Братухин А.Ю. презентация Библейские чтения-15

Формат документа: pdf
Размер документа: 1.64 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Границы
Богопознан i я

Можно ли видѣть Бога?
« Богъ … обитаетъ въ
неприступномъ свѣтѣ
(φῶς [n.] οἰκῶν ἀπρόσιτον
в
), Котораго
(ὃν [m.] ) никто изъ
человѣковъ не видѣлъ и
видѣть не можетъ » ( 1 Тим .
6:16);
«Я видѣлъ Бога лицемъ
къ лицу, и сохранилась
душа моя» ( Быт . 32:30).

« <…> будемъ подобны
Ему, потому что
увидимъ Его, как Он
есть» ( 1 Ин . 3:2)?
Какъ примирить утвержден iя:

Объяснение первое
• « Бог невидим по природе, но становится
видимым в Своих энергиях ( ἐνέργειαι )» ( Свт .
Григорий Нисский . О Блаженствах, 1 [ 141 ].
• Божественная природа есть «как некое море
сущности, неопределимое и бесконечное,
простирающееся за пределы всякого
представления о времени и естестве» ( Свт .
Григорий Богослов . Слово 38).

Дионисий Ареопагит
В Божестве Дионисий Ареопагит
различает « причаствуемое » (силы и
энергии) и «непричастное» (Сам Бог, Его
сверхсущность ). Оставаясь непричастным
в Себе, Божество причаствуется каждым
из причащающихся в меру их
способности.

Давид Дисипат
С одной стороны, все
сотворенное причастно
Богу через энергии как
своему Творцу
(причастность по
сотворенности ).
Другой способ
причастности Богу – уже
не как Творцу, но как
Отцу, – возможен для тех
людей, которые
очистили свою природу;
они просвещаются
Божественным сиянием
(энергиями), и Бог
уподобляет их Себе.

Объяснение второе
Бог «невидим, но для
нас сделался видимым»
< в Лице Сына Своего >
( Свмч . Игнатий
Богоносец . Послание к
Поликарпу 3, 2).

«Отец есть невидимое
Сына, а Сын есть
видимое Отца» ( Свмч .
Ириней Лионский .
Против ересей. IV, 6, 6).

Объяснение третье
Бог недоступен
зрению в
теперешней
жизни, но в
грядущем
Небесном Царстве
праведные увидят
Его: «
» ( 1
Кор . 13:12).

Объяснение четвертое
• Бог невидим человеку в его падшем
состоянии, но становится видимым для тех,
кто достиг очищения и об ó жения .
• «Кто желает видеть Господа внутри себя, тот
прилагает усилие очищать сердце свое
непрестанным памятованием о Боге ; и,
таким образом, при светлости очей ума
своего, ежечасно будет он видеть Господа»
( Исаак Сирин . Слова подвижнические, 43).

Свт . Феофил Антиохийский
Если ты скажешь: «покажи мнѣ твоего
Бога », то я отвѣчу тебѣ : покажи мнѣ
твоего человѣка , и я покажу тебѣ моего
Бога . Покажи, что очи души твоей
видятъ и уши сердца твоего слышатъ .
<…> Богъ бываетъ видимъ для тѣхъ ,
которые способны видѣть Его <…> . Всѣ
имѣютъ глаза, но у иныхъ они покрыты
мракомъ и не видятъ солнечнаго свѣта …

Прп . Симеон Новый Богослов
Ибо не видящий света Твоего и говорящий,
что вовсе не видит его,
А тем более говорящий, что это невозможно –
Видеть, Владыко, свет Божественной славы
Твоей,
Отвергает все писания пророков и апостолов,
А также Твои слова, Иисусе , и Твое
домостроительство
(Гимн. 45, 80 – 84).

φωτισμός « просвещение » =
крещение
«И почил Бог в день седьмой от всех дел
Своих, которые сотворил. И благословил
Бог седьмой день, и освятил его; ибо в
оный почил от всех дел Своих, которые
начал Бог творить… Эта книга –
происхождение неба и земли, когда
< это > произошло, в тот день ( ᾗ ἡμέρᾳ ),
когда Господь Бог создал небо и землю»
( Быт . 2:2 – 4) .

Климент Александрийский
Днем назван Логос, освещающий
сокрытое, через который пришла на свет
каждая из тварей.
День, который предстояло увидеть
Аврааму, есть Божий довременный
Логос.

• «И сказалъ Господь: вотъ мѣсто у Меня: стань
на этой скалѣ . Когда же будет проходить слава
Моя ( μου ἡ δόξα ידבכ [k ǝ b ō d î] Herrlichkeit glory ),
поставлю тебя въ рассѣлинѣ скалы, и покрою
тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда
сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади ( τὰ
ὀπίσω μου ירחא־תא [᾽e t ᾽ă h ōr î] hinter mir my back
parts ), а лице Мое не будетъ видимо Тебе» (Исх.
33 :21 – 23 ).
• _____________________________________________
ידבכ [k ǝ b ō d î] Gewicht , Besitz , Pracht , Ehre ;
weight, riches, splendor, honor .
ירחא [᾽ă h ōr î] R ück seite ; back

Прп . Григорий Богослов
Я шел для того, чтобы постигнуть Бога, и,
собравшись, как мог, взошел на гору, и вошел
внутрь облака, отрешившись от материи и
материального м iра . Но когда я взглянул, то
едва увидел , и то скрытые скалой,
то есть воплотившимся ради нас Словом ( 1
Кор . 10:4). И чуть - чуть выглянув, я увидел не
первое и чистое естество, находящееся внутри
первой завесы, закрываемое херувимами и
доступное для познания Ему Самому, то есть
Троице, но одно крайнее и к нам
простирающееся.

Блаженный Августин
• Не без причины обычно предполагают,
говоря о личности Господа нашего
Иисуса Христа , что Его есть Его
плоть, в каковой Он был рожден от
Девы, умер и воскрес. Слово
употреблено или по причине того, что
смерть есть нечто последнее вообще,
или потому, что Его воплощение
произошло почти в конце веков, то есть
в позднейший период.

Свет Божества
• Когда сходилъ Моисей съ горы Синая , и
двѣ скрижали откровен iя были въ рукѣ
у Моисея при соществ iи его съ горы, то
Моисей не зналъ , что лице его стало
с iять лучами отъ того, что Богъ
говорилъ с нимъ (Исх. 34:29).
X