ВИШНЕВЫЙ САД АНАЛИЗ УМСКУЛ

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.15 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

УМСКУЛ
Анализ пьесы А.П.Чехова «Вишневый Сад »
Пьеса «Вишневый сад» (1903 г.) — последнее произве дение А.П.Чехова,
завершающее его творческую биогра фию.
Действие пьесы, как сообщает автор первой же ремар кой, происходит в
имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым
садом, окруженном тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо -
прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи» .
Раневская и ее брат Леонид Андреевич Гаев — хозяева имения. Но они
довели его своим легкомыслием, полней шим непониманием реальной
жизни до жалкого состоя ния: предстоит продажа его с торгов.
Разбогатевший крес тьянский сын, купец Лопахин, друг семьи,
пр едупреждает хозяев о предстоящей катастрофе, предлагает им свои
проекты спасения, призывает их думать о грозящей беде. Но Раневская и
Гаев живут иллюзорными представления ми. Гаев носится с
фантастическими проектами. Оба они проливают много слез о потер е
своего вишневого сада, без которого, как им представляется, они не смогут
жить. Но дело идет своим чередом, происходят торги, и Лопахин сам
покупает имение. Когда беда свершилась, выясняется, что никакой
особенной драмы для Раневской и Гаева как будто не происходит. Любовь
Андреевна возвращается в Париж, к своей нелепой «любви», к которой
она и без того верну лась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не
может жить без родины. Леонид Андреевич тоже примиряется с
происшедшим. «Ужасная драма» для ее г ероев не оказыва ется столь
тяжелой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего
серьезного, ничего драмати ческого. Такова комедийная, сатирическая
основа пьесы. Интересен способ, с помощью которого Чехов подчер кивал
призрачность, несерь езность мира Гаевых -Раневских. Он окружает этих
центральных героев комедии пер сонажами, отражающими комическую
никчемность глав ных фигур. Фигуры Шарлотты, конторщика Епиходова,
лакея Яши, горничной Дуняши — это карикатуры /на «господ».
В одинокой, нелепо й, ненужной судьбе приживалки Шарлотты Ивановны
есть сходство с нелепой, ненужной судьбой Раневской. Обе они относятся
сами к себе как к чему -то непонятно -ненужному, странному, и той и
другой жизнь представляется туманной, неясной, какой -то при зрачной.
Ка к и Шарлотте, Раневской тоже «все кажется, что она молоденькая», и
живет Раневская как приживалка при жизни, ничего не понимая в ней.
Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя
несчастьями» он тоже представляет собой карикатуру — и на Гаева, и на
помещика Симеонова -Пищика, и даже на Петю Трофимова. Епиходов —
«недотепа», употребляя любимое присловье старика Фирса. Один из
современных Чехову критиков правильно указы вал, что «Вишневый сад»
— это «пьеса недотепов». Епихо дов сосредота чивает в себе эту тему пьесы.
Он душа всякого «недотепства». Ведь и у Гаева, и у Симеонова -Пищика

тоже постоянные «двадцать два несчастья»; как и у Епиходова, у них
ничего не выходит из всех их намерений, на каждом шагу преследуют
комические неудачи.
Симео нов -Пищик, постоянно находящийся на грани полного банкротства
и, запыхавшись, бегающий по всем знакомым с просьбой дать денег
взаймы, тоже представляет собой «двадцать два несчастья». Борис
Борисович — чело век, «живущий в долг», как говорит Петя Трофимов о
Гаеве и Раневской; эти люди живут на чужой счет — на счет народа.
Петя Трофимов не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных
борцов за грядущее счастье. Во всем его облике чувствуется противоречие
между силой, размахом мечты и слабостью мечтателя, х арактерное для
некоторых чеховских героев. «Вечный студент», «облезлый барин», Петя
Трофимов чист, мил, но чудаковат и недостаточно силен для великой
борьбы. В нем есть черты «недотепства», свойственные почти всем
персонажам этой пьесы. Но все то, что он г оворит Ане, дорого и близко
Чехову.
Ане всего семнадцать лет. А молодость для Чехова не только
биографически -возрастной признак. Он писал: «... Ту молодость можно
принять здоровою, которая не мирится со старыми порядками и глупо
или умно борется с ними — так хочет природа и на этом зиждется
прогресс».
У Чехова нет «злодеев» и «ангелов», он не разграничи вает даже героев на
положительных и отрицательных. В его произведениях сплошь и рядом
встречаются «хорошие пло хие» герои. Такие непривычные для прежней
дра матургии принципы типологии и приводят к появлению в пьесе
характеров, сочетающих в себе противоречивые, более того —
взамоисключающие черты и свойства.
Раневская непрактична, эгоистична, она мелка и пошла в своем любовном
увлечении, но она и добра, отзывч ива, в ней не увядает чувство красоты.
Лопахин искренне хочет помочь Раневской, выражает ей неподдель ное
сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой виш невого сада. Чехов
подчеркивал в письмах, связанных с постановкой «Вишневого сада»:
«Роль Лопахина централь ная... Ведь это не купец в пошлом смысле
слова... Это мягкий человек... порядочный человек во всех смыслах,
держаться он должен вполне благопристойно, интелли гентно, не мелко,
без фокусов». Но этот мягкий человек — хищник. Петя Трофимов так
разъя сняет Лопахину его жизненное назначение: «Вот как в смысле
обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что
попадается ему на пути, так и ты нужен». И этот мягкий, порядочный,
интеллигентный человек «съедает» вишневый сад...
Вишневый сад выступа ет в пьесе и олицетворением прекрасной
творческой жизни, и «судьей» персонажей. Их отношение к саду как к
высшей красоте и целеустремлен ность — вот авторская мера
нравственного достоинства того или иного героя.

Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не
в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким
он был лет 40 -50 назад... Ее душевные силы, энергию поглотила любовная
страсть, заглушив ее природную отзывчивость на радости и беды
окружающих, делая ее равн одушной и к конечной судьбе вишневого сада,
и к судьбе близких людей. Ранев ская оказалась ниже идеи Вишневого
сада, она предает ее.
Именно в этом и состоит смысл ее признания, что без бросившего ее в
Париже человека она жить не может: не сад, не поместье средоточие ее
сокровенных помыслов, надежд и стремлений. Не поднимается до идеи
Вишневого сада и Лопахин. Он сочувствует и переживает, но его волнует
лишь судьба владелицы сада, сам же вишневый сад в планах
предпринимателя обречен на гибель. Именно Лопахин доводит до
логического конца действие, разви вающееся в своей кульминационной
непоследовательнос ти: «Наступает тишина, и только слышно, как далеко
в саду топором стучат по дереву».
И.А.Бунин порицал Чехова за его «Вишневый сад», поскольку в России
нигде не было садов сплошь вишневых, а были смешанные. Но чеховский
сад — не конкретная реальность, а символ мимолетной и в то же время
вечной жизни. Его сад — один из сложнейших символов русской
литературы. Скромное сияние вишневых соцветий — сим вол юности и
красоты; описывая в одном из рассказов невесту в венчальном наряде,
Чехов сравнил ее с вишневым деревцем в цвету. Вишневое деревце —
символ красоты, добра, человечности, уверенности в завтрашнем дне;
этот символ заключает в себе только положительный смысл и не имеет
никаких отрицательных значений.
Чеховские символы преобразили древний жанр коме дии; ее нужно было
ставить, играть и смотреть совсем не так, как ставились комедии
Шекспира, Мольера или Фон визина.
Вишневый сад в этой пьесе — меньше всего декораци я, на фоне которой
философствуют, мечтают, ссорятся пер сонажи. Сад — олицетворение
ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день ответвляется
от минув шего, как молодые побеги идут от старых стволов и корней.
X