• Название:

    Фаталист — презентация

  • Размер: 0.63 Мб
  • Формат: PPT
  • или
М.Ю.Лермонтов. «Фаталист». Повесть «Фаталист» мы читаем когда, в сущности, уже поняли характер героя и нашли определенное объяснение его судьбы – трагической судьбы человека безвременья.
Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»? Вопрос о предопределении – вопрос философский.
Но в 30-40-е годы XIX века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлеченный характер и приобрел особый интерес В самом начале повести мы присутствуем при разговоре у майора С., где высказаны три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: одни верят в него, другие сомневаются, а третьи просто отрицают.
Дальше мы становимся свидетелями трех событий: первое - пари у Вулича, второе - на что рассчитывал, Вулич приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывал Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака, третье - каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича и каких от Печорина.
Для работы нам нужно выяснить значение слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный  ФАТАЛИ́ЗМ- (от ·лат. fatalis - роковой) (·книж. ).
Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить.«Рассуждали о том, что мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами, христианами, многих поклонников. ..» В чём смысл названия главы? Главный «треугольник» повести – Вулич – Печорин – Судьба.
Тема – вера или неверие в предопределенность жизни человека.
Отсюда и название – «Фаталист». Почему в повести главное лицо не Печорин? Вулич «имел вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».Загадочная, неординарная личность, Вулич привлекает внимание Печорина.
Оппозиция Вулич-Печорин в центре повести.
Чем привлекает образ Вулича? Он был родом серб, как видно было из его имени.
Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру.
Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, — все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи.
Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился.
Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к его выразительным глазам; но он не шутя сердился, когда об этом намекали.
Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре.
За зеленым столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство.
Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? Я пристально посмотрел ему в глаза; но он спокойным и неподвижным взором встретил мой испытующий взгляд, и бледные губы его улыбнулись; но, несмотря на его хладнокровие, мне казалось, я читал печать смерти на бледном лице его.
Я замечал, и многие старые воины подтверждали мое замечание, что часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться.— Вы нынче умрете! — сказал я ему.
Он быстро ко мне обернулся, но отвечал медленно и спокойно:— Может быть, да, может быть, нет… Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Как проявляет себя Печорин в этом эпизоде? «-Кому угодно?» Печорин «шутя» предложил свое пари. «Утверждаю, что нет предопределения», - сказал я».«Мне надоела эта длинная церемония». «…или застрелитесь, или…пойдемте спать». — Вы счастливы в игре, — сказал я Вуличу… — В первый раз от роду, — отвечал он, самодовольно улыбаясь, — это лучше банка и штосса. — Зато немножко опаснее. — А что? вы начали верить предопределению? — Верю; только не понимаю теперь, отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть… Какова роль пейзажа в данной новелле? Как характеризуют Печорина его размышления? Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права.
И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо, с своими бесчисленными жителями, на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!... «Знаешь, что случилось?» — сказали мне в один голос три офицера, пришедшие за мною; они были бледны как смерть.— Что?— Вулич убит.
Я остолбенел……Вулич шел один по темной улице: на него наскочил пьяный казак, изрубивший свинью и, может быть, прошел бы мимо, не заметив его, если б Вулич, вдруг остановясь, не сказал: «Кого ты, братец, ищешь» — «Тебя!» — отвечал казак, ударив его шашкой, и разрубил его от плеча почти до сердца… Два казака, встретившие меня и следившие за убийцей, подоспели, подняли раненого, но он был уже при последнем издыхании и сказал только два слова: «Он прав!» Я один понимал темное значение этих слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины.
Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника.
Никто, однако, не отважился броситься первым.
Я подошел к окну и посмотрел в щель ставня: бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет; окровавленная шашка лежала возле него.
Выразительные глаза его страшно вращались кругом; порою он вздрагивал и хватал себя за голову, как будто неясно припоминая вчерашнее.
Я не прочел большой решимости в этом беспокойном взгляде и сказал майору, что напрасно он не велит выломать дверь и броситься туда казакам, потому что лучше это сделать теперь, нежели после, когда он совсем опомнится.
Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака? …подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.— Погодите, — сказал я майору, я его возьму живого.
Велев есаулу завести с ним разговор и поставив у дверей трех казаков, готовых ее выбить, и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну.
Сердце мое сильно билось.— Ах ты окаянный! — кричал есаул. — что ты, над нами смеешься, что ли? али думаешь, что мы с тобой не совладаем? — Он стал стучать в дверь изо всей силы, я, приложив глаз к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения, — и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз.
Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет.
Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него.
Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был уж связан и отведен под конвоем.
К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
Почему Печорин не нашел счастья в жизни? В чем его трагическая обреченность? Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели.
Его активность бесплодна.
Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба.
Основные свойства его натуры и отразившаяся в нем «болезнь века» – рефлексия (раздвоение характера, постоянный самоанализ) и скептицизм. Индивидуализм и эгоизм как жизненные принципы, принятые на себя Печориным опустошили его (он «истощил жар души»).
Лермонтов показывает, как постепенно утрачивает Печорин все лучшее в своем характере.
Трагическая обреченность в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои недюжинные способности для пользы и вянет без борьбы.
Там, где он появляется, он несет смерть страдания, разрушения.
Это была не история одного Печорина, а всего поколения Николаевской России.
Вывод.
Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов).
Герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность.
Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности.
Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.
Почему именно глава «Фаталист» завершает повествование о Печорине? Повесть "Фаталист" выполняет роль финала тем, что подводит итог личности и поведению героя, открывая в нем такие черты мужества и активности, которые имеют уже не только интимный, но и общественный смысл". Такое композиционное положение и преимущественно философская проблематика как бы ставят главу в особое положение, что и служит основанием для ее выделения и обособления.
Е. Н. Михайлова: «Лермонтов как бы говорит своей новеллой: никто не может решить окончательно, существует предопределение или нет, поскольку всегда остается место для случайности, для субъективных «промахов мысли» при объяснении явлений; но даже если предопределение и существует (к чему склоняет пример судьбы Вулича), то и в таком случае человеку остается одно — действовать, испытывать судьбу. Действие, борьба — вот последний вывод Лермонтова из проблемы рока»