на правовое сознание и определённым образом его формирует. В теории психоанализа важное значение также имеет понятие сублимации, она представляет собой психический процесс преобразования и переключения энергии аффектных влечений ( либидо ) на цели социальной деятельности и культурного творчества.

51. Юридическое мировоззрение.

Представляет собой особое правовоззрение, а именно такое представление о праве, когда оно понимается и переживается как высшая ценность, подчиняющая себе все другие ценности. Право при этом воспринимается как фетиш, как некое чудодейственное средство, способное изменить мир, сделать общество и гос-во совершенными, а людей счастливыми. Юридическое мировоззрение является оборотной стороной правового рационализма и классического типа научной рациональности. Основы подобного мифологического мировоззрения были заложены в 16 - 17 веках и связаны в первую очередь с юснатурализмом. Успехи естественных наук создавали иллюзию что не только мир природы, но и мир социальный можно рационально познать и рационально же обустроить. Достаточно написать разумные законы, чтобы устранить все общественные противоречия и создать совершенный политический строй.

50. Правовой нигилизм.

Представляет собой крайность иного рода. Нигилизм в переводе с латинского языка означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права как позитивно-ценностного явления. В своем политическом дискурсе правовой нигилизм опирается на определённое правопонимание при котором право аасоциируется с насилием, с государственным принуждением, с произволом власти. Право в этом случае предстает отрицательной ценностью, и поэтому его неприятие обьявляется естесственным и нравственно необходимым. То, что реальное, исторически действующее право может давать поводы к такого рода выводам, достаточно очевидно. Но также достаточно очевидно, что экстраполировать ( распространять ) на этом основании сделанные выводы о конкретно-исторических формах права как о сплошном зле на все право в целом - совершенно неверно. Лучшее лекарство от такого теоритизированного нигилизма, - отбросив в сторону идеологическое "пенсне", постараться взглянуть на право непредвзято и убедиться в том, что право таково, каким его видит общество и каким оно его создает.

54. Правовая праксиология.

Тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Существует неразрывная связь между человеческим сознанием, познанием и деятельностью ( практикой ), уходящей своими корнями вглубь биологической природы человека. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики ( совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной, либеральной, авторитарной, творческой и т.д. ) и правовой установки ( под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субьекта к определённой правовой активности в определённой правовой ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведеньческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру ).

48. Субъекты и виды правосознания.

Субъектами правосознания могут выступать как отдельные индивиды, так и различные социальные группы вплоть до социума в целом. В соответствии с этим различают следующие виды правосознания: индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное правосознание характеризует правосознание каждой отдельной личности. Чаще всего, оно несет в себе родовые черты общественного правосознания, но может и существенным образом отличаться от него ( правосознание сократа и правосознание афинского общества ). Проблема формирования нормального здорового правосознания личности является насущной необходимостью прежде всего для нашего общества. Групповое правосознание представляет собой представления, оценки и установки тех или иных социальных групп, слоев, классов общества. Такое правосознание наряду с элементами общественного правосознания включает в себя и специфические элементы, определяемые особенностями социального статуса соответствующей общественной группы. Например, правосознание юристов ( как правило ) существенно отличается от правосознания криминальных сообществ. Общественное правосознание характеризует правосознание общества в целом. Оно отличается стабильностью, формируется в течении длительного времени и имеет сложную структуру ( правовая идеология и психология ). Среди видов правосознания дополнительно можно выделить обыденное, профессиональное и научное.

63. Различные правовые подходы к идее правовой государственности.

Идея правового гос-ва всегда являлась и является одной из самых гуманных и перспективных государственно-правовых идей. Разные мыслители, политические и общественные деятели вкладывали неодинаковый смысл в идею правового гос-ва. Если у одних, скажем, такое гос-во ассоциировалось в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием разных форм чужого труда, то у других всё выглядело как раз наоборот. " При частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о наилучшем устройстве гос-ва. Нынешние гос-ва строятся на эксплуатации чужого дешёвого труда. " - Т.Мор - "Утопия". " где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение гос-ва и все блага, какие только могут даровать ему боги " - Платон - "государство". Аналогичные идеи, заложившие основу правовой теории гос-ва, развивались в работах Аристотеля. Там где отсутствует "Власть закона" , делает вывод Аристотель, там нет места и какой либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов. Весьма важным в плане формирования теории правового гос-ва явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому " под действие закона должны подпадать все " , а не только некоторые, " избранные граждане ".

57. Особенности правовой культуры в России.

Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное и противоречивое явление, интерпритация которого - серьёзная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связаны с тем, что в россии сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой культуры - восток и запад. Поэтому культура русского народа не чисто европейская, но и не чисто азиатская. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности является этикоцентризм - идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву обьясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества, начиная с 10 века в связи с принятием христианства православного обряда. Западноевропейский индивидуалистический идеал правового гос-ва никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С ним связывались представления о "царстве правды", а не царстве права. Соборный, надиндивидуальный характер этой "правды" также является отличительной чертой правосознания российского общества. Это во многом обьясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, как и связанного с ним культового отношения к славе и богатству. Определяющей в общенациональном коммуникативном пространстве являлась идеология консервативно-патриархальная, укоренённая в традициях православной культуры. Кризис нашего общества - кризис нашей культуры.

12. Интегральное правопонимание.

Поиск путей формирования нового, интегрального типа правопонимания ( от лат. integer - целый ), возникающего на основе диалога всех школ и течений в современном правоведении, как западных так и восточных - очень важная цель для правоведения. Успех этого поиска связан с принципиальными гносеологическими и онтологическими вопросами теории права, перспектива решений которых просматривается в контексте феноменолого-коммуникативного подхода. Феноменолого - коммуникативная теория права предполагает признание следующих методологических выводов: 1) право как феномен не существует вне социального субьекта, вне социального взаимодействия. 2) такое интерсубьективное взаимодействие, опосредованное легитимными правовыми текстами, всегда является специфическим коммуникативным поведением, субьекты которого обладают взаимообусловленными правомочиями и обязанностями. 3) право представляет собой синергийную коммуникативную систему. Всё это направлено на осмысление права как многоединства, существующего в разных ипостасях, формах и видах, не предполагает создание единственной теории права, пригодной на все времена и находящейся вне определённых социокультурных рамок. Однако лишь в рамках коммуникативной парадигмы можно найти ту степень общности знания, без которой не может состояться ни одна научная теория.

38. Право и равенство.

Эйдетически равенство в праве может иметь значение только как формальное равенство. Субъекты равны постольку, поскольку они есть участники определённого правопорядка, субьекты одних и тех же правовых коммуникаций, носители взаимных прав и обязанностей. Формальное равенство имеет место там, где одни и те же субъекты в равной мере подпадают под действие одних и тех же правовых норм. Но в этом своём значении формальное равенство может выступать лишь как эйдетическая ценность, поскольку является априорным, логическим условием действия права. В данном смысле равенство присутствует в любой правовой системе, даже в такой, которая основана на соц. неравенстве и нер-ве прав. Оно есть везде где есть правовые нормы. Иное значение идея правового равенства получает в случае её идеологической интерпретации как необходимости наделения всех людей равными правами и обязанностями. Такое требование основывается на ценностном мировоззрении, в соответствии с которой все люди равны между собой и равноценны.

35. Право и справедливость.

Правовой порядок есть социально признанный порядок, т.е. такой порядок, который основывается на социально-признанных нормах. В силу этого любой порядок является и порядком справедливым. Справедливость является одним из модусов должного. Соответствие должному и есть справедливость. Не должное справедливым быть не может. Правовой порядок, как порядок, основанный на социально признанных нормах должного поведения, есть в силу этого порядок справедливый. При этом следует отличать справедливость права как единого развивающегося организма и справедливость каких-либо правовых актов ( источников норм права ), например, законов. Право есть выражение должного и как таковое не может быть несправедливым, если сами критерии справедливости черпать из одноимённой социокультурной системы ( самоидентификацией которой право и является ). В противном случае оно не было бы правом т.е. выражением должного ( справедливого ). Даже если права и обязанности возникают, и акт объективно является правовым, он может в определённых случаях рассматриваться как несправедливый.

36. Право и свобода.

Правовой порядок ценен не сам по себе, а как условие возможности координированных правовых действий субьектов права и как результат таких действий. Независимо от содержания таких действий сама свобода их совершения в рамках права, т.е. возможность самостоятельно выбирать тот или иной вариант внешнего социального поведения и тем самым определять поведение других, проявляя свою власть, самостоятельность и самодеятельность, является правовой ценностью. Свободу невозможно искать ни в чем другом кроме субьекта, который имеет волю. Право в этом ценностном контексте можно предварительно определить как упорядоченную свободу. Правовая свобода есть аксиологическая ипостась субьективного права и в этом своём качестве имеет свою ярко выраженную коммуникативную направленность.