УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА ИЗ ФАНАГОРИИ

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.78 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Институт археологии Крыма РАН
Научно-исследовательский центр истории и археологии Крыма
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
ХI Международный Византийский семинар
ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ:
ИМПЕРИЯ И ПОЛИС
Севастополь – Балаклава
3 – 7 июня 2019 г.
МАТЕРИАЛЫ Симферополь
2019

УДК 93
ББК 63.3(0)4
ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: ИМПЕРИЯ И ПОЛИС // XI Международный
Византийский Семинар (Севастополь – Балаклава 3–7 июня 2019 г.).
Материалы научной конференции / отв. ред. Н.А. Алексеенко. –
Симферополь, 2019. – 268 с.
Рекомендовано к изданию Ученым Советом Ф Г Б У Н
«Институт археологии Крыма РАН»
Редакционная коллегия:
АЙБАБИН АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ, профессор, доктор исторических наук,
директор Научно-исследовательского центра истории и археол огии Крыма
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
(Симферополь) – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ;
СТЕПАНЕНКО ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ, профессор, доктор исторических
наук, профессор кафедры древнего мира и средних веков Уральского
Федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина
(Екатеринбург) – ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ;
МАЙКО ВАДИМ ВЛАДИСЛАВОВИЧ, доктор исторических наук, директор
Института археологии Крыма РАН (Симферополь);
АФИНОГЕНОВ ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, профессор, доктор
филологических наук, кандидат исторических наук, ведущий специалист
Института всеобщей истории РАН (Москва);
АЛЕКСЕЕНКО НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, dr. Etudes médiévales
(Paris IV – Sorbonne), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Отдела средневековой археологии Института археологии Крыма РАН
(Симферополь) – СЕКРЕТАРЬ–КООРДИНАТОР
ISBN – 9
78-5-6042012-8-2
УДК 93
ББК 63.3(0)4
© Коллектив авторов (2019)
© Алексеенко Н.А., составление, оформление (2019)
© Институт археологии Крыма РАН (2019)

3 СОДЕРЖАНИЕ
ОРГАНИЗАТОРЫ И ОРГКОМИТЕТ ……………….……………… 15
УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ ……………………………………. 17
МАТЕРИАЛЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ ……………..…..… 23
АЙБАБИН А.И. (НИЦ ИАК КрФУ, Симферополь)
ХАЙРЕДИНОВА Э.А. (ИАКр РАН, Симферополь)
Исследования центральной части городища
на плато Эски-Кермен в 2018 г. …………......…………………..……... 25
АЛЕКСЕЕНКО Н.А. (ИАКр РАН, Симферополь)
Византия без Византии:
XII в. – Империя «почтенных» нобилей! …………………....………… 33
АРЖАНОВ А.Ю. (ГМЗ ХТ, Севастополь)
Средневековые скальные винодельни
Гераклейского полуострова …………………………..……………...…. 39
АФИНОГЕНОВ Д.Е. (ИВИ РАН, Москва)
Кинические философы как образцы
для христиан: случай Псевдо-Нонна ………………...……..………...... 47
БАЙБУРТСКИЙ А.М. (ИАКр РАН, Симферополь)
Средневековые древности урочища Аязьма
вблизи Балаклавы: материалы к археологической карте ….........…...... 49
БАРАБАНОВ Н.Д. (ВолГУ, Волгоград)
Волосы – змеи. Семантика образа
в византийских филактериях ………………………………..…..……… 55

4

БИБИКОВ М.В. (ИВИ РАН, Москва)
Церковные взаимоотношения Византии и Руси
в свете дипломатики и сигиллографии …………..…..…………..…….. 61

БЛИЗНЮК С.В. (МГУ, Москва)
Аннексия по-венециански
или обретение Кипра венецианской республикой …….........………… 67

БУТЫРСКИЙ М.Н. (ГМВ, Москва)
Надчеканка с образом Спаса Нерукотворного
на полутетартероне Мануила I (1143–1180) ………..……...…….……. 73

ВИНОГРАДОВ А.Ю. (НИУ ВШЭ, Москва)
Toponymica Pontica. I. Каламита ………………………..…………...…. 75

ГЕРЦЕН А.Г., НАУМЕНКО В.Е.,
ГАНЦЕВ В.К. (ТА КрФУ, Симферополь)
Скальные виноградодавильни Мангупа ……………………..………… 79
Окрестности Севастополя (Инкераман и Балаклава) в конце XVIII в.глазами английского художника Уильяма Хадфилда …...…...….……. 87

ГОЛОФАСТ Л.А. (ИА РАН, Москва)
Уникальная находка из Фанагории ………………………..…..……….. 95
Плитовые могильники Северо-Восточного Причерноморья второй половины XIII
– начала
XV вв.
..............................................…. 101


ЕВДОКИМОВА А.А. (ИЯз РАН, Москва)
Кочующие формулы в византийских надписях и папирусах …….….. 107

ИВАНОВ А.В. (ИАКр РАН, Симферополь)
Об антропологическом типе «средневековой народности
горного Крыма» …………………...…..…..……………….………….... 111

5

ИОЖИЦА Д.В. (ИАКр РАН, Симферополь)
Архитектурно-археологическая реконструкция
«базилики Маркевича» ………………….....…..……..……………….... 115

КАЗАНСКИЙ М.М. (SNRS, UMR 8167, Paris, France)"Степное" оружие из поздних слоев монастыря Св. Симеона Столпника (Кал'ат - Сем'ан) в Северной Сирии …......... 121

КАЛИНИНА Т.М. (ИВИ РАН, Москва)
Острова Средиземного моря в труде Ибн Хаукала (Х в.) ……...……. 127

КИРИЛКО В.П. (ИАКр РАН, Симферополь)
Архитектурно-конструктивные и декоративные детали
из раскопок храма на алуштинском могильнике .…………..……...…. 131
СЕЙДАЛИЕВ Э.И. (КИПУ, ИАКр РАН, Симферополь)Золотоордынский город в юго-восточном Крымуи его округа: постановка проблемы ……………………………...……. 137

КУЩ Т.В. (УрФУ, Екатеринбург)
Какого рабства опасались византийцы.
Коллективные страхи горожан во время турецкой осады .………..…. 141

КЪНЕВ Н., РАБОВЯНОВ Д. (ВТУ КМ, Велико Търново)
Византийская свинцовая печать
из района Казанлыка (Болгария) ............................................................. 143

МАНАЕВ А.Ю. (ТА КрФУ, Симферополь)
ТУРОВА Н.П. (ИАКр РАН, Симферополь)
Археологические исследования
на посаде крепости Горзувиты в 2017 г. ……………………..…..…… 147
Предметы христианского культаиз раннесредневекового некрополя Горзувиты ……….………....…… 155

6
НАУМЕНКО В.Е. (ТА КрФУ, Симферополь)
ДУШЕНКО А.А. (НИЦ ИАК КрФУ, Симферополь)
Предметы вооружения из раскопок
княжеского дворца мангупского городища
(предварительный обзор коллекции) ……..…..................................….. 159

ОШАРИНА О.В. (ГЭ, Санкт-Петербург)
Кто стоит между львами? К интерпретации
образов святых на евлогиях из Египта ………………....…….……….. 169

РОМЕНСКИЙ А.А. (ГМЗ ХТ, Севастополь)
Болеслав Храбрый, Святополк Окаянный и
Византия: несколько комментариев
к «Хронике» Титмара Мерзебургского ………………...……..………. 175

СЕДИКОВА Л.В. (ГМЗ ХТ, Севастополь)
К вопросу о рыболовном промысле в Херсоне в XIII в. ………...…… 179

СИДОРЕНКО В.А. (НИЦ ИАК КрФУ, Симферополь)
Новые данные для изучения техники литья
херсоно-византийских монет …………………………………...……… 181

СТЕПАНЕНКО В.П. (УрФУ, Екатеринбург)
Эллинистические истоки христианской иконографии:
бронзовая тессера из собрания Эрмитажа ………………….…..……... 187

СТЕПАНОВА Е.В. (ГЭ, Санкт-Петербург)
Печати эпархов Константинополя VI–
X вв. …..………
..……...…...… 191

ТЕСЛЕНКО И.Б. (ИАКр РАН, Симферополь)
АЛЕКСАНДРО ВА И.А. (АИКМ, Алушта)
Керамика византийского круга палеологовского времени
из раскопок городища Партениты 1985–1988 гг.
(из коллекции Алуштинского историко
-краеведческого музея) …...…
193

ТЕСЛЕНКО И.Б., МАЙКО В.В. (ИАКр РАН, Симферополь)
«Elaborate Incised Ware» византийского круга
из Судака и его окрестностей ………...……...........................………… 199

7
ТОЛМАЧЕВА Е.Г. (ЦЕИ РАН, Москва)
«Красавицы и чудовища» на египетских
ранневизантийских тканях: к интерпретации
морских сюжетов с нереидами и гиппокампами
(по материалам некрополя Дейр аль-Банат (Фаюм)) …………...……. 209

ТУРОВА Н.П. (ИАКр РАН, Симферополь)
Средневековые храмы Главной гряды Крымских гор
(материалы к археологической карте
муниципальных округов Ялты и Алушты) ………………….……..…. 215

ХАЙРЕДИНОВА Э.А. (ИАКр РАН, Симферополь)
Византийские серьги-лунницы VII–IX вв. из Крыма ……………...…. 221

CHARALAMPAKIS P. (GSSF, Athens, Greece)
MALATRAS Chr. (UC, Cologne, Germany)
The Seals of Officials in Seleukeia ………………….…………...………. 227

ХРАПУНОВ Н.И. (НИЦ ИАК КрФУ, Симферополь)
Археологические памятники Крыма
в описаниях и на рисунках Реджинальда Хебера
и Роберта-Уильяма Хея ……………………………………….…..……. 233

ЦУКЕРМАН К. (SNRS, CHCByz, Paris, France)
Закат византийской власти в Крыму:
полемический отклик ………...……………………………….…..……. 237

ЧХАИДЗЕ В.Н. (ИА РАН, Москва)
Ранневизантийские пломбы и тессера из Тамани ….................……… 245

ШАРОВ О.В. (ИА РАН, Москва)
К атрибуции золотого браслета из некрополя Фанагории .……..…… 247

ЮРОЧКИН В.Ю. (ИАКр РАН, Симферополь)
«Норманнская теория» и «Готский вопрос» …………………......….... 257

ЯШАЕВА Т.Ю. (ГМЗ ХТ, Севастополь)
Энколпионы балкано-дунайского типа
из раскопок византийского Херсона ………………………….......….... 263

95





Л.А. ГОЛОФАСТ

Институт археологии РАН
(Москва)


УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА ИЗ ФАНАГОРИИ

В 2015 году в Фанагории в ходе раскопок на участке «Нижний
город» в слое конца IX в. был найден развал амфоры, которую удалось
собрать почти полностью (Рис. 1). Аналогии ей в известных
классификациях отсутствуют, параллели в доступных публикациях
материала из раскопок различных памятников Средиземноморско-
Причерноморского региона также не найдены. Однако, общий силуэт
амфоры позволяет отнести её к раннесредневековому периоду.
На тулове амфоры, под одной из ручек – дипинто тёмной краской в
форме перевернутого треугольника, из вершины которого вниз
проведена вертикаль, выходящая за его основание. На
противоположных сторонах плечиков между ручками – два граффито,
процарапанные после обжига. Одно, с утратой в центральной части – в
виде двух примыкающих друг к другу треугольников (?), от внешних
сторон которых под углом отходит черта. Точных аналогий найти не
удалось, но похожие знаки, в основе которых лежит угол или
треугольник, иногда с аналогичными отходящими линиями составляют
большую группу граффити строителей Маяцкого городища [Флерова
1997: 36, табл. IV,80-81]. Второе – четко прочерченное однострочное
греческое граффито, пока не получившее однозначной интерпретации.
В одной из ручек – отверстие, залитое свинцом, расклепанным на
нижней поверхности ручки. На внешней поверхности – квадратная
пломба с плохо читаемой рельефной надписью. Подобная практика
клеймения амфор как античных, так и средневековых до сих пор не
была известна, что делает находку поистине уникальной.определил один из ведущих специалистов по восточным языкам,литературе и культуре, Иерусалиме Шауль Шакед.

96
Иудейская надпись позволяет связать амфору с деятельностью
еврейских купцов, раданитов, о которых стало известно из «Книги
путей и стран» арабоязычного автора IX в. Ибн Хордадбеха, дошедшей
до нас в сокращенном варианте. В распоряжении исследователей
имеется два списка сокращенного варианта Книги: рукопись
оксфордской Бодлеянской библиотеки, рукопись, найденная в Египте, и
отрывок, также обнаруженный в Оксфорде [Велиханова 1986: 4, 17].ал-Факиха аль-Хамазани, написанной около 903 оба использовали [Gil 1976: 306].
Раданиты (Ибн Хордадбех называет их «ар-разанийа», Ибн ал-
Факих – «рахданийа») – группа или гильдия еврейских купцов, которые
играли большую роль в торговле между Востоком и Западом. Ибн
Хордадбех пишет о них как об опытных, знающих многие языки
торговцах, которые возили, в первую очередь, то, что занимало мало
места, но стоило очень дорого, т.к. длинный путь с Запада на Восток и
обратно требовал использования разных видов транспорта. По
сведениям Ибн Хордадбеха, с «Западного моря» (т.е. западного
побережья Атлантики) раданиты вывозили «слуг-евнухов, невольниц,
мальчиков-слуг, парчу, заячьи шкурки, пушнину, соболий мех и мечи»;
из Китая везли «мускус, ароматное дерево (возможно, алое), камфару и
корицу» (пер. Н. Велихановой) [Ибн Хордадбех 1986: 123, 124].
Ибн Хордадбех говорит о четырех маршрутах раданитов: все они
начинались в Испании или Франции и заканчивались в Китае. Нас
интересует последний, четвертый путь, описанный Хордадбехом очень
скупо: «Позади Румии (или, по оксфордской рукописи, Арминии) к
областям славян, затем к Хамлиджу, городу хазар, далее через
Каспийское море (море Джурджан) … в Китай». Земли, «позади»
которых проходили купцы раданиты к «Хамлиджу», понимаются
разными исследователями по-разному: под ними подразумеваются либо
Армения Оксфордской рукописи, либо Италия или Византия (Рум),
[Калинина 2000: 111]. Однако, поток монет африканской чеканки конца
VIII – первой четверти IX вв. соответствует именно маршруту «позади
Арминии», который шел с африканского побережья через Сирию и
Закавказье (через Партав и Дербентский проход) в Хазарский каганат и
далее в земли восточных славян [Калинина 1993: 57, 58]. Хотя Ибн
Хордадбех не описывает путь от Семендера до Хамлиджа, известно, что

97
кратчайший путь между ними шел вдоль западного берега Каспийского
моря. Однако, помимо описанного Хордадбехом маршрута было ещё
два. Один, сухопутный, шёл через перевалы западного и центрального
Кавказа, второй, морской, из Константинополя до портов
Причерноморья и Приазовья [Калинина 2000: 113], которым, скорее
всего, рассматриваемая амфора и попала в Фанагорию. Эти маршруты
были особенно важны, т.к. шли в обход Ирана, противостоявшего
контактам стран Средиземноморья с Дальним Востоком
[Иерусалимская 1992: 5]. Разные варианты маршрутов позволяли
торговцам выбирать наиболее выгодный, а, главное, наименее в данный
момент опасный, что зависело от политической ситуации, а также от
времени года и погодных условий [Савченко 1999: 136].
Все три маршрута проходили по территории Хазарии, которая была
идеально расположена для выполнения роли посредника между
Востоком и Западом, и хазары, осознавая выгоды транзитной торговли,
стремились поставить под свой контроль торговые пути с Западом, что
было одной из главных причин бесконечных арабо-хазарских войн.
Более того, коммерческие выгоды, связанные с нейтральным
религиозным статусом иудеев, были одной из важных причин принятия
хазарской элитой (в пределах второй половины VIII – первой половины
IX вв.) иудаизма [Новосельцев 1993: 24; Кулешов 2016: 88].
Иудейские купцы не могли проигнорировать не упомянутые ибн
Хордадбехом маршруты и такие крупные города Северного Причерно-
морья как Херсон, Боспор, Тмутаракань и Фанагория. Во-первых, эти
порты были издревле известны своими рынками рабов, относившихся к
числу основных товаров раданитов. По мнению П. Фольца, именно
торговля рабами привела их в контакт с хазарами, в руках которых были
перевалочные пункты для захваченных в плен славян [Foltz 1998: 12].
Во-вторых, во всех городах Северного Причерноморья, как минимум с I
в. н.э. [Даньшин 1993: 62, 63] существовали большие еврейские
общины, которые играли в торговле раданитов очень важную роль.
Именно на процветающие еврейские общины, которые тянулись
вдоль всех торговых маршрутов от Испании до Китая, они могли
опереться во время своих путешествий и в своей экономической
деятельности [Rabiniwitz 1948: 86, 138]. Более того, не исключено,
что раданиты способствовали учреждению новых еврейских общин в
различных точках вдоль своих торговых путей [Gottesman 2005: 764].
К сожалению, археологических свидетельств присутствия
иудейской общины в Фанагории в раннесредневековый период пока
нет. Однако, о существовании таковой говорит «Хронография»
византийского историка Феофана Исповедника, который под 679/680 г.

сообщает: Фанагории и живущих там евреев, обитает множество народов» [Чичуров
1980: 60]. Кроме того, известна опубликованная Д.А. Хвольсоном
надпись, вырезанная на иудейском надгробии, которую
исследователь по форме букв датирует временем «не позднее VIII–
IX вв.» [Регесты и надписи … 1899: 15; цит. по Даньшин 1993: 65].
Содержимое амфоры не могло входить в список товаров, о
которых пишет Ибн Хордадбех. Однако, караваны совершали
путешествия в пределах ограниченных отрезков пути от одного
местного рынка к другому, и естественно предположить, что раданиты
продавали и покупали товары не только в конечных пунктах своего
маршрута, но и в промежуточных центрах, на стыках путей, где
встречались купцы из разных стран [Gil 1976: 308]. Возможно, к
товарам, купленным где-то по дороге, относилось и содержимое
амфоры. Не исключено, что еврейские купцы выполняли заказы
хазарской элиты и местной иудейской общины, покупая для них
товары в разных точках своего маршрута.
Библиография

ДАНЬШИН Д.И. Фанагорийская община иудеев // ВДИ. – М., 1993. № 1
(204). С. 59–72.
ИБН ХОРДАДБЕХ Книга путей и стран / Перевод с арабского, комментарии,
исследование, указатели и карты Н. Велихановой. – Баку, 1986.
ИЕРУСАЛИМСКАЯ А.А. Кавказ на шелковом пути. Каталог временной
выставки. – СПб., 1992.
КАЛИНИНА Т.М. Еще раз о маршрутах еврейских купцов по данным Ибн
Хордадбеха // Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной,
Восточной и Юго-Восточной Европы: средние века – начало нового времени.
Сборник тезисов XII чтений памяти В.Д. Королюка. – М., 1993. С. 56–58.
КАЛИНИНА Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным
арабских ученых IX–X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы.
1998 г. – М., 2000. С. 106–119.
КУЛЕШОВ В.С. Средиземноморье, Балканы и Восточная Европа: памятники
монетного обращения еврейских общин (VIII–XIII века) // ТГЭ. – СПб., 2016.
Т. LXXX. Белградский сборник (К XXIII Международному конгрессу
византинистов. Белград, Сербия, 22–27 августа 2016). С. 85–104.

99
НОВОСЕЛЬЦЕВ А.П. Евреи в Хазарии // Славяне и их соседи. Еврейское
население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы: средние века –
начало нового времени. Сборник тезисов XII чтений памяти В.Д. Королюка. –
М., 1993. С. 24, 25.
Регесты и надписи (свод материалов для истории евреев в России (80 г. – 1800 г.)).
– СПб., 1899. Т. 1.
САВЧЕНКО Е.И. Мощевая Балка – узловой пункт Великого шелкового пути на
Северном Кавказе // СА. – М., 1999. № 1. С. 125–140.
ФЛЕРОВА В.Е. Граффити Хазарии. – М., 1997.
ЧИЧУРОВ И.С. Византийские исторические сочинения. – М., 1980.
FOLZ R. Judaism and the Silk Route // The History Teacher. – 1998. Vol. 32 (1). Р. 9–16.
GIL M. The Rādhānite Merchants and the Land of Rādhān // Journal of the Economic
and Social History of the Orient. – 1976. Vol. XVII (3). Р. 299–328.
GOTTESMAN B.M. Radanites // Encyclopedia of World Trade from Ancient Times
to the Present. – Armonk; New York, 2005. Vol. 3. Р. 763, 764.
RABINOWITZ L. Jewish Merchants Adventures. A Study of the Radanites. –
London, 1948.

Рис. 1. Раннесредневековая амфора с иудейской надписью
из раскопок Фанагории.
X