• Название:

    Березовский Борис. Искусство невозможного. Том 1


  • Размер: 1.85 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: BODY 1 tom.qxd
  • Автор: Oleg Cherkas

Предпросмотр документа

Борис Березовский

ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО
В ТРЕХ ТОМАХ

1
Политика — искусство возможного.

Борис Березовский

Никколо Макиавелли

Революция — искусство невозможного.
Контрреволюция — не искусство.
Борис Березовский

ИСКУССТВО
НЕВОЗМОЖНОГО

МОСКВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО

НЕЗАВИСИМАЯ

20 0 3

ГАЗЕТА

УДК 329(470+571)
ББК 66.3(2Рос)0
Б 18

Редактор%составитель Юрий Фельштинский

Березовский Борис Абрамович
Искусство невозможного: В 3%х т. Т.1/Сост., предисл. Ю. Фельштинского. —
М.: Издательство Независимая Газета, 2003. — 808 с.
ISBN 5–86712–173–9 (Издательство Независимая Газета)
ISBN 5–86712–174–7 (т. 1, Издательство Независимая Газета)

Содержание
От составителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Трехтомник «Искусство невозможного» составлен из материалов, опубликованных
в СМИ в период 1992 — августа 2003 года. Принцип размещения материалов — тематический,
а внутри разделов — хронологический. Кроме «прямой речи» — статей, интервью и заявлений
самого автора, в издание также включены публикации, отражающие реакцию на деятельность
Б. А. Березовского, и хронология значимых событий его жизни.

УДК 329(470+571)
ББК 66.3(2Рос)0
Б 18

Биография Б. А. Березовского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

I. Философия, религия, либерализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

II. Олигарх . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

III. Чеченский вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .357

IV. Содружество Независимых Государств . . . . . . . . . . . . . . . . . . .615
ISBN 5–86712–173–9 (Издательство Независимая Газета)
ISBN 5–86712–174–7 (т. 1, Издательство Независимая Газета)

© Ю. Фельштинский, подготовка
текстов, составление, предисловие, 2003

ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО

Б18

5

О Борисе Абрамовиче Березовском за последние годы написано
многое. Он, безусловно, на виду и на слуху. Однако то, что говорил
и писал сам Березовский, системно никогда не публиковалось.
Именно поэтому появилось настоящее издание, в котором впервые
собраны и систематизированы основные статьи, интервью и вы%
ступления Березовского.
Этапы известности Б. А. Березовского легко определяемы: «Ло%
гоВАЗ»; ОРТ; избирательная кампания Б. Н. Ельцина в 1996; работа
в Совете безопасности РФ заместителем секретаря СБ И. П. Рыбки%
на, а позднее исполнительным секретарем СНГ; получение мандата
депутата в Государственную думу от Карачаево%Черкесии; избира%
тельная кампания «Единства» против блока «Отечество — Вся Рос%
сия» осенью 1999 года; борьба за избрание В. В. Путина президен%
том в 2000 году и переход в оппозицию режиму нового президента.
И все это на фоне многочисленных попыток расправиться с Бере%
зовским: фабрикация уголовных дел, ордеры на арест, фактическая
высылка из страны, запросы на экстрадицию, неоднократные поку%
шения на жизнь.
В подавляющей своей части трехтомник составлен из материа%
лов, опубликованных в СМИ в период 1992 — августа 2003 года.
В новой, более полной редакции публикуется программный доку%
мент «Манифест Российского либерализма». Принцип размещения
материалов — тематический, а внутри разделов — хронологический.
Кроме «прямой речи» — статей, интервью и заявлений самого Бере%
зовского — в издание включены статьи других авторов, отражающие
реакцию на деятельность Березовского и хронологию событий его
О Т

ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО

От составителя

7

С О С Т А В И Т Е Л Я

Если согласиться с тем, что историческая личность — тот, без кого
история пошла бы иначе, Березовский, безусловно, историческая
персона. Хуже он или лучше, глупее или умнее страны, мира и вре%
мени, в которых живет, — покажет будущее.
Юрий Фельштинский,
доктор исторических наук
Бостон, август 2003 г.

Биография Бориса Березовского
Борис Абрамович Березовский родился в 1946 году в Москве. В 1962 го%
ду окончил школу и поступил в Московский лесотехнический институт
на факультет вычислительной техники. После его окончания в 1967 го%
ду поступил в Московский государственный университет им. Ломоно%
сова на механико%математический факультет. Работал в Институте
проблем управления АН СССР (теперь Российская академия наук).
В 28 лет защитил кандидатскую диссертацию, в 35 лет — доктор%
скую по техническим наукам. В 1991 году был избран членом%корре%
спондентом Российской академии наук по отделению информати%
ки, вычислительной техники и автоматизации.
Б. Березовский — автор более ста научных статей и двух моно%
графий в области теории оптимизации. Многие его труды опублико%
ваны в ведущих научных изданиях в США, Германии, Франции,
Японии и ряде других стран. Б. Березовский — член нескольких
международных научных обществ.
В 1989 году после появления в России законодательной базы для
частного предпринимательства под руководством Б. Березовского
было создано акционерное общество «ЛогоВАЗ».
Б. Березовский — основатель и председатель попечительского
совета независимого благотворительного фонда «Триумф — Лого%
ВАЗ», учредившего в 1991 году ежегодную премию «Триумф» за выс%
шие достижения в российской культуре.
В начале 1996 года Б. Березовский инициировал консолидацию
новой финансово%промышленной элиты России в поддержку пере%
избрания Б. Ельцина на пост Президента России. Это начинание
сыграло важную роль в сохранении российского курса реформ.
Б О Р И С

ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО

ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО

8

жизни. Часть материалов публикуется в выдержках. Сделанные со%
ставителем сокращения отмечены знаком «[…]».
Материалы публикуются без комментариев. Выводы предстоит
сделать читателю. Но как бы ни относиться к взглядам Березовско%
го, одно очевидно: в течение всей своей политической карьеры он
был абсолютно последователен в приверженности идее реформиро%
вания России, превращения ее в демократическое государство.
Оставаясь в рамках, допускаемых сугубо академическим жанром
этой книги, я позволю себе отвлечь читателей несколькими эмоци%
ональными фразами. Основная проблема биографа — не подпасть
под обаяние своего героя. Только узнав Березовского лично, понима%
ешь, насколько романтичен и подчас наивен, жизнелюбив и оптими%
стичен человек, чья жизнь могла трагически оборваться много раз за
последние десять лет. Трудно поверить, что, окажись он чуть менее
везуч, развитие России могло бы пойти иначе. Как именно? На этот
вопрос отвечать сейчас не время, так как никто из нас пока не при%
надлежит истории. По той же причине не время писать биографию
самого Березовского. Но одно очевидно: он выжил вопреки планам
своих недругов. Их было и есть множество.
Кроме внешних врагов, у Березовского был и остается враг вну%
тренний — сам Березовский. В отличие от внешних, внутренний
враг непобедим. Березовский постоянно ошибался в людях. Он был
излишне доверчив к тем, кого нельзя было подпускать на пушечный
выстрел, и невнимателен к тем, с кем нельзя было расставаться.
При устоявшемся мнении о Березовском как о крупном стратеге,
просчитывающем на несколько ходов вперед, этот внутренний враг
был классическим тактиком, не видевшим последствий содеянного.

9

Б Е Р Е З О В С К И Й

ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО

10

В октябре 1996 года президент Б. Ельцин назначил Б. Березов%
ского заместителем секретаря Совета безопасности России, где в те%
чение года он эффективно занимался одной из самых сложных про%
блем в современной России — восстановлением мира в Чеченской
Республике. Его роль в стабилизации положения в этом регионе бы%
ла высоко оценена как в России, так и за рубежом.
В апреле 1998 года президентами стран СНГ Б. Березовский был
избран исполнительным секретарем Содружества Независимых
Государств. Он занимал эту должность до марта 1999 года.
Б. Березовский принимал активное участие в организации пре%
зидентской кампании 1999–2000 годов, в результате которой прези%
дентом России был избран В. Путин. Сам Б. Березовский был из%
бран депутатом Государственной думы Федерального собрания
Российской Федерации от Карачаево%Черкесского избирательного
округа.
В знак несогласия с отступлением нового президента России от
курса реформ Бориса Ельцина осенью 2000 года Б. Березовский
сложил с себя депутатские полномочия и объявил о создании оппо%
зиции исполнительной власти.
В 2000 году он учреждает «Фонд гражданских свобод» — между%
народную организацию в поддержку институтов гражданского об%
щества и для помощи сотням правозащитных общественных орга%
низаций и частным лицам в России и за рубежом.
В 2001 году по инициативе Сергея Юшенкова, Владимира Голо%
влева и Бориса Березовского была основана партия «Либеральная
Россия». В 2002 году опубликован «Манифест российского либера%
лизма», который послужил основой программы партии. В 2002 году
Б. Березовский был избран лидером партии «Либеральная Россия».
Владимир Головлев был убит в августе 2002 года.
Сергей Юшенков был убит в апреле 2003 года.
Постоянное давление силовых структур (административное вме%
шательство в деятельность средств массовой информации, вплоть до
их национализации, аресты и высылки коллег и друзей), а по сути
политическое преследование, вынудило Б. Березовского покинуть
Россию. В настоящее время он проживает в Великобритании, где
получил политическое убежище.
Б. Березовский женат, у него шестеро детей: четыре дочери и два
сына.

I

ФИЛОСОФИЯ,
РЕЛИГИЯ,
ЛИБЕРАЛИЗМ

Великому реформатору России Борису Николаевичу Ельцину,
который сделал, но не объяснил, — П О С В Я Щ А Ю .

…ибо ничего и никогда не было для че!
ловека и для человеческого общества
невыносимее свободы!
Ф. Достоевский

РОССИЯ — САМАЯ!

К концу 1997 года в России в основном завершилась революция . Со%
ветское государство не выдержало конкуренции с более эффектив%
ными либеральными системами и рухнуло.
Но определяющая причина слома СССР была не внешняя, а вну%
тренняя: с конца 70%х годов стало очевидным, что советская система
остановилась в развитии, катастрофически быстро стареет и вырож%
дается, теряя свою целостность и эффективность. Политическая кон%
куренция с либеральными системами, получившая название «холод%
ная война», только ускорила саморазрушение.
Поэтому произошедшая революция — неизбежный итог старения
системы, завершившегося ее развалом. Эта революция не была ни запла%
нированным политическим актом, ни обдуманным и целенаправлен%
ным действием какой%то группы людей. Скорее речь может идти о раз%
вязке, к которой вел естественный ход исторического развития России.
Революция выполнила две объективные задачи — разрушила по%
литико%экономические основы старой, тоталитарной системы, сло%
Б О Р И С

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, ЛИБЕРАЛИЗМ

МАНИФЕСТ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

13

Б Е Р Е З О В С К И Й

Б О Р И С

Б Е Р Е З О В С К И Й

СВОБОДА, ДИКТАТ, ЛИБЕРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Понятия свободы и диктата лежат в основе двух антагонистических
политических идеологий — либеральной и авторитарной. Поэтому
принципиально важно дать конструктивное определение этим ос%
новополагающим понятиям.
Со словом свобода в русском языке ассоциируется несколько на
первый взгляд сходных понятий: воля, самостоятельность, незави%
симость и др. Поэтому важно выделить главную содержательную со%
ставляющую понятия свобода .
В течение нескольких тысяч лет с неизменной последовательно%
стью одни и те же заповеди переходят от пророка Моисея к Иисусу
Христу, от Иисуса Христа к пророку Магомету; они же содержатся
в практически неизмененном виде во всех прошедших испытание
временем основных религиях мира.
Сумма изложенных в заповедях самоограничений составляет ре%
лигиозную этику.
В каждой из религий источник этих самоограничений полагает%
ся божественным, а не человеческим. Так, ограничения, изложен%
ные в десяти заповедях, были получены Моисеем от Бога, а когда
Иисус Христос говорил, что человек несет их в своей душе от рожде%
ния, под этим понимается то божественное в человеке, что отлично
от его физического и психологического существования. То есть са%
моограничения (заповеди) здесь должны пониматься прежде всего
как внутренние не только по их божественной причине, но и по их
практическому осуществлению. Именно в своих этических основах
различие между Ветхим и Новым Заветами и Кораном представля%
ется малосущественным.
Точно так же во всех основных вероисповеданиях в центре рели%
гиозной этики лежит идея свободы . Свобода индивида в его решении
не только признать или нет данную религию, но и свобода призна%
ния этических ограничений, вытекающих из религии, принимаемой
индивидом.
Несмотря на то что на протяжении тысячелетий во многих шко%
лах и течениях различных вероисповеданий центральный этический
принцип свободы искажается или даже вовсе забывается, он остает%
ся их либеральной основой.
Люди светские, нерелигиозные добровольно принимают на себя
ограничения, которые уже сложились как нормы общепринятой мо%
Б О Р И С

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, ЛИБЕРАЛИЗМ

ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО

14

мала формальную организационно%административную структуру
этой системы, а также создала некоторые предпосылки построения
нового либерального государства.
Логическое продолжение короткого, около семи лет, революцион%
ного этапа — долгий эволюционный период, главная задача которо%
го — показать преимущества новой, только начавшей формироваться
либеральной системы для России по сравнению с тоталитарной сис%
темой прошлого.
Те, кто в России называют себя коммунистами, носителями «ле%
вой» идеологии (у нас сегодня «левая» идеология отождествляется
с коммунистической), продолжают настаивать на том, что либераль%
ный путь — не для России.
Другие, которые причисляют себя к сторонникам «правой» идео%
логии, оказываются политически двойственными: с одной стороны,
они категорически отрицают как коммунистическую доктрину, так
и основанную на этой доктрине тоталитарную систему; но с дру%
гой — они настаивают на необходимости для России построения же%
сткой «вертикали власти», считая, что такая власть не входит в проти%
воречие с рыночной экономикой и другими основополагающими
демократическими свободами: независимыми от государства СМИ,
неподконтрольными государству общественными институтами и т.п.
Есть, разумеется, среди таких «левых» и «правых» и те, которые
все еще лелеют иллюзии об «особом пути России».
Однако в ближайшие годы судьбу страны определит не выясне%
ние отношений между «правыми» и «левыми», а результат противо%
стояния представителей двух антагонистических политических иде%
ологий — авторитарной и либеральной.
Спор между авторитарной и либеральной идеологиями насчиты%
вает века, но в России он никогда не велся на равных. Авторитарная
идеология исторически оказалась определяющей в России, а в каче%
стве марксистско%ленинской абсолютно господствовала в стране
почти все ХХ столетие.
В отличие от авторитарной, либеральная идеология не только не
смогла реализоваться в России в практической политике, но ее сто%
ронникам не удалось даже сформулировать свою конструктивную
теоретическую базу.
Цель настоящего манифеста — в том, чтобы выработать общий
язык для либералов России, договориться на этом языке о необхо%
димости либерального развития и определить стратегические приори%
теты на этом пути.

15

Б Е Р Е З О В С К И Й

Б О Р И С

Б Е Р Е З О В С К И Й

тренних ограничений, то есть свободных людей, с одновременным умень!
шением ограничений со стороны власти (государства), — иначе говоря,
либерализация — повышает возможность для самореализации личнос!
ти, самоорганизации общества и тем самым увеличивает эффектив!
ность функционирования общества и государства в целом.
И именно в этом смысле можно сравнивать эффективность авто%
ритарной и либеральной моделей власти.
Идея либерализации государственной власти и самоорганизации
общества пронизывает два основополагающих исторических доку%
мента нового времени: английский Билль о правах и американскую
Конституцию.

ПЯТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РОССИИ
Либеральное развитие

Первый приоритет. Либерализация личности
К свободе — дорогой веры, просвещения и труда.
Не мешать сильному — сильный поможет слабому.
От патриота%государственника — к патриоту%либералу.
Реальная проблема состоит в том,
что многие люди живут иллюзиями
свободы, которая может быть уста!
новлена декретами правительства,
вместо того чтобы самим создавать
условия, при которых они могут опре!
делять собственную судьбу.
Дж. Свифт

Главное достижение российской власти революционных 90%х годов
состоит в том, что она помогла миллионам граждан начать долгий
путь преобразования менталитета от рабского, безответственно%
го — к менталитету свободного человека, способного самостоятель%
но принимать решения и отвечать за их последствия, и поэтому мен%
талитету, безусловно, более прогрессивному. Трудно, наверное,
точнее, чем профессор Д. Дондурей, описать новую реальную силу
России: «К осени 1999 года, — пишет он, — в России выросли и пси%
Б О Р И С

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, ЛИБЕРАЛИЗМ

ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО

16

рали и этики, хотя и эти нормы исторически, как правило, имеют
религиозное проис