Вязникова Е. Элевсинские мистерии – празднества загробной жизни

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.68 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

8

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ – ПРАЗДНЕСТВА ЗАГРОБНОЙ
ЖИЗНИ
Вязникова Е.Д.,
студент 2 курса Института истории,
Санкт -Петербургский государственной университет, г. Санкт -
Петербург.
Научный руководитель:
Никитюк Е. В.,
к.и.н., доцент, доцент кафедры истории Древней Греции и Рима,
Санкт -Петербургский государственный университет, г. Санкт -
Петербург.
Аннотация: статья посys_gZ феномену мистериальных культо
Древней Греции. На примере описания Элеkbgkdbo мистерий аlhj
ра ссматриZ_lh[sb_b^_blZcguomq_gbcbbo\ebygb_gZ`bagvweebgh.
Ключеu_ слоZ дреgyy Греция, праздник, мистерии, религия,
культ.
Summary: the article discusses the phenomenon of mystery cults of
Ancient Greece. On example of description of the Ele usinian mysteries the
author examines the general ideas secret studies and their impact on the lives of
the Greeks.
Key words: ancient Greece, festival, mystery, religion, cult.
Праздники – неотъемлемая часть общест_gghc жизни древних
грекоboj_eb]bbb культуры p_ehfIjbqbghcwlh]hy\ey_lkylhlnZdl
что регулярных «выходных дней» в соj_f_gghf понимании жители
Эллады не имели, их функцию и uihegyeb праздничные дни, которых
было достаточно много  течение календарного года. «Законы» Платона
подтверж дают божест_ggmx теорию происхождения сh[h^guo от
работы дней в календаре древних греков: «Боги из сострадания
чело_q_kdhfm роду, рожденному для трудо устаноbeb  замен
передышки от этих трудо божественные празднестZ ( Plat . Leg ., II, p.
653d). В п ериоды торжест трудоZy жизнь греко замирала –
прекращались заседания судо и упраe_gq_kdbo органо
сельскохозяйст_ggu_ работы приостанаebались, дети не ходили в
школу, а женщины получали hafh`ghklv лишний раз покинуть дом для
участия  обрядах. Ос h[h^bшееся j_fy люди тратили на отдых,
приготоe_gb_ необходимых ритуало праздничных костюмо блюд и
т.д.
В древнегреческой истории насчитыZ_lky бесчисленное множество
религиозных и спортивных празднест  осноghf общегреческого или
регионального значения. Мистерии – наиболее закрытый для изучения вид
религиозных культо Если  панэллинских честhаниях бого могли
принимать участие k_ граждане, то мистерии имели многие ограничения:

9

у ним допускались исключительно прошедшие процедуру посys_gby
эллины. Кроме того, к этому ритуалу допускались люди, прошедшие
строгий отбор и соответствоZ\rb_ k_f требованиям отдельно aylh]h
культа.
Общей идеей мистериальных культо Древней Греции было
приближение к богу. Однако все они были посвящены разным боже стZfb
несли  себе разный смысл. Элеkbgkdb_ мистерии – это культ богинь
плодородия Деметры и Персефоны. Но это лишь тематика празднест
сакральный смысл учения был намного сложнее и глубже. По мнению
Ф.Ф. Зелинского, мистерии – это ujZ`_gb_ эсхатолог ических ожиданий
дреgbo эллино Участmy  культах, чело_d пытался познать загробную
жизнь, j_f_ggh покинуть тот мир,  котором он сущестm_l чтобы
приблизиться к богу, к которому были обращены мистерии [1, c. 27].
Согласно слоZf дреg_]j_q_kdh]h поэ та Пиндара, эти дейстby давали
эллинам путь к блаженстmihke_kf_jlb
Счастлиdlhwlh\b^_e,
перед тем, чтоб в могилу сойти:
жизни познал он конец,
познал и начало ее, богоданное [4, с. 286].
Речь идет о познании самого яe_gby смерти еще при жизни, что
даZeh грекам душеgh_ спокойстb_ ослабляло страх перед
неизвестностью загробного мира – все это происходило при посys_gbb\
Элеkbgkdb_ мистериальные таинстZ Обряд предстаeye собой
ритуальную смерть и hajh`^_gb_ чело_dZ подготоdm к ноhc жиз ни.
Изначально к посys_gbx допускались исключительно афинские
граждане как мужского, так и женского пола, однако с течением времени
критерии приема в мисты изменились и постепенно k_ новые и ноu_
категории людей получали hafh`ghklv присоединиться к таи нстm В
ходе таких перемен  культ стали входить граждане других греческих
полисоjbfkdb_]jZ`^Zg_b^Z`_jZ[u h^gZdhhgb^he`gu[ueb[ulvg_
Zjарского происхождения и обязаны были получить согласие на участие
fbkl_jbyok\h_]hohaybgZ Hkghными т ребоZgbyfbddZg^b^ZlZf[ueh
знание греческого языка для понимания и исполнения ритуало
готовность пройти k_ ступени посys_gby отсутствие каких -либо
политических или других преступлений в прошлом [5, c. 101].
Элеkbgkdb_ мистерии – это ежегодный праз дник, который
проh^beky городе Элеkbg[eba:nbgIjZa^g_kl\hjZa^_eyehkvgZ^\Z
b^Z – Великие и Малые мистерии, каждый из которых нес  себе
определенную смыслоmx нагрузку и отличался исполняемыми обрядами
и дейстZfbJZkpет мистерий ученые опреде ляют VI _dhf^hgw – lh
j_fy Элеkbg был присоединен к Афинской территории [5, с. 101].
Именно по этой причине мистерии стали распространяться по территории
ойкумены.

10

Элеkbgkdbc культ, как указано ur_ был осноZg на мифах о
Деметре и Коре (Персеф оне), которые известны нам из гомероkdh]h
гимна к Деметре. Выбор мифологического осноZgbyg_kemqZ_g – Элеkbg
издавна был известен как главный город -производитель пшеницы h k_c
греческой ойкумене. Таким образом, тема плодородия земли была
центральной `bagbex^_c^Zggh]hj_]bhgZ
Каждый из празднико сопроh`^Zeky заключением священного
перемирия, как и многие другие панэллинские празднестZ например,
Олимпийские игры. Эти меры предназначались для безопасного прибытия
участнико праздника  Элеkbg и для подготоdb к мистериям. Ср ок
перемирия состаeye^g_cdZd для Малых, так и для Великих мистерий
[2, c.204]. Для Великих мистерий длилось с середины августа до начала
октября, следоZl_evgh мистерии происходили в начале -середине
сентября. Известно, что эти празднестZ происходил и  месяце
Боэдромион, однако точной параллели с современным исчислением
j_f_gbijhести пока неhafh`gh.
Кроме праbeZkященного перемирия Элеkbgkdb_fbkl_jbbbf_eb
ряд других строгих ограничений как для уже посys_gguo мисто так и
для тех, кто тольк о собирается присоединиться к таинстZf Одним из
самых Z`guo религиозных законо который был закреплен на
государственном уроg_ был запрет на разглашение тайн мистериального
культа. Это преступление наказыZehkvысшей мерой – смертной казнью.
Важно з аметить, что суду по этому преступлению под_j]Zebkv  раghc
степени k_ нарушиrb_ обет молчания греки, посys_ggu_  мистерии,
незаbkbfh от их социального статуса, достатка, профессии и других
факторо [3, c. 49]. После окончания мистерий ответственный за них
архонт -царь предостаeye отчет о прошедшем праздноZgbb сys_gghfm
со_lm]^_jZa[bjZebkv^_eZhijZ\hgZjmr_gbyo> c. 209].
Сами ритуалы мистерий изучены плохо по причине запрета их
разглашения. Известно лишь то, что обряды Элеkbgkdh]hdmevlw длились
деylv дней,  соответствии с мифами, на которых осноZgu таинстZ
Основной частью мистерий были драматические представления мифо о
Деметре и Коре – ноhihkященным и мистам показыZeb историю
станоe_gby учения Элеkbgkdbo таинст Каждый _q_à разыгрыZebkv
новые предстаe_gby которые последоZl_evgh открыZeb мистам тайны
культа. Начиналось праздноZgb_ с открытого для k_o веселого шествия
из Афин  Элеkbg сопроh`^Z_fh]h песнями и танцами, а также
задорными кричалками участнико процессии . Большое gbfZgb_ также
уделялось церемониям очищения души и тела от различных пороков
обычной жизни между ритуалами мистерий. ЗаканчиZehkv празднество
традиционными спортиgufb и мусическими состязаниями, победители
которых награждались пшеницей, ujZs_ нной на сys_gghf
Элеkbgkdhfihe_

11

Таким образом, на примере Элеkbgkdbo мистерий мы b^bf как
ukhdh ценились дреgbfb греками тайные культы. Основной идеей
большинстZbagbo[uehihemq_gb_[eZ`_gklа после смерти и обретение
бессмертия. Однако нельзя назвать мистериальные культы уникальным
яe_gb_f – эти праздники были широко распространены по k_c
территории Греции, начиная с VII _dZ до н.э. и до устаноe_gby eZklb
Рима над греческими землями.
Список использованных источнико:
1. Зелинский Ф.Ф., Дреg егреческая религия, Петроград, 1918.
2. Латыше<<Hq_jd]j_q_kdbo^j_ностей. Ч II. СПб, 1997.
3. НоhkZ^kdbcGBWe_синские мистерии, СПб, 1887.
4. Мережкоkdbc Д.С., Тайна Запада. Атлантида -ЕjhiZ Ч II.
Казань, Республика, 1999.
5. Скржинская М.В., Д ревнегреческие праздники  Элладе и
Се_jghfIjbq_jghfhjv_KI[:el_cy.

МИФ О ПОХОДЕ АРГОНАВТАХ КАК СИМВОЛ ОТКРЫТИЯ
ГРЕКАМИ ЧЕРНОГО МОРЯ
Тимир -БулатоZKJ,
Студент 3 курса Института Истории,
Санкт -Петербургский государственный университет, г. Сан кт -
Петербург;
Научный руководитель:
ЖестоканоKF,
к.и.н, доцент кафедры истории Дреg_c=j_pbbbJbfZ,
Санкт -Петербургский государственный университет, г. Санкт -
Петербург.
Аннотация: В докладе ос_sZ_lky географический фактор похода
аргонаlh, и, прежде k_]h предстаe_gby греко о Черном море,
отраженные в данном мифе, и символы, которыми они предстаe_gu
Ключеu_ слоZ дреg_]j_q_kdZy мифология, аргонаlu Черное
море
Summary: The report's main topic is the geographical aspect of the
Argonauts journey, and, first of all, the ancient Greek visions of the Black Sea in
this particular myth and the symbols representating them.
Keywords: Ancient Greek mythology, Argonauts, Black Sea
Миф о походе аргонаlh яey_lky одним из самых популярных
сюжето дреg_]j_q_kdhc мифологии. Он uauал интерес многих и
античных, и современных аlhjh, которые рассматриZeb его с
различных точек зрения: с литературной, исторической, географич еской,
этнографической и т.д. В данной статье рассматриZ_lky географический
фактор похода аргонаlh, и прежде k_]hij_^klZления грекоhQ_jghf
море, отраженные  данном мифе, и симheu которыми они
предстаe_gu.
X