Чем маленький человек в изображении Достоевского отличается от своих литературных предшественников. Преступление и наказание

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.28 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Чем «маленький человек» в изображе нии Достоевского отличается от
своих литературных предшественников? (по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»)
Великий писатель -гуманист Достоевский всегда стремился привлечь
внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных,
«униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение — страшный
упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика».
Мармеладов — типичный «маленький человек». Он бедный чиновник,
находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья — дочь от первого
брака С онечка, жена Катерина Ивановна и их маленькие дети — живет в
крайней бедности. Ведь на жалованье мелкого чиновника такую большую
семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор, пока
Мармеладов не начал пить. Он потерял работу, а семья оста лась вовсе без
средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и
безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти,
в которую он падает, тащит за собой своих близких.
Но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся человек
произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми, Мармеладов
говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в тупик. «Понимаете ли,
понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше
идти?» — в тоске вос клицает Мармеладов, обращаясь к единственному
внимательному слушателю его рассказа Раскольникову. Герой романа тоже
склонен обвинять общество, которое буквально сбрасывает таких людей, как
Мармеладов, в «процент», то есть «отбросы» общества. Для других это уже
как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их
интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна и ее ни в чем не
повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова
Сонечка. В этом страшном мире нище ты, как справедливо замечает
Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как
Катерина Ивановна, оказываются изуродованными. «Бедность не порок» —
гласит пословица, но Мармеладов добавляет: «Нищета — порок».
Конечно, судьба семьи Марме ладова трагична. Он умирает на улице под
колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ивановна в последней
отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит
несчастных детей на улицу и вскоре умирает. На улицу, на панель, вынуждена
по йти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И главная

причина их трагедии в том, что общество, символом которого становится
«улица», не желает видеть этих людей, не замечает их страдания,
отстраняется от них.
X