Селитрина Т.Л. Дж. Элиот и Лев Толстой. Религиозные искания и нравственный идеал (2013)

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.3 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: Из материалов группы Лев Толстой в научной и публицистической мысли
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №2(32)

УДК 82.111.0+821.161.1.09
ДЖ.ЭЛИОТ И Л.ТОЛСТОЙ:
РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ И НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

© Т.Л.Селитрина
В статье рассматриваются религиозные искания английской писательницы Джордж Элиот, совре-
менницы Л.Н.Толстого. Для обоих аlhjh\ перhkl_i_ggh_ значение имела мысль о моральном
hajh`^_gbb чело_dZ. Оба писателя пропо_^Zeb моральное усовершенстh\Zgb_ как k_h[sbc
из_qguc нраklенный закон.

Ключеu_ слоZ: Л.Толстой, Дж.Элиот, религиозные искания, нраklенный идеал.

В списке для М.Л.Ледерле, который просил
Толстого назZlv сто лучших книг мироhc ли-
тературы, оказаrbo на него сущест_ggh_
ebygb_, автор «Войны и мира» в разделе «35 –
50 лет» отметил, что романы Элиот имели для
него «большое значение» [1: 260]. В письмах, в
трактате «Что такое искусстh» имя английской
романистки упоминается неоднократно.
В
1840 – 1850-е годы, в эпоху формироZgby
сh_c личности, Л.Н.Толстой пишет сh_c род-
ст_ggbp_ А.Н.Толстой: «Ежели бы u были в
России, я бы Zf прислал «Сцены из жизни ду-
хо_gklа» Элиот, но теперь только прошу про-
честь, особенно «Испо_^v Дженет». Вот и нрав-
ст_ggZy и религиозная книга, но
которая мне
очень понраbeZkv и сделала сильное i_qZle_-
ние» (12 июня, Ясная Поляна, 1859 г.) [1: 52]. В
этом же году он делает следующую запись в
днеgbd_: «Читал «Адама Бида». Сильно трагич-
но, хотя и не_jgh и полно одной мысли. Этого
нет h мне» (11 октября, 1859 г.) [1: 54]. При
этом его неизменно приe_dZeb ukhdh_ нраkl-
_ggh_ чуklо
и трагедийность произ_^_gbc
Элиот. С особенным hkobs_gb_f отозZeky он
о «Феликсе Холте»: «Преhkoh^gh_ сочинение. Я
читал его, но когда был очень глуп, и соk_f за-
был. Вот _sv, которую надо бы перевести, если
она не пере_^_gZ. Я еще не кончил и боюсь, что
конец испортит. Это мне дал брат Сережа.
Пере-
дай ему, что k_ пра^Z, что он гоhjbe мне про
эту книгу, – k_ там есть…», – пишет Толстой
сh_c жене в феjZe_ 1885 г. [1: 184].
Этот интерес русского классика к Дж.Элиот
нельзя считать случайным: он обуслоe_g близо-
стью тех социально-исторических проблем, ко-
торые heghали обоих писателей, а также рядом
индиb^mZevgh-психологических
особенностей
Толстого – чело_dZ и писателя, родниrbo его с
английской романисткой [2].
Дж.Элиот в детст_ и отрочест_ была по-
глощена мыслями о Боге и спасении души, о це-
ли мироздания, стараясь подчинить жизнь аске-тическим религиозным принципам. Оказаrbkv
i_jые в Лондоне, она посещала только церкb,
полагая театры и концерты грехоguf зрелищем,
hkijbgbfZy жизнь как «паломничестh, призы-
Zxs__ к борьбе и лишениям, а не к удоhevkl-
byf и покою» [3: 15].
Ее русский соj_f_ggbd Лев Толстой писал о
себе в «Испо_^b»: «Я был крещен и hkiblZg в
праhkeZной христианской _j_. Меня учили ей
и с детстZ, и h k_ j_fy моего отрочестZ, и
юности… Ребенком
я _jbe горячо, сентимен-
тально и необдуманно, потом, лет 14, стал ду-
мать о жизни hh[s_ и наткнулся на религию,
которая не подходила под мои теории, и, разуме-
ется, счел за заслугу разрушить ее» [4: 510]. По
его словам, с шестнадцати лет он начал зани-
маться философией, и «тотчас ky умст_ggZy
постройка богословия
разлетелась прахом» [5:
43].
Сама эпоха середины XIX _dZ сопроh`^Z-
лась бурным разblb_f философской мысли. В
Еjhi_ и в России читают «Жизнь Христа»
Штрауса и «Жизнь Иисуса» Э.Ренана. Изучив
только что опубликованную книгу младогегель-
янца Чарльза Хеннела «О происхождении хри-
стианстZ», Элиот почуklоZeZ сомнения в не-
поколебимости религиозных догматов. В ее ре-
лигиозных a]ey^Zo произошел резкий переh-
рот, и она перестала ходить в церкоv. С особым
увлечением она принялась за изучение философ-
ских трудов Руссо, Спинозы и Канта: «О если бы
мне удалось примирить философию Локка с
Кантом» [3: 21].
Оказаrbkv в Ко_gljb, а затем в Лондоне
среди передоhc интеллигенции в 1847 году
Элиот осущестbeZ перевод
книги Штрауса на
английский язык, потратив на это три года. Затем
она пере_eZ «Сущность христианстZ» Фейер-
баха, мечтая написать исследоZgb_ «о преиму-
щест_ утешений, достаey_fuo философией,
над утешениями, доставляемыми религией» [3:
21]. Здесь Элиот почти буквально процитироZeZ
228

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


229 Фейербаха, который полагал, что философия за-
менит религию, даZy людям f_klh утешения
понимание своих реальных hafh`ghkl_c в деле
достижения счастья.
Работа Фейербаха пояbeZkv h j_fy на-
пряженной борьбы между знанием и _jhc, нау-
кой и религией. В предислоbb к перhfm изда-
нию философ отметил, что «теология рассматри-
Z_lky им не
как мистическая прагматология,
jZaj_a с христианской мифологией, и не как он-
тология, jZaj_a с умозрительной философией
религии, а как психопатология» [6: 2]. В преди-
слоbb ко lhjhfm изданию он добаbe, что его
философия отрешилась «от субстанции Спинозы,
от “Я” Канта и Фихте, от абсолютного тождестZ
Шеллинга, от абсолютного духа Гегеля и тому
подобных
отe_q_gguo, только мыслимых или
hh[jZ`Z_fuo _s_c и сделала сhbf принци-
пом дейстbl_evgmx, _jg__, самую дейстb-
тельную сущность, истинное чело_dZ, то есть
самое положительное реальное начало… Я дока-
зыZx, что истинный смысл теологии есть ан-
тропология, что между определениями божест-
_gghc и чело_q_kdhc сущности, следоZl_evgh,
между божест_gguf и чело_q_kdbf субъектом
или
сущестhf нет различия, что они тождест-
_ggu» [6: 7].
Мыслитель приходит к uоду, что истинная
религия – это религия без Бога. На его a]ey^,
религиозное чуklо присуще психологии чело-
_dZ, оно непреодолимо, но он считал, что лю-
боv человека к чело_dm, в особенности плот-
ская любоv, это и есть религиозное чувство. Ор-
тодоксальную
религию Фейербах заменял рели-
гией любb. Вслед за ним Элиот подчеркивала,
что «в изображенных ею духоguo лицах Z`gu
не частности их _jhbkihедания, а их общая и
неосознанная принадлежность к религии любb»
[7: 84]. Сама идея Фейербаха о «религии» серд-
ца, безуслоgh, приe_dZeZ Дж.Элиот. В одном
из сhbo писем она писала: «Я
h k_f согласна с
Фейербахом. Его книга ос_`Z_l меня. В ней
есть пра^Z и красота» [8: 153].
В трудах ряда отечест_gguo и зарубежных
исследоZl_e_c присутстm_l мысль о резком
разры_ Элиот с религией и о переходе от _ju к
не_jbx. Эта точка зрения нуждается в коррек-
тироd_. Стоит согласиться с перuf русским
биографом Элиот
Л.Даu^hой, которая под-
черкнула, что перемена религиозных убеждений
не поebyeZ на саму сущность ее миросозерца-
ния: «остаrbkv без “догмата”, она сохранила
k_ свои прежние a]ey^u на нраklенные зада-
чи и стремления чело_dZ» [3: 18]. Л.Даu^hа
цитирует письмо Элиот к миссис Пирс (сестре
младогегельянца Брея, написаr_]h работу «Фи-лософия необходимости» (1857)): «Я
ничего так
страстно не желаю, как принять хоть какое-
нибудь участие в крестоhf походе для осh[h-
ждения истины. Хотя теперь поступки мои уже
не находятся в заbkbfhklb ни от страха _qghc
муки, ни от надежды на _qgh_ блаженстh, я
k_-таки продолжаю глубоко _jblv, что единст-
_ggh_ hafh`gh_ счастье заключается в
подчи-
нении своей heb Высшему началу, в постоян-
ном стремлении к идеалу» [3: 19].
Уже закончив переh^ книги Штрауса
«Жизнь Христа» и «Сущности христианстZ»
Фейербаха, она пишет переh^qbdm Гегеля на
английский язык Джону Сибри по поh^m фран-
цузской Реhexpbb 1848 года: «Ужасно рада,
что Вы такого же мнения, как и я, о _ebdhc
на-
ции и ее деяниях… Я бы с радостью отдала не-
сколько лет жизни, чтобы быть теперь там и по-
смотреть на людей баррикады, преклоняющихся
пред образом Христа, который перuf научил
людей братстm» [9: 254].
В 1855 году, после смерти Николая I, надеясь
на перемены в общест_gghc жизни, Толстой
пишет, что нужно трудиться и
мужаться, чтобы
участhать в этих Z`guo минутах в жизни Рос-
сии: «Вчера разгоhj о божест_gghf и _j_ на-
_e меня на _ebdmx, громадную мысль, осуще-
стe_gbx которой я чуkl\mx себя способным
посylblv жизнь. – Мысль эта – осноZgb_ ноhc
религии, соот_lklующей разblbx чело_q_-
стZ, религии Христа, но очищенной от _ju и
таинственности, религии
практической, не обе-
щающей будущее блаженстh, но дающее бла-
женстh на земле» [4: 507].
Виктор Шклоkdbc убедителен в сh_c мыс-
ли о том, что трудность понимания религии Тол-
стого состоит в том, что он deZ^uал в слоZ
«религия», «Бог» в разное j_fy, а иногда и в
одно и то же j_fy различные
значения [4: 506].
Е.В.Николаева в содержательной работе «Ху-
дожест_gguc мир ЛьZ Толстого 1880 –
1890 гг.» обращает gbfZgb_ на тетралогию Тол-
стого «Исповедь», «ИсследоZgb_ догматическо-
го Богослоby», «В чем моя _jZ?», в которых он
не только рассказывает о пути, по которому он
шел в поисках смысла и осноgh]h назначения
сh_c жизни: «идя по
этому пути, Толстой «спас-
ся от самоубийстZ» и «_jgmeky к _j_ в Бога»
[10: 81]. Исследовательница считает, что утвер-
диrZyky _jZ при_eZ писателя gZqZe_ к тра-
диционной религии и ее обрядам, а затем к раз-
рыm с каноническим учением церкb. Е.В.Ни-
колаеZ подчеркиZ_l, что «разрыв с церкоguf
учением, не подразумеZxsbc
в то же j_fy от-
каза от религиозного миросозерцания, потребо-
Ze изложения своей позиции, потому логиче-

Т.Л.СЕЛИТРИНА


230 ским продолжением мысли явился трактат «В
чем моя _jZ?», и наконец, в работе «Так что же
нам делать?» Толстой размышляет «над кон-
кретными проблемами соj_f_ggh]h ему обще-
стZ с позиции сh_]h ноh]h мироhaaj_gby,
kdju\Zy несо_jr_gklа социально-экономи-
ческого устройства этого общестZ, обличая не-
спра_^eb\hklv и пытаясь пробудить в своих со-
j_f_ggbdZo не только сострадание к несчаст-
ным, но и желание сделать k_ hafh`gh_ для
более спра_^ebого переустройстZ мира» [10:
81].
И Толстой, и Дж.Элиот подходили к критике
действительности как моралисты. Истинная
нраklенность в понимании Толстого органиче-
ски связыZeZkv с патриархально-крестьянским
строем жизни и его нраklенными нормами. В
раннем тhjq_klе у
Дж.Элиот («Адам Бид»)
любоgh_ изображение нраklенности простых
крестьян, «добывающих сhc хлеб честным тру-
дом», связано с идеализацией патриархального
прошлого, как и у русского писателя. У рассмат-
риZ_fuo писателей можно обнаружить из_kl-
ную общность в подходе к дейстbl_evghklb, в
ее эстетическом hkijbylbb, в тhjq_kdhf мето-
де.
Б.Сучков в своей книге
«Исторические судь-
бы реализма» подчеркиZ_l: «У Дж.Элиот, еще
непосредст_ggh сyaZgghc с диккенсоkdh-
теккерееkdhc традицией, тема нраklенного
разрушения и нраklенного hajh`^_gby лич-
ности, тема eZklb эгоизма соединялась с анали-
тическим изображением социальной среды и ее
протиhj_qbc» [11: 187].
В сhbo романах и по_klyo Элиот критиче-
ски изображала быт и нраu зажиточного ме-
щанства, ставила под сомнение буржуазную за-
конность и политику. Разумеется, толстоkdZy
критика буржуазного строя значительно преhk-
ходила по сh_c остроте, а тем более по художе-
ст_gghc силе сравнительно «умеренную» кри-
тику английской буржуазной действительности
Элиот. Толстой намного преhkoh^be ее и знани-
ем жизни народа, и более непосредст_ggh отра-
жал в сh_f
тhjq_klе сознание трудящихся,
порабощенных буржуазным строем.
Из_klgh, что Толстой отрицал политику и
пропо_^hал нраklенное самоусо_jr_gklо-
Zgb_ личности. В свою очередь, как и большин-
стh еjhi_ckdbo писателей lhjhc полоbgu
XIX _dZ, Элиот от_j]eZ идею реhexpbhggh]h
преобразоZgby общестZ. Писательница отдаZ-
ла предпочтение эhexpbhgghfm принципу раз-
blby и назыZeZ себя «мелиористом», т.е. чело
-
_dhf, _jysbf, что «мир испраbf и медленно
испраey_lky, но препятстby на этом пути ог-ромны, а близкие перспектиu не очень блестя-
щи» [12: 173]. Однако постепенное улучшение
«неустроенной жизни» Элиот связывала с каж-
доднеghc деятельностью индиb^mmfZ: «Не си-
деть и причитать, а быть героическими и тhjq_-
скими» [12: 472]. Не состаey_l труда сyaZlv это

ukdZau\Zgb_ английской реалистки с днеgbdh-
hc записью Толстого 1898 года: «Самое корот-
кое ujZ`_gb_ смысла жизни такое: мир дb-
жется, со_jr_gklуется, задача чело_dZ участ-
hать в этом дb`_gbb и подчиняться и содей-
стhать ему» [13: 183].
Мысль о необходимости беспокойных, рву-
щихся натур сказалась в содержании ее романов
«Ромола», «Феликс Холт», «Миддлмарч». Для

дhjygkdhc и разночинной интеллигенции (Лид-
гейт, Доротея Брук, Феликс Холт) присуще не-
утомимое искание лучшего, ukhdh_ понимание
сh_]h общест_ggh]h признания и нраklенно-
го долга. «Я приезжала, быZeh, из деревни, на-
глядеrbkv до боли на kx эту грязь и нищету
<…> Мне кажется, что мы не имеем праZ u-
ступать i_j_^ и
требоZlv широких реформ, по-
ка мы не попытаемся изменить зло, которое у нас
под руками», – рассуждает Доротея Брук, герои-
ня романа «Миддлмарч» [14: 350].
Наиболее приемлемой формой общест_ggh-
го прогресса Элиот считала постепенное, в гра-
ницах буржуазной законности дb`_gb_ масс за
избирательное праh и демократические рефор-
мы. Заметим также, что у ее
соj_f_ggbdh\ Ме-
редита и Диккенса любое политическое дb`_-
ние также uauало gmlj_ggbc протест, по-
скольку оно казалось им опасным и разруши-
тельным. Они считали необходимым начать пре-
образоZgby общестZ с культиbjhания доб-
рых чуkl\ и пропо_^b милосердия и самопо-
жертhания [16: 18].
По мнению большинстZ исследоZl_e_c, по-
сле 1880 года, h j_fy идейного перелома
, в
жизни Толстого происходит сдвиг, приведший к
усилению моралистического, пропо_^gbq_kdh]h
начала. Писатель обосноuает принципы ноhc
христианской религии, «очищенной» от догма-
тов официальной церкоghklb. Толстой от без_-
рия искал пути к ноhc _j_ [10: 64]. Под eby-
нием изменившихся тhjq_kdbo задач он отме-
чал в трактате «Что такое искусстh?»: «С начала
нынешнего столетия
пояeyxlky k_ чаще и ча-
ще и в литературе, и в жиhibkb произ_^_gby
ukr_]h религиозного искусстZ, проникнутые
истинным христианским духом…». В качест_
образцоuo произ_^_gbc такого искусстZ он
указыZ_l на драму Шиллера «Разбойники», ро-
ман Гюго «От_j`_ggu_», диккенсоkdb_ «Ко-
локола» и «Историю дmo городов», «Адама Би-

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


231 да» Дж.Элиот, «Хижину дяди Тома» Бичер-Стоу,
«Записки из Мертh]h дома» Достоеkdh]h. К
разделу «религиозного искусстZ» он затем при-
баbe раздел «хорошего k_fbjgh]h житейского
искусстZ» [17: 159, 161]. Произ_^_gby житей-
ского искусстZ Толстой относит к «хорошему
искусстm» потому, что они, как и произ_^_gby
религиозного искусстZ, по слоZf писателя,
«произh^yl одно и
то же действие – любоgh_
единение людей» [17: 157]. Разница только в
том, что произ_^_gby религиозного искусстZ
передают «чувства любb к Богу и ближнему», а
произ_^_gby житейского искусстZ показыZxl
людям, что они «уже соединены единстhf ра-
достей и горестей житейских» [17: 159].
Как и для Толстого, для Дж.Элиот на протя-
жении в сущности k_c литературной
деятельно-
сти перhkl_i_ggh_ значение имела мысль о
«моральном hajh`^_gbb» чело_dZ: «Всякое
ukhdh_ искусстh в первую очередь сознательно
посysZeh себя самым глубоким моральным
проблемам» [18: 227]. Пропаганда Контом идеи
«ноhc религии» – культа «Великого сущестZ»,
под которым подразумеZeky чело_q_kdbc род,
поклонение ukhdbf моральным стремлениям
чело_dZ, были близки Дж.Элиот как реghklghc
моралистке: «В
мире медленно идет работа по
со_jr_gklоZgbx морального облика чело_-
ка. И эта мысль тесно сyaZgZ с моими a]ey^Zfb
на религию, которые Вас заинтересоZeb, – объ-
ясняет Элиот Бичер-Стоу. – Я уверена, что рели-
гия также должна b^hbaf_gylvky. Она должна
служить в меньшей степени личному утешению
и в большей мере gmrZlv чело_dm благого_c
-
ное чуklо от_lkl\_gghklb» [19: 29-31]. Таким
образом, как мы b^bf, христианская религия
hkijbgbfZeZkv Дж.Элиот прежде k_]h в мо-
рально-этическом аспекте. Она отождестey_l ее
с «hkoblbl_evghc эмоцией братстZ». Толстой в
это же j_fy писал: «Я смотрю на христианство
не как на исключительное божест_ggh_ откро-
_gb_, не как на историческое яe_gb_, я
смотрю
на христианстh как на учение, дающее смысл
жизни» [20: 806].
В 90-е годы писатель много раз ha\jZsZeky
к характеристике нраklенного закона и неиз-
менно трактоZe его как «религиозно-нраklен-
ный закон» [21: 142]. Но ни в статьях об искусст-
_, ни в днеgbdZo и письмах он не стаbe знака
ра_gklа между эстетикой и религией
. Напро-
тив, он указывал на их разные цели и разное на-
значение. Другое дело этика и эстетика. Формула
Л.Н.Толстого: «Эстетика есть ujZ`_gb_ этики,
т.е. по-русски: искусстh ujZ`Z_l те чуklа,
которые испытыZ_l художник. Если чуklа хо-
рошие, ukhdb_, то и искусстh будет хорошее, ukhdh_, и наоборот. Если
художник нраklен-
ный чело_d, то и искусстh его будет нраkl-
_gguf, и наоборот» [14: 119] – близка haaj_-
ниям Элиот. Художник, по ее мнению, не ijZ\_
подходить к изображаемому бесстрастно: «Я бу-
ду писать, исходя из сhbo gmlj_ggbo побужде-
ний, писать о том, что я люблю и h что я _jx, о
том, что
, по моему мнению, является по-
настоящему добрым и _jguf, если только я
смогу это достойно hkijhbaести» [13: 227].
Во a]ey^Zo на художест_ggh_ творчестh,
которые Толстой и Дж.Элиот отстаиZeb в раз-
личные периоды сh_c деятельности, есть со-
зmqgu_ мысли. Многие ukdZau\Zgby об искус-
ст_ у Толстого почти дослоgh соiZ^Zxl с тем,
что
писала Элиот, хотя он не мог знать ее ukdZ-
зыZgbc по hijhkZf литературы. Но дело, ко-
нечно, не в частных соiZ^_gbyo. Следует исхо-
дить из реального содержания мироhaaj_gby и
тhjq_klа писателей. Т.Л.МотылеZ замечает:
«Понятно, что в обосноZgbb и отстаиZgbb ос-
нов реалистического художест_ggh]h тhjq_kl-
Z Толстой смыкался с
_ebdbfb мастерами реа-
лизма, работаrbfb в разное j_fy, в разных
странах» [22: 65]; в их числе, на наш a]ey^, и
Дж.Элиот.

* * * * * * * * * *
1. Толстой Л.Н. О литературе. М.: Гослитиздат,
1955. – 259 С.
2. См. об этом: Селитрина Т.Л. К hijhkm о типоло-
гической близости эстетики Дж.Элиот и Л.Толс-
того // Литературные сyab и проблема aZbfh-
ebygby. – Горький: ГГУ им. Н.И.Лобачевского,
1982. – С. 30 – 43.
3. Даu^hа Л.К. Дж.Элиот.
Ее жизнь и литератур-
ная деятельность. – СПб., 1891. – 74 с.
4. Шклоkdbc Б. Лев Толстой. – М.: Молодая гZj-
дия, 1963. – 864 с.
5. З_j_\ А., Туниманов В. Лев Толстой. – М.: Моло-
дая гZj^by, 2006. – 782 с.
6. Фейербах Л. Сущность христианстZ. – М.:
Мысль, 1965. – 151 с.
7. Кузьмин Б. О Голдсмите, О Байроне, О Блоке. –
М
.: Худ. лит-ра, 1977. – 310 с.
8. The George Eliot’s Letters in 7 vols / Ed. by Gordon
Haight. New Haven: Yale Univ. press, 1954 –
1955.v.2 - 276 p
9. The George Eliot’s Letters in 7 vols / Ed. by Gordon
Haight. New Haven: Yale Univ. press, 1954 –
1955.v.1 - 278 p
10. Николаева Е.В. Художест_gguc мир Льва Тол-
стого. 1880 – 1900 гг. – М.: Флинта Наука, 2000. –
272 с.
11. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. – М.:
Сов. пис., 1970. – 456 с.
12. Stephen L. G.Eliot. – L., 1902.-254 p

Т.Л.СЕЛИТРИНА


232
13. The George Eliot’s Letters in 7 vols / Ed. by Gordon
Haight. New Haven: Yale Univ. press, 1954 –
1955.v.3 - 474 p
14. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. – т. 53. –
М.: Гос. изд-h худ. лит., 1928 – 1958. – 563 с.
15. Eliot George. Middlemarch. A Study of Provincial
Life. – N.Y., 1965. 908 c
16. Дьяконова Н.Я. Философские истоки миросозер-
цания Диккенса // Изв. АН. 1996. – Т. 55. – № 1.
(Серия литературы и языка). – С.17 – 28.
17. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в
90 т. – т. 30. –
М.: Гос. изд-h худ. лит., 1928 – 1958. – 585с. 18. The George Eliot’s Letters in 7 vols / Ed. by Gordon
Haight. New Haven: Yale Univ. press, 1954 – 1955.
– v.4 – 500 p.
19. The George Eliot’s Letters in 7 vols / Ed. by Gordon
Haight. New Haven: Yale Univ. press, 1954 – 1955.
– v.5 – 475 p.
20. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. – т. 24. –
М.: Гос. изд-h худ. лит., 1928 – 1958. – 1012с.
21. Ломунов К. Эстетика Толстого. – М.: Современ-
ник, 1972. – 478 с.
22. МотылеZ Т.И. О мировом значении Толстого . –
М.: Сов. пис., 1957. – 725 с.

G.ELIOT AND L.TOLSTOY: RELIGIOUS QUEST AND SPIRITUAL IDEAL

T.L.Selitrina
The article reflects the religious quest of the English writer George Eliot who was Leo Tolstoy’s contem-
porary. For both writers the idea of moral rebirth was of paramount importance. Both writers preached the
moral improvement as the universal eternal moral law.

Key words: L.Tolstoy, G.Eliot, religious quest, moral improvement, spiritual ideal.

* * * * * * * * * *
Селитрина Тамара Льhна – доктор филологических наук, профессор кафедры романо-
германского языкознания и зарубежной литературы Башкирского государст_ggh]h педаго-
гического уни_jkbl_lZ им.М.Акмуллы.

E-mail: selitrina@yandex.ru

Поступила в редакцию 16.05.2013
X