• Название:

    Jnso 1


  • Размер: 1.48 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



    Предпросмотр документа

    Соционику – «в народ»?

    журнал
    №1/2006
    Научного соционического общества
    Моделирование:


    инфокуб

    Теория уровней
    абстрактного интеллекта:


    вопросы и ответы

    Взгляд соционика:



    – «Покровские ворота»
    – герои мультфильмов

    Инструкция по эксплуатации:



    «Самозванцев нам не надо –
    командиром буду я!»

    
    ОТ РЕДАКТОРА
    Поздравляю вас, уважаемые соционики, а также примкнувшие,
    сочувствующие и интересующиеся
    – с весной, с соционической конференцией и с новым журналом!

    С другой стороны, «отвлеченные» названия уводят читателя в
    сторону...

    «Журнал НСО» адресован в первую очередь «продвинутым юзерам» – т.е. тем, кто так или иначе
    знаком с соционикой и применяет
    ее – для личного развития, в общении с окружающими, или в профессиональной деятельности.
    Кредо журнала – познание сущности (человека) посредством изучения сходств и различий. Вполне типологическое кредо; и надо
    сказать, что кроме соционики на
    этих страницах найдется место
    и другим типологиям. Например,
    психософии Афанасьева, или теории уровней абстрактного интеллекта Фельдмана.
    Мы долго спорили – должно ли
    присутствовать слово «социо-

    «Журнал Научного
    соционического общества»
    №1(1)/2006
    Главный редактор:
    Борисова В.С.
    Редколлегия:
    Дмитриев А.В.
    Лытов Д.А.
    Павлов Д.О.
    Прокофьева Т.Н.
    Трехов А.В.
    Цыпин П.Е.
    Шерман В.И.
    info@socion.org
    madera@socion.org
    Подписано в печать 15.03.06.
    Тираж 200 экз.
    Отпечатано в типографии
    издательства «Доброе слово».
    Тел/факс 158-47-06.
    © Научное соционическое
    общество, 2006
    © ИГ «ЧЕРНАЯ БЕЛКА», 2006

    ника» на обложке журнала? Я
    лично знаю практикующих специалистов-социоников, которые
    консультируют не только отдельных людей, но и целые фирмы,
    ухитряясь вообще не упоминать
    этого слова :) Опасаются нежелательных ассоциаций: о соционике
    слышали многие, но мало кто действительно хорошо представляет
    себе, что же она такое.

    В общем, то, что мы в итоге написали на обложке, отражает факты
    (как в анекдоте про математика и
    путешественников на воздушном
    шаре), но хотелось бы чего-то более идейного, более... черноинтуитивного :) Так что предложения
    по поводу названия – очень даже
    приветствуются, равно как и прочие вопросы, мнения и пожелания, а также авторские статьи для
    публикации. Пишите нам!
    Следующий номер журнала выйдет летом, третий – к киевской
    конференции, а дальше... дальше
    будет видно. Я надеюсь, что будут
    видны развитие и хорошие перспективы, чего желаю и соционике в целом.
    Вера Борисова
    madera@socion.org

    СОДЕРЖАНИЕ

    «Для затравки»............................................................... 2
    Новости, анонсы, события.............................................. 2
    Стоит ли нести соционику «в народ»?........................... 3
    Геометрическая модель информационного
    метаболизма................................................................... 5
    Развитие личности и соционические функции............ 11
    Подтипы: эмпирические портреты............................... 16
    «Чтобы выйти за рамки, надо их изучить».................. 20
    Герои любимых мультфильмов. Взрослый взгляд........ 21
    Тайна третьего смысла, или Как соционик на
    «Покровские ворота»................................................... 33
    Руководство по достойной встрече и размещению
    Жукова, или Нечто поэтичное о моих дуалах............ 38
    «Пересекая границы»................................................... 43

    
    «ДЛЯ ЗАТРАВКИ»
    На этом месте – в этой рубрике
    – будут появляться небольшие,
    но интересные мысли. Например,
    цитата, «гуляющая сама по себе»
    – она не является эпиграфом к
    какой-то статье или к номеру в
    целом, но над ней определенно
    стоит подумать :)
    «... в любом учении бывает три стадии:
    Некритическая.Длятого,чтобыусвоить какое-либо учение на уровне
    знания, необходимо подойти к нему
    некритически, с полным доверием.
    Стать его искренним поклонником.
    Получить моральное право его пересказывать. Тот, кто пропускает первую стадию, становится недоучкой.
    Тот, кто застревает на ней, становится зомби.
    Конструктивно-критическая.Для
    того, чтобы усвоить учение на уровне понимания, необходимо подойти
    к нему конструктивно-критически с
    желанием его улучшить, усовершенствовать, устранить его внутренние
    противоречия и несоответствия фактам, придать ему стройность и красоту. Тот, кто эту стадию пропускает,
    становится перебежчиком, а тот, кто
    на ней застревает, вечным учеником.
    Деструктивно-критическая.Длятого,
    чтобы усвоить учение на уровне его
    преодоления, необходимо обнаружить его пределы, его ограниченность
    и неспособность к дальнейшему развитию без радикальной перестройки.
    Разрушить до основания и выявить
    пригодные элементы для построения
    иного, более совершенного учения.
    Тот, кто с этой стадии начинает, пропуская первую и вторую, становится
    невеждой. Тот, кто не пропускает ни
    одной из трех стадий, кто их последовательно и без лукавства проходит,
    становится преемником».
    В.Тарасов
    Искусство управленческой борьбы

    НОВОСТИ, АНОНСЫ, СОБЫТИЯ

    15 апреля 2006 года в
    Москве состоится конференция «Соционика и
    смежные дисциплины»
    Заявленные доклады (список предварительный):
    Афанасьева Е. (тема будет объявлена позднее)
    Воронова Э.Б. – «Соционический
    аспект в управлении корпоративными структурами»
    Дмитриев А.В. – «Применение новых
    методов диагностики при определение ТИМа»
    Меньшова Т.И. – «Ваша роль в соционе»
    Митрохина А.Л. – «Ценности квадры
    и матрицы Грофа»
    Назин Г.И. – «Основания соционики:
    факты и гипотезы»
    Новикова В.Ю. – «Формализованный метод соционической диагностики: тест аспектных метафор», «Новый
    взгляд на теорию мерности функций»
    Прокофьева Т.Н. – «Соционическая
    теория развития личности»
    Саенко В.В. – «Закон о переходе количественных изменений в качественные и распространение соционики»
    Соленый А.И. – «Астрологический
    критерий для признаков Юнга Intuitive и Sensing»
    Толстиков В.И., Толстикова А.В. –
    «Конфликт в дуальной паре на примере диад первой квадры»
    Фельдман Я.А. – «Соционика и
    ТУАИ»
    Филимонов Д.А. – «Определение
    ИТИМа этноса»
    Цыпин П.Е. – «Стоит ли нести соционику «в народ?» (см. статью на соседней странице)
    Актуальную информацию (в том числе о точном времени и месте проведения конференции) и обновления
    ищите на сайте НСО –
    http://www.socion.org
    Информация постфактум – отчет о
    конференции, а также опубликованные доклады – обязательно появится в
    следующем номере «Журнала НСО».

    На сайте Научного соционического общества
    http://www.socion.org
    вы найдете:
    – материалы конференций по соционике
    – программу для подготовки к экзамену (на степень бакалавра соционики)
    – соционический форум
    – информацию о работе НСО

    Самая свежая книга о
    соционике на данный
    момент – вышедшая в начале года
    «Соционика в работе с персоналом, или
    Что показывает MBTI»
    Елены Удаловой
    (издательство «Колесо Самсары», тираж 1500 экз., 138 стр.)

    А.Трехов:
    ...Краткая историческая справка,
    аспекты и модель А, описание типов,
    которые почему-то названы юнговскими, и интертипных отношений...
    Все то же самое, что изложено уже в
    десятке с лишним книг. Разве что третья глава оригинальна: в ней – описание шести квартетов малых групп.
    Присутствуют издательские дефекты:
    ошибки и опечатки :(
    П.Цыпин:
    Содержание книги не соответствует
    её названию – «Соционика в работе
    с персоналом». Если уж реально раскрывать эту тему, то нужно разрабатывать разделы:
    – соционика в рекрутинге;
    – соционика в адаптации персонала;
    – соционика в выработке оптимальных мотивационных схем для персонала;
    – соционика в определении оптимальных схем обучения персонала.
    И, конечно, такая книга должна содержать многочисленные «кейсы»
    – т.е. описания различных управленческих ситуаций и их решений с позиций соционики.

    
    ИДЕОЛОГИЯ

    Стоит ли нести соционику
    «в народ»?
    В последнее время часто обсуждается вопрос: следует ли знакомить с
    соционикой широкие слои населения
    и, если да, то какие технологии для
    этого использовать. Позволю себе
    высказать имеющиеся мысли по данной теме.
    1. А что, собственно, нести в народ?

    К настоящему моменту в соционике
    как науке нет единой парадигмы: параллельно существуют и развиваются совершенно различные системы
    знаний, например, “гуманитарная”
    соционика, “системная” соционика,
    “прикладная” соционика и т.п. Каждая
    из этих “соционик” исповедует свои
    принципы. Даже по базовым определениям нет согласия: есть соционика,
    утверждающая, что тип информационного метаболизма - это тип личности; есть соционика, утверждающая,
    что соционический тип проявляется
    прежде всего в мышлении. “Прикладная соционика” считает, что ТИМ должен быть максимально полно и ярко
    проявлен в поведении, в то время как
    вильнюсская школа соционики убеждена, что ТИМ следует (в определенных условиях) элиминировать. Ряд
    известных социоников (в частности,
    В. Мегедь, А. Овчаров, Е. Филатова)
    утверждают неравномерное распределение ТИМов в обществе, с чем не
    согласны многие другие специалисты.
    Позиции отдельных социоников, не
    связанных со «школами», разнятся
    между собой еще более фатально.
    В общем, позиций множество, они
    противоречивы, и потому соционический продукт как таковой отсутствует:
    потребителю соционической информации нет возможности предложить
    цельное, выверенное, устоявшееся
    знание. Мало того, даже среди самих социоников нет единого мнения
    по вопросу, является ли соционика
    наукой или это просто один из вариантов гуманитарного знания о человеке. Для сравнения: сколь бы ни
    была разделена на крупные и мелкие

    Что такое соционика?

    течения психология, все адепты позиционируют её именно как науку,
    то есть как системное и объективное
    (проверяемое) знание, и не просто
    позиционируют, но и работают так,
    чтобы социум соглашался с их декларациями.
    2. Кому нести соционику? Вот, на мой
    взгляд, ключевой вопрос. Кто готов
    на данный момент воспринять соционическое знание, причем воспринять
    его адекватно? Представляется, что
    это смогут сделать те люди, которые имеют хотя бы поверхностную
    психологическую или философскую
    подготовку. Без неё соционика будет
    выглядеть в глазах человека в лучшем
    случае как система профотбора, а в
    худшем – как новое учение шовинистической направленности. По своему собственному опыту преподавания соционики скажу: весьма нелегко
    добиться, чтобы слушатели поняли,
    что ТИМ не есть тип личности. Теперь
    предположим, что преподаватель
    или пропагандист не заостряет внимание на нетождественности указанных понятий. Тогда слушатель «с
    полным правом» заключает: ага, есть
    16 типов личности; из них часть – полезны для общества: умные, здравые, хозяйственные, справедливые.
    компанейские и проч., а остальные
    – «отстой».

    Еще один шаг –
    и готов эффективный и
    очень привлекательный
    дискриминационный
    механизм, способный
    работать на любом
    уровне: от «коммунальной кухни» и интернетзнакомств до выборов
    президента страны.

    Интересно, как вульгарные псевдосоционические рассуждения совпадают
    (чаще по сути, но иногда и по форме)
    с тезисами из знаменитого труда Гитлера «Моя борьба». Он там разви-

    вает положение о «нужных» и «лишних» людях и делает вывод: «лишним»
    людям нет места в будущем, поэтому
    их нужно изгнать из настоящего. И,
    что самое любопытное, нацистский
    фюрер связывал свою расовую доктрину с… типами интеллекта. В частности, «высшая раса» обладает «синтетическим мышлением», а «низшие
    расы» (они же – «лишние» люди) способны только к аналитическому (неполноценному) мышлению. Вот вам и
    дихотомия… Еще один шаг: а если бы
    Гитлер знал соционику?..
    Прошу понять меня правильно: я совершенно не собираюсь пугать всех
    новым Гитлером. Но в то же время,
    если соционика дойдет до малокультурных слоев общества, то она будет
    использована в лучшем случае для индивидуального или группового самооправдания (типа «российский народ
    – , так что же от него хотят порядка, аккуратности и законопослушности?..»), а в худшем – для оправдания
    агрессии (например, «российский народ – , бей его врагов – ,
    и иже с ними»).
    И проблема не столько в соционике,
    сколько в общей психологии широких
    масс населения. Подлинная культура и подлинное знание всегда в той
    или иной степени элитарны, то есть
    доступны немногим. Причем в наш
    информационный и демократичный
    век – доступно не касте избранных
    по праву рождения, а немногим желающим приобщиться в культуре и
    знанию. Чем шире масса получающих знание, тем более вульгарным и
    пошлым оно становится. Например,
    обязательное изучение классической
    литературы в школах скорее отбивает желание эту литературу читать и
    понимать, чем способствует культурному развитию. Сколько стихов наизусть не учи, культурный уровень не
    повысишь… Нельзя стать грамотным и
    развитым человеком автоматически
    – в школе, в институте, даже в семье.
    Нужно личное (и сильное!) желание,
    мотивированный познавательный интерес. А он есть далеко не у всех.
    Представим ситуацию: соционику
    преподают в школах. Что вынесут из
    этих уроков ученики? «Есть 16 типов
    личности (а может интеллекта, кто
    там разберет…); мой тип – такой-то,
    у соседа такой-то; есть типы умные,
    есть – не очень. Вон Васька с третьей
    парты, он мой конфликтер по соционике: пойду набью ему морду». Или
    так: старшеклассница: «Все отвалите,
    я буду встречаться только с дуалом!».
    Представляете, сколько абсурдных
    импринтов получат такие детишки?
    Какую извращенную картину мира
    они увидят?

    
    Предвижу возражение: соционика
    будет преподаваться «хорошо», без
    вульгарных искажений. Нет! Это не
    удастся: школьники никогда не полезут разбираться в тонкостях, они (что
    вполне естественно) выхватят из контекста то, что им удобно и выгодно
    в этом знании, то есть прежде всего
    самооправдательные моменты. Например: «Я – , не пойду на уроки
    труда, сами же говорили, что этот тип
    не склонен к технике и ручной работе» или «Я – , не смейте с меня
    спрашивать правила правописания,
    у меня – врожденная грамотность».
    Даже некоторые студенты старших
    курсов склонны видеть в соционике
    именно информационный источник
    для самооправдания и индульгирования.

    3. Попробуем подойти к проблеме
    пропаганды соционики конструктивно: что конкретно можно делать?
    Ясно, что если полностью отказаться от ознакомления «свежих людей»
    с соционикой, эта последняя долго
    не просуществует, так как станет
    элитной интеллектуальной игрушкой
    некоторых самодостаточных соционических гуру. Также ясно, что широкие акции по привлечению в соционику народных масс губительны для
    любого знания: оно перестает быть
    элементом интеллектуальной культуры и делается орудием самоутверждения личности.

    Итак, при широкой пропаганде соционики избежать вульгаризации и
    искажений не удастся: «народные
    массы» соционику не смогут воспринять адекватно – они поймут из неё
    только дискриминационную (в широком смысле) составляющую. И в худшем случае (если такая вульгарная
    соционика будет применяться в политике) можно смело прогнозировать
    соционический национал-социализм
    («национал-соционизм»). К народным
    массам я бы отнес и их так называемых слуг – чиновников и депутатов.
    Они нечасто отличаются эрудицией
    и психологической подготовкой, зато
    очень чутки к любым возможностям
    манипулирования массовым сознанием. В худшем случае знакомство
    такого рода лиц с соционикой может
    привести к печальным последствиям.
    Также не следует просить для соционики государственной поддержки: за
    неё обязательно придется с лихвой
    заплатить вырождением знания в схематизированную и наукообразную
    систему дискриминации – по соционическим критериям. Сомневаетесь?
    Тогда попробуйте добиться внедрения соционики у себя на производстве или в офисе, и вы увидите, какие
    элементы соционики будут востребованы руководством и в каком
    ключе они будут использованы. Вот
    некоторые уже ищут  на работу,
    и совершенно не желают понимать,
    что ТИМ не гарантирует успешности
    человека на том или ином участке
    деятельности. ТИМ вообще ничего
    не гарантирует, он лишь предполагает наличие у индивида определенным установок мышления и, следовательно, с определенной долей
    вероятности и установок поведения.
    Но степень успешности человека в
    работе зависит, конечно, от образования и опыта гораздо больше,
    чем от ТИМа.

    Критерий «отбора» для ознакомления с соционикой – общий уровень эрудиции
    и интеллектуального
    развития. Ведь любой студент

    Предлагается следующий путь: пропагандировать соционику «точечно»:
    культурным слоям общества, интеллигенции, студентам, менеджерам,
    HR-ам и т.д.

    слушает курсы философии, культурологии, часть – психологии. Как
    знакомить? На студенческих занятиях, на курсах повышения квалификации, на специальных соционических
    курсах (которых сейчас существует
    немал