• Название:

    Манах шикша


  • Размер: 0.75 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: Шри Манах-шикша
  • Описание: наставления уму
  • Автор: Шрила Рагхунатха дас Госвами. Комментарии Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Бхактиведанты Нараяны Махараджа

Предпросмотр документа

Т

олько тот, кто развил прему с преобла
данием мадхурьи, в которой нет ни ма
лейшей примеси айшварьи (благоговейного
страха), получает возможность с любовью
служить Божественной Чете, Враджендра
нандане Кришне и Вришабханунандини
Шримати Радхике, тогда как према с преоб
ладанием айшварьи приводит на Вайкунтху.
Таким образом, существует тонкое, но весь
ма существенное различие между бхавой и
премой, возникающими из вайдхи-садханабхакти и из рагануга-садхана-бхакти. На это
фундаментальное различие указывают все
ачарьи Гаудиявайшнавасампрадаи... Если
комуто посчастливилось развить сильное
желание вступить на путь рагануга-бхакти,
он должен обязательно изучать «Манах
шикшу», написанную главным из последо
вателей Рупы Госвами, Рагхунатхой дасом
Госвами, и следовать ее наставлениям.
Шрила Бхактиведанта
Нараяна Махараджа

Шрила Рагхунатха дас Госвами

ШРИ МАНАХ ШИКША
с комментариями
Шрилы Бхактивиноды Тхакура и
Шри Шримад Бхактиведанты
Нараяны Махараджи

Т

олько тот, кто развил прему с преобла
данием мадхурьи, в которой нет ни ма
лейшей примеси айшварьи (благоговейного
страха), получает возможность с любовью
служить Божественной Чете, Враджендра
нандане Кришне и Вришабханунандини
Шримати Радхике, тогда как према с преоб
ладанием айшварьи приводит на Вайкунтху.
Таким образом, существует тонкое, но весь
ма существенное различие между бхавой и
премой, возникающими из вайдхи-садханабхакти и из рагануга-садхана-бхакти. На это
фундаментальное различие указывают все
ачарьи Гаудиявайшнавасампрадаи... Если
комуто посчастливилось развить сильное
желание вступить на путь рагануга-бхакти,
он должен обязательно изучать «Манах
шикшу», написанную главным из последо
вателей Рупы Госвами, Рагхунатхой дасом
Госвами, и следовать ее наставлениям.
Шрила Бхактиведанта
Нараяна Махараджа

Шрила Рагхунатха дас Госвами

ШРИ МАНАХ ШИКША
с комментариями
Шрилы Бхактивиноды Тхакура и
Шри Шримад Бхактиведанты
Нараяны Махараджи

Шрила Рагхунатха дас Госвами

Øðè Ìàíàõ-øèêøà
с комментариями
Шрилы Бхактивиноды Тхакура и
Шри Шримад Бхактиведанты
Нараяны Махараджи

Øðè Áõàêòèâåäàíòà Ãàóäèÿ Ìàòõ
Ì î ñ ê â à — 2002

® Шри Бхактиведанта Гаудия Матх, 2002

! На обложке: Рагхунатха дас Госвами пытается не дать
Шри Чайтанье Махапрабху попробовать испорченный рис
(Чайтаньячаритамрита, Антья 317324).

Предисловие

П

о беспричинной милости лотосных стоп моего высоко
чти мого Гурудевы, нитья-лила-правишта ом вишнупада
аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы
Госвами, мы с радостью представляем вниманию уважаемых
читателей это издание «Манахшикши». «Манахшикша»
была написана выдающимся последователем Шри Рупы Гос
вами Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами. Комментарий к
ней, который дается в этой книге, называется «Шри Бхаджа
надарпанадигдаршинивритти», что значит «подробный
разбор комментария под названием „Бхаджанадарпана“».
Иными словами, это перевод и попутное объяснение коммен
тария «Бхаджанадарпана», принадлежащего перу Шрилы
Саччидананды Бхактивиноды Тхакура, который возродил
течение бхакти-бхагиратхи, реки чистой преданности, почти
высохшей в современную эпоху.
«Манахшикша», написанная Рагхунатхой дасом Госвами,
вечным спутником Шри Гауранги, состоит из одиннадцати
стихов, в которых даются наставления уму. Эти стихи входят
в книгу под названием «Стававали», где собраны молитвы,
выражающие глубокие духовные устремления автора. В
сжатой форме Шри Дас Госвами изложил в этих одиннадца
ти стихах суть учения Шри Гаурасундары, опьяненного премой воплощения Шри Радхи и Кришны, а также наставления
Его близкого спутника Сварупы Дамодары и расаачарьи Ру
пы Госвами.
3

Шри Манах-шикша

В книгах, посвященных Гаудиябхакти, таких, как «Бри
хадбхагаватамрита», «Бхактирасамритасиндху», «Шат
Сандарбхи» и «Чайтаньячаритамрита», бхакти делится на
три ступени: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти.
Садхана-бхакти может развиваться в двух направлениях:
вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти. В бхава-бхакти, которое раз
вилось из вайдхи-садхана-бхакти, и в према-бхакти, проявив
шемся из этого вида бхава-бхакти, преобладает айшварьягьяна, или знание о величии и могуществе Господа, тогда как
бхава, развившаяся из рагануга-садхана-бхакти, и према, кото
рая развилась из этой бхавы, отличаются преобладанием
мадхурьи, или сладости, где нет и тени айшварьи.
Только тот, кто развил прему с преобладанием мадхурьи, в
которой нет ни малейшей примеси айшварьи (благоговейного
страха), получает возможность с любовью служить Божест
венной Чете, Враджендранандане Кришне и Вришабхану
нандини Шримати Радхике, тогда как према с преобладанием
айшварьи приводит на Вайкунтху. Таким образом, существу
ет тонкое, но весьма существенное различие между бхавой и
премой, возникающими из вайдхи-садхана-бхакти и из раганугасадхана-бхакти. На это фундаментальное различие указыва
ют все ачарьи Гаудиявайшнавасампрадаи. В «Чайтаньяча
ритамрите» (Ади, 3.1517) об этом сказано так:
сакала джагате море каре видхи-бхакти
видхи-бхактйе враджа-бхfва пfите нfхи iакти
аиiварйа джufнете саба джагата миiрита
аиiварйа-iитхила преме нfхи мора прbта
аиiварйа джufне видхи бхаджана карийf
ваикуtnхаке джfйа чатур-видха мукти пfuf

«Повсюду в мире люди поклоняются Мне, следуя правилам
вайдхибхакти, данным в священных писаниях. Однако с по
мощью вайдхи-бхакти невозможно приблизиться ко Мне в Мо
4

Предисловие

ем высшем образе, который Я являю во Врадже. В вайдхибхакти преобладает айшварья-гьяна. Весь мир пронизан пред
ставлениями, основанными на айшварья-гьяне, однако према,
ослабленная примесью айшварьи, не приносит Мне удовольст
вия. Те, кто поклоняется Мне в духе вайдхи-бхакти и айшварьягьяны, попадают на Вайкунтху и обретают четыре вида осво
бождения: саршти (право владеть такими же богатствами,
как и Господь), сарупья (право иметь тело и внешность, как у
Господа), самипья (право лично общаться с Господом) и салокья
(право жить в обители Господа)».
Глубокая привязанность, основанная на сильном спонтан
ном влечении к объекту любви, называется рагой. Бхакти,
проникнутое такой глубокой привязанностью к Шри Кришне,
называется рагатмика-бхакти. Практика, в процессе которой
преданный следует настроению рагатмика-бхакт, называется
рагануга-бхакти. Жадное стремление развить то же настрое
ние, что и у рагатмика-бхакт, является единственным усло
вием для того, чтобы приступить к практике рагануга-бхакти.
Рагануга-садхаки должны всегда жить во Врадже. Как с помо
щью своего физического тела, так и с помощью созерцаемого
в медитации духовного тела, наиболее подходящего для того
вида служения Кришне, к которому преданный стремится,
они должны всегда памятовать о Шри Кришне и Его возлюб
ленных гопи и неустанно служить Радхе и Кришне.
Живя во Врадже под руководством расика-бхакт, глубоко
погруженных в настроение Враджи, садхака должен постоян
но заниматься слушанием, повторением и памятованием име
ни Шри Кришны и повествований о Его образе, качествах и
развлечениях. Таков метод бхаджаны для садхаков, идущих
путем рагануга-бхакти. Из различных составляющих практи
ки вайдхибхакти, таких, как шравана и киртана, те, которые
способствуют развитию настроения Враджи, также могут
быть полезны в практике рагануга-садханы.
Важно помнить, что, следуя наставлениям, которые Шри
Чайтанья Махапрабху дал дживам, садхака может почувство
вать, как в его сердце неожиданно пробуждается сильное
5

Шри Манах-шикша

стремление встать на путь рагануга-бхакти. Сам Шри Чайта
ньядева следовал и учил других именно этой практике бхакти. Он находил вкус только в рага-марга-бхаджане. Если удач
ливая джива получит возможность общаться с возлюбленны
ми спутниками Шри Гауранги, в ней непременно пробудится
жадное стремление развить настроение вечных жителей
Враджи. А пока нет возможности такого общения, большин
ство садхаков занимаются практикой вайдхи-бхакти, которая
также совершенно необходима.
Тот, кто нашел прибежище у лотосных стоп Шри Чайта
ньядевы, рано или поздно обязательно вступит на путь рагабхакти. Садхаки, стремящиеся вступить на рага-марг, прежде
всего должны освоить садхану для рагануга-бхакти. Требова
ния к тем, кто хочет заниматься практикой рагануга-бхакти,
очень высоки. Когда в сердце преданного действительно по
является жадное стремление развить настроение вечных жи
телей Враджи, он теряет вкус ко всему мирскому и освобож
дается от пут благочестивых и неблагочестивых поступков,
кармы, акармы, викармы, гьяны, йоги и вайрагьи, не связанной с
бхакти.

Путь вайдхи-бхакти начинается со шраддхи. Следующая
ступень — садху-санга. Потом благодаря практике бхаджаны
человек избавляется от анартх. Постепенно в нем развивает
ся ништха, ручи, асакти и бхава. Если следовать этому методу,
то ждать пробуждения бхавы придется очень долго. Но когда
человек развивает лобху (жадное стремление), все его анартхи
уходят очень быстро, поскольку он перестает стремиться к
мирским чувственным удовольствиям. По мере развития лобхи в сердце пробуждается бхава. Однако нужно заметить, что
в рага-марге очень важно полностью избавиться от лицеме
рия, обмана и желания славы и почестей. Иначе анартхи
только усилятся и садхака сильно отклонится от этого пути.
Он станет жертвой низшей, материальной, привязанности,
ошибочно принимая ее за вишуддха-рагу, чистую привязан
ность. Постепенно такой садхака погрязнет в мирском обще
нии и окончательно сойдет с пути бхакти.
6

Предисловие

Рагануга-бхакти также называют рупанугабхакти. Не став
рупанугой, последователем Шри Рупы Госвами, невозможно
вступить на путь рагануга-бхакти. Если комуто посчастливи
лось развить сильное желание вступить на путь рагануга-бхакти, он должен обязательно изучать «Манахшикшу», напи

санную главным из последователей Рупы Госвами, Рагху
натхой дасом Госвами, и следовать ее наставлениям.

Краткое жизнеописание
Шрилы Рагхунатхи даса Госвами
Шрила Рагхунатха дас Госвами появился на свет в по
чтенной и сказачно богатой семье землевладельцевкаястх в
1494 г. в селе Кришнапур (Саптаграм), в Западной Бенгалии.
Его отца звали Говардхана Маджумадар, а старшего брата
отца — Хиранья Маджумадар. Хотя братьяземлевладель
цы жили в роскоши, они славились своей религиозностью и
с огромным уважением относились к святым вайшнавам. Их
дом нередко посещал прославленный преданный Господа
Гауры нама-ачарья Шрила Харидас Тхакур. Их духовным
учителем и семейным жрецом был приближенный ученик
Адвайты Ачарьи и близкий друг Харидаса Тхакура Шри
Ядунандана Ачарья, который стал дикша-гуру Рагхунатхи
даса.
С ранних лет Рагхунатха дас общался с чистыми предан
ными — Харидасом Тхакуром и Ядунанданой Ачарьей, а в
юношеские годы встретился с Нитьянандой Прабху и Его
спутниками. Это общение оставило глубокий след в его душе:
Рагхунатха дас вступил на путь чистого бхакти. Очень быст
ро он оставил все свое богатство, которое могло сравниться
разве что с богатством Индры, и прекрасную, как небесная
апсара, жену, и отправился в Пуридхаму, где вручил себя
Шри Чайтанье Махапрабху. Шриман Махапрабху поручил
его заботам Сварупы Дамодары Госвами, которого считал
7

Шри Манах-шикша

Своим вторым проявлением. С того дня Рагхунатха стал изве
стен как Сварупера Рагху, то есть «Рагху, принадлежащий
Сварупе». По милости Сварупы Дамодары он начал зани
маться сокровенным служением Шри Гаурасундаре. Очень
довольный его глубокой сосредоточенностью на бхаджане и
строгой отрешенностью от всего мирского, Шри Гаурасунда
ра позволил ему служить Шри Гиридхари и Радхике в форме
говардхана-шилы и гунджа-малы.
После того как Шри Гаурасундара завершил Свою лилу в
этом мире, Рагхунатху даса охватила невыносимая боль раз
луки. Он покинул Пуридхаму и направился во Вриндавану,
чтобы расстаться с жизнью, бросившись с вершины холма
Говардхана. Но когда он пришел туда, Рупа и Санатана Гос
вами пролили на него нектар сладостной кришна-катхи и убе
дили его оставить это намерение. Так он стал их третьим бра
том и навсегда поселился на берегах Шри Радхакунды.
Живя на Радхакунде, он погрузился в поклонение Шри
РадхеГовинде в настроении разлуки и являл пример небы
валого, сурового самоотречения. В возрасте около ста лет, по
груженный в бхаджану, он перенесся в апракаталилу Шри
Югалы, войдя в воды Радхакунды. Во Враджалиле его
имя — Ратиманджари. В «Шри Чайтаньячаритамрите»
(Ади, 10.98102) Кришнадас Кавираджа Госвами так описы
вает бхаджану Рагхунатхи даса Госвами:
анна-джала тйfга каила анйа-катхана
пала дуи-тина мfnхf карена бхакшаtа
сахасра даtlават каре, лайа лакша нfма
дуи сахасра ваишtавере нитйа параtfма
рfтри-дине рfдхf-кhшtера мfнаса севана
прахарека махfпрабхура чаритра-катхана
тина сандхйf рfдхf-куtlе апатита снfна
враджа-вfсb ваишtаве каре fлиyгана мfна
8

Предисловие

сfрдха сапта-прахара каре бхактира сfдхане
чfри даtlа нидрf, сеха нахе кона-дине

«Придя во Враджу, Рагхунатха дас Госвами по просьбе Рупы
и Санатаны Госвами поселился на Радхакунде и там совер
шал бхаджану в настроении скорби в разлуке. Он почти ниче
го не ел и не пил. Чтобы поддерживать жизнь в теле, он выпи
вал лишь несколько глотков пахты в день. Он никогда не уча
ствовал в беседах, не имеющих отношения к кришна-катхе. Он
дал обет ежедневно повторять сто тысяч Святых Имен и от
давать тысячу дандавата-пранам Шри Нанданандане, Шри
мати Вришабханунандини, Их вечным спутникам и местам
Их божественных развлечений, а также две тысячи поклонов
вайшнавам. Рагхунатха дас Госвами строго следовал всем
своим обетам. День и ночь он мысленно служил Шри Радхе и
Кришне. Каждый день он по три часа рассказывал о лилах
Шримана Махапрабху, трижды совершал омовение в Радха
кунде и с любовью обнимал вайшнавовбриджабаси. Так он за
нимался практикой бхакти двадцать два с половиной часа в
сутки. Спал он только полтора часа в день, а в некоторые дни
не спал вовсе».
Он написал три книги, ставшие впоследствии очень извест
ными: «Стававали», «Даначарита» («Данакеличинтамани»)
и «Муктачарита». Данное произведение, «Манахшикша»,
входит в сборник молитв «Стававали».

Шрила Бхактивинода Тхакур, автор
комментария «Шри Бхаджана-дарпана»
Шри Саччидананда Бхактивинода Тхакур, вечный спут
ник Шри Гаурасундары, возродил поток бхакти в современ
ную эпоху, когда все люди зачарованы блеском материаль
ной науки и заражены стремлением к чувственным удоволь
ствиям. Он написал комментарий к стихам «Манахшикши»,
9

Шри Манах-шикша

основанный на глубокой сиддханте и полный расы. В нем он
подробно разобрал каждый стих в свете рагануга- или рупануга-бхакти. Приводя в подтверждение цитаты из «Бхакти
расамритасиндху», «Удджваланиламани», «Ставамалы»,
«Стававали» и других трудов Госвами, Шрила Бхактивинода
описал основной метод бхаджаны для рагануга-садхаков. Все рагануга-садхаки навеки в долгу перед ним за этот бесценный
дар.
Шрила Бхактивинода Тхакур — близкий спутник Шачи
нанданы Гаурахари, спасителя падших душ Калиюги, при
нявшего цвет тела и настроение Шри Радхи. Бхактивинода
Тхакур пришел в этот мир, чтобы распространить харинама
санкиртану и проповедовать чистое бхакти, особенно рупанугабхакти, тем самым исполняя сокровенное желание Шри Чай
таньи Махапрабху.
Шри Бхактивинода появился на свет в образованной и ува
жаемой семье 2 сентября 1838 г. в селе Виранагар, неподалеку
от Майяпура, в окрестностях Навадвипадхамы в Западной
Бенгалии, а ушел из этого мира 23 июня 1914 г. в Калькутте.
Он написал около ста книг о бхакти на санскрите, бенгальском,
хинди, английском, ория и других языках. Поэтому просвет
ленные вайшнавы назвали его Седьмым Госвами и Бхагират
хой (Гангой) бхакти современной эпохи.
Он обнаружил место явления Шри Гауранги, йога-питху в
Майяпуре, и привел в этот мир Бхактисиддханту Сарасвати
Тхакура. Своими могущественными, безупречными речами,
очерками и книгами о чистом бхакти, а также с помощью ос
нованной им в каждом городе и каждой деревне Намахате
(ярмарке Святого Имени) он заложил основу для проповеди
рупануга-бхакти не только в Индии, но и по всему миру. Сего
дня мы можем воочию видеть повсюду плоды его усилий: зву
ки гаура-кришна-нама-санкиртаны раздаются в каждом уголке
мира, и даже в самых отдаленных восточных и западных
странах воздвигнуты величественные вайшнавские храмы.
Мой высокочтимый Гурудева, аштоттара-шата Шри
Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджа, явля
10

Предисловие

ется хранителем Шри Гаудиясампрадаи и ачарьейосновате
лем Гаудияведанта Самити и всех Гаудия Матхов, входя
щих в это Общество. Он заново опубликовал на бенгальском
труды Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других ачарьев про
шлого. Сейчас благодаря его сильному желанию, благослове
ниям и беспричинной милости многие книги Шрилы Бхакти
виноды Тхакура, такие, как «Джайвадхарма», «Шри Чайта
ньяшикшамрита», «Шри Чайтанья Махапрабхушикша»,
«Шри Шикшаштака», были изданы на хинди, национальном
языке Индии. В скором ожидается выпуск и других его книг.
Нынешний ачарья-президент Гаудияведанта Самити, мой
высокочтимый духовный брат паривраджак-ачарья Шри Бхак
тиведанта Вамана Махараджа, обладает глубокой духовной
мудростью и является близким слугой нашего Гурудевы. Я
смиренно молюсь у его лотосных стоп, чтобы он вложил эту
бесценную книгу, «Манахшикшу», в лотосоподобные руки
нашего возлюбленного Гурудевы, тем самым исполнив завет
ное желание его сердца.
Я убежден, что преданные, жаждущие развить бхакти, и
особенно рагануга-бхакти-садхаки, для которых нет ничего доро
же пыли Вриндаваны, дадут самую высокую оценку этой кни
ге. Изучив «Манахшикшу», человек, обладающий верой, смо
жет развить необходимые качества, чтобы постичь према-дхарму, которую дал миру Шри Чайтанья Махапрабху. Я молю на
шего глубоко уважаемого Гурудеву, олицетворение милосер
дия Господа, щедро