• Название:

    Совершенные вопросы. Совершенные ответы


  • Размер: 0.57 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: Microsoft Word - sovershennie_voprosy.rtf
  • Автор: Georg

Предпросмотр документа

СОВЕРШЕННЫЕ ВОПРОСЫ
СОВЕРШЕННЫЕ ОТВЕТЫ
Беседы Его Божественной Милости
А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
и Боба Коэна, сотрудника Корпуса Мира в Индии

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ______________________________________________________________________________ 2
Кришна – всепривлекающий (27 февраля 1972 года) ____________________________________________ 3
Ведическая культура: варнашрама-дхарма (28 февраля 1972 года) _______________________________ 7
Истинная цель жизни (28 февраля 1972 года, продолжение) ____________________________________ 9
Три гуны природы (28 февраля 1972 года, продолжение) _______________________________________ 12
Путь очищения (29 февраля 1972 года) ______________________________________________________ 14
Совершенный преданный (29 февраля, вечер) _________________________________________________ 18
Деятельность в сознании Кришны (29 февраля 1972 года, вечер, продолжение беседы) ____________ 24
Совершенствование в сознании Кришны (переписка) _________________________________________ 29
Выбор будущего (Нью-Йорк, 4 июля 1972 года) _______________________________________________ 30
Заключение ______________________________________________________________________________ 34
Файл обработал и подготовил Михаил Ногачевский. Кишинев 2008
Постоянное место хранения: http://hari-katha.org/library/iskcon.htm
Загружено с проекта www.hari-katha.org

Предисловие
Бог, духовная жизнь - до встречи со Шрилой Прабхупадой обо всем этом у меня было весьма смутное
представление. Меня всегда интересовала религия, но до встречи с преданными из движения сознания
Кришны у меня не было правильных представлений, необходимых для того, чтобы верно ставить вопросы
о духовной жизни. Для здравомыслящего человека существование Творца очевидно. Но кто есть Бог? Кто
я? Я изучал восточную философию в еврейской школе, но так и не получил удовлетворительного ответа на
интересующие меня вопросы.
Впервые я услышал мантру Харе Кришна в конце 1968 года на Гринвич Виллидже в Нью-Йорке:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Пение было захватывающим и приносило ощущение покоя и уюта. Мантра врезалась мне в память, и
потом я даже пожалел, что не взял у преданных журнал. Впоследствии мне объяснили, что тогда было
посажено трансцендентное семя, которое в конечном счете должно было принести плод любви к Богу.
Через несколько месяцев мне попалась открытка с мантрой Харе Кришна. Надпись на открытке
гласила: “Воспевайте эти имена Бога, и ваша жизнь станет возвышенной”. Время от времени я стал
повторять мантру и заметил, что она действительно приносит мне ощущение внутреннего покоя.
Окончив колледж, я получил степень бакалавра химии и в 1971 году, вступив в Корпус Мира,
отправился в Индию в качестве преподавателя. Там я пытался разузнать что-либо о движении Харе
Кришна. Меня привлекало пение мантры и интересовала их философия, и мне захотелось узнать, что же
представляет собой это движение. Перед поездкой в Индию я несколько раз побывал в нью-йоркском
храме Кришны, но не думал, что смогу принять кажущийся таким аскетическим образ жизни преданных.
В Индии я впервые встретился с преданными из движения сознания Кришны во время праздника в
Калькутте, который проходил в октябре 1971 года. Преданные рассказали мне о цели йоги и о том, как это
необходимо - задавать вопросы о духовной жизни. Я стал понимать, что все их обряды и церемонии были
не просто скучной сентиментальной обязанностью, а реальным и разумным образом жизни.
Однако поначалу мне было очень трудно понять философию сознания Кришны. Мое западное
воспитание очень изощренно уводило меня от понимания вещей, ясных как божий день! К счастью,
преданным удалось убедить меня в необходимости соблюдения некоторых основных принципов и
ограничений, что приблизило меня к пониманию духовной жизни. Теперь я понимаю, какими туманными
и приблизительными были мои представления о духовности и трансцендентном бытии. В ноябре 1971 года
я встретил Шрилу Прабхупаду и вскоре решил стать вегетарианцем. (Я очень гордился тем, что теперь я
вегетарианец, но позже Бхактиведанта Свами напомнил мне, что даже голуби и те вегетарианцы).
В феврале 1972 года в Калькутте я познакомился с некоторыми преданными, и они пригласили меня
на праздник в Майапуре (священный остров в 90 милях к северу от Калькутты). Торжества устраивались в
честь Чайтаньи Махапрабху, который считается воплощением Самого Кришны. Я планировал съездить в
Непал, но Корпус Мира не дал мне разрешения на выезд из Индии, и я поехал в Майапур.
Я рассчитывал пробыть в Майапуре не более двух дней, но провел там целую неделю. Среди всех
приехавших с Запада я был единственным непреданным на весь остров и теперь, живя с преданными на их
земле, имел уникальную возможность поближе познакомиться с сознанием Кришны.
На третий день праздника меня пригласили к Бхактиведанте Свами. Он жил в небольшой глинобитной
хижине, крытой соломой, в которой почти не было мебели. Бхактиведанта Свами предложил мне сесть,
справился о моем здоровье и спросил, нет ли у меня каких-либо вопросов. Преданные говорили, что
Бхактиведанта Свами может ответить на все мои вопросы, так как он - истинный духовный учитель,
получивший знания по цепи ученической преемственности. Я думал, что Бхактиведанта Свами, должен
понимать, что происходит в этом мире. По крайней мере, так утверждали его ученики, а я восхищался ими
и относился к ним с большим уважением. Помня об этом, я стал задавать ему вопросы. Сам того не
подозревая, я обратился к гуру, духовному учителю, именно так, как предписано в шастрах - смиренно
вопрошая о духовной жизни.
По-видимому, Бхактиведанта Свами был доволен мной и в последующие несколько дней отвечал на
мои вопросы. Как правило, они носили чисто теоретический характер, но я всегда получал ответы,
касающиеся лично меня: о том, как мне одухотворить свое существование. Его ответы были логичными,
научно обоснованными, убедительными и удивительно ясными. До встречи со Шрилой Прабхупадой и его
учениками мои представления о духовной жизни были весьма неопределенными, но в ходе бесед с ним все
становилось реальным, ясным и привлекательным.
Бхактиведанта Свами терпеливо помогал мне понять, что Кришна, Бог - это верховный
наслаждающийся, друг всех живых существ и Тот, кому все принадлежит. Я сам нагромождал на своем
пути препятствия, мешающие мне понять очевидное: чтобы постичь Бога, я должен серьезно отнестись к
науке о Нем, и Бхактиведанта Свами настойчиво, но доброжелательно побуждал меня к этому. И хотя мне
далеко не всегда удавалось ясно выразить свои мысли, Бхактиведанта Свами понимал каждый мой вопрос
и отвечал на него совершенным образом.
Боб Коэн,
14 августа 1974 года
страница 2 из 34

-----This file was downloaded from http://hari-katha.org

Кришна – всепривлекающий
(27 февраля 1972 года)
Боб: Кого можно назвать ученым?
Бхактиведанта Свами: Того, кто обладает истинным знанием.
Боб: Они думают, что их знания истинны.
Бхактиведанта Свами: Что вы сказали?
Боб: Они надеются, что их знания соответствуют истине.
Бхактиведанта Свами: Нет, надо знать точно. Мы обращаемся к ученым, потому что
предполагается, что их знания истинны. Ученый - это человек, обладающий истинным знанием. Кришна
означает “всепривлекающий”.
Боб: Всепривлекающий?
Бхактиведанта Свами: Да. Если Бог не привлекает к Себе, то как Он может быть Богом? Человек
имеет вес в глазах окружающих, если он их чем-то привлекает. Разве не так?
Боб: Да, это так.
Бхактиведанта Свами: Следовательно, Бог должен привлекать всех и быть привлекательным для
всех, поэтому если у Бога есть какое-нибудь имя или вы хотите дать Ему какое-нибудь имя, то это может
быть только имя “Кришна”.
Боб: Но почему только это имя, почему именно Кришна?
Бхактиведанта Свами: Потому что Он - всепривлекающий. Кришна означает “всепривлекающий”.
Боб: Теперь понятно.
Бхактиведанта Свами: У Бога нет имени, но мы называем Его по Его качествам. Если человек
необычайно красив, мы так и говорим о нем: “Он красивый”. Если человек разумен, мы называем его
мудрым. Таким образом, мы характеризуем людей по их качествам. Так как Бог всепривлекающий, имя
“Кришна” может быть дано только Ему. “Кришна” означает “всепривлекающий”. Это включает в себя все.
Боб: А что можно сказать об имени, означающем “всемогущий”?
Бхактиведанта Свами: Да... Не будучи всемогущим, нельзя быть всепривлекающим.
Шйамасундара (американский преданный, секретарь Бхактиведанте Свами): Это имя включает в
себя все.
Бхактиведанта Свами: Все Он должен быть очень красивым, мудрым, могущественным,
знаменитым...
Боб: А мошенники считают Кришну привлекательным?
Бхактиведанта Свами: Еще бы! Ведь Кришна был величайшим плутом.
Боб: Как это?
Бхактиведанта Свами (смеясь): Потому что Он всегда дразнил гопи.
Шйамасундара: Дразнил?
Бхактиведанта Свами: Да. Иногда Радхарани выходила из дома, а Кришна неожиданно нападал на
Нее. Она падала и говорила: “Кришна, не мучай меня так”, - и когда Они оба оказывались на земле,
Кришна пользовался возможностью поцеловать Ее. (Бхактиведанта Свами смеется.) И Радхарани это
доставляло огромное удовольствие, хотя Кришна мог показаться величайшим негодяем. Если бы этого
плутовства не было в Кришне, откуда бы оно взялось в мире? По нашему определению Бог - источник
всего. Если бы плутовство не было присуще Кришне, откуда бы оно взялось в этом мире? Ведь Он источник всего. Но мошенничество Кришны так прекрасно, что все поклоняются Его мошенничеству.
Боб: А что вы скажете о мошенниках, которые не так очаровательны?
Бхактиведанта Свами: Нет, замечательно не мошенничество само по себе, а Кришна, который
абсолютен во всех Своих проявлениях. Он - Бог, поэтому Его мошенничество - благо. Кришна - всеблагой.
Бог - это благо.
Боб: Да.
Бхактиведанта Свами: Поэтому, когда Он прибегает к мошенничеству - это тоже прекрасно, и это
благо. Таков Кришна. В самом мошенничестве нет ничего хорошего, но когда мошенничает Кришна, это
замечательно, потому что Он - абсолютное благо. Это необходимо понять.
Боб: А есть люди, которых Кришна не привлекает?
Бхактиведанта Свами: Нет, Он привлекает всех. Кого не привлекает Кришна? Приведите пример:
“Вот человек или живое существо, которого Кришна не привлекает”. Попробуйте найти такого.
Боб: Человек, который хочет сделать что-то дурное и понимает, что это плохо, но все-таки хочет
добиться власти или прославиться, или разбогатеть...
Бхактиведанта Свами: Так...
Боб: ...в его глазах Бог может и не быть привлекательным, потому что Бог заставляет его чувствовать
себя виноватым.
Бхактиведанта Свами: Нет, нет. Ведь он стремится к власти или богатству, не так ли? А Кришна
богаче всех, поэтому Кришна привлекает и его.
Боб: А если человек, который хочет разбогатеть, молится Кришне, он действительно разбогатеет?
Бхактиведанта Свами: Конечно же!
Боб: Именно таким путем, молясь Кришне?
-----This file was downloaded from http://hari-katha.org

страница 3 из 34

Бхактиведанта Свами: Да. Потому что Кришна всемогущ, и если вы молите Его о богатстве,
Кришна даст вам его.
Боб: А тот, кто живет в грехе, но молится, чтобы разбогатеть, станет богатым?
Бхактиведанта Свами: Да, станет Молиться Кришне - не грех.
Боб: О да!
Бхактиведанта Свами (посмеиваясь): Так или иначе он молится Кришне, и потому нельзя сказать,
что он конченый человек.
Боб: Да.
Бхактиведанта Свами: Кришна говорит в “Бхагавад-гите”: апи чет сударачаро бхаджате мам
ананйа-бхак. чита - Вы ли это?
Боб: Да. Я не знаю санскрита, зато знаю как это будет по английски.
Бхактиведанта Свами: Хм-м.
Боб: “Даже если самый грешный человек молится Мне...”
Бхактиведанта Свами: Да...
Боб: “... то и он возвысится”.
Бхактиведанта Свами: Да. Как только он начинает молиться Кришне - это уже не грех. Поэтому
Кришна всепривлекающий. В Ведах говорится, что Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога источник всех наслаждений: расоваи сах. Все люди чего-то хотят, потому что они находят в этом
определенный вкус.
Боб: Как вы сказали?
Бхактиведанта Свами: Определенный вкус. Предположим, человек пьет. Почему он пьет? Потому
что ему приятен вкус вина, и это приносит ему наслаждение. Человек хочет разбогатеть, потому что в
обладании богатством он находит желанный вкус.
Боб: Как это понимать - “вкус”?
Бхактиведанта Свами (Шйамасундаре): Как это сказать по-другому?
Шйамасундара: Удовольствие.
Боб: Ясно.
Бхактиведанта Свами: Да, приятный вкус. Так вот, в Ведах говорится: расо ваи сах. На санскрите
слову “вкус” соответствует слово раса. (В комнату входит Малати, жена Шйамасундары, неся поднос с
едой.) Что это?
Малати: Жареные баклажаны.
Бхактиведанта Свами: О! Всепривлекающие! Всепривлекающие! (Все смеются.)
Шйамасундара: А в каком смысле Кришна - величайший ученый?
Бхактиведанта Свами: Потому что Он знает все. Ученый - это человек, досконально знающий свой
предмет. Это ученый. А Кришна знает все.
Боб: Я приехал сюда в качестве преподавателя.
Бхактиведанта Свами: Да, обучение... Но если у вас нет совершенного знания, как же вы можете
учить? Вот в чем вопрос.
Боб: Но даже тот, у кого нет совершенного знания, все-таки может преподавать.
Бхактиведанта Свами: Это обман, а не обучение. Это надувательство. Это как говорят ученые:
“Вначале был сгусток материи, и вот... возникло творение. По-видимому... Вероятно...”. Что это, если не
обман? Это не преподавание, а надувание.
Боб: Разрешите вернуться к тому, о чем мы говорили сегодня утром. Это было так интересно. Я
спросил о чудесах, и вы сказали, что в них верят только глупцы, так как допустим, вы ребенок и видите,
что взрослый поднимает стол. Это чудо. Или, скажем, вы химик, смешиваете кислоту и щелочь, в
результате появляется дым, происходит взрыв или идет другая реакция. Для дилетанта это чудо. Но во
всем есть определенная закономерность, и потому, если вы видите чудо, это значит, что вы просто не
знаете технологии этого процесса, ведь только глупцы верят в чудеса, и - поправьте меня, если я что-то
говорю не так...
Бхактиведанта Свами: Так, так.
Боб: Вы говорили, что, когда приходил Иисус, люди были более невежественными, и чтобы помочь
им, нужны были чудеса. Я не совсем уверен, правильно ли я понял ваши слова.
Бхактиведанта Свами: Да, да. Чудеса нужны для невежественных людей.
Боб: Я спросил об этом в связи с тем, что в Индии часто можно услышать о магах-мистиках,
показывающих чудеса.
Бхактиведанта Свами: Кришна - величайший мистик.
Боб: Да.
Бхактиведанта Свами: Об этом говорит Кунти.
Боб: Но ведь я могу учить чему-нибудь, даже не имея совершенного знания? Например, я могу...
Бхактиведанта Свами: Вы можете научить лишь тому, что знаете сами.
Боб: Да, это значит, что я не должен претендовать на то, что смогу научить большему, чем знаю сам.
Бхактиведанта Свами: Да, это и есть надувательство.
Шйамасундара: Иными словами, невозможно открыть другим истину, если мы сами обладаем
неполным знанием.
Бхактиведанта Свами: Да, это так. Ни один человек не может сделать этого. Чувства человека
страница 4 из 34

-----This file was downloaded from http://hari-katha.org

несовершенны, поэтому как он может дать совершенное знание? Например, солнце кажется нам диском. У
нас нет возможности приблизиться к нему. Вы возразите, что солнце можно рассмотреть в телескоп или с
помощью других приборов. Но и телескоп, и эти приборы создали вы сами, а вы несовершенны. Как же
может быть совершенна ваша техника? Поэтому ваши знания о солнце тоже несовершенны. Так зачем же
объяснять, что такое солнце, если вы не знаете его в совершенстве? Это обман.
Боб: А если, скажем, учить тому, что предположительное расстояние от Земли до Солнца - 93000000
миль?
Бхактиведанта Свами: Если вы говорите “предположительно” - это уже не наука.
Боб: Но я думаю, что тогда почти вся наука ненаучна.
Бхактиведанта Свами: В том-то и дело!
Боб: Вы ведь знаете, что наука строится на предположениях.
Бхактиведанта Свами: Да. Они учат несовершенным образом. То же можно сказать и о шумной
рекламе высадки на Луну. Вы думаете, что их знание совершенно?
Боб: Нет.
Бхактиведанта Свами: А что из этого следует?
Боб: Так в чем же заключается долг учителя? Скажем, преподавателя естествознания. О чем ему
говорить в аудитории?
Бхактиведанта Свами: В аудитории? Нужно просто говорить о Кришне.
Боб: Он не должен говорить о...
Бхактиведанта Свами: Нет. Это включает в себя все. Его целью должно быть познание Кришны.
Боб: Может ли преподаватель учить тому, как соединять кислоту и щелочь, или чему-то
аналогичному с целью познания Кришны?
Бхактиведанта Свами: Каким образом?
Боб: Скажем, занимаясь наукой, человек обнаруживает закономерности в природе. И эти
закономерности указывают на силу, которая всем управляет.
Бхактиведанта Свами: На днях я объяснял это. Я спросил одного химика, верно ли, что, согласно
химическим формулам, при соединении водорода и кислорода образуется вода. Верно?
Боб: Да.
Бхактиведанта Свами: Так. В Тихом или, скажем. Атлантическом океане огромное количество воды.
Сколько химических веществ потребовалось для их образования?
Боб: Какое количество?
Бхактиведанта Свами: Да. Сколько тонн?
Боб: Очень много.
Бхактиведанта Свами: Так кто же дал их?
Боб: Все это дал Бог.
Бхактиведанта Свами: Кто-то должен был дать их.
Боб: Я согласен.
Бхактиведанта Свами: Это и есть наука. Вы можете преподавать в таком духе.
Боб: А стоит ли учить тому, что кислота и щелочь нейтрализуют друг друга?
Бхактиведанта Свами: Тут то же самое. Есть множество разных реакций. Кто управляет этим? Кто
дает кислоту и щелочь? (Продолжительная пауза.)
Боб: Очевидно, эти вещества появились из того же источника, что и вода.
Бхактиведанта Свами: Верно. Без водорода и кислорода невозможно получить воду. Итак, имеются
огромные массы воды - не только Атлантический и Тихий океаны - миллионы планет и миллионы
атлантических и тихих океанов. Так кто же создал эту воду, соединив кислород и водород, откуда они
взялись? Вот как мы ставим вопрос. Кто-то должен был дать все эти вещества, иначе откуда бы они
появились?
Боб: Но нужно ли учить тому, как из кислорода и водорода получить воду? Нужно ли учить, как
проводить эту реакцию? То есть вы соединяете кислород и водород.
Бхактиведанта Свами: Это не так важно и не так трудно. Например, как Малати приготовила эти
пури (сорт хлеба. (Прим. переводчика.)). Была мука и было ги [топленое масло], из них она и приготовила
пури. Но не будь муки и масла, разве можно было бы их приготовить? В “Бхагавад-гите” Кришна говорит:
“Вода, земля, воздух, огонь - все это Мои энергии”. Что представляет собой ваше тело? Эта в