Васильев А. Эсхатологический смысл находки библиотеки Наг-Хаммади

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.2 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Эсхатологический смысл находки библиотеки Наг -Хаммади
Тема сокрытого  горах или горных пещерах тайного знания, непосредст_ggh сyaZggh]h с
эсхатологическими событиями конца j_f_g klj_qZ_lky  самых разных традициях и
культурах. Подчас откро_gbyj_ZebamxlkyklZdhcim]Zxs_clhqghklvxqlhwlhiheghklvx
исключает hafh`ghklv случайных соiZ^_gbc Находка библиотеки Наг -Хаммади  1945
году не только яркий пример того, что сущестmxl рукописи, которые не горят, но и
букZevgh_bkiheg_gb_i ророчестkh^_j`Zsboky самих гностических текстах.
В декабре 1945 году неграмотный крестьянин -араб Мухаммед -Али аль -Самман сделал самое
удиbl_evgh_ открытие  истории христианстZ. Добывая почву, используемую для
поur_gby плодородия посеh\ на горе Дж ебель аль -Тариф, он наткнулся на пещеру, 
которой нашел сосуд из красной глины метроhc ukhlu Мухаммед -Али некоторое j_fy
сомнеZekyklhblebjZa[bать сосуд, _^vlZffh]eh[ulvkijylZghqlh -то ценное, например,
золото, но мог находиться и злокозненн ый джин. Наконец, здороuc прагматизм оказался
сильнее страха, и крестьянин разбил сосуд мотыгой… В нем оказалось 13 папирусных книг,
обернутых  кожу. Так гностические христианские тексты, скрытые от глаз людских более
полутора тысяч лет, были открыты мир у.
Интерес к гностическому христианстm пробудился  Еjhi_ h lhjhc полоbg_ XIX века.
Однако отсутстb_ аутентичных источникоb необходимость опираться при реконструкции
христианской эзотерической традиции i_jую очередь на разгромные труды ее критик о –
апологето победиr_c ортодоксальной церкb были причиной того, что iehlv до
публикации спустя столетие текстоGZ] -Хаммади, представления о гностицизме оставались
_kvfZ искаженными и далекими от реальности. Пра^Z и до находки библиотеки Наг -
Хамма ди было из_klgh несколько оригинальных гностических сочинений, oh^ysbo 
АскеbZgkdbcdh^_dkDh^_dk;jxkZb;_jebgkdbc]ghklbq_kdbciZibjmkghhgbijbлекали
gbfZgb_ раз_ что узкой группы академических ученых, да эксцентричных теософо и
масоноI_j еh^gZkhременные языки немногочисленных тексто]ghklbq_kdhcljZ^bpbb
содержащихся gboaZgyehdhehklhe_lbybg_ызZerbjhdh]hh[s_klенного резонанса.
С библиотекой Наг -Хаммади k_ получилось иначе. Время находки соiZeh с окончанием
самой кроZ hc hcgu  истории чело_q_klа, за_jrbшейся изобретением оружия
массоh]hihjZ`_gbydh]^Zbgl_ee_dlmZevgZyweblZgZoh^beZkv поисках ноuokfukeh\b
мироhaaj_gq_kdbo ориентиро. Поэтому пояe_gb_ таинст_gghc библиотеки сразу
приe_deh gbfZgb_ запа дных интеллектуало Хотя адепты традиционных христианских
церк_c и тяготеющие к консерZlbным a]ey^Zf ученые предпочитают преуменьшать
значимость библиотеки, мы можем с у_j_gghklvx сказать, что после ее публикации
представления образоZgguo людей о ко рнях христианстZ его историческом разblbb и
эзотерической традиции, кардинальным образом трансформироZebkvbm`_gbdh]^Zg_[m^ml
прежними.
Случайно ли библиотека гностических тексто стала доступна чело_q_klу именно  это
неспокойное j_fy? Возможно , от_lgZwlhlопрос могли бы дать те люди, кто спрятал сосуд
с рукописями на Джебель аль -Тариф. Зачем это было сделано?
В дреghklb_keblmbebbgmxdgb]mohl_ebmgbqlh`blvlh__dZdijZило сжигали. В «Житии
Сylh]hIZohfbykdZaZghqlhhg`_eZymgb чтожить книгу Оригена, бросил ее оду, сказав,
что, если бы  ней не было имени Господа, то он сжег бы ее. Сожжение Александрийской
библиотеки предлагает решение, которое jy^eb[ueh[uijhb]ghjbjhано, если от кодексо
Наг -Хаммади хотели избаblvky Су дя по k_fm люди, спрятавшие рукописи  сосуд,
стремились сохранить их для потомкоBohlyfug_agZ_fd_f[uebwlbex^bfufh`_fk
большой долей _jhylghklb предполагать, что они спрятали сhb сys_ggu_ книги, дабы
избежать их уничтожения победиr_c о ртодоксальной церковью, которая, приобретя
официальный статус Jbfkdhcbfi_jbb IV _d_gZqZeZ[_a`Zehklgh_ij_ke_^hание k_o
диссиденто – «еретико.
Те, кто написал книги библиотеки Наг -Хаммади, как будто бы знали, какая их ждет судьба.
Сразу g_kd ольких текстах содержаться прямые указания на то, что они будут скрыты ]hjZo

и яe_gu только  конце j_f_g достойным, происходящим из сylh]h «безцарст_ggh]h
рода», как часть таинст_ggh]hkhl_jbheh]bq_kdh]hieZgZ.
В конце «Евангелия Египтян» читаем: « Вот книга, что написал великий Сиф, и положил ее в
горах высоких… Эту книгу написал великий Сиф письменами, за сто тридцать лет, и
положил её на гору, названную Хараксио, дабы в конце времен и сроков волею божественного
Самородного и всей плеромы, по воле непостижимого, божественного Отца она вышла и
явила сей нетленный, святой род великого Спасителя, и тех, что обитают с ним в любви, и
великого незримого, _qgh]h>moZb_]hKugZ_^bghjh^gh]hbK\_l ».
«Откро_gb_:^ZfZaZdZgqbается указанием на то, что «эти (слова), которых не познают
все поколения людей, ибо они будут на горе высокой, на скале истины, поэтому они будут
названы Слова Нетленности и Истины, (обращенные к) тем, которые знают Бога вечного в
мудрости Гносиса и учении ангелов вечных ».
Визионер ский трактат «Аллоген» должен быть спрятан ]hjZoih^hojZghckljZ`Zbh[j_l_g
достойными: «[И он сказал мне: « Запиши] [то,] что я [скажу] и то, о чем я напомню тебе
ради тех, кто будет достоин после тебя. И оставь эту книгу на горе и призови стража
«Прид и, ужасный! ».
Место находки библиотеки Наг -Хаммади iheg_ соот_lklует этим указаниям. Вот как
описывает его Джеймс Робинсон ij_^bkehии к The Nag Hammadi LibrarLQ(QJOLVK:
«С каждой стороны долины Нила вертикально поднимаются отвесные скалы с пустынн ой
местностью наверху. Скальный район на правом берегу отмечающий границу долины Нила и
пахотных земель между Хенебоксионом и Пабау, называется Джебель -аль -Тариф. Еще в
доисторические времена от скалы отвалился массивный валун, напоминающий по форме
сталаг мит, который упал вниз на осыпь. С северной стороны одного из гигантских
бочкообразных валунов был спрятан сосуд с библиотекой Наг -Хаммади .
В скале, как раз на вершине осыпи, на которую легко вскарабкаться, находятся гробницы 6 -
й династии (2350 -2200 годы д о РХ), которые были разграблены еще в древности. Они
превратились в прохладные уединенные пещеры, в которые могли уходить монахи, как об
этом пишет Пахомий, либо где отшельник мог жить в своей келье. На стенах пещер видны
красные букu греческих молитв Зев су Серапису, цитат из Псалтири на коптском и
христианские кресты. Все это наглядно демонстрирует, как использовались эти пещеры.
Возможно те, кто спрятал библиотеку Наг -Хаммади также подобным образом
использовали эти пещеры, что и предопределило их выбор с прятать библиотеку здесь. Сосуд
покоился в земле полтора тысячелетия ».
Однако легко заметить одну нестыкоdm В гностических текстах спасительные книги
помещаются «на горе», тогда как  реальности библиотека Наг -Хаммади была закопана 
осноZgbb скалы. Реш ить эту проблему помогает работа Рене Генона «Симheu сys_gghc
науки» значительная часть которой, посys_gZZgZebamkbfоло]hjui_s_jubkhdjhища,
спрятанного gmljb]hju<qZklghklb=_ghgibr_l:
«… существует тесная связь между горой и пещерой, поск ольку и та, и другая берутся за
симheu духовных центров, каковыми, собственно, являются также, по причинам вполне
очевидным, k_hk_\u_bebiheyjgu_kbfолы, среди которых гора – один из главнейших.
Напомним, что под этим углом зрения пещера должна ра ссматриваться как расположенная
под горой или внутри нее, что еще более усиливает связь, существующую между этими двумя
симheZfbdhlhju_\g_dhlhjhfjh^_^hihegyxl^jm]^jm]ZGZ^hh^gZdhaZf_lblvqlh
гора имеет более первозданный характер, нежели пещ ера. Это следует из того, что она
видима снаружи, и притом со всех сторон, в то время как пещера, напротив, является, как
мы уже сказали, местом по самой своей сути скрытым и закрытым. Отсюда легко
заключить, что отождествление духовного центра с горой соо тветствует именно
первоначальному периоду земного чело_q_kl\Z\l_q_gb_dhlhjh]h\kybklbgZp_ebdhf[ueZ
доступна всем (откуда название эпохи Сатья -Юга, и вершина горы – Сатья -Лока, или
«место истины»). Но когда, вследствие нисходящего хода цикла, та же самая истина стала
доступна лишь для более или менее ограниченной «элиты» (что совпадает с началом

инициации, понимаемой в самом строгом смысле) и скрыта от большинства людей, пещера
сделалась симhehf более подходящим для духовного центра и, следовательн о, для
инициатических святилищ, которые являются ее образами. Вследствие такого изменения,
центр, можно сказать, не покинул гору, но лишь ушел с ее вершины в глубину » (Рене Генон.
Симheukященной науки. М.: Белоh^v_ – с. 231 -232).
+++++
Моти спр ятанного  горах тайного знания, общий для иудейской, христианской и
мусульманской традиций, имеет отчетлиhwkoZlheh]bq_kdh_baf_j_gb_bg_ihkj_^klенным
образом сyaZgkh`b^Zgbyfbfbjhых катастроф.
Из апокрифа «Жизнь Адама и ЕufumagZ_fqlhihke_ смерти Адама ЕZkhh[sbeZKbnm
об откро_gbb которое архангел Михаил по_^Ze перhc чело_q_kdhc паре  момент
изгнания из рая. Это откро_gb_ должно быть сокрыто  горах, чтобы пережить грядущие
глобальные катаклизмы и сохраниться для грядущих поколений людей:
«За cчет вашего преступления, наш Господь наведет на ваш род гнев Его Суда, сперва водой,
второй раз огнем; сими двумя Господь осудит весь человеческий род.
Но послушайтесь меня, чада мои. Сделайте уж тогда столпы из камня и другой из глины, и
запиш ите на них, всю жизнь мою и вашего отца (целиком), чтобы услышали и увидели о нас.
Если водой осудит Господь наш род, столп глиняный растворится и столп каменный
останется; но, если огнем, столп каменный распадется и столп глиняный будут обожжен
(крепко)».
Эту же традицию знает Иосиф Флаbcghih_]hbgnhjfZpbbklheiukgZ^ibkyfbi_j_^Zxl
науку « о небесных телах и их устройстве », открытую потомками Сифа:
«Для того, чтобы изобретения их не были забыты и не погибли раньше, чем с ними
познакомятся люди, – \ иду того, что Адам предсказал погибель отчасти от силы огня,
отчасти же вследствие огромного количества воды, – они воздвигли два столба, один
кирпичный, другой каменный, и записали на них сообщение о своем изобретении. Последнее
было сделано с тем расчето м, чтобы, если бы кирпичный столб случайно погиб при
наводнении, оставшийся невредимым каменный, дал людям возможность ознакомиться с
надписью и вместе с тем указал бы и на то, что ими была воздвигнута и кирпичная колонна.
[Каменный] столб сохранился по се й день в земле Сириадской».
В Сириадской земле (Шир), согласно hklhqghc христианской традиции, находится
загадочная «гора побед» с пещерой сокроbs OjhgbdZ=XTQLQ A^_kvghоза_lgu_олхвы
прочитали книги Сифа и узнали о рождении Спасителя.
В «Пистис Софии» f_klh столпо с uk_q_ggufb на них надписями фигурируют «Книги
Йеу», dhlhju_ihlhfhdKbnZiZljbZjoZ?ghoaZibkZeihemq_ggu_ раю откро_gby:
«И Я заставил его, – говорит Спаситель своим ученикам, – поместить их на скале Арарата,
и Я поместил Архонта Калапатаурофа, который над Плеядами, этот, на голове которого
ноги Йеу, и который окружает все Эоны и Имармену. Архонта того Я поместил стеречь
Книги Йеу от потопа и чтобы никакой из Архонтов не позавидов ал им и чтобы они не
погубили их, – эти, которые Я дам вам, когда закончу говорить вам о распределении Всего »
(III, 134).
В отличие от «столпоKbnZ hgbdklZlbnb]mjbjmxl одном из текстоGZ] -Хаммади «Три
стелы Сифа») и «книг Йеу », гностическая библиотека была скрыта не на горе, а зарыта в
осноZgbb скалы, что полностью соот_lklует указанию Генона на уход инициатического
центра с горы __]em[bgm. В сyabkwlbfihyление ее на свет ]h^magZf_gm_lkh[hc
раскрытие тайного знания  контексте грядущей последней мироhc катастрофы, которую
«Откро_gb_:^ZfZgZau\Z_l^g_fkf_jlbWlhll_dkl^Z_lgZfdexqdlhfmqlhgZoh^dZ
библиотеки gZrb^gbg_yляется случайной.
Обратимся к фрагменту «Откро_gb я Адама», где двенадцать царст рассказывают о сh_f
понимании пришестbyKiZkbl_eyhlZcg__]hjh`^_gbyhlhfdZdhgihemqbekeZу и силу
и как «сошел на h^m (вероятнее k_]h яbeky  материальном мире). Среди этих

представлений, изложенных нарочито загадочно и туманно, уг адыZxlkybjZgkdb_]j_q_kdb_
и египетские мифы о происхождении Небесного Спасителя.
Число 12 традиционно сyau\Z_lky с концепцией зодиака, упраeyxs_]h судьбой мира и
чело_dZ<:ihdjbn_BhZggZI_jый архонт породил 12 эоноfZl_jbZevgh]hdhkfhkZih
об разцу 12 эоно предстоящих перед Сыном, и создал для них ангелов -упраbl_e_c
«Двенадцать месяце стали образом д_gZ^pZlb сил», – отмечается  «Послании Е]ghklZ
12 эоно  сyab с зодиаком и небесными силами -упраbl_eyfb упоминаются и h многих
других гностических текстах.
Но почему Hldjhении Адама» речь идет не 12 эонах, а о 12 царстZo"Hlет на этот hijhk
по нашему мнению, заключается  том, что «Откро_gb_ осноZgh на изложении
последоZl_evghklb событий Сys_gghc истории и таким образом, от ождестey_l эоны
материального космоса с находящимися под их упраe_gb_f историческими периодами,
которые характеризуются теми или иными религиозно -мифологическими концепциями.
Возможно, здесь также нашла сh_ отражение популярная  эллинистическую эпоху
концепция четырех сменяющих друг друга мироuopZjkly -империй.
СyaZlv единое целое 12 царстdZdi_jbh^h мироhcbklhjbbbah^bZdZevguowhgh\
помогает концепция Великого года. Согласно астрологическим представлениям, сфера
зодиака и сфера неподb` ных з_a^ – не одно и то же. Из -за яe_gby процессии (которое в
традиционной астрологии рассматриZehkv как jZsZl_evgh_ дb`_gb_ з_a^ghc сферы по
отношению к неподb`ghc сфере зодиака) каждые 2160 лет точка _k_gg_]h раgh^_gkl\by
переходит ghое соз_ здие, дb]Zykvспять по зодиакальному кругу. Каждый 2160 -летний
период, характеризующийся по слоZf Юнга «изменениями  констелляции психических
доминант», т.е. сменой мифологических констант и представлений о богах, может
рассматриZlvkydZdf_kyp kjk Посланием Евгноста) Великого года или Эона, длящегося 25
900 лет (Подробнее см.: Дэb^Nb^e_jBbkmkOjbklhk – Солнце Бога. Античная космология
и раннехристианский симhebafFKhnby – с. 210 -215).
Хотя «Откро_gb_ Адама» и «Евангелие египтян» гоhjyl лишь о трех яe_gbyo Спасителя,
другой гностический текст «Парафраз Сима» содержит намек на то, что яe_gb_ijhbkoh^beh
 каждом из 12 исторических периодо составляющих «Великий год»: « ведь Праведный
проходит 12 сроко чтобы их пройти за один ср ок, дабы время совершилось быстро и
Естество стало пустым ». Таким образом, благая _klv о Спасителе приходила миру в
каждую из 12 исторических эпох/эоно или «царст но, несмотря на эти неоднократные
яe_gby сокро_ggmx премудрость, пользуясь ujZ`_gbyf апостола ПаeZ « никто из
властей века сего не познал » (1 Кор. 2:8).
В этом отношении особый интерес приобретает упоминание  «Откро_gbb Адама» 13 -го
царстZ т.е. как бы «дополнительного» исторического периода, следующего за 12 -ю
царстZfb «Великого года ». ФормулироdZ представлений о происхождении Спасителя,
eh`_ggZy  уста тринадцатого царстZ не оставляет сомнений, что оно отражает
христианские представления. Тринадцатое царстhyляется христианским эоном (Подробнее
об этом см. G. Stroumsa, Another Seed: Studies in Gnostic Mythology. Leiden: E. J. Brill, 1984. –
р. 94 -100).
Таким образом, оно соот_lklует эону Рыб, и начало его соiZ^Z_l с историческими
событиями, произошедшими  Палестине на рубеже эпох. По умолчанию 12 царст
соот_lklуют 12 эона м и «Великого года». Новый цикл – 13 -й христианский эон – начинается
последним яe_gb_f  материальном мире Спасителя, несущим избранному роду
осh[h`^_gb_ от уз материи. 13 -й эон знаменует собой сh_h[jZaguc разрыв циклического
j_f_gb «Великого года», со стоящего из 12 эоно сменяющих друг друга в кругоhf
дb`_gbb.
«Как двенадцатый знак Зодиака, Рыбы обозначают конец астрологического года, но также
и новое начало. Эта характеристика совпадает с притязаниями христианства на то, что
оно – начало и конец вс его, равно как с его эсхатологическим ожиданием конца света и
прихода Божьего царства », – отмечает Карл Юнг (Карл Юнг. Эон. Исследования о симhebd_
самости. М.: «Академический проект», 2009. – с. 155).

Тринадцатый спасительный эон заканчиZ_lky Гностичес кие писания библиотеки Наг -
Хаммади, яe_ggu_  начале эона, были более, чем на 15 столетий скрыты от глаз людских,
чтобы ghь пояblvkygZkет kZfhf_]hdhgp_<kязи с этим открытие библиотеки Наг -
Хаммади именно  наши дни не яey_lky случайностью, а полностью соот_lklует
спасительному плану, изложенному ]ghklbq_kdbol_dklZo.


© Андрей Васильеhdly[jy]h^Z
© https :// skifos .wordpress .com
X