Е.В. Семёнова. Литературные салоны России XIX века: начало кристаллизации русской философской культуры

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.36 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: Философия. Культурология. Литература. История
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

УДК 130.2 (316.77)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ РОССИИ XIX ВЕКА:
НАЧАЛО КРИСТАЛЛИЗАЦИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.В. СЕМЕНОВА

Калужский
государственный
педагогический
университет
им. К.Э. Циолковского

e-mail:
19kat82@mail.ru

Данная статья посвящена исследованию причин, задач, места и значимо-
сти литературных салонов (отражающих литературно-философский синтез
культуры России XIX века) для развития и распространения отечественной
философской мысли. Обнаружено, что именно литературные салоны явля-
ются началом кристаллизации национальной философской культуры.

Ключевые слова: литературный салон, философское общество, литера-
турно-философский синтез, социализация, интегративность
и другие.



В последнее время становится все яснее и яснее поворот философских исследо-
ваний к проблеме взаимосвязи культуры и философии. Достаточно вспомнить повест-
ку дня пленарного заседания IY Российского философского конгресса "Философия и
будущее цивилизаций" (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 24-28 мая 2005 года) на
котором пять из шести докладов были посвящены исследованию места и
роли фило-
софии в общем процессе становления культуры и национальных культур народов.
Общей канвой, на которой вырастает и укрепляется единение философии и культуры,
выступает общение людей, их личное и социальное взаимодействие. Как мы помним,
греческая философия родилась в диалогах Сократа и Платона. Школа перепатетиков
Аристотеля не ушла в прошлое безвозвратно.
Сегодня она возвращается в поисках
оригинальных путей развития философской мысли.
Первые философские сообщества в Древней Греции заложили основы филосо-
фии. Подобную функцию выполнили литературные салоны Москвы в ХIХ веке. В
этих спонтанных "домашних обществах" (С.С. Уваров) русского просвещенного дво-
рянства проводилась важная работа по оформлению национального самосознания
русского народа
, закладывались принципы отечественной философии, одним и кото-
рых была связь с Землей-матушкой…
По большому счету причинами появления салонов были особенности форми-
рования русской культуры. Оторванность русских поселений от центра и удаленность
людей друг от друга образовывали отечественную разобщенную культуру, дискретную
и национально неоформленную. Нам не удавалось соединить усилия по
развитию на-
шей общей культуры. Требовалась концентрация сил, необходимы были определен-
ные центры и места развития. Данная ситуация, несомненно, вела к замедлению раз-
вития мысли, и даже особому отношению к учению и науке как чему-то трудному, не-
кому латинству (Н.Бердяев), к недоверию "умственному деланию". "Некоторые иссле-
дователи русской философии
и культуры, например, Г.Флоровский, Г.Г. Шпет,
К.Д. Кавелин и другие считали, что русская мысль в это время спала. Пробудить ее
могла только философия". (!) Классический немецкий идеализм дал толчок к пробуж-
дению. Если западная философия вырастает из мифологии, то русская – из соедине-
ния философии и литературы.
Эта связь
была заложена в самом основании русской культуры, литературы и
философии одновременно. Пальму первенства делить не приходится, ибо "как впо-
следствии литература питала русскую философию, так вначале именно философия
дала духовный заряд отечественной литературе", – отмечает В.К. Кантор
1. В соедине-
нии литературы и философии проявляется их генетическое родство и историческая
близость. Уже И.В. Киреевский рассматривал русскую литературу не только с позиций
одного из рядовых видов искусства, а более широко, с глубоким анализом проблем
общества. В известной статье "Обозрение русской литературы за 1831 год" он писал:
1 Кантор В.К. В поисках личности: опыт русской классики. М. 1994. С.46.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ № 8 (48) 2008


210
"Между тем как в других государствах литература есть одно из второстепенных выра-
жений образованности, у нас она главнейшее, если не единственное… Единственным
указателем нашего умственного развития остается литература"
2. Сегодня стало ясно,
что "Философия в России и русская литература создают удивительно органичный и
глубокий синтез. Такого явления, – отмечает А.С. Стрельцов, – мы не встречаем ни в
одной культуре других стран в Х1Х веке"
3. Однако проблема соединения и взаимодей-
ствия литературы и философии в русской культуре рассматривались чаще всего как
второстепенная, когда на самом деле она раскрывает онтологическую основу русской
философии. "Вопрос о соединении литературы и философии в русской культуре чаще
всего рассматривался с внешней стороны, как совпадение, в то время как он имеет
глубинную основу и онтологическую связь этих явлений" 4. С нашей точки зрения,
данную проблему следует раскрывать более широко.
Как известно, относительно времени возникновения русской философии есть
две точки зрения. Одна связывает это возникновение с крещением Руси, другая ведет
это начало только со славянофилов. Но не зависимо от того, когда возникла русская
философия время ее кристаллизации, приобретения четких форм
можно отнести
только к ХIХ веку. Вот почему одной из особенностей развития русской философии в
отношении сближения философии и литературы на почве отечественной культуры
можно считать ее первые шаги, сделанные в литературно-философских салонах, кото-
рые заложили начало отечественным философским идеям XIX столетия.
Среди причин образования литературных салонов на первый план
выдвигают-
ся интересы объединения единомышленников в некие формы домашних сообществ.
Весь опыт мировой философии говорит о плодотворности таких союзов. Афинские
школы в Древней Греции, Платоновская академия, которая просуществовала 915 лет,
в Германии – группы "Бури и натиска", немецких романтиков в конце XVIII века, мла-
догегельянцев в 40-х годах XIX века… Все это – вехи в
истории мировой философской
мысли. Не является исключением в этом плане и российская культура, где мы встре-
чаемся с различными объединениями. Россия имеет свой опыт, отличающийся от ев-
ропейского, прежде всего тем, что собственно философских обществ в XIX веке не су-
ществовало. Отечественная философская мысль зарождалась и созревала в недрах ли-
тературных салонов
. Салон – небольшое объединение людей избранного круга, соби-
рающихся в доме какого-нибудь частного лица ради свободного обмена мнениями на
произвольные темы: литературные, философские, политические, социальные, исто-
рические, религиозные и т. п.
Если первая причина появления салонов лежала в стремлении получить место
общения людей, то вторая имела некое географическое содержание. Исторически
сложилось так, что территория России в отличие от европейских государств всегда
была слишком обширна. Возможно, подобное обстоятельство порождало особенности
некоторых черт национального характера. Как правило, европейцы – замкнутые лю-
ди, живущие социально независимо друг от друга, русские – наоборот, открытые, с
широкой душой, необыкновенно гостеприимные, не представляющие свой дом без
множества родственников или
друзей. Достоевский отмечал эту особенность русского
народа: "Широк русский человек, я бы его сузил". Вероятно, эта географическая уда-
ленность русских людей друг от друга в сочетании с экстравертностью души привела к
формированию различного рода объединений: салонов, кружков, вечеров, вторников,
пятниц, суббот, кофеен, утренников, вольных собраний, чтений и т.д. В
условиях того
времени каждый кружок и салон – от семейного кружка молодых людей до чопорного
салона – мог быть небольшим очагом, где появлялись и распространялись философ-
ские идеи.
Были и некоторые социально-исторические причины, в которых была вынуж-
дена существовать философия в России XIX века. Как известно, с "легкой руки" кн.
Ширинского–Шихматова, министра
просвещения в правительстве Николая I, древние
2 Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.1970. С.101, 102. 3 Стрельцов А.С. Философия и культура в русской мысли 19-нач.20 вв.: интегральный
анализ: Научное издание. – М. 2003 – С. 222.
4 Там же.

Е.В. СеменоZ. Литературные салоны России…



211
языки и философия были изгнаны из программ преподавания гимназий и универси-
тетов. Поэтому, чтобы окончательно не потерять связь с внешним миром и прибли-
зиться к "общему течению жизни и науки", мыслители искали пути распространения
своих философских идей. Художественная литература пришла на помощь, именно
здесь философы получили возможность в художественной форме высказывать
свои
сокровенные мысли, для формирования и распространения которых большое значе-
ние имели кружки, салоны, общества, редакции общественно-политических, литера-
турных, а к концу XIX в. и философских журналов. Так формировался литературно-
философский синтез в культуре России.
Литературные салоны выполняли ряд задач:
™ Задача объединения людей
. Прежде всего, литературно-философские са-
лоны удовлетворяли желание людей в общении. Общаясь, члены салона способство-
вали повышению уровня своего развития и, одновременно с этим, сохранению куль-
туры страны. Здесь встречались передовые люди России XIX столетия. Являться посе-
тителем литературного салона считалось модным и почетным для любого человека.
Приведем некоторые примеры сообществ
подобного рода.
Салон Авдотьи Петровны Елагиной (1789-1877) – наиболее значительный салон
XIX века: "Здесь можно было видеть лица, а не толпы, слышать естественное звучание
голоса. Никто здесь не раздавлен ревом толпы, никому не нужно было, излагая заду-
шевную идею, напрягать голосовые связки"
5. К.Д. Кавелин писал о том, что дом Авдо-
тьи Петровны был средоточием и сборным местом всей русской интеллигенции, "все-
го, что было у нас самого просвещенного, литературно и научно образованного… Не-
возможно писать историю русского научного движения, не встречаясь на каждом шагу
с её именем"
6. П. Бартенев отмечал, что "У неё бывали и обменивались мыслями А.И.
Тургенев, Н.В. Гоголь, Погодин, Шевырев, Вигель, Иноземцев, Редкин, Н. Павлов,
Мельгунов, М. Дмитриев, Крюков, Огарев, Сатин… Поколение, явившееся на смену
спутников её молодости, сверстники и товарищи младших сыновей её Валуев, Каве-
лин, А.Н. Попов, А.П.
Ефремов, В.А. Панов, Стахович-отец и бр. Аксаковы, бр. Бакуни-
ны, Ф. Чижов, Ю. Самарин, кн. Черкасский любили пользоваться ее беседой" 7.
Салон З.А. Волконской – более литературный по сравнению с салоном А.П.
Елагиной – тоже был знаковым явлением XIX века. А.Н. Муравьев писал: "Тут можно
было встретить все, что только было именитого на Русском Парнасе, ибо все прекло-
нялись перед гениальной женщиной. А.С. Пушкин и П.А. Вяземский, Баратынский и
Дельвиг были постоянными ее посетителями, кн. В.Ф. Одоевский, М.Н. Загоскин, Ра-
ич, С.П. Шевырев и М.П. Погодин, хотя и не любители большого света, не чуждались,
однако ее блистательного круга: так умела она все собирать воедино…"
8. В. Ильин до-
бавляет к этому списку фамилии М. Веневитинова, С.А. Соболевского, А. Мицкевича,
А.Н. Муравьева, и других. Таким образом, в Москве дом кн. Зинаиды Волконской был
изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного
общества. Тут соединялись представители большого света, сановники и красавицы,
молодежь и возраст
зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журна-
листы, поэты, художники. "Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и
мысли"
9.
™ В этих сообществах решалась и еще одна задача – интегративная
Она за-
ключается в том, что культура объединяет народы и разные социальные общности.
Особенно примечателен в этом плане салон В.Ф. Одоевского. Соллогуб отмечает, что
"В этом безмятежном святилище знания, мысли, согласия, радушия сходился по суб-
ботам весь цвет петербургского населения. Государственные сановники, просвещен-
ные дипломаты, археологи, артисты, писатели, журналисты
, путешественники, моло-
дые люди, светские образованные красавицы встречались тут без удивления, и всем
5 Чалмаев В.А. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. –
Тула, 1989. – С. 94
6 Кавелин К.Д. А.П. Елагина. Соч. – СПб,1899. – т.3, С.1118. 7 Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. – М., 2001. – С. 204 8 Муравьев А.Н. Знакомство с русскими поэтами. – Киев, 1871. – С. 11-13 9 Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. – М., 2001. – С. 195

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ № 8 (48) 2008


212
этим представителям столь разнородных понятий было хорошо и ловко; все смотрели
друг на друга приветливо, все забывали, что за чертой этого дома жизнь идет совсем
другим порядком. (…) я всех их тут видел, наших незабвенных, братствующих поэтов и
мыслителей"
10. Этот салон отличался от всех других тем, что здесь было всем легко. И,
несмотря на то, что Одоевский, бесспорно, принадлежал к самому высшему кругу, "в
доме его и, в особенности, в его заветном кабинете все были равны – в буквальном
смысле этого слова: вельможи и артисты, ученые и художники, чиновники, мастеро-
вые, старики и молодые – все одинаково подпадали немедленно под беспристрастный
уровень его радушия и доброжелательного внимания. Все чувствовали себя как дома,
даже часто лучше, чем дома, потому что все их отличительные свойства, их таланты,
познания, дарования вызывались наружу, оценялись по достоинству и заслуживали
одобрение и нравственную поддержку"
11. Это прямое обращение к человечности, а не к
обстановке каждого образовало ту притягательную силу к дому Одоевских, которая не
обусловливается ни роскошными угощениями, ни красноречием лицемерного сочув-
ствия
12. И.И. Панаев тоже говорит об этой особенности салона "Одоевский принимал
каждого… без различия сословий и званий" 13. Он делал это не случайно: хотел пока-
зать своим светским приятелям, что, кроме избранников, в России существует еще це-
лый класс людей, занимающихся умственной деятельностью. Хотя принимали его по-
зицию далеко не все.
™ Одна из задач салонов
проявляется и в том, что здесь можно было позна-
комиться с новинками литературы, философии и искусства; узнать много интересного
и необходимого о новых литературных течениях, направлениях, философских идеях и
т.п. Здесь авторы читали свои труды, выслушивали мнения коллег, обсуждали… На-
пример, в салоне А.О. Смирновой многие впервые увидели произведения
А.С. Пушки-
на "Евгений Онегин", Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка", "Миргород", "Тарас Буль-
ба", "Мертвые души", "Ревизор" и др. А.И. Кошелев вспоминал о салоне Е.А. Карамзи-
ной: "Литература русская и иностранные, важные события у нас и в Европе, особенно
действия тогдашних великих государственных людей Англии – Каннинга и
Гускиссо-
на составляли всего чаще содержание наших оживленных бесед. Эти вечера, продол-
жавшиеся до поздних часов ночи, освежали и питали наши души и умы…"
14.
™ Салоны формировали и новую культуру поведения.
Ф.Вигель пишет о сало-
не А.Н. Оленина: "…члены оленинские даже в доме его хлебосольном, для всех откры-
том, и принимая участие в общей веселости, составляли какой-то особый мир, имею-
щий особые мнения, особые правила"
15. Культура таких сообществ также создавала
относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильно-
сти, например, в литературных объединениях эффективно используют игру в карты.
По воспоминанию А.Ф. Тютчевой, Е.А. Карамзина часто организовывала "партию в
карты для стариков"
16. В редких случаях, литературный салон мог быть "оформлением
эстетических вкусов дворянского быта, "выполняя украшающую функцию жизни
знатного и богатого слоя"
17. Между салоном Зинаиды Волконской и салоном А. Елаги-
ной нельзя провести резкой разницы. Если в первом первоклассные таланты пленяли
слушателей своими поэтическими творениями в стихах и прозе, импровизировали,
играли и пели, то во втором выдающиеся умы блистали перед слушателями своими
ораторскими дарованиями, красноречиво касаясь всевозможных вопросов, не заде-
вающих, однако,
основ социального бытия собравшейся аудитории.
10 Соллогуб В.А. Воспоминание о кн. В.Ф. Одоевском. "В память о кн. В.Ф. Одоевском". –
М., 1869. – С. 96.
11 Тимирязев Ф. Кн. В.Ф. Одоевский. "В память о кн. В.Ф. Одоевском". – М., 1869. –
С. 72-73.
12 Соллогуб В.А. Воспоминание о кн. В.Ф. Одоевском. "В память о кн. В.Ф. Одоевском". –
М., 1869. – С. 97.
13 Панаев И.И. Литературные воспоминания. – Л., 1928. – С.143-146 14 А. И. Кошелев. Воспоминание о Хомякове. – "Р.А. ", 1879. – кн. 3. С. 266 15 Ф. Вигель Записки. – М., 1892. – Т. 2, ч. 3, С. 153-154 16 А.Ф. Тютчева При дворе двух императоров. – Изд. М. и С. Сабашниковых, 1928. –
С. 70-71
17 Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001 – С. 32

Е.В. СеменоZ. Литературные салоны России…



213
™ Салоны никогда не были только московскими салонами П. Бартенев отме-
чал: "Все, что было в Москве интеллигентного, просвещенного и талантливого, съез-
жалось сюда по воскресеньям. Приезжавшие в Москву знаменитости, русские и ино-
странные, являлись в салон Елагиной…"
18. Кроме того, он указывал на важное значе-
ние салонов не только для свободного обмена мнениями и для выражения господство-
вавших литературных направлений, научных и философских взглядов русской интел-
лигенции , но и для начинающих молодых людей: "здесь они воспитывались и приго-
товлялись к последующей литературной и научной деятельности… Здесь они встреча-
лись со всем, что тогда было выдающегося в русской литературе и науке, прислушива-
лись к спорам и мнениям, сами принимали в них участие и мало-помалу укреплялись
в любви к литературным и научным занятиям"
19. Это можно назвать педагогической
функцией домашних сообществ.
™ Исследуя роль литературных салонов в кристаллизации русской филосо-
фии, следует не забывать о том, что они выполняли и задачу социализации , необхо-
димую в формирования личности в процессе усвоения индивидом определенных зна-
ний, норм, ценностей и оказывающая воздействие для их развития и выходы за рамки
конкретного салона. Действительно, литературные салоны XIX века были не только
средством формирования многих философских идей, но способствовали их распро-
странению. Так, например, именно в салоне А.П.
Елагиной "вырабатывалось и разви-
валось то направление православно-русское, которого душою и главным двигателем
был Хомяков"
20 , которое впоследствии назовут славянофильством. Константин Каве-
лин констатировал, что "в литературных кружках и салонах зарождалась, воспитыва-
лась, созревала и развивалась тогда русская мысль, подготовлялись к литературной и
научной деятельности нарождавшиеся русские поколения"
21. С помощью салонов
происходит ориентация людей в области поведения, идеалов, направлений литера-
турных или философских; они помогают выработке своей идеологической позиции по
какому-либо вопросу или способствую разработке жизненных ориентиров. Например,
К.Д. Кавелин признавался, что он "безгранично был обязан на первой поре жизни
многим салону Елагиной". В.А. Соллогуб
утверждал: «В моей жизни три дома играли
важную роль: дом Олениных, дом Карамзиных, дом Виельгольских. В первом доме я
начал уважать искусство, во втором начал его любить, в третьем начал его пони-
мать»
22.
™ Салоны имели и практическое значение. Ю. Арнольд вспоминает, что в по-
добного рода объединениях "идея возникала и обсуждалась, которая в последующие
годы получала свое осуществление; довольно указать на идею, например, о женских
гимназиях и об обществах посещения бедных"
23, сформулированную в салоне
В.Ф. Одоевского.
Место салонов в формировании общественной мысли
24 и культуре России
весьма существенно. Салоны и кружки, действительно имели серьезное значение в
XIX веке не только как места формирования глубочайших идей, но и как объединения,
открывшие многих талантливых людей того времени. Салон Смирновой оказал боль-
шое влияние на А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, приходившего читать сюда свои знамени-
тые
сейчас произведения "Майскую ночь", "Миргород", "Сорочинская ярмарка" и др.,
Тургенева, В.Ф. Одоевского. Ф.И. Тютчев, Тургенев, Некрасов были постоянным посе-
тителем салона М.Ю. Виельгорского и В.А. Соллогуба, который чрезвычайно привле-
кал их внимание, отчасти потому, что в среде этого общества господствовала "совер-
шенная простота".
Следует отметить большую
социальную роль кружков и салонов и важное место
их в формировании культуры XIX века. Министр народного просвещения С.С. Уваров
18 Там же. С. 202 19 Там же. 20 Там же. 21 Собрание сочинений К.Д. Кавелина. Том III. – СПб., 1899. – С. 1129-1131. 22 В.А. Соллогуб Воспоминания. Новые сведения о предсмертном поединке А.С. Пуш-
кина. – М., 1866. – С. 5.
23 Арнольд Ю. Воспоминания, вып. 2. – М., 1892. – С. 198 24 Нас интересует прежде всего философская мысль.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ № 8 (48) 2008


214
признавал, что в тот период времени "домашние общества" имели более заметное
влияние на современников, чем академии и государственные учреждения 25. Не слу-
чайно XIX век характеризуется повышенным вниманием тайной полиции к таким
объединениям. Известно, что в связи с восстанием декабристов внимание следствен-
ной комиссии долго привлекала "Зеленая лампа", а от страха быть открытыми само-
ликвидировались любомудры. Герцена отправили в ссылку, когда полиция раскрыла
его кружок. За принадлежность к кружку Петрашевского, несколько
человек были
приговорены к смертной казни и, испытав предсмертный ужас, прямо с эшафота от-
правились в Сибирь на рудники. Среди них был, как мы помним, и Федор Достоев-
ский. Н.О. Лосский считает, что главным предметом обвинения, приведшего писателя
на эшафот, а потом на каторгу, стало "Письмо Белинского к Гоголю", которое
мысли-
тель прочитал в этом кружке 26.
Итак, кружки и салоны как формы некоторого объединения, были окружены в
николаевскую эпоху системой шпионажа, провокации, запрещения. Против них боро-
лись – значит, они имели серьезное значение для формирования культуры России XIX
века. О том, что они были крупным общественным фактором, свидетельствуют многие
высказывания
27. Например, Герцен считал, что появление кружков – это "естествен-
ная потребность тогдашней русской жизни", так как "возбужденная мысль требовала
выхода"
28. Иметь кружки и салоны на своей стороне – значило в то время иметь силь-
ное влияние на русскую общественность.
Кроме того, именно литературные салоны дали мощный толчок к созданию
философских обществ, существующих долгое время и являющихся важнейшим обра-
зованием культуры России. Первая попытка (как выяснилось позднее, неудачная) соз-
дать такое объединение –
философское общество – была предпринята в Петербурге
лишь в 1880 г. Большую роль в решении образовать философское общество сыграли
лекции Вл. Соловьева, прочитанные им от "Общества Любителей Духовного просве-
щения" в 1878 г. Тематика прочитанных им лекций выявила наметившийся рост об-
щественного интереса к собственно философским, "метафизическим" вопросам – и в
начале следующего года в
среде участников прошедших чтений и их наиболее заинте-
ресованных слушателей возникла идея организации научного общества, занятого,
прежде всего, философскими задачами.
В заключение следует отметить – XIX столетие смело можно назвать "временем
салонов": настолько много их существовало, что все перечислить невозможно. Эта те-
ма по праву заслуживает своего исследования. О некоторых важных задачах
салонов в
формировании и кристаллизации философской мысли мы показали на примере сало-
нов А.П. Елагиной, З.А. Волконской и В.Ф. Одоевского. Однако следует изучить дея-
тельность влиятельных салонов А.Н. Оленина, Е.А. Карамзиной, А.О. Смирновой, Е.М.
Хитрово-Д.Ф. Фикельмонт, М.Ю. Виельгорского и В.А
. Соллогуба, Е.П. Ростопчиной и
других. Литературные салоны были действительно знаковым явлением культуры Рос-
сии XIX столетия, серьезным подготовительным этапом на пути формирования фило-
софских обществ. Но, несмотря на все положительные свойства этих объединений, ра-
ди объективности, следует отметить и их некоторые отрицательные моменты. К недос-
таткам литературных салонов XIX века, на
наш взгляд, следует отнести крайнюю сте-
пень их хаотичности. Появлялись и исчезали все литературные салоны совершенно
бессистемно. Невозможно даже зафиксировать их точное, или хотя бы приблизитель-
ное количество. Только примерно можно назвать число представителей того или ино-
го салона. И далее, отличительной особенностью литературных салонов является их
оторванность от широких народных
масс. Преимущественно сюда входили люди знат-
ных сословий, знаменитые своими дарованиями в какой-либо области, или просто
25 Колюпанов Н.П. Биография А.И. Кошелева. – М., 1889. Т. 1. Кн. 1. – С. 53 26 Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994 – С. 46-50 27 Кавелин К.Д.: «В литературных кружках и салонах зарождалась, воспитывалась, со-
зревала и развивалась тогда русская мысль, подготовлялись к литературной и научной дея-
тельности нарождавшиеся русские поколения» // Собр. Соч. Кавелина К.Д. Том 3. – СПб., 1899.
– С. 1129-1131
28 Герцен А. Былое и думы. – СПб., 1913. – т. II, С. 413

Е.В. СеменоZ. Литературные салоны России…



215
родственники, знакомые хозяев. Тем не менее заслуга их в формировании и распро-
странении отечественных философских идей несомненна: русская мысль, развиваясь
в недрах литературных салонов, постепенно и плавно перешла в философские сообще-
ства, где превратилась в самостоятельную школу русской национальной философии.

Список литературы
1. Чалмаев В.А. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. –
Тула, 1989.
2. "Объяснительная записка к проекту Устава философского Общества" Правителя
дел Савваитова. N323 28 Мая 1880 // Вопросы философии №1, 1999. – М.
3. Чалмаев В.А. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. –
Тула, 1989.
4. Кавелин К.Д. А.П.
Елагина. Соч. – СПб,1899. – т.3.
5. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. – М., 2001.
6. Муравьев А.Н. Знакомство с русскими поэтами. – Киев, 1871.
7. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. – М., 2001.
8. Соллогуб В.А. Воспоминание о кн. В.Ф. Одоевском. "В память о кн. В.Ф. Одоев-
ском
". – М., 1869.
9. Тимирязев Ф. Кн. В.Ф. Одоевский. "В память о кн. В.Ф. Одоевском". – М., 1869.
10. Соллогуб В.А. Воспоминание о кн. В.Ф. Одоевском. "В память о кн. В.Ф. Одоев-
ском". – М., 1869.
11. Панаев И.И. Литературные воспоминания. – Л., 1928.
12. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и
салоны. М., 2001
13. Собрание сочинений К.Д. Кавелина. Том III. – СПб., 1899.
14. Арнольд Ю. Воспоминания, вып. 2. – М., 1892.
15. Колюпанов Н.П. Биография А.И. Кошелева. – М., 1889. Т. 1. Кн. 1.
16. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994
17. Собр. Соч. Кавелина К.Д. Том 3. – СПб., 1899.
18. Герцен А. Былое и думы. –
СПб., 1913. – т. II.
19. В.А. Соллогуб Воспоминания. Новые сведения о предсмертном поединке А.С. Пуш-
кина. – М., 1866.
20. А.Ф. Тютчева При дворе двух императоров. – Изд. М. и С. Сабашниковых, 1928.
21. Ф. Вигель Записки. – М., 1892. – Т. 2, ч. 3
22. А. И. Кошелев. Воспоминание о Хомякове. – "Р.А. ", 1879. – кн. 3.
23. Стрельцов А.С
. Философия и культура в русской мысли 19-нач.20 вв.: интеграль-
ный анализ: Научное издание. – М. 2003.
24. Кантор В.К. В поисках личности: опыт русской классики. М. 1994.
25. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.1970.


THE RUSSIAN LITERARY SALONS OF 19 CENTURY:
THE BEGINNING OF NATIONAL PHILOSOPHICAL CULTURE CRYSTALLIZATION


E.V. SEMENOVA

Kaluga State Pedagogical
University named after
K. E. Tsiolkovsky

e-mail:
19kat82@mail.ru

This article is dedicated to the research of the causes, the problems, the places
and the significances of the literary salons, (отражающих the synthesis of the lit-
erary-philosophical idea in Russian culture 19 century) for the progress and the
dissemination of the philosophical ideas of our country. We are revealed that ex-
actly the literary salons are the beginning of national philosophical culture crystal-
lization.

Key words: the literary salon, the philosophical society, the literary-
philosophical synthesis, the socialization and others.
X