Малые жанры фольклора на сельской свадьбе в начале XX века

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.59 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: свадьба. фольклор. россия. русская культура. сельская свадьба. история россии. история
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

ЭТНО куЛьТуРЫ
В п РОшЛОМ
И Нас ТОЯщЕМ
Бондарева Н. И.
Малые жанры фольклора
на сельской сZ^v[_
gZqZe_;;ека
Село Вышние Пены богато традициями и обрядами. Особое ме-
сто среди обрядов занимает свадьба. Сельская свадьба  — это вы-
веренный и  последовательный ритуал, в  котором всё расписано по
деталям. Каждому участнику этого обряда отводится определённая
роль. В  современной сельской свадьбе нашего села ещё сохранились
некоторые элементы свадьбы начала XX в. Это — малые жанры, сре-
ди которых приметы, частушки, потешки, приговорки. Они самобыт-
ны и интересны. Знатоки фольклора утверждают, что в селе могли не-
правильно понять тех, кто на свадьбе «припел частушку» не в том ме-
сте или не на ту тему. Свадебный обряд включал и включает на селе
до сих пор четыре этапа: сватовство, запой, свадьба и  похмелянье
(второй день свадьбы). Каждый этап имел свои определённые прави-
ла, приметы, порядок, своё фольклорное сопровождение. сватовство. Жених и невеста могли не знать друг друга до свадь-
бы. Выбирали пару им родители жениха или дед с бабкой. Выбирали
по «природе»: какой отец, какая мать, были ли в  роду судимые, как
жил двор с  соседями, чтоб не было в  роду ленивых, крикливых, ум-
ственно отсталых. Второе условие, которое соблюдалось почти всег-
да — приданое. Богатые шли к богатым, бедные — оставались с бед-
ными. Свататься ходили на «старом месяце». Говорили, что свататься
надо идти, «напившись святой воды». Засылали сватов в дом невесты
сразу после праздника Крещения. Сватьями были дед и бабка, позже
стали ходить в  этой роли родители жениха. Обряд сватовства имел
определённые приметы и  поверья. Например, перед тем, как идти
свататься, обязательно молились Богу. В  доме жениха перевязывали
ножки стола его штанами, чтобы сватовство прошло удачно. Зайдя

49
Этнокультуры в прошлом и настоящем
в дом невесты, жених и его родители не перехо-
дили под матицу до согласия невесты. После со-
гласия невесты родители проходили в дом и са-
дились за стол. Сватовство начиналось с приба-
уток, шуток. Диалог мог быть конкретным или
иносказательным: «У  нас бычок, у  вас тёлочка.
Давайте нам до пары» или «Мы — купцы. У нас
купец, у вас товар. Давайте торговаться». На сва-
товстве шёл сговор: согласна ли невеста выхо-
дить замуж, о  приданом, если таковое имелось,
и о дне «запоя». На сватовстве обсуждали и чис-
ло приглашённых на «запой».запой. Запой был двух видов. Отличал-
ся составом приглашённых. Если приглашены
только родственники невесты и  жениха  — это
«запой», а  если приглашены ещё и  подруги не-
весты  — это «пропой». Назначался запой че-
рез неделю-две после сватовства. В  назначен-
ный день запоя действие разворачивалось с по-
лудня, часов с  трех-четырех дня. Родня жени-
ха приходила в  дом к  невесте, принося с  собой
спиртное, еду, пироги. Приходила и самая близ-
кая родня невесты. Усевшись за празднично на-
крытый стол, шёл разговор о дне свадьбы, о ко-
личестве приглашённых на свадьбу гостей. По-
сле деловых разговоров звучали застольные
песни: лирические, протяжные, жизненные, за-
тем они сменялись плясками под гармонь и ча-
стушками. «Отворю я в избу двери,
Погляжу я на цветы.
Моё сердечко замирает —
За столом сидят сваты».
***
«Сватайся, не сватайся, —
Нам с тобой не сладиться:
Ты старик, я девушка —
Не пойду за дедушку».
***
«Ты отдай-ка маменька,
Где семейка маленька,
Где золовок — девок нет. —
Без золовок — белый свет».
***
«За высокие хоромы,
Тятенька, не отдавай —
Человек дороже денег,
Человека выбирай».
***
«Я не сам гармошку красил,
Не сам лаком наводил. Я не сам милашку сватал,
Отец с матерью ходил».
Расходились далеко за полночь, догово-
рившись о  дне свадьбы. Между запоем и  днём
свадьбы мать невесты со свахой или родствен-
никами приходили к  жениху смотреть подво-
рье. Представители невесты «обмеряли» окна,
считали живность на дворе. Помнят в селе слу -
чаи, когда после визита родни невесты к жениху,
свадьба не состоялась: беден жених. Обговари-
вали дары: кого из родственников жениха «об-
даривать на свадьбе», т. е. дарить подарки. Такой
визит можно назвать уточняющей беседой. свадьба. Обряд сельской свадьбы был уни-
кален, размерен и  требовал тщательной подго-
товки. Готовили праздничный стол, приданое,
праздничную одежду, подарки родным жениха,
различные атрибуты. Здесь важно было не упу -
стить мелочей. Утром, в  день свадьбы, в  доме
невесты собирались подруги. Их могло быть от
двух до десяти. Назначалась «главная» подруга,
которая «вела кон», т. е. знала, где какую песню
спеть, где какую припевку или потешку «при-
сказать». Все остальные подруги подчинялись
ей на протяжении всего обряда: подпевали пес-
ни, устраивали хороводы. Подруги брали зара-
нее пойманную хозяевами курицу, украшали
разноцветными лентами и  шли к  дому жениха.
По дороге пели, в основном, частушки. «Ах, спасибо тому дому,
Где жила я 20 лет,
А теперь пойду к другому,
Где родимой мамы нет».
***
«Бело платье надевала,
Становилась под венец:
Полюбуйся, родна мама,
Что красе моей конец».
***
«Глупо сделала девчонка —
Замуж торопилася:
Увидала бабью жизнь —
Скоро прослезилася».
Несколько раз останавливались, устраива-
ли пляски. Ходоков от невесты называли «поез-
жане». Кстати, перетягивать верёвку через до-
рогу для откупа было нельзя — плохая приме-
та. В  доме жениха утро начинается с  соверше-
ния обрядов от сглаза: в костюм жениха следует
воткнуть иглу или булавку  — оберег от дур-
ного взгляда завистников или злопыхателей.

50
Этнокультуры в прошлом и настоящем
Придя к  жениху, «поезжане» выпускали кури-
цу на дворе или отдавали её хозяевам, а  сами
садились за праздничный стол. Жених садил-
ся тоже, сваха садилась рядом с женихом. Сва-
хой была или крёстная жениха, или близкая
родственница. В начале праздничного застолья
сваха вставала, брала гребень и говорила: «Кня-
зья да бояре! Разрешите молодому Ивану кудри
расчесать?» С  этими словами она расчёсывала
волосы жениха. Перекусив, поезжане брали
жениха, сваху и  ехали или шли «за невестой»,
то есть к невесте в дом. Сваха несла пирог же-
ниха в дом невесты, где клала его рядом с пиро-
гом невесты. Этими пирогами угощали всех го-
стей. Кстати, оставшийся после застолья хлеб
никогда не засушивали на сухари — чтоб моло-
дые «не сохли». Подходя к  дому невесты, под-
руги оставляли жениха и быстро занимали ме-
сто рядом с  невестой. Подруги просили выкуп
у «дружка» жениха. «Дружком» называли стар-
шего на свадьбе (сейчас «тамада»  — прим. ав-
тора). У «дружка» был отличительный знак: по-
лотенце или рушник, перекинутый через плечо
и завязанный внизу. Роль дружка в самом нача-
ле двадцатого века доверяли «ведунам» — тем,
кто знал различные обереги. Впоследствии вы-
бор падал на необидчивых, весёлых, общитель-
ных мужчин. В  руках у  него должна быть обя-
зательно сумка, где находится самогон и  заку-
ска. На протяжении всей свадьбы «дружок»
должен быть в  первых рядах: наливать всем
желающим по чарке. Желающих бывает мно-
го: они берут верёвки и перегораживают доро-
гу свадебному шествию или поезду, когда идут
вместе жених и невеста. Вот тут-то и нужна на-
ходчивость «дружка» и  его запасы в  сумке  —
чтобы всем хватило и  все остались довольны,
выпив за здоровье молодых. Подруги просили
за невесту выкуп — «Сто рублей серебра и чет-
верть вина». Называли «дружка» разными не-
пристойными словами, ругали его. А «дружок»
должен был плясать, да подешевле за невесту
выкуп давать. Подружки дразнили «дружка», не уступая
место для жениха. Они пели потешки: «Тебе было не дружковать,
А тебе было свиней пасти
С долгою ломакою,
С чёрною собакою.
Наша девка не рублёвая,
Наша девка сторублевая…» «Дружко» должен быть скупым и  долго не
уступать. Были случаи, когда он отдавал выкуп
монетами по одной копейке. Получалась боль-
шая горсть медяков. Выторговав выкуп у «друж-
ка», подруги пели: «Продали мы девку за одну копейку,
Перины за четыре полтины,
Подушки за две полушки…»
Вырученные деньги подруги делили или по-
купали на них сладости. После этого сажали жениха на место глав-
ной подруги возле невесты, а  все подруги шли
во двор петь и  плясать. Наплясавшихся под-
руг приглашали за стол. Кстати, невеста всё это
время сидела укрытая большой чёрной шалкой
(платком). После небольшого застолья все гости выхо-
дили во двор. В доме оставались невеста, жених
и  родители невесты. Они благословляли моло-
дых иконой, отдали её в  руки невесте. Руки же-
ниха и  невесты перевязывали особым спосо-
бом рушником перед тем, как они должны были
вый ти во двор. Во дворе невеста кланялась на
четыре стороны, крестилась, просила прощения
у отца и матери. «Дружко» шёл впереди молодых до самых
ворот, разметая веником дорогу, а  в  коне пути
бросал его через крышу. Гости и  приглашённые
внимательно должны были следить за полётом
веника. Если веник перелетел через крышу  —
брак будет удачным, если не перелетел и упал на
двор  — вернётся невеста назад. Вот где нужна
была сила дружку! После этого невесту забирали и  вели (или
везли) в  дом жениха, а  в  доме невесты остава-
лись подруги невесты «тушить овин», т. е. допи-
вать, доедать, петь песни и плясать. Из дома жениха молодые ехали венчаться
в церковь, позднее, когда церкви были разруше-
ны, стали просто расписываться в  сельском со-
вете. Когда невесту привозили в  дом жениха,
её сажали за стол. Сваха повязывала её плат-
ком, помогала надеть праздничный сарафан. Не
оставались без внимания и  действия свахи. Са-
мые острые на язык гости припевали: «Свашеч-
ка, повивай молодуху кругло». Вечером в дом жениха съезжались гости. Род-
ня невесты обязательно привозила четверть вина,
копчёный окорок и «ряженый пирог». Свадебный
поезд от невесты назывался «с калачами».

51
Этнокультуры в прошлом и настоящем
Невеста и  жених не садились за празднич-
ный стол, они должны были сидеть в отдельной
комнате. Их выводили к  гостям три раза. Пер-
вый раз под первую чарку, чтоб молодая одари-
ла будущих родственников. Здесь тоже суще-
ствовали свои законы: золовке — косник (укра-
шение для волос), свёкру — рубаху, свекрови —
вышитые рукава для пошива рубахи. Одаривая
будущих родственников, невеста называла их
«мама», «отец», золовок — по именам. Второй раз выводили молодых «под ста-
кан». Они кланялись и снова возвращались в от-
ведённую для них комнату. Третий раз выводи-
ли молодых для того, чтобы их показать, и  они
опять уходили в комнату. Застольные песни сме-
нялись частушками. «У милого на дому
Чесали голову мою,
Русые волосоньки
Делили на две косоньки».
***
«Скоро девушку посадят
За дубовенький столок,
На головушку наденут
Восковой белой платок».
***
«В руки свечку подавали
Со цветочком голубым.
Моё сердечко замирало
Меня венчают не с любым».
***
«Не потерянные кудри,
Не потеряна краса,
Только волюшка потеряна
Да русая коса».
п охмелянье. На следующий день гулянье
продолжалось в  доме жениха. Невесту прята-
ли, а  родные невесты приходили в  дом жениха,
искать её. Позже стали на похмелянье «подстав-
лять» (подменять) невесту, т. е. в подобие белого платья одевался мужчина или смелая женщина.
Они говорили, что невеста такая стала за одну
ночь, шутили, развлекая пришедших гостей.
Позже находили настоящую невесту. Застолье
продолжалось. Набор частушек был несколько
иной. Особой популярностью пользовались ча-
стушки про тёщу:
«Ой, тёща моя,
Старая, худая,
Приходи ко мне на ночь,
Будешь молодая».
***
«Ой, тёща, ты тёща, моя,
Несолёная капуста твоя,
Несолёная, не масленая,
Твоя дочка неласковая».
Тёща не обижалась. Молодому человеку, не
видевшему обряд свадьбы, который был в  про-
шлом веке, покажутся странными и сами этапы
свадьбы, и частушки, и приметы. Но почему-то
молодёжь, когда дело касается личной свадьбы,
просят старших вспомнить обо всех приметах.
Мне удалось побеседовать с  активными участ-
никами свадеб прошлого столетия и записать их
воспоминания. Ещё и  сейчас они помнят мно-
го частушек и  припевок, тексты которых были
мною записаны. В  перспективе можно будет
создать сборник свадебных примет, частушек,
разного вида приговорок. Видеосъемка появи-
лась в селе только в самом конце XX в. Поэтому,
каждое письменное свидетельство о  фольклор-
ном сопровождении свадебного обряда  — уни-
кально и неповторимо.
Помогли мне записать малые жанры фоль-
клора: Трунова Анастасия Матвеевна, 1918 г. р.
Бондарева Татьяна Максимовна, 1931 г. р.
Фролова Валентина Михайловна, 1941 г. р.
Бочарова Наталья Матвеевна, 1953 г. р.
X