Мистерии Аса1

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.19 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Мистерии Асар ‑OZib
Мэ нли Холл.



П роисхождение греко ‑_]bi_lkdh]hK_jZibkZ ba_klgh]h]j_dZfdZd
K_jZibkb_]bilygZfdZd:kZj ‑OZib hdjm`_ghg_ijhgbpZ_fhcaZ_khc
lZbgkl_gghklbOhlywlh[h`_klhqZklh\klj_qZ_lkykj_^bkbfheh
k_dj_lguo_]bi_lkdbojblmZehihk\ys_gby_]hlZcgZyijbjh^ Z[ueZ
hldjulZlhevdhl_fdlhbkih_^h\ZedmevlK_jZibkZIh\k_c
_jhylghklb_]bilyg_aZbkdexq_gb_fbgbpbbjhZgguo`j_phkZfb
ij_[uZeb\g__^_gbbhlghkbl_evgh_]hbklbggh]hoZjZdl_jZ
GZkdhevdhba_klghg_kms_klm_lZml_glbqgh]hhibkZgbyih^ebgg uo
jblmZehdmevlZK_jZibkZghZgZebajZaebqgh]hjh^Zkbfheh

раскрыZ_l_]hhkghные черты. В послании царю Кипра Серапис
описывает себя так:



Как бог я такоdZdbfyl_[_dZ`mkv.

З_a^gu_g_[_kZ – моя голоZfh_lmehище – море.

Земля – это мои ноги, мои уши – это воздух.

Лучи солнца, бриллиантоu_klj_eu – это мои глаза.



Было сделано несколько неудачных попыток объяснить этимологию
слова серапис. Годфри Хиггинс заметил, что у египтян каменный
саркофаг назыZekyKhjhkZk\ys_ggh]h[udZоп лощение Осириса,
они звали Апис. Эти дZkeh\Zdhf[bgbjmxlky одно – сорос ‑Zibkbeb
khj ‑Zibk «гробница быка». Но не_jhylghqlh[u_]bilyg_
поклонялись гробу в форме чело_dZ.

Некоторые дреgb_Zторы, включая Макробия, ут_j`^Zebqlh
Серапис – это и мя Солнца, потому что в его изображениях часто видно
гало над голоhc<k\h_f=bfg_\_ebdhfmKhegpmXebZg]h\hjblh
божест_ke_^mxs__Xibl_jIemlhgKhegp_ – это все Серапис . В
еj_ckdhfyaud_K_jZibk_klvkZjZnqlhhagZqZ_lkеркать». По этой
причине еj_bgZaали одного из своих духоK_jZnbfhf.

Общепринятой, однако, является теория, согласно которой истоки
имени Серапис нужно искать khq_lZgbbHkbjbk ‑:ibkH^gh\j_fy
_]bilyg_\_jbebqlhf_jlu_ih]ehsZxlkyklbob_cHkbjbkZ[h]hf
f_jluoOh lykms_klm_lkoh^kl\hf_`^mK_jZibkhfbHkbjbk ‑:ibkhf
_]bilheh]b\k_ ‑lZdbkqblZxlqlhK_jZibk_klvijhklhbfy^Zggh_
f_jlhfm:ibkmkys_gghfm[udm?]bilZWlZl_hjbyijbly]Zl_evgZ
k_l_ljZgkp_g^_glZevghcfm^jhklbdhlhjhch[eZ^Zeb_]bi_lkdb_
`j_pu ih\k_c_jhylghklbbkihevahZrb_[h]Z^eykbfhebaZgbb
^mrbfbjZ DQLPDPXQGL FZl_jbZevgh_l_ehijbjh^u[uehgZa\Zgh

Аписом; душа, покидающая тело после смерти, но опутанная формами
физической жизни, была названа Сераписом.

К. У. Кинг полагает Сера писа божеством брахманического
происхождения. Имя его яey_lky]j_q_kdbfbkdZ`_gb_f^ух имен,
приписываемых Яме – индуистскому богу смерти, – Сер ‑:^Zobeb
Kjb ‑IZWlhdZ`_lkyjZamfguf_keb\kihfgblve_]_g^mhlhfqlh
K_jZibk\h[ebd_[udZ[ueijb_a_g< ZdohfbaBg^bb\?]bi_l
I_jbqghklvbg^mbklkdbofbkl_jbcy\ey_lkykms_kl_gghcih^^_j`dhc
wlhcl_hjbb

Среди других значений имени Серапис есть и такие: «Сys_gguc;ud
«Солнце в Быке», «Душа Осириса», «Сys_ggZyAf_yMr_^rbcgZ
покой Бык». Последняя интерпретация сyaZgZkp_j_fhgb_cmlhie_gby
быка – сys_ggh]h:ibkZ – одах Нила каждые 25 лет.

Есть сb^_l_evkl\ZlhfmqlhagZf_gblZyklZlmyK_jZibkZ\K_jZi_mf_\
Александрии сначала была объектом поклонения Kbghi_ih^^jm]bf
именем, и только поз днее ее перевезли в Александрию. Есть также
легенда о том, что Серапис был царем египтян в соk_f^j_ние
j_f_gZbbf_ggh_fmhgbh[yaZgunbehkhnkdbfbbgZmqgufb
достижениями. После смерти этот царь был воз_^_g ранг бога.
Филарх говорит, что слоhK_j апис означает «силу, которая при_eZ
Вселенную в прекрасное состояние порядка».

Плутарх в «Исиде и Осирисе» дает следующее объяснение
происхождения статуи Сераписа в Серапеуме (Александрия):

Египетский фараон Птолемей Сотер уb^_eh^gZ`^ukljZgguckhg
котором гигантская статуя ожила и приказала ему достаblv__\
Александрию как можно скорее. Поскольку Птолемей не знал, что это за
статуя, он не знал, как ее найти. Когда Птолемей рассказыZe о сне
сh_fmhdjm`_gbxеликий путешест_ggbdihbf_gbKhkb[bc
kihfgbeqlhlZdZyklZlmy_klv Синопе. Птолемей немедленно
снарядил Сотелеса и Дионисия устроить перевоз статуи в Александрию,
заручиrbkvkh]eZkb_f`bl_e_cKbghiZIjhrehljb]h^ZbgZdh нец
посланники фараона сумели выкрасть статую, а для того чтобы скрыть
преступление, ими был распущен слух о том, что статуя ожила и сама
прошагала от храма по улицам, ведущим к кораблю, приготоe_gghfm

для ее транспортироdb\:e_dkZg^jbxIhijb[ulbblm^ а статуя 
присутстbb^ух египетских посys_gguo – Эвмолпида Тимофея и
Манефона Себеннита – тут же была назZgZK_jZibkhf@j_pu
объяснили, что это был экb\Ze_glIemlhgZWlh[uefZkl_jkdbcoh^
потому что в лице Сераписа греки и египтяне получили общег о бога, что
agZqbl_evghckl_i_gbijb[ebabehkljZgmdj_eb]bhaghfm_^bgkl\m.


Из книги Мосаза «История еj_ckdboj_f_k_e»

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СЕРАПИС

Серапис часто изображается стоящим на спине сys_ggh]hdjhdh^beZ
В леhcjmd_hg^_j`blebg_cdm^eya амера разлиZGbeZijZ\hc
опирается на любопытную эмблему – жиhlgh_hlj_o]heh\ZoI_jая –
голова льва – означает настоящее, lhjZy – голоZ\hedZ – прошлое, и
третья – голова собаки – будущее. Тело о трех головах обblhfgh]bfb
кольцами змеи. Фигура С ераписа часто сопроh`^Z_lkyP_j[_jhf
трехглавой собакой Плутона. Как и у Юпитера, на голо_K_jZibkZ
часто помещается корзина с зерном.

Несколько статуй Сераписа стояли jZaebqguoojZfZo Египте и
Риме. Почти все описания этих статуй, данные ранними а lhjZfb
гоhjylkdhj__h]j_q_kdhfg_`_ebh_]bi_lkdhf\ebygbbG_dhlhju_
статуи изображают бога, обblh]hh]jhfghcaf__c>jm]b_ihdZauают
его как комбинацию Осириса и Аписа.

Описания изображений бога, dhlhjuoZddmfmebjm_lky[hevrbgklо
предстаe_gb й о нем. говорят о высокой, мощной фигуре, сочетающей
как мужскую силу, так и женскую грацию. Лицо выражает печаль и
размышление. У него длинные волосы, уложенные на женский манер.
Лицо, несмотря на бороду, скорее женоподобно. Фигура Сераписа
обычно покрыт а плащом с голоu^hgh]bdZdiheZ]Zxl
посys_ggu_wlh^_eZ_lky^eylh]hqlh[ukdjulvZg^jh]bgguc
характер его тела.

Для изготоe_gbyklZlmcK_jZibkZbkihevah\ZebkvjZaebqgu_
материалы. Некоторые были сделаны из мрамора искусными
скульпторами, другие – с использованием драгоценных металлоH^gZ

гигантская скульптура была сделана из металлических плит, тщательно
подогнанных друг к другу. В лабиринте, посys_gghfK_jZibkmklhyeZ
статуя 13 футоысотой, сделанная, по преданию, из одного куска
изумруда . Соj_f_ggu_Zторы полагают, что речь шла, скорее, о
статуе, сделанной из стекла, залитого в форму. Но египтяне все ‑lZdb
gZklZbZxlqlhwlh[uep_evgucfbg_jZebqlhwlhlnZdl
g_h^ghdjZlghijh\_jyeky^j_\ghklb

Климент Александрийский описывает стат ую Сераписа, сделанную из
нескольких материало<h ‑i_juobaahehlZk_j_[jZkbgpZbheh\Z
h ‑\lhjuoba\k_o\b^h_]bi_lkdbodZfg_cdexqZykZinbju
]_fZlblubamfjm^ublhiZau и все это было замешано на вещест_
остаr_fkyhlihohjhgHkbjbkZb Аписа. В результате получилась
редкостная и любопытная фигура цвета индиго. Некоторые статуи были
сделаны из очень прочного вещестZdh]^ZojbklbZgkdb_khe^Zlu
uihegy\rb_ijbdZaN_h^hkbyjm[beblhihjZfbK_jZibkZ
Александрийского, то летели искры и топ оры ломались. Вполне
_jhylghqlhK_jZibkmihdehgyebkv форме змеи – практика, общая
для египтян и греко.

Серапис назыZekyL_hghf=_ilZ]jZffhlhghfbeb[h]hfkbf_g_fba
семи букBfyK_jZibk ih^h[gh:[jZdkZkmbFblj_ khklhblbak_fb
бук<]bfgZ х Серапису жрецы использовали семь звукоBgh]^Z
Серапис изображался с рожком с семью клапанами. Они представляют,
b^bfhk_fv[h`_klенных разумоijhy\eyxsbokyq_j_akheg_qgu_
лучи. Энциклопедия «Британника» замечает, что самое раннее
упоминание о Сер аписе появляется сразу после смерти Александра.


Египетский картуш

Так был высок престиж Сераписа, что из всех богоlhevdhkgbf
консультировались по поh^mmfbjZxs_]hpZjy.

Египетская тайная школа философии разделилась на две школы –
Малые и Великие мистерии. Перu_bagboihkящались Исиде, а
lhju_ – Серапису и Осирису. Д. Уилкинсон придерживается мнения,
что в Великих мистериях разрешалось участh\Zlvlhevdh`j_pZf
Даже н аследнику трона не делалось исключения; только когда он

станоbekynZjZhghfbZ\lhfZlbq_kdbklZghился жрецом и j_f_gguf
главой государст_gghcj_eb]bbhg^himkdZekygZgbo kfGjZы и
обычаи дреgbo_]bilyg>MbedbgkhgZ <hh[s_gZ<_ebdb_fbkl_jbb
допускалось очень ограниченное число лиц, что позволяло сохранять
секреты мистерий.

Многие секреты ритуалоысоких степеней Египетских мистерий стали
из_klguihke_lsZl_evgh]hbamq_gbyihf_s_gbcbih^a_fguooh^h,
где проh^bebkvbgbpbZpbbIh^ojZfhf Сераписа, разрушенным по
приказу Феодосия, были найдены остатки странных механических
приспособлений, установленных жрецами в подземных помещениях и
пещерах, где проводились ночные обряды. Машины предназначались
для про_^_gbykmjhых испытаний, которым по двергались
испытуемые. После мучительных про_jhdключаrbonbabq_kdb_b
моральные испытания, ноbqhd_keb_fmm^Z\Zehkvыжить,
предстаZei_j_^K_jZibkhf[eZ]hjh^ghcbfhsghcnb]mjhc
ос_s_gghcg_идимыми огнями.

Любопытной особенностью ритуалоK_ раписа были лабиринты. Э.
Бадж в своей книге «Боги египтян» описывает Сераписа как
Минотавра, создание с телом чело_dZb]heh\hc[udZEZ[bjbglu
были символами бремени и иллюзорного характера низшего мира, по
которому Душа скитается ihbkdZobklbgu<eZ биринте обитает
низшее жиhlgh_ – человек с головой быка, который хочет уничтожить
душу, запутаrmxky мирском невежест_<wlhfhlghr_gbbK_jZibk
станоblkyKhетчиком, или Испытателем, проверяющим душу,
ищущую воссоединения с Бессмертными. Лабиринт, бе з сомнения,
предстаey_lkheg_qgmxkbkl_fmZq_eh\_d ‑[ud Солнце, обитающее 
мистическом лабиринте планет, лун и астероидо.

Гностические мистерии знали тайное значение Сераписа, и через
гностикоwlhl[h]hdZaZekyl_kghk\yaZggufkjZggbfojbklbZgkl\h м.
Император Адриан, путешестmyih?]bilm\]gwkhh[sZ_l\
письме СерZgbxqlhojbklbZg_ihdehgyxlkyK_jZibkmbqlh
епископы церкbkhершают богослужения ojZf_K_jZibkZHg^Z`_
гоhjblhlhfqlhkZfiZljbZjo[m^mqb\?]bil_[ueh[yaZgf олиться
как Христу, так и Серапису (см. работу А. Парсонса «Ноuck\_lgZ
старые пирамиды»).

Важность Сераписа как прототипа Христа, о которой мало кто
подозреZ_lfh`_l[ulvemqr_hp_g_gZihke_ke_^mxs_]hbaлечения
из Кинга: «Не может быть сомнения l ом, что голоZK_jZibkZ
отмеченная печалью, есть перucrZ]gZimlbdh[s_ijbgylhfmh[ebdm
Спасителя. Еврейские предрассудки перuogh\hh[jZs_gguo[ueb
столь сильны, что не было сделано ни одной попытки изобразить Его
лицо, пока не сменилось несколько пок олений и Его земной путь
оказался законченным» (см. «Гностики и их наследие» К. У. Кинга).

Серапис постепенно узурпировал положение, занятое до него другими
египетскими и греческими богами, и стал высшим божеством h[_bo
религиях. Его власть продолжалась до IV _dZojbklbZgkdhcwju<
г. Феодосий, истребитель языческой философии, издал сhciZfylguc
эдикт «De Idolo Serapidis Diruendo». Когда христианские солдаты во
исполнение его приказа вошли в Серапеум :e_dkZg^jbb^ey
уничтожения изображений Серап иса, в храм, стоявший многие _dZ –
так велико было их почтение к богу, – что они долго не смели
прикоснуться к нему из опасения, что земля разверзнется и поглотит их.
Наконец, преодолеkljZohgbjZajmrbebklZlmxa^Zgb_bih^h`]eb
библиотеку, находиrm юся ojZf_Ijbf_qZl_evghqlhkj_^bjZaалин
этого языческого храма, по свидетельству некоторых писателей,
попадались христианские симheuKhdjZlp_jdhный историк V века,
гоhjblqlhihke_lh]hdZdj_\ghklgu_ojbklbZg_jZajmrbebojZf
Сераписа в Алекс андрии и рассеяли демоноh[blZших там под b^hf
бого\hkghании храма была найдена монограмма Христа!

Д_pblZluihaоляют убедиться kязи мистерий Сераписа и других
мистерий дреgbogZjh^h. Первая цитата взята из книги Ричарда П.
Найта «Симhebq еский язык дреg_]hbkdmkkl\Zbfbnheh]bb
«Латиняне говорят, что Целеста и Терра, уни_jkZevgucmfb
произh^ys__l_eh[ueb\_ebdbfb[h]ZfbKZfhnjZdbckdbofbkl_jbc
то же и Серапис и Исида у поздних египтян; Тауте и Астарта у
финикийцеKZlmjgbHikm латинян». Вторая цитата aylZbadgb]b
Альберта Пайка «Мораль и догма»: «Солнце! – обращается Марциан
Капелла в своем гимне Солнцу, – обитающие на Ниле поклоняются тебе
как Серапису, и Мемфис боготhjbldZdHkbjbkZ сys_gguo
ритуалах персы поклоняются т ебе как Митре, hNjb]bb – как Аттису,
и Лиby – как Амону, а в Ваbehg_ – как Адонису; таким образом, весь
мир боготворит тебя под различными именами».
X