Чисников В. (4-я часть) Лев Толстой и его последователи по сведениям департамента полиции

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.13 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: Из материалов группы Лев Толстой в научной и публицистической мысли
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

НЕВА 11’2020
Владимир ЧИСНИКОВ
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
ПО СВЕДЕНИЯМ
ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ
(1861—1896)
*
ЧАСТЬ 4. ЖАНДАРМСКИЕ ОБЫСКИ
У ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЛЬВА ТОЛСТОГО
Охарактеризовав наиболее активных последователей графа Толстого и про-
пагандистов его идей, департаментские аналитики отмечают, что «поименованными ли-
цами далеко не исчерпывается круг распространителей последних произведений гра-
фа Толстого». При этом подчеркивая, что МВД «принимало своевременно возможные
меры в видах пресечения этой вредной пропаганды». Эти меры были различного харак-
тера: от сообщения местным властям о лицах, замеченных в такой деятельности, и до
производства обысков и возбуждения расследования в случаях, когда пропаганда при-
нимала широкие размеры. География проведенных жандармами обысков впечатляет:
Москва, Полтава, Тульская, Костромская, Херсонская, Воронежская губернии, Закав-
казский край, область войска Донского.
IV
...Поименованными лицами далеко не исчерпывается круг распространителей по-
следних произведений графа Толстого. Министерство Внутренних Дел принимало сво-
евременно возможные меры в видах пресечения этой вредной пропаганды. Меры эти
до сего времени заключались в сообщении местным властям о лицах, замеченных в та-
кой деятельности, предложения о строгом наблюдении за появлением означенных
сочинений, недопущении проникновения их в среду учащейся молодежи и неразвито-
го крестьянского населения; наконец, в соответствующих сношениях с Главным управ-
лением по делам печати и Таможенным департаментом.
Лишь в более важных случаях, когда получались определенные указания, что пропа-
ганда принимает широкие размеры, признавалось необходимым производство обысков
и возбуждение расследования. Таким образом, кроме Шандер, обыски были произве-
дены у некоторых лиц, проживающих в Закавказском крае, у землевладельца Херсон-
Владимир Николаевич Чисников родился в 1948 году, доктор юридических наук (2018), до-
цент (1996), главный научный сотрудник ГНИИ МВД Украины (Киев).
* Продолжение. Начало см.: «Нева», 2020, № 8—10.

198 / Критика и эссеистика
НЕВА 11’2020
ского уезда коллежского секретаря Дмитрия Ростиславова Кудрявцева, вышеупомяну-
тых Евгения Попова, Павла Бирюкова, Федора Страхова и Митрофана Алехина, а так-
же в Полтавской и Воронежской губерниях.
А. О б ы с к и в З а к а в к а з с к о м к р а е
При осмотре, в порядке ст. 29 Полож(ения) о пол(ицейском) надзоре, корреспон-
денции высланных на Кавказ по суду и в административном порядке сектантов, были
получены указания, свидетельствовавшие о материальной и нравственной поддерж-
ке русских сектантов со стороны заграничных, главным образом, английских и немец-
ких миссионеров, постоянно разъезжающих с этою целью по России, на стремление их,
а при их посредстве, и местных сектантских руководителей, к объединению рациона-
листических сект и перевоспитанию русских сектантов в духе национального обезли-
чения. Вместе с тем было установлено, что у сектантов имеются недозволенные и пря-
мо запрещенные цензурою книги и сочинения и что они, для избежания контроля над
их корреспонденциею, стали вести более важную переписку по адресам сторонних лиц.
В виду сего, по соглашению Главного Кавказского начальства с Министерством
Внутренних Дел 15 марта 1894 года был произведен ряд обысков, как у сектантов, так
и у лиц, оказывающих им содействие адресами при переписке. В числе прочих сектан-
тов, был подвергнут обыску состоящий под гласным надзором в м. Орпирах, Сенакско-
го уезда, Кутаисской губернии, дворянин Александр Бодянский, проживавшие у него
Владимир Скороходов, жена его, Ольга Федорова, упомянутый выше Митрофан Але-
хин, Яков Иванов Киселевич, крестьяне Василий Гезников, Меланья Коваленкова,
Антон Сераж и мещанин Фалеев.
Результаты этого обыска, по которому обнаружены гектографированные брошюры,
переписка, рукописи, заметки и принадлежности пишущей машины, — свидетельству-
ют, что все эти лица, являясь последователями религиозного лжеучения Л. Толстого,
энергично распространяли это лжеучение устно и письменно не только среди сектантов
Кавказа, но и между православными других местностей, в особенности, Харьковской
и Полтавской губерний; поддерживали оживленные письменные и личные сношения
с наиболее выдающимися представителями толстовской пропаганды — князем Хилко-
вым на Кавказе, Дмитрием Кудрявцевым в г. Николаеве и др.; сношения с проживав-
шею в Берне Верою Величкиною, занимавшеюся высылкою издаваемых эмигрантом
Элпидиным сочинений Л. Толстого: «Евангелие», «Царство Божие внутри вас», «Цер-
ковь и государство», «Николай Палкин» и др. и, наконец, воспроизводили на пишущих
машинах и посредством гектографа письма Толстого, составляющие ответы его по ре-
лигиозным вопросам, а также и упомянутые выше его произведения.
В частности, были обнаружены по обыску и отобраны следующие предметы, имею-
щие отношение до деятельности толстовцев:
1) у Б о д я н с к о г о: «Критика догматического богословия»; «Исследование Еванге-
лия»; «Продолжение того же «Исследования»; «Царство Божие внутри вас», «Спелые
колосья», сборник мыслей и афоризмов из частной переписки Л. Толстого, сборник ста-
тей Толстого, не пропущенных цензурою 1890. изд. Иисусова Братства; «Ходите в све-
те, пока есть свет»; «Сорок лет»; «Разговоры Л. Н. Толстого», собранные В. Г. Ч(ертко-
вым).; «О религии и нравственности»; «Николай Палкин»; «Церковь и Государство»;
«Заключение к последнему отчету о помощи голодающим»; «Учение о христиан-
ском непротивлении» Балу; «Что можно и чего нельзя делать христианину»; письма
Л. Толстого к М. Алехину, Фейнерману, Хилкову и др., письма Бодянского к Толстому
и сектантам и т. п.
2) у Ф а л е е в а: Письмо от М. Черняевой из Москвы от 25 ноября 1893 года, со-
держащее в себе неодобрение автора лицам, поселившимся у Бодянского, и выраже-

НЕВА 11’2020 Владимир Чисников. Лев Толстой и его последователи... / 199
ние страха за какие то новые замыслы кружка и рукопись «Послание 1-е Соборное»,
в котором автор говорит о близости своей в прошлом к революционерам.
3) у К и с и л е в и ч а: Рукопись «Краткое исповедание», явно преступного сектант-
ского направления; отпечатанные на машине письма Толстого к Хилкову и сборник под-
линных писем Толстого к разным лицам.
4) у А л е х и н а: Письма: от Веры Величкиной из Цюриха; Николая Ширяева об
издании Евангелия, которое надеется продавать по 8 руб., и о деятельности Вилен-
ского кружка толстовцев; Д. Кудрявцева к Фейнерману и Алехину по вопросу об из-
дании соч. Толстого; Юшко к Алехину о получении печатной машины; Скороходова
к Фейнерману и Фейнермана к Алехину о съезде толстовцев; Фейнермана к Алехину
с просьбою о высылке «Царства Божия»; В. Алехина к М. Алехину с указанием на из-
дательскую деятельность Кудрявцева, Веры Величкиной из Цюриха о начатой высылке
«Евангелия» в Полтаву и пр.;
5) у С е р а ж а: Письмо от А. Ю., в котором автор сообщает об участии своем в из-
дании «Царства Божия» Толстого, и «Войны» Даймонда.
После производства обыска у Бодянского, получены совершенно секретные сведе-
ния, что Митрофан Алехин успел во время обыска спрятать «Царство Божие» и другие,
вновь приготовленные сочинения графа Толстого, вследствие чего произведены были
новые обыски, как в м. Орпирах у Бодянского, так и в слободе Нальчик, Терской обла-
сти, на хуторе толстовца Ефима Воробьева, к которому переехали из Орпир вышеупо-
мянутые Алехин, Скороходов, Фалеев, Кисилевич и Коваленков.
При этом обыску были подвергнуты и другие лица, оказавшиеся в Нальчике и нахо-
дившиеся в частых сношениях с толстовцами, а именно: студент Московского универ-
ситета Владимир Благонравов, ассистент Харьковского университета, доктор медици-
ны Сергей Знаменский, коллежский секретарь Михаил Татарчевский, г-жа Долинская
(хозяйка хутора Воробьева), студенты Еропкин и Генин, крестьяне Роменский и Лев-
ков и фельдшер Головков.
По этим обыскам отобраны: пишущая машина «Космополит» с приспособлениями
для гектографирования, гектографированные сочинения Л. Толстого «Царство Божие»
(несколько экз.), «Николай Палкин» (4 экз.), «Церковь и Государство», «Критика дог-
матического богословия», «Заключение к последнему отчету о помощи голодающим»,
«В чем моя вера» и др., а также сочинения сектантские, переписка и адресы.
У Митрофана Алехина при этом обнаружены тетрадь с адресами, заметками и три
письма:
1) от Евгения Попова, из Москвы, с 50 р., от 4 августа 1894 года, в котором, между
прочим, говорится: «осенью съедутся и будет большой спрос на «Ц. Б.», не прислать ли
Вам «Патриотизм и Христианство» («Тулон»);
2) письмо, от 29 июля 1894 года, к Алехину, в котором автор пишет: «мне рекомен-
довал Н. И. Дудченко, что у Вас имеется в продаже «Евангелие» Л. Н. Толстого и «Цар-
ство Божие внутри вас»; имеются ли в продаже в настоящее время и по какой цене?
Адрес через ст. Джелал-оглы, в с. Воронцовку, Тифлисской губ., Павлу Гаврилову Ду-
хобору» и
3) письмо Алехина в Пятигорск некоей Калининой, в котором, заявляя о невозмож-
ности самому приехать в Пятигорск, Алехин зовет ее в Нальчик, где обещает познако-
мить с его знакомыми и коллегою доктором Зисменсином.
Б. О б ы с к в Х е р с о н с к о й г у б е р н и и
у К у д р я в ц е в а
Еще в марте 1891 года Департаментом Полиции были получены сведения, что
в г. Николаеве печатается на машине Ремингтона, и распространяется среди местного

200 / Критика и эссеистика
НЕВА 11’2020
населения сочинение графа Л. Толстого «Крейцерова соната». При проверке оказалось,
что этим занимается коллежский секретарь Дмитрий Ростиславов Кудрявцев, пересе-
лившийся за два года перед тем в г. Николаев, некогда весьма богатый человек, владе-
ющий и в настоящее время 2—3 тысячами десятин земли в Херсонском уезде, извест-
ный местным жителям как личность далеко не нравственная.
Выдавая себя за последователя толстовского учения, Кудрявцев вступил с графом
Львом Толстым в переписку, вследствие чего к нему стали обращаться многие лица
из местного общества с просьбами дать возможность прочесть «Крейцерову сонату»,
тогда еще запрещенную и возбудившую сильный интерес. Чтобы удовлетворить этим
просьбам, Кудрявцев отпечатал, на имевшейся у него машине Ремингтона, несколь-
ко экземпляров «Сонаты», прибавив к ней от себя «Послесловие», и распространил
их в кругу своих знакомых.
Вслед затем, в том же мае месяце, появилось в Николаеве сочинение самого Ку-
дрявцева, также им отпечатанное и распространенное. В этом сочинении он зло и грубо
осмеивал деятельность местного артистического кружка, из состава которого неза -
долго перед тем вышел, поссорившись из-за отказа в постановке на сцене кружка ко-
медии Л. Толстого «Плоды просвещения».
В виду этих сведений товарищ Министра Внутренних Дел, Заведующий полицией,
просил Николаевского Военного губернатора объявить Кудрявцеву, чтобы он не вос-
производил сочинений, недозволенных цензурою к печати, и что в случае ослушания
с его стороны машина от него будет отобрана и он будет поставлен в невозможность
приобрести новую. Сообщив об исполнении этого распоряжения, вице-адмирал Ко-
пытов, представил в Министерство Внутренних Дел копию заявления, полученно-
го им от Кудрявцева через несколько дней после объявления ему вышеприведенного
распоряжения.
В заявлении этом Кудрявцев, указывая, что был вызван за 150 верст для выслу-
шивания «выговора, от имени товарища Министра Внутренних Дел, по поводу напе-
чатания, для своего чтения и чтения близких знакомых, «Крейцеровой сонаты», он
был вынужден во время этого выговора слушать и молчать, так как не имел под ру-
кою данных для опровержения», и что между тем, возвратившись домой, он отыскал
в газетах объявление о разрешении цензурой к напечатанию этого сочинения и на-
хождении его в продаже.
Заявление свое он заключал следующими словами: «В виду же того, что Министер-
ство Внутренних Дел, по департаменту внутренней цензуры, разрешая в печать из-
вестное сочинение, не могло ставить мне в вину переписку того же сочинения, я дол-
жен придти к заключению, что как Ваше Превосходительство, так и я — оба мы под-
верглись мистификации. Кто автор мистификации этой — для меня тайна, Вам же они
должны быть известны. О чем считаю долгом уведомить Ваше Превосходительство.
Ваш покорный слуга Д. Кудрявцев». В виду сего, Кудрявцеву было объявлено, через
Херсонского губернатора, что печатание «Крейцеровой сонаты» он производил в то
время, когда сочинение это еще не было дозволено к обращению, причем вновь под-
тверждено, что предупреждение Министерства, переданное ему Военным губернато-
ром, остается в силе.
Между тем, 14 февраля 1894 года товарищ Министра Народного Просвещения пре-
проводил к Министру Внутренних Дел выписку из письма чиновника особых поруче-
ний при Министерстве Народного Просвещения действительного статского советника
Минкова, в котором сообщалось об антирелигиозной и безнравственной пропаганде
Кудрявцева. Вслед затем в Министерстве Народного Просвещения были получены све-
дения, что Кудрявцев распространяет в народе напечатанное им на пишущей машине
упомянутое выше соч. Л. Толстого «Критика догматического богословия» и приглаша-

НЕВА 11’2020 Владимир Чисников. Лев Толстой и его последователи... / 201
ет к себе местных гимназисток для ознакомления их с другими подобными же произ-
ведениями, написанными им и некоторыми его знакомыми и отпечатанными на пишу-
щей машине с указанием, что таковые изданы «Иисусовым Братством», при чем одно
из них, под заглавием «Первое Престо», переплетенное вместе с «Крейцеровой сона-
той», распространяется Кудрявцевым среди учащейся молодежи. Об изложенном Ми-
нистр Народного Просвещения сообщил, на усмотрение Министра Внутренних Дел,
в тех видах, что, быть может, будет признано возможным принять меры к прекраще-
нию зловредных и развращающих юношество действий Кудрявцева.
Так как независимо от сего, имелись негласные сведения о распространении Ку-
дрявцевыми в числе других, и произведения графа Толстого «Царство Божие внутри
вас», то было признано необходимым безотлагательно произвести у него обыск с це-
лью отобрания пишущей машины и всех рукописных брошюр, сочинений и книг, за-
прещенных к обращению, и затем приступить к расследованию деятельности Кудряв-
цева по изданию сочинений графа Толстого и распространению таковых.
Расследование это начато обыском 22 мая 1894 года в квартирах Кудрявцева, как
в месте настоящего его пребывания, в принадлежащем ему имении Ульяновке, Херсон-
ского уезда, так и в г. Николаеве. По обыску этому найдено: большое количество за-
прещенных к обращению статей графа Л. Толстого, в особых тетрадях, как в рукопи-
сях, так и оттиснутых на пишущих машинах, которых у Кудрявцева оказалось три.
Сочинения самого Кудрявцева, каковы: «Идеалы Христа», «Первое Престо»; разные
воспрещенные к обращению в публике сочинения других авторов, каковы: «Ложь —
основа нашей цивилизации», Макса Нордау, «Слово верующего» Ламене, «Война, ее
причины, последствия и др.» Даймонда «Сорок лет» Костомарова, «Трудолюбие» Бон-
дарева и др.; печатное Женевское издание Элпидина «Выдержка из новой книги «Цар-
ство небесное внутри нас», с крайне резкими примечаниями автора, и 14 листов той
же статьи, с текстом на одной стороне, составляющие, очевидно, корректуру вышеупо-
мянутого Элпидинского издания.
Кроме сего, обыском этим обнаружена переписка, свидетельствующая о широком
распространении означенных сочинений. Так, по обыску найдены:
1. Письмо Бодянского к Кудрявцеву от 10 февраля 1893 года из Тифлиса: «Я сооб-
щил Вам адрес Хилкова тот, по котором веду с ним переписку, с тех пор как он сослан
на Кавказ. Этот адрес он сам сообщил мне для писем; для посылок же удобнее его
тифлисский адрес через князя Дадиани. По поводу посланной Вам „Исповедной песни“
считаю необходимым сообщить, что еще раз тщательно просмотрев эту песнь, я на-
шел нужным сделать изменения... Если Вы найдете нужным издать эту песнь, то при-
шлите мне побольше экземпляров, так как песнь эта в большом требовании у здешних
молокан. Кроме того, если можно, пришлите мне Толстого „Николая Палкина“, „Что
надо и не надо делать христианину“ и другие, какие можете».
2. Письмо, подписанное: «Ефим Любич» 1 от 12 апреля 1894 года на имя сына Ку-
дрявцева Федора, в котором Любич пишет: «Вы скоро поедете в Николаев... тогда по-
трудитесь оттуда захватить чернил с собой; они, наверное, имеются у Дмитрия Рос-
тиславовича (Кудрявцева). Захватите кстати и то, что Дм. Рост(иславович) найдет нуж-
ным для переписки...».
3. Письмо Кудрявцева от 27 апреля 1894 года на имя «Митрофана Васильевича»
(Алехина). «...Павел Иванович (Бирюков) уже исправил мою ошибку, переслав Черт-
1 Бывший студент Университета Св. Владимира, запасный рядовой из нестровых Ефим Николаев Лю-
бич, убежденный толстовец, занимается воспроизведением, за денежное вознаграждение, бесцен -
зурных сочинений Толстого; будучи знаком с кн. Хилковым и др. последователями Толстого; буду-
чи принят в военную службу отказался принять присягу из религиозных убеждений и взять в руки
винтовку, вследствие чего отбыл повинность нестроевым в полковом лазарете.

202 / Критика и эссеистика
НЕВА 11’2020
кову то, что ему было предназначено... „Испов(едь) Апол(лова)“ посылаю... Я получил
экземпляр Ц. Б. (Царство Божие) с исправлениями, сделанными Трегубовым... Креп-
ко боюсь, что после нескольких корректур, не лично Л. Н. сделанных, не пострадал бы
оригинал. Подлинник, присланный мне самим автором, я оставил в деревне... „Ту -
лон“, оно же „Христианство и патриотизм“, хотя и окончено уже, но не выпускается из
рук, так как Л. Н. не доволен тоном статьи».
4. Письмо за подписью «Митрофан» (Алехин) от 8 мая 1894 года следующего со-
держания: «...Посылку с „Исповедью Aп(оллова)“ я получил, дорогой Дмитрий Ро-
стиславович, но по ошибке Вашей получил еще письмо, не относящееся до меня, ко-
торое и посылаю обратно. Месяц тому назад я писал за границу о смерти Дрожжина
и в коротких словах его биографию. Мне пишет знакомая, учащаяся в Цюрихе, что
эта заметка произвела большое впечатление и что просят писать все, что происходит
с людьми религиозного убеждения.
И еще просят, чтобы дать сведения о нуждающихся сектантах высланных; что для
этого собраны средства и хранятся в Лондоне. Вам ближе знать; если Норов нужда-
ется материально, то напишите мне, я буду посылать несколько адресов. Потом еще
одна просьба; если есть у вас лишний экземпляр „Испов(еди) Аполлова“, то пошлите
в Саратов Прокопию Адрианову Устимовичу. Будьте так любезны, напишите, посла-
но ли Ц. Б. (Царство Божие) в Курскую губернию. Вообще, большая потребность есть
на Ц. Б., но, к сожалению, что я в настоящее время не могу печатать. Главное, места
удобного нет... Пишите, что новенького? Нет ли слухов в печати о Ц. Б., как приня-
то за границей?... Получили ли Вы письма (копии) Л. Н.? Получили ли Христианство
и Патриот... Устимович... вполне сочувствующий направлению мыслей Л. Н.».
Спрошенный по изложенным данным Кудрявцев объяснил нижеследующее: Позна-
комившись с учением графа Льва Толстого по сочинению его: «В чем моя вера», он до
того был поражен толкованием Евангельской проповеди, что совершенно отдался но-
вому учению. Он стал доставать все, что выходило из под пера этого писателя, перепи-
сывал для себя, а для удобства завел пишущую машину и, печатая на ней гектографиче-
скими чернилами, делал от 20—24 оттисков, которые и раздавал своим знакомым. Так
продолжалось до выхода «Крейцеровой сонаты», с появлением же сочинения «Цар-
ство Божие внутри вас», он окончательно разошелся со взглядами Толстого и прекра-
тил свою деятельность по переписке его сочинений.
Пропаганды учения Толстого он никогда не вел, с молодежью не сходился и мо-
лодые люди бывали у него только на танцевальных вечерах. Никакого общества под
названием «Иисусово братство» вовсе не существует, а ему пришла лишь мысль так
назвать свои издания, что, впрочем, он прекратил уже два года. Со штундистами он
также не сходился и в Николаеве знал только одного Норова, работавшего у него в до-
ме, которому он дал на дорогу 50 рублей. Издания свои он, Кудрявцев, давал всегда
людям образованным и солидным и только раз дал одному незнакомому человеку Усти-
нову «Критику догматического богословия», которую последний передал миссионеру
Зубову. Книги он обыкновенно получал по одному экземпляру и только недавно по-
лучил сочинение «Царство Божие внутри вас» в 10 экземплярах, с просьбою хранить
их до востребования.
Каким путем и от кого Кудрявцев получал книги, он разъяснить отказался. Затем
по поводу вышеприведенной переписки показал, что брошюра издания Элпидина: «Вы-
держка из новой книги Царство Небесное», графа Толстого, была прислана ему для
ознакомления, корректурные же листы с тою же целью были доставлены к нему дру-
гим лицом, но в издании или корректуре этой брошюры он никакого участия не при-
нимал, что ясно из почерка корректурного листа; указать же источники получений не
может, так как не помнит.

НЕВА 11’2020 Владимир Чисников. Лев Толстой и его последователи... / 203
Ефим Любич бедняк, который живет перепиской, и он, Кудрявцев, давал ему рабо-
ту, личную корректуру и сочинения Льва Николаевича. Никаких других отношений
у него с Любичем, живущим в Одессе, не было. «Митрофан», толстовец, Митрофан Ва-
сильев Алехин, живет на Кавказе, ранее жил около ст. Самтреди; где же находится те-
перь — не знает. В Курске живет Василий Алехин, брат Митрофана. С Митрофаном Але-
хиным он, Кудрявцев, обменивался письмами Льва Николаевича и статьями. Дрож -
жин — молодой человек, умерший в Воронежском тюремном замке. Алехин в пись-
ме сообщал Кудрявцеву новости и говорил, что денежная поддержка может прийти
ссыльным, в том числе и Норову, из заграницы. Теперь Митрофан Алехин перепиской
не занимается, прежде же занимался, и те экземпляры, которые найдены у него, Ку-
дрявцева, в черных переплетах, были им присланы на сохранение. «Царство Божие»,
Даймонда, «Война», «Церковь и Государство», «Исповедь Аполлова» и другие сочи-
нения он, Кудрявцев, посылал Митрофану Алехину, в одном только экземпляре, для
его ознакомления.
Вопрос Митрофана Алехина о слухах за границей о последнем произведении Тол-
стого относится к иностранной критике, так как это сочинение в Англии выдержало
уже два издания, а в Берлине одно. О письме Л. Н. Алехин спрашивает потому, что
обыкновенно, получив письмо Толстого, он (Алехин и он, Кудрявцев), сообщают его
друг другу. Из этих сообщений и этим путем он, Кудрявцев, и составил свой сборник
«Спелые колосья». Упоминаемой в том же письме статьи: «Христианство и патрио-
тизм» (она же «Тулон»), Кудрявцев не получил. Устимовича лично он не знает, но
в виду просьбы Митрофана Алехина и положения Устимовича, как редактора журна-
ла, Кудрявцев послал ему «Исповедь Аполлова».
В письме от 27 апреля идет речь о посылке Митрофаном Алехиным «Царства Бо-
жия» Владимиру Григорьеву Черткову и Павлу Ивановичу Бирюкову. С князем Хил-
ковым, упоминаемым в письме Бодянского от 10 февраля 1893 года, он, Кудрявцев,
также обменивался письмами и статьями Льва Николаевича, знаком с ним только
письменно. Бодянский автор «Исповедной песни духоборо-молоканской», прислал ее
Кудрявцеву, полагая, что последний согласится ее переписать, но, в виду больших несо-
ответствий со взглядами Л. Н., Кудрявцев оставил это желание без исполнения. В пись-
ме идет речь об изменениях в той же песне и о краткой песне, которую думает напи-
сать Дмитрий Александрович Хилков, но которой Кудрявцев не получал. Бодянскому
книг просимых не посылал, так как их не было. Бодянский и Хилков, живя среди духо-
борцев и молокан, желают их религиозные убеждения очистить и приблизить к Еван-
гельской проповеди в духе Толстого.
Дальнейшим расследованием, однако же, выяснено нижеследующее:
жена Кудрявцева, подтверждая показание мужа о том, что он не имел никаких сно-
шений с молодежью в деле издания и распространения вышеприведенных сочинений,
а равно и с штундистами и другими сектан тами, вместе с тем объяснила, что занима-
лась гектографированием соч. Л. Н. Толстого и др. авторов, которые муж ее печатал на
пишущей машине; делалось каждый раз 24 оттиска, но кому издания эти посылали
она не знает; подлинники получались непосредственно от Л. Толстого или через при-
ближенных к нему лиц; заграничные издания присылались ее мужу книгопродавцем
Элпидиным (в Женеве) для сверки с имевшимися у последнего подлинниками.
В издании сочинений Л. Толстого за границей муж ее никакого участия не прини-
мал и только у Элпидина были изданы «Евангелие», «В чем моя вера», «Идеалы Хри-
ста» и «Первое Престо». С другими заграничными издателями, по словам Кудрявцевой,
ее муж никакого дела не имел. К сему Кудрявцева присовокупила, что сочинение «Цар-
ство Божие» переписывалось летом 1893 года в деревне, а зимой была напечатана лишь
маленькая книжка «Церковь и государство».

204 / Критика и эссеистика
НЕВА 11’2020
Расспросом близких Кудрявцеву лиц и прислуги установлено, что печатание Ку-
дрявцевым изданий Толстого и своих собственных произведений того же направления
производилось систематически почти ежедневно, причем сам Кудрявцев делал отти-
ски на машине, а жена его оттиски эти гектографировала; корректуру последних из-
даний вела учительница Богданова (Нако) 2 живущая у Кудрявцевых. По изготовлении
оттисков, отпечатанные статьи рассылались по назначению. Печатание производилось
до последнего времени, так как по обыску 22 мая в летнем помещении Кудрявцева, ку-
да он переехал из Николаева всего за два дня до того, найдены две пишущие машины
и значительное количество статей, в том числе и «Царство Божие» и другие статьи гра-
фа Толстого и самого Кудрявцева, отпечатанные на пишущей машине.
Из показаний французской гражданки Роман, состоявшей гувернанткой у Кудряв-
цева, и воспитанника гимназии Шипулинского, усматривается, что на вечерних собра-
ниях, бывших у Кудрявцева, он иногда читал какие-то выдержки из сочинений, печа-
танных им на пишущей машине. Других данных, которыми удостоверялись бы сноше-
ния Кудрявцева с учащеюся молодежью, расследованием не обнаружено.
Независимо от сего по обыску у Кудрявцева найдено около 300 почтовых квитан-
ций на отправленные заказные и денежные пакеты и посылки в разные местности
России и за границу многим лицам, в том числе и вышеупомянутым Алехиным, Бирю-
кову, Бодянскому, Волькенштейну, Дунаевскому, Кисилевичу, Новоселову, Попову,
Толстому, Фейнерману, Хилкову, Черткову и Юшкo.
По рассмотрении Особым Совещанием, образованным на оснований 34 ст. По-
лож(ения) о госуд(арственной) охране, обстоятельств дела о Кудрявцеве, последний
по определению названного Совещания, утвержденному Министром Внутренних Дел
18 ноября 1894 года, подчинен гласному надзору полиции в избранном месте житель-
ства сроком на 2 года.
В. О б ы с к в М о с к в е у П о п о в а
У дворянина Евгения Попова в г. Москве обыск был произведен в виду имевшихся
указаний, что после обысков на Кавказе и у Кудрявцева, все литературные материалы
и недозволенные брошюры Толстого хранятся именно у него, причем Попов намере-
вался издать биографию умершего толстовца Дрожжина.
По обыску было обнаружено значительное количество книг, каковы: «Письма
Л. Толстого», «Жизнь и смерть Евдокима Никитина Дрожжина», «Перевод Еванге -
лия», «Заключения к последнему отчету о помощи голодающим», «Учение о христиан-
ском непротивлении», «Трудолюбие, или торжество земледельца», «Война» Даймон-
да, «Предисловие к краткому изложению Евангелия» и т. п., прошение на имя Г О С У-
Д А Р Я И М П Е Р А Т О Р А, подписанное: «покорный подданный Владимир Черт-
ков» и заключающее в себе всеподданнейшее ходатайство о помиловании Дрожжина.
Большое количество письменных материалов к биографии Дрожжина и разные сочи-
нения в рукописях.
Кроме того, отобрано значительное количество писем, из которых обращают на
себя внимание:
1. Письма эмигранта Элпидина за октябрь 1893 г., март и апрель 1894 г. «Павлу Ива-
новичу» (по-видимому Бирюкову), из которых видно, что Элпидин печатает и тайно
водворяет в Россию «Царство Божие» Толстого, в чем принимают участие Павел Ива-
нович и Чертков.
2 Богданова (Нако), Мария Петрова, мещанка, домашняя учительница, привлекалась в 1892 г. к дозна-
нию в Одессе по делу местного революционного кружка; знание это в отношении ее производством
прекращено с учреждением негласного надзора полиции.

НЕВА 11’2020 Владимир Чисников. Лев Толстой и его последователи... / 205
2. Письмо к Попову от Ефима Любича из Одессы за февраль и май 1894 года и к Би-
рюкову за май того же года, коими устанавливается, что Любич занимается воспроиз-
ведением «Царства Божия», выслал в мае 27 экземпляров Бирюкову, 30 послал Попо-
ву «все экземпляры какие имеются» и затем приостановил работу, в виду ареста Ку-
дрявцева. Из этих же писем видно, что Бирюков хотел прислать Любичу добавление
к «Царству Божию».
3. Письмо «Поше» (по-видимому, Бирюкову) с просьбою выслать экземпляр «Цар-
ства Божия» по адресу: Гусев пер. д. № 4, кв. 4, Павлу Андреевичу Костычеву, для
Н. Н. Ге, и взять негатив и спрятать до указания автора.
4. Письмо Попову из Самарканда от 16 марта 1894 года, в коем автор Ю. Якубов
или Якубович пишет, что со списком Ц. Б. покончено: его берет то лицо, для которо-
го он и предназначался; спрашивает совета, отдавать ли сына в учебное заведение, или
в интеллигентную колонию и просит узнать по этому поводу мнение Павла Иванови-
ча и Горбуновых;
6
3. Три письма Бирюкова к Попову от марта и мая 1894 года. В первом — из с. Ива-
новского, Бирюков просит присмотреть за «Тулоном»: после переписки и проверки по-
ступить, как поступил с Ц. Б., т. е. «начать переписывать на дому, и сделать несколь-
ко верных копий, не давая списывать на сторону раньше, чем не будут готовы, напри-
мер, 5 экземпляров верных копий. Одну из них послать Черткову, другую оставить,
как образец, для „Посредника“, третью приготовить для заграницы, четвертую по-
слать в С.-Петербург Ломову для Петербурга и 5 пустить в Москве, например, через
Страхова». Вместе с тем он просит «выждать, чтобы сделан был перевод и переслать за-
границу, и тогда будет вполне безопасно».
Затем автор указывает, кому может быть поручена переписка и далее говорит: «но
лучше у нас на дому или в „Посреднике“, а не давать на дом. Если кто станет обижать-
ся на эту жестокость, пусть обижается на меня. Я готов принять все ругательства за
это». Во втором письме, из Костромы, Бирюков просит выслать ему «Тулон», с которо-
го он должен снять копию и отослать в Париж по адресу, который ему дадут; в треть-
ем письме, тоже из Костромы, Бирюков просит Попова «взять из переплета от Карбас-
никова и выслать ему, Бирюкову, «Ц. Б.» переписанное М.А. Шмидт»; книга, пишет
он, была отдана без записки, в руки черноволосому приказчику».
7. Открытое письмо Попову от Билин-Колосовского из Пятигорска, от 31 мая, с уве-
домлением, что он давно ждет от Попова посылку.
8. Письмо Попову от Ф. Страхова, в котором последний просит выслать «Тулон»,
и пишет, что собирается на днях к молоканам читать «Ц. Б.» (Царство Божие) и что
бывший у него «один экземпляр этого сочинения гуляет по Урюпину».
9. Письмо Попову от Ольги Косоговской, которая просит достать для прочтения
«Тулон».
10. Письмо Л. Юшко к Митрофану Васильеву (Алехин), в котором автор пишет,
что «работает «Царство Божие» уже в 80 экземплярах. От прежнего издания в один
день ничего не осталось. Этого тоже не хватит, чтобы удовлетворить всех желающих».
К «Ц. Б.» автор думает еще добавить последнюю статью Л. Толстого о «Религии и нрав-
ственности». Далее он сообщает о впечатлении «Ц. Б.» на студентов и военных. «Меж-
ду студентами уже есть много таких очередных, которые высказывают готовность от-
казаться от воинской повинности. Военные при чтении сознаются, что им «стыдно
за свое положение», и с охотой берутся распространять эту книгу». Далее автор вы-
сказывает негодование по поводу лекций профессора Овсянникова-Куликовского
о «Неделании» Толстого и высказывает горячее желание всего себя посвятить на слу-
жение истине.
3 Так в документе. — В. Ч.

206 / Критика и эссеистика
НЕВА 11’2020
11. Два письма к Попову от графини Толстой, помеченные 14 и 21 мая 1894 года
с просьбою — если ее не исполнил Бирюков, — отослать экземпляр «Тулона» в Бор -
до, Jules Zegrand, 28, Rue Solferino, a предисловие к Мопасану в Париж. Charles Solomon,
34, Quai de Bethune. «Обе вещи для перевода на французский язык». Далее она сооб-
щает, что «не могла найти писем Дрожжина, но надеется разыскать. Просит «прислать
заключение (вероятно, к отчету о помощи голодающим), заказать переписать без-
отлагательно «Tyлон» и обещает прислать адрес, по которому «нужно отправить его
в Штутгарт для издания на русском языке»; наконец, уведомляет о приезде Чертковых,
«сожительство которых ей страшно и вряд ли сойдет блогополучно». В одном из пи -
сем вложена расписка Московского почтамта, за № 2921 от 18/V-94, в приеме пакета
на имя Ш. Соломона, в Париж.
12. Письма к Попову от Федора Алексеевича Желтова от февраля, апреля и июня
1894 года, из села Богородского Нижегородской губернии и из Столыпина Самарской
губерний, в которых автор сообщает, что рукописи «Ц. Б.» уже написал П. Н. Гостеву,
который предлагал ему об этом через Великанова и что послал Бирюкову и Горбунову
свою рукопись для просмотра.
Присутствовавший при обыске Попов отказался от подписи протокола, объясняя
свой поступок тем, что «по убеждениям он не считает для себя обязательным требова-
ния начальствующих лиц и требования их не признает».
Г. О б ы с к в К о с т р о м с к о й г у б е р н и и
у П а в л а Б и р ю к о в а:
В виду установленных близких отношений Бирюкова к Попову и сведений о полу-
чении им в недавнее время из за границы запрещенных книг, был произведен 19 ию -
ня 1894 года обыск и у Бирюкова, в селе Ивановском Костромского уезда, при чем
отобраны: рукопись «Царство Божие внутри вас» Л. Толстого 4 «Жизнь Иисуса Хри-
ста» Ренана, «Краткое изложение Евангелия» Толстого, «L’emjoire des Tzars», Сочине-
ние и перевод Евангелия Толстого, «Ze socialiste allemande et le nihiliste russe», рукопись
о жизни Толстого, рукопись «Буддийский катехизис», «Перевод четырех Евангелий»,
Толстого, «Духовньие стихи», «L’ouvriere», par S. Simon, «Ma conferession» Толстого,
«Народные рассказы» его же, и восемь записок и писем, в том числе письмо Ив. Гор-
бунова, в котором он пишет, между прочим, Бирюкову, что посылает ему «письмо Це-
бриковой» и советует на книжке Морлея «не выставлять фамилии Цебриковой (на что
последняя согласна), чтобы не раздразнить гусей».
Бирюков также отказался подписать протокол обыска и дать подписку об извеще-
нии Жандармского управления о перемене места жительства, объяснив, что по своим
убеждениям, «не считает себя обязанным подчиняться распоряжениям властей, если
считать их неразумными, но подчинится насилию и будет считать себя мучеником».
Д. О б ы с к и в П о л т а в е
Осенью 1894 года в Министерство Внутренних Дел поступили указания, что прибыв-
ший в Полтаву бывший сельский учитель Иван Смотров занимается сбором денег с не-
известною целью среди местных поднадзорных и последователей учения гр. Толстого.
В виду сего 29 сентября в квартире Смотрова и проживающих у него Митрофана
Дудченко, сожительницы последнего Марии Симонсон, почетного гражданина Алек-
сандра Гаховича и крестьянки Анны Чесноковой был произведен, в порядке Положе-
ния об охране, обыск, по которому, среди массы печатных и рукописных сочинений
4 Рукопись эта переплетена и к ней приклеен ярлык магазина Карбасникова в Москве.

НЕВА 11’2020 Владимир Чисников. Лев Толстой и его последователи... / 207
в духе учения гр. Толстого, оказались сочинения «Церковь и государство», «Царство
Божие внутри вас», «Критика догматического богословия», «Критика Евангелия»
и обширная переписка, из содержания которой видно, что упомянутые уже ранее Ми-
трофан Алехин и Ефим Любич перепечатывают и распространяют «Царство Божие».
Обысканные лица отказались указать, кому из них и что именно принадлежит из най-
денного по обыску и не подписали протокола, говоря, что «под таким нехорошим де-
лом мы не подпишемся».
Произведенным затем расследованием было установлено, что центром толстовцев
в Полтаве, являлись врач Александр Волкенштейн и мещанин Исаак Фейнерман, из ко-
торых первый замечен в укрывательстве Клопского, распространении «Царства Божия»
и оказании помощи лицам, пострадавшим за религиозные убеждения, а второй группи-
ровал около себя молодежь. Оба они пользуются в Полтаве большим влиянием и имеют
обширное знакомство и сторонников из среды людей с положением; по обыску у Вол -
кенштейна 5 были отобраны 1-я часть сочинения «Царствие Божие», другие запре-
щенные произведения Л. Толстого и обширная переписка с Дудченко, Трегубовым,
Фейнерманом, Николаем Ивановым, князем Хилковым, Иваном Клопским и иными
последователями учения Толстого.
По осмотру отобранной у Волкенштейна переписки в ней оказались:
1) письма Ольги Косоговской
6. В письмах этих она, между прочим, пишет: «вели-
кого труда стоило мне не пойти к народовольцы или в анархисты»; «удержало только
то, что насилие не в моем духе» и «противно вечно прятаться и скрывать свои убежде-
ния; быть учительницей я не желаю, так как не могу учить патриотизму и правосла-
вию и не стану говеть». «Если бы все те, которые думают также как Хилков, были бы
также смелы, то не было бы по всей вероятности насилия над ним, но дело в том, что
все чего то и кого то боятся». «Я не сужу солдата, убивающего басурмана» за веру, Ца-
ря и отечество, но осуждаю Царя, посылающего этого солдата на войну». «Недорос-
ли наши правители до терпимости, или очень уж они о своей власти низкого мне -
ния — боятся учения о непротивлении; этот их страх, по моему, важное значение вре-
мени: он доказывает, что им конец пришел, что они сами чувствуют, что никакого у них
нет престижа в народе, кроме престижа штыка, плети, лозы». «Ты говоришь, что ли-
бер(алы) и радик(алы) проще, но разве они действуют больше толстовцев?»
В этих же письмах Косоговская просила Волкенштейна достать от Кудрявцева
и прислать ей «Первое Престо» и «Царствие Божие», а также Герцена, и упрекала его
в том, что не давал никому переписать биографию Дрожжина», «и теперь после обы -
ска у Попова и Бирюкова ничего не осталось, так как отобраны все записки Дрожжи-
на и Изюмченко».
2) Письмо жены управляющего Полтавскою казенною палатою Клавдии Федоро-
вой Шидловской, которая зачитывается «Царствием Божием».
3) Письмо от Митрофана Алехина, который просит похлопотать о начальных ли-
стах 2 части «Евангелия»; и
4) Письмо мещанина Николая Иванова из Воронежской губернии (привлечен к до-
знанию) с просьбою поскорее прислать «Ц. Б.». Запрещенные сочинения Толстого
и выписки из последних обнаружены и у других участников Полтавского «толстов-
5 По поводу этого обыска Волкенштейн писал в Москву Трегубову: «В предшествующую ночь меня огра-
били жандармы. Не смотря на мое вегетарианство и отвращение от убоины, они все таки обшари-
ли все закоулки, голодны, что ли уж очень. Зная их мерзкую привычку наводить справки о том, что
их вовсе не касается, думаю, что возможно, что они будут интересоваться кто мои знакомые. Взяли
несколько квитанций на заказные письма и мои старые счеты по продаже изданий „Посредника“». 6 Видимо, личности близкой к привлеченному в Воронежской губернии к дознанию толстовцу Нико-
лаю Иванову.

208 / Критика и эссеистика
НЕВА 11’2020
ского кружка» — упомянутого Фейнермана, его сожительницы Любарской, сына под-
полковника Бориса Николаева Леонтьева и отставного инженер полполковника Алек-
сея Зиновьева.
Все эти лица постоянно собирались друг у друга, преимущественно у Волкенштей-
на, где происходили чтения «Царствия Божия» и других толстовских сочинений, рас-
пространявшихся ими среди публики, собирали деньги для помощи пострадавшим за
религиозные заблуждения, вели корреспонденцию с проживающими в других местах
своими единомышленниками, частью воспроизводили разными способами сочине-
ния Толстого, а некоторые и сами являлись авторами подобного же рода рукописных
произведений.
При этом, Волкенштейн, Смотров, Дудченко, Гахович, Фейнерман и Леонтьев оказа-
лись не принимавшими верноподданнической присяги и как они, так и прочие, в дан-
ных объяснениях, заявили себя последователями не православия, а христианского
учения и не признающими вовсе идеи государственного подданства.
В разрешение сего расследования Волкенштейн, согласно постановлению Особого
Совещания, образованного на основании ст. 34 Положения о государственной охране,
утвержденному г. Министром Внутренних Дел, подчинен на 3 года гласному надзору
полиции в Полтаве, в отношении же остальных лиц расследование прекращено с уч-
реждением за ними негласного надзора.
Е. О б ы с к в В о р о н е ж с к о й г у б е р н и и
В конце 1894 года в Министерстве Внутренних Дел были получены сведения, что
в половине сентября того же года в селении Кантемировке Богучарского уезда Воро-
нежской губ. поселился вольнопрактикующий фельдшер мещанин г. Дмитровска Ни-
кита Иванов с сыном Николаем, 27 лет, сотрудником фирмы «Посредник». Первый
из них стал привлекать к себе местных жителей бесплатным лечением, а второй вхо-
дил с приходящими больными в собеседования о братстве и равенстве людей и о люб-
ви друг к другу и снабжал их рукописными сочинениями гр. Толстого «Царство Бо-
жие внутри вас», «Церковь и государство», «О религии и нравственности», «Крити-
ка догматического богословия», «Николай Палкин», «Исповедь», «В чем моя вера»
и др., а также соч. Даймонда «Война, ее причины, последствия и проч.». Вследствие
заявления местного священника о такой деятельности Николая Иванова, у последне-
го был произведен обыск, коим обнаружены вышеупомянутые сочинения в несколь-
ких экземплярах, а равно и личная переписка Иванова с гр. Толстым и Влад(ими -
ром) Чертковым.
По означенному делу произведено было дознание в порядке 1035 ст. Уст. Угол. Суд.,
причем обвиняемый Иванов, признав себя виновным в хранении запрещенных изда-
ний, а также и составлении собственных произведений возмутительного содержания,
объяснил, что находится в личном знакомстве с гр. Толстым и Чертковым, с ведома ко-
торых, а также Евгения Попова и Ивана Горбунова, списывал соч. Толстого с рукопи-
сей частью в имении Черткова, частью же в Москве, и раздавал для чтения своим хоро-
шим друзьям и приятелям, но не ради пропаганды, а с целью укрепить их в идее брат-
ства и любви к ближнему и удовлетворить жажду их к чтению; в числе таких друзей
он указал врача Александра Волкенштейна, подарившего ему сочинение Даймонда
«Война»; Иванов заявил также, что, будучи крещен в православии, он отступил впослед-
ствии от него в виду несоответствия церковного учения своим убеждениям.
Дознание об Иванове, по соглашению Министерств Юстиции и Внутренних Дел
прекращено, с вменением обвиняемому в наказание предварительного содержания
под стражею в течение семи дней и учреждением за ним негласного надзора полиции.

НЕВА 11’2020 Владимир Чисников. Лев Толстой и его последователи... / 209
Ж. О б ы с к и в о б л а с т и
в о й с к а Д о н с к о го
В виду полученных в Министерстве Внутренних Дел сведений о том, что дворянин
Федор Страхов, проживавший временно в области войска Донского, имеет у себя со-
чинения гр. Толстого и намеревается читать «Царствие Божие» местным молоканам,
в сентябре 1894 года сделано было распоряжение о производстве у названного лица
обыска в порядке закона об охране.
Результатом этого обыска было нахождение рукописных и гектографированных эк-
земпляров сочинений гр. Толстого: «Царствие Божие», «В чем моя вера», «Исповедь»,
«Соединение и перевод 4-х Евангелий» (Женевского издания), «Критика догматиче-
ского богословия», «Церковь и государство», и отдельных статей и отрывков того же
автора; независимо сего у Страхова обнаружены: «Краткое исповедание» соч. дворяни-
на Федора Страхова, «Исповедь Аполлова», книга «Что такое государство», сочинения
Герцена революционного содержания, «О христианском непротивлении» Балу и т. п.
Страхов привлечен был в качестве обвиняемого по 3 ч. 252 ст. Улож(ения) о наказ(а-
ниях), и в данных им объяснениях признал, что отобранные у чего сочинения предна-
значались не только для личного чтения, но и пропаганде, посредством их христиан-
ских идей. Протокол допроса он подписал просто «Страхов», так как, по его словам, он
не признает никаких особых званий; подданства и т. п., а считает себя сыном и поддан-
ным единого Бога Отца.
Дознание о Страхове, по соглашению Министерств Внутренних Дел и Юстиции в ок-
тябре 1895 года прекращено было без всяких для обвиняемого последствий.
З . О б ы с к у М и т р о ф а н а А л е х и н а
При производстве в 1894 году дознания в г. Вильне, в порядке 1035 ст. Уст. Угол.
Суд. по делу Ширяева 7, были получены указания на распространение Митрофаном
Алехиным «Царства Божия», в виду чего у последнего был произведен 3 декабря того
же года в п. Нальчик Терской области обыск, по которому вновь отобраны недозво-
ленные сочинения Толстого «Исследование Евангелия», «Деньги», «Учение М. К. Бон-
дарева» и частная переписка с Толстым, Чертковым, Поповым, Трегубовым и Фейнер-
маном, указывающие на распространение и воспроизведение им «Царствия Божия»
и других запрещенных сочинений гр. Толстого.
При допросе Алехин заявил, что занимается физическим трудом, а специально —
распространением учения Христа; отца и матери в живых не имеет, братьями и сестра -
ми считает всех людей, отцом же называет Бога.
Дознание об Алехине и Ширяеве в августе 1895 года было прекращено с учрежде-
нием за названными лицами негласного надзора полиции.
И. О б ы с к и в Т у л ь с к о й г у б е р н и и
В феврале 1896 года в Министерстве Внутренних Дел были получены указания,
что проживающая в г. Туле под гласным надзором полиции женщина врач Мария Ми-
хайлова Холевинская раздает некоторым лицам для чтения запрещенные сочинения
гр. Толстого.
7 Ширяев Николай Алексеев, бывший студент Харьковского Университета привлечен к дознанию по
поводу найденной на Виленском вокзале предосудительной переписки его с братом Михаилом. По
обыску у чего найдено «Царствие Божие», которое он получил от Алехина.

210 / Критика и эссеистика
НЕВА 11’2020
В виду сего у Холевинской произведен был обыск, по которому обнаружены не-
сколько рукописей толстовских сочинений, как то: «Послесловие к биографии Дрож-
жина», «Письмо к издателю «Daily Chronicle»; письмо к баронессе Ровен, письма о ду-
хоборцам от 17 ноября и 6 декабря 1895 года; письмо духоборцев Карской области,
письмо Толстого к Семену Павловичу Прокопенко; письмо новобранца от 9 января
1896 года, «Гонение на христиан в России в 1895 году» и «В мире будете иметь скор-
би, но мужайтесь, я победил мир», а равно визитная карточка графини Татьяны Львов-
ны Толстой, на которой изложена просьба дать подателю ее для прочтения сочинения
ее отца.
Холевинская, будучи привлечена к производимому по делу дознанию, объяснила,
что отобранные у нее предметы получила от разных лиц, назвать которых не желает,
с коими она познакомилась у графа Толстого; лично же от последнего она, по ее словам,
никаких сочинений не получала; что же касается до карточки графини Татьяны Львов-
ны Толстой, то она принесена ей, Холевинской, в ее отсутствие неизвестным лицом.
По полученным впоследствии агентурным путем сведениям было установлено, что
лицом принесшим Холевинской упомянутое письмо был конторщик Иван Петров Но-
виков. Будучи опрошен первоначально в качестве свидетеля, последний показал, что,
желая ознакомиться с сочинениями гр. Толстого и услыхав, что граф человек добрый
и охотно дает бедным свои произведения, он обратился в январе сего года в «Ясную
Поляну» с письмом, в котором просил сообщить, где именно находится Толстой; на
письмо это он получил ответ из Москвы за подписью «Т. Толстая».
Вторичным письмом по московскому адресу он просил гр. Толстого каких-либо его
сочинений и в ответ получил новую записку, за тою же подписью, в которой ему сооб-
щалось, что книг выслать нельзя, но если он желает получить таковые, то должен пе-
редать приложенный пакет женщине врачу Холевинской, которая может быть снабдит
его просимыми сочинениями. От Холевинской он, Новиков, действительно получил
«Христианство и патриотизм», которое по прочтении возвратил ей обратно. К из-
ложенному Иван Новиков добавил, что брат его, писарь Штаба Московского воен-
ного округа, Михаил, лично знаком с гр. Толстым, несколько раз бывал у него в Яс-
ной Поляне и получал от последнего его сочинения, — «В чем моя вера», «Исповедь»,
«Евангелие» и т. п.
В виду сего указания у Михаила Новикова, по временному месту жительства в селе
Боровкове, Тульского уезда, был произведен обыск, причем, обнаружены «Сочинения
Бондарева», «Царство Божие», «Крейцерова соната», «Какова моя жизнь» и проч. До-
знание по настоящему делу продолжается.
Независимо от вышеизложенного, запрещенные сочинения гр. Толстого неодно-
кратно бывали за последнее время обнаруживаемы при обысках у лиц, привлекав-
шихся в качестве обвиняемых к делам политического характера. Так, два экземпляра
«Царствия Божия» найдены были в Харькове у Николая Михайлова Флерова, «Хри-
стианство и патриотизм» — у Марии Иосифовой Остолоповой, те же сочинения у быв-
шего студента Николая Иванова Елкина в январе 1896 года и т. п.
И. д. Директор Д-та Полиции Зволянский
28 июля 1896 г. ( с. 57—71 об.)
X