• Название:

    К. Робинсон. Призвание. Как найти то,для чего вы...

  • Размер: 1.55 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse
  • Название: Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии
  • Описание: popular_business
  • Автор: Кен Робинсон

Предпросмотр документа

Кен Робинсон

Призвание. Как найти то, для чего
вы созданы, и жить в своей стихии
Текст предоставлен правообладателемhttp://www.litres.ru
Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии / Кен Робинсон при
участии Лу Ароники ; пер. с англ. Валентины Кукушкиной.: Издательство «Манн, Иванов и
Фербер»; Москва; 2010
ISBN 978-5-91657-065-6

Аннотация

Призвание – это встреча способностей и страсти. Проще говоря, когда «дело, которое
очень нравится» и «дело, которое отлично получается» совпадают. Но это слово, увы,
вызывает раздражение у большинства из нас, не в последнюю очередь благодаря усилиям
образовательной системы. Мы многое теряем. «Выбери себе дело по душе, и тебе ни
дня не придется работать» – учил Конфуций. Обретение призвания – источник ощущения
полноты жизни и душевной гармонии, а также залог продуктивной и эффективной работы,
то есть ценнейший актив не только для вас, но и для ваших близких, вашего работодателя,
ваших клиентов. Автор – ведущий эксперт в области творческого мышления, образования
и инноваций – приводит доказательства из жизни и рассказывает, как это сделать.
Книга адресована всем, кто хотел бы ощутить счастье самореализации.

К. Робинсон. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии»

Содержание
Предисловие
Глава 1
Своя стихия
Три истории, одна идея
Нет «универсальному» подходу
Темп изменений
Что такое Призвание?
У меня это есть
Я люблю это
Я хочу этого
Где это найти?
Глава 2
Мыслите иначе
Принимаем как аксиому
Каков уровень вашего интеллекта?
Насколько вы интеллектуальны?
Три характеристики человеческого интеллекта
Глава 3
За гранью воображения
Творческий потенциал
Все в вашем воображении
Размер имеет значение?
Сила творчества
Динамика творчества
Откройте ваш разум
Собрать все воедино
Глава 4
В зоне интереса
В зоне своего интереса
Мы уже там?
Выполнение своей миссии
Быть самим собой
Уйти от классификаций
Мы уже там?
Глава 5
Найдите свое племя
Там, где можно познать себя
Поле и игроки
Не только я
Как они это делают?
Сферы влияния
Алхимия синергии
Затерянные в толпе
Смотрите, слушайте и учитесь
Глава 6
Что обо мне подумают?

5
7
7
12
14
19
21
21
22
23
23
24
24
26
29
34
37
40
40
42
44
45
50
52
56
58
60
60
63
66
69
71
72
74
76
76
78
81
84
86
88
90
93
95
97
97
3

К. Робинсон. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии»

Это личное
Социальный аспект: это для вашего же блага
Групповое мышление
Один муравей не испортит пикник
Культура: правила и плавки
Плыть против течения
Глава 7
Считаете ли вы себя удачливым человеком?
Отношение к жизни и способности
Привлекаем удачу упорством
Глава 8
На помощь!
Связь, изменившая жизнь
Роли наставников
Больше чем герои
Глава 9
А может, уже слишком поздно?
Поезд ушел?
Гибкость мышления
Постоянный интерес к жизни
Время есть
Глава 10
Из-за любви или из-за денег
Во имя любви к этому
Коренные изменения в жизни
Не просто досуг
Глава 11
Добиваться успеха
Взгляд свысока
Конформизм или творчество
Реформирование образования
Новый взгляд на образование
Образование по принципам своей стихии
Послесловие
Экологический кризис
Второй экологический кризис
Трудные цели и высокие стремления
Благодарности
Об авторе

98
101
105
108
109
112
114
114
116
119
122
122
125
129
133
134
134
137
142
145
147
148
148
150
155
157
161
161
164
166
169
172
177
180
181
183
185
187
189

4

К. Робинсон. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии»

Кен Робинсон при участии Лу Ароники
Призвание. Как найти то, для чего
вы созданы, и жить в своей стихии
Предисловие
Несколько лет назад я услышал чудесную историю, которую очень люблю рассказывать. Одна учительница начальных классов проводила урок рисования в группе шестилетних детей. В конце класса сидела маленькая девочка, которая обычно не радовала учителей
внимательностью и прилежанием. Но это не относилось к урокам рисования. На протяжении
двадцати минут девочка самозабвенно рисовала, закрыв от всех свой лист бумаги. Заинтригованная учительница не выдержала и спросила, что же она рисует. Девочка, не поднимая
глаз, ответила: «Я рисую Бога». Удивленная, учительница сказала: «Но ведь никто не знает,
как выглядит Бог».
Девочка ответила: «Через минуту узнают».
Мне очень нравится эта история. Она напоминает нам, что маленькие дети обладают
поразительной уверенностью в своих представлениях. Большинство из нас, становясь взрослыми людьми, теряет эту уверенность. Спросите у первоклассников, кто из них верит в
свои творческие способности, – и в ответ взметнется лес рук. Задайте такой же вопрос
группе старшеклассников – и будете поражены малочисленностью «творчески уверенных
в себе» подростков. Я искренне считаю, что все мы от рождения обладаем огромными природными способностями, но теряем многие из них в ходе интенсивного общения с окружающим миром. Парадоксально, но факт: одной из основных причин этого процесса является образование. В результате большинство из нас даже не догадывается о своих истинных
талантах и возможностях, а следовательно, не представляет, каких высот может достичь.
Иначе говоря, люди не знают, кто они такие на самом деле.
Я много путешествую и работаю с людьми из самых разных стран. Я работаю с образовательными учреждениями, корпорациями и некоммерческими организациями. Везде я
встречаю студентов, которые пытаются определить свое будущее и не знают, с чего начать.
Я встречаю обеспокоенных родителей, которые пытаются им помочь, но вместо этого часто
мешают детям реализовать свои истинные таланты, настаивая на традиционных и проторенных путях обретения успеха. Я встречаю работодателей, которые пытаются понять и лучше
использовать разнообразные таланты своих сотрудников. В какой-то момент я потерял счет
людям, которые не понимали по-настоящему, каковы их индивидуальные таланты и истинные интересы. То, чем они занимаются сейчас, не доставляет им удовольствия, однако эти
люди не имеют ни малейшего представления о том, что действительно может сделать их
счастливыми.
С другой стороны, я неоднократно встречал людей, которые очень успешны во всех
сферах жизни, страстно увлечены своим делом и не могут представить себя в иной роли.
Я верю, что их истории содержат в себе важный урок для всех нас. Они дают нам знание
о природе человеческих способностей и важности их реализации. Выступая на самых разных мероприятиях по всему миру, я окончательно убедился, что именно реальные истории
реальных людей, а не сухая статистика и мнение высоколобых экспертов, убеждают нас в
необходимости изменить мнение о себе, о том, как мы строим свою жизнь, как воспитываем
своих детей и управляем своими организациями.
5

К. Робинсон. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии»

В этой книге содержится множество историй о творческих исканиях очень разных
людей. Со многими из них были проведены интервью специально для моей книги. Эти люди
рассказывают, как впервые открыли в себе уникальные таланты и как смогли преуспеть в
жизни, занимаясь любимым делом. Особое впечатление на меня произвело то, что часто они
шли к этому необычными путями, полными крутых поворотов, виражей и сюрпризов. Часто
люди, с которыми я проводил интервью в процессе создания книги, говорили, что наша
беседа позволила им по-новому оценить свои идеи и жизненный опыт, которые они раньше
никогда и ни с кем не обсуждали подобным образом. Пережить момент признания. Ощутить
развитие своих талантов. Почувствовать поддержку или противодействие семьи, друзей и
учителей. То, что помогало им двигаться вперед вопреки многочисленным препятст виям.
Истории этих людей не сказки. Все они ведут сложную жизнь, полную вызовов и трудных задач. Их путь к себе не был легким и безмятежным. Все они испытывают и триумфы,
и падения. Никто из них не живет «совершенной» жизнью. Но всех этих людей объединяет
одно – моменты, когда они испытывают удивительное чувство своего совершенства.
Именно поэтому я считаю, что их истории и опыт так важны для вас – настоящих
героев моей книги.
Создавая ее, я стремился предложить вам более широко взглянуть на способности и
творческий потенциал человека и на те преимущества, которые дает каждому из нас четкое понимание своих талантов и предпочтений. Эта книга посвящена вопросам, имеющим
фундаментальное значение в жизни каждого человека и – следовательно – окружающих его
детей, друзей, учеников… Для обсуждения этих вопросов и обозначения сферы, в которой
гармонично сливаются наши увлечения и достижения, я буду использовать термин своя стихия. Я верю в необходимость для каждого из нас найти свою стихию не только потому, что
это повысит степень нашей удовлетворенности жизнью, но и потому, что по мере эволюции
мира само будущее наших сообществ и институтов будет зависеть от этого.
Мир сегодня меняется быстрее, чем когда-либо в истории. Мы понимаем, что для вступления в новую эпоху нужна абсолютно другая парадигма человеческих способностей. Нам
необходимо выработать новый взгляд на важность развития человеческих талантов и понять,
что талант проявляется по-разному. Необходимо создавать такую среду – в школах, на рабочих местах и в государственных учреждениях, – где каждого человека поощряли бы развивать свой творческий потенциал. Необходимо обеспечить уверенность каждого человека в
том, что у него есть возможность и способности заниматься тем, чем он должен заниматься
для того, чтобы открыть свое призвание.
Эта книга представляет собой гимн невероятному разнообразию человеческих талантов и предпочтений, гимн нашему необычайному потенциалу роста и развития. Она дает
понимание того, в каких условиях человеческие таланты расцветают, а в каких гибнут. А
еще эта книга о том, как нам научиться концентрироваться на настоящем и единственно возможным способом подготовиться к неизвестному будущему.
Для того чтобы наилучшим образом реализовать себя и помочь в этом друг другу,
нам необходимо срочно пересмотреть свою точку зрения на человеческие способности. Нам
необходимо принять свою стихию.

6

К. Робинсон. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии»

Глава 1
Моим сестрам и братьям – Этель Лене, Киту, Дереку, Иэну,
Джону и Нейлу; нашим необыкновенным маме и папе, Этель и Джиму;
моему сыну Джеймсу, моей дочери Кейт и моей спутнице жизни Терри.
Эта книга посвящается всем вам. Вашим многочисленным талантам.
Той бесконечной любви и радости, которые мы дарим друг другу. Ведь
именно рядом с вами – любимыми и любящими – я действительно
нахожусь в своей стихии.

Своя стихия
Джиллиан было всего семь лет, однако ее будущее уже оказалось под угрозой. Ее успеваемость в школе была просто отвратительной. Джиллиан с опозданием выполняла задания,
ее почерк был ужасен, а результаты контрольных – удручающие. Кроме того, девочка отвлекала от занятий весь класс: то шумно ерзала на месте, то глядела в окно, вынуждая учителя
прерывать урок, чтобы вновь привлечь ее внимание, то мешала своими выходками сидящим
вокруг нее детям. Джиллиан все это не особенно волновало – она привыкла, что взрослые
делают ей замечания, и действительно не считала себя трудным ребенком, – однако учителя
были обеспокоены. Ситуация достигла апогея, когда руководство школы написало письмо
ее родителям.
Учителя считали, что у Джиллиан проблемы с обучаемостью и что, возможно, для нее
будет лучше перейти в школу для детей с ограниченными возможностями. Все это происходило в начале 1930-х годов. Я думаю, сегодня бы сочли, что у нее синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ),1 и посадили бы ее на пихотропные препараты. Однако
в те времена этого термина еще не придумали. На СДВГ нельзя было сослаться при любой
возможности.
Родители Джиллиан, получив письмо из школы, очень обеспокоились и немедленно
начали действовать. Мать Джиллиан одела дочь в лучшее платье и туфли, собрала ее волосы
в аккуратные хвостики и привела к психологу, опасаясь самого худшего.
Джиллиан рассказала мне, что помнит, как ее пригласили в большую комнату, обитую
дубовыми панелями, где на полках стояли книги в кожаных переплетах. В комнате возле
большого письменного стола стоял представительный мужчина в твидовом пиджаке. Он
провел Джиллиан в дальний конец комнаты и усадил на огромный кожаный диван. Ноги
Джиллиан не доставали до пола, окружающая обстановка настораживала. Она нервничала
по поводу того, какое впечатление произведет, поэтому села на руки, чтобы не ерзать.
Психолог вернулся к своему столу и в течение последующих двадцати минут расспрашивал мать Джиллиан о трудностях дочери в школе и о проблемах, причиной которых, по
словам учителей, являлась девочка. Не задавая ни одного вопроса самой Джиллиан, он все
время внимательно наблюдал за ней. Из-за этого Джиллиан испытывала крайнюю неловкость и смущение. Даже в столь нежном возрасте она понимала, что этот человек сыграет
значительную роль в ее жизни. Она знала, что означало посещать специальную школу, и не
хотела иметь с этой школой ничего общего. Она действительно не считала, что имеет какие-

1
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder, ADHD). Обычно диагностируется у детей с повышенной подвижностью, нарушением концентрации внимания и плохо управляемой импульсивностью. Прим. ред.

7

К. Робинсон. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии»

то реальные проблемы, но, кажется, все вокруг думали наоборот. Судя по тому, как ее мать
отвечала на вопросы, возможно, что даже она так считала.
«Кто знает, может, они и правы», – размышляла Джиллиан, сидя на диване.
Наконец мать Джиллиан и психолог закончили разговаривать. Мужчина поднялся изза стола, подошел к дивану и сел рядом с девочкой.
– Джиллиан, ты вела себя очень терпеливо, спасибо тебе за это, – сказал он. – Но
потерпи еще немного. Сейчас мне нужно поговорить с твоей мамой наедине. Мы выйдем на
несколько минут. Не беспокойся, это совсем ненадолго.
Джиллиан с опаской кивнула, и двое взрослых оставили ее в комнате одну. Однако,
выходя, психолог, перегнувшись через стол, неожиданно включил радио.
Как только они вышли из комнаты в коридор, доктор сказал матери Джиллиан:
– Постойте здесь минутку и посмотрите, чем она занимается.
В стене находилось окно, через которое можно было видеть, что происходит в комнате.
Взрослые стояли так, что Джиллиан не могла их видеть. Почти сразу же девочка вскочила
на ноги и начала двигаться по комнате в такт музыке. Двое взрослых несколько минут молча
наблюдали за девочкой, пораженные ее естественной, почти первобытной грацией.
Наконец психолог повернулся к матери Джиллиан и сказал: «Знаете, миссис Линн,
Джиллиан не больна. Она танцовщица. Отведите ее в школу танцев».
Я спросил Джиллиан, что произошло потом. Она ответила, что мать последовала
совету психиатра.
– Я не могу передать, как это было чудесно, – рассказала она мне. – Я входила в комнату,
полную таких же людей, как я. Людей, которые не могли долго сидеть на месте. Людей,
которым для того, чтобы мыслить, необходимо было двигаться.
Она начала раз в неделю ходить в школу танцев и каждый день тренировалась дома.
В конце концов она поступила в Королевскую балетную школу в Лондоне. Затем Джиллиан
присоединилась к Королевской балетной труппе, стала солисткой и объехала с выступлениями весь мир. Когда этот этап ее карьеры завершился, молодая женщина создала собственную студию мюзикла и поставила ряд весьма успешных шоу в Лондоне и Нью-Йорке. Затем
она познакомилась с сэром Эндрю Ллойдом Уэббером, в сотрудничестве с которым были
созданы знаменитые мюзиклы «Кошки» и «Призрак оперы», получившие фантастическое
признание и имевшие колоссальный успех.
Маленькая Джиллиан, девочка, чье будущее было под угрозой, приобрела мировую
известность как Джиллиан Линн – одна из знаменитейших хореографов нашего времени,
подарившая удовольствие миллионам людей и заработавшая миллионы долларов. Это произошло потому, что кто-то глубоко заглянул в ее глаза. Кто-то чуткий и внимательный, кто
уже видел раньше таких детей и умел читать знаки скрытого таланта. Кто-то другой мог
вынудить ее принимать лекарства и велеть, чтобы она успокоилась.
Но Джиллиан не была проблемным ребенком. Не было нужды отправлять ее в специальную школу.
Ей всего лишь нужно было помочь стать той, кем она была на самом деле.
В отличие от Джиллиан Мэтт всегда хорошо учился в школе, получал приличные
оценки и справлялся со всеми важными контрольными работами. Однако ему было смертельно скучно. Чтобы как-то развлечься, он начал рисовать во время уроков.
«Я мог рисовать постоянно, – рассказал он мне. – И достиг таких успехов в этом, что
мог рисовать, не глядя на рисунок, а учителя думали, что я их слушаю».
Уроки рисования стали для него возможностью целиком отдаться своей страсти. «Мы
раскрашивали картинки в книжках-раскрасках, и я был просто не в состоянии тупо закрашивать внутри контуров. Мне хотелось выйти за них! Границы мешали и сковывали воображение».
8

К. Робинсон. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии»

Увлечение перешло на совершенно новый уровень, когда Мэтт стал старшеклассником.
«На уроке рисования остальные просто отсиживались, учитель скучал, а принадлежности
для рисования лежали в стороне – никто их не использовал. Поэтому я вдохновенно делал
столько рисунков, сколько мог – до тридцати за урок! Было что-то волнующее в том, чтобы
из ничего создавать что-то. Но однажды учителя спохватились, что я использую слишком
много бумаги, и остановили меня.
По мере того как мое мастерство росло, становилось все интересней: «О, это действительно отдаленно напоминает то, на что должно быть похоже». Но затем я понял, что мои
рисунки технически не становятся заметно лучше, поэтому сосредоточился на историях и
шутках. Это казалось мне более занимательным».
Мэтт Гроунинг, всемирно известный создатель «Симпсонов», нашел истинный источник вдохновения в работах других художников, чьим рисунка