Поход слона на Мекку, Коран и историческая действительность, М. Б. Пиотровский

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.69 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

АКАДЕМИЯ
НАУК СССР
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
ИСЛАМ
РЕЛИГИЯ,
ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО
ИЗДАТЕЛЬСТВО cHAYl(A:.
ГЛАВНАЯ РЕДА!(ЦИЯ ВОСТОЧНОй ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА 1984 -

М.
Б. Пиотровский
«ПОХОД СЛОНА» НА МЕККУ (Коран и историческая действительность)
ами, никакого отношения к кораническому тек­
еющими (история церкви, история проводников, иcтo­
·'J!IJI11t.CmJн а,
" 'А б д ал-Мутталиб, болезнь Абрахи). Увязка с кора­
аim:е ск:им ·текстом добавлена
в текст «Сиры» Ибн Хишамом.
,. все основания видеть в этом рассказе изложение основ-
�rУ �'МСIМF• н
того сказания, которое имеет в виду и которое
_._,".
... ,м.rсшает мекканцам коранический текст. Особое выделение
,..., •• .,,:<с""''-"'·" -
nророка, возможно, позднее мусульманское добавле­
ако основная идея рассказа- возвеличивание Мекки­
доисламская, свойственная многим местным мек­
nреданиям. Известны также тексты доисламской поэ­
агающие историю «похода слона» или содержащие упо-
Одна из немногих исторических сур Корана
называетl�i)JШIНI!е о
нем, например эп-ическая поэма, приписываемая то
«Слон» (CV) и напоминает мекканцам о том, как Аллах сор Кайсу
ал-Ансари, то ли Умаййе б. Абу-с-Салту.
nопытку большого вражеского войска захватить город. Об эт Общ -ий характер сказания- хиджазский, в нем nреобладаю т
nоходе, именуемом «поход слона», мы знаем праi<тически зские
реалии; nовествование ведется с точки зрения хид-
ко из мусульманского арабского предания, зафиксирован nрежде
всего мекканцев. Речь идет об эпизоде из не-
главным образом в связи с комментированием сто пятой су Мекки, который мекканцы полагали для себя очень важ-
Корана �wn ·
От этого события в городе отсчитывали годы 2, к нему по-
Основные эпизоды этого рассказа таковы: наместник эфио nриурочивали
рожден-ие Мухаммада. В тексте Корана пря-
ского царя Абраха, ставший ·независнмым правителем йеме за
сурой «�лон» следует сура «Курайш», начало которой с
построил в Сане церковь и захотел, чтобы жител-и Аравии ·требует каких-то предшествующих фраз. По стилю и содер-
вершали паломничество к ней, а не к мекканеко й Ка 'бе; что ю
для этого вполне подходят аяты суры «Слон». Многие
помешать этому, некий мекканец из рода хузайфа пробрал ентаторы
считали суру «Курайш» продолжением предыду·
в эту церковь и осквернил ее, испражнившись там. а
некоторые шиитские комментаторы вообще объединили
Разгневанный Абраха пожелал разрушить Ка 'бу и двину суры
в одну 3• Ибн Хишам именно в раздел о «походе сло-
на Мекку большое войско, в котором был и боевой слон. П ·помещает
разъясн.ение термина илаф («союз») , обознача-
ходя к городу, войско Абрахи, состоявшее из эфиопов, химйар торговый
союз I<урайшитов, и соединяет вместе текст
то в и некоторых аравийских племен, захватило стадо вербл
сур 4•
дов, двести ·нз них принадлежало деду пророка Мухаммада Успехи торговли
курайшитов на севере и на юге прямо вы-
'Абд ал-Мутталибу, хранителю Ка 'бы. 'Абд ал-Мутталиб из
неудачи похода Абрахи: «Неужели ты не видишь, как
ехал навстречу Абрахе, который очень удивился, узнав, ил
господь твой с людьми слона?! Разве не обратил он
знатный мекканец просит его о своих верблюдах, а не о св ость
в ошибку?! Послав на них стаямл птиц, I<оторые
не, I<аторую царь собрался уничтожить. На это 'Абд ал- росали
их камнями твердыми, превратившими их словно в.
либ отвечал: «Я-хозяин верблюдов, а у храма (т. е. Ка 'бы} анную
(саранчой) траву» (CV, 1-5); «ради союза курай-
свой хозяин, и он ее защитит!» ,
союза JdX в зимнем и летнем I<араванах. Пусть же они�
Затем по совету 'Абд ал-Мутталиба все мекканцы ушлн оняются
господину этого храма, который спас их от голода
горы . Когда войско Абрахи вошло в пустой город, чтобы ра . ерег
от страха!» (CVI, 1-4).
рушить Ка 'бу, слон остановился и опустился на I<олени пе От
-.голода Аллах спас ·их удачной торговлей, а от страха-
Ка 'бой. Затем вдруг налетели стаи птиц, несших в I<лювах ав
войска Абрахи. В «Тафсире» Ибн 'Аббаса, например •
• ТJапках камни, которыми они закидали и перебили значительн но:
«"Уберег от страха", что к ним ворвется враг; говорят
часть вражеского войска. Остатки армли Абрахи бежали; мн "от
страха" перед негусом и его соратниками, которые:
гие погибли в пустыне без проводников. Сам Абраха, т и
уничтожить храм; этот (аят) связан с предыдущей су-
больной, добрался до Саны и там умер. s
Этот рассказ восходит в большинстве своих вариантов к ве ольшое
значение, которое мекканuы придавали истории О·
сии Ибн Исхака, представляющей собой запись связного пр слона»,
то место, которое она занимает в цикле преда-
ния; текст почти не имеет исн.адов. Рассказ значительно подр о периоде исторли города, непосредственно предшествова-
нее коранического текста и построен не как пояснение к н времени Мухаммада, свидетельствуют о том, что за пре-
а как самостоятельное повествование, со своими акцентами ием, украшенным мотивом защиты Аллахом своего избран-
28
29•

которого. предшествовал паходу Абрахи в Хи-
;ного города, следует видеть реальную основу- память о
Аv
...... ,, ... л ·.бЫл · ему
воспрепятствовать .
. вительно имевшем место паходе связанных с эфиопами йем
на активность мекканеких купцов, на
на Мекку.
против Йемена противоречат его основной
Другим свидетельством реальности этого похода можно
��·1 ......... з;1щищает
Мекку, на которую покусились завиду-
тат ь независимы е от меккаиско-мединской традиции пр
но они, видимо, соответству ют реальности-
аравийских племен о том, как их предки грабили и захв
��t:OO,.J��^
�_ ............ .... .-v ..
торговой и политической конкуренции, по-
ли в плен отступавших от Мекки химйаритов, киндитов, м
йаритов к военным действиям.
житов и эфиопов 6• Наконец, ·известные нам йеменские н
uт,pn·un '-ч то в предании всплывает и второ й объект по-
хотя и не рассказывают об этом походе, но сообщают о др
·второй торговый город Хиджаза, особенно тесно
направленных в те же самые районы (Ry 506) 7•
·:йем.еном,-,-Таиф. Рассказывается, что сакафиты,
Признавая достоверность основных элементов предани �·-�''';"••n,
·
ж ившее в Таифе, так же как и мекканцы, давали
«nоходе слона», следует обратить внимание и на некоторые 11-J� ·��
-� .......
ков Абрахе 1з. Согласно главной редакции предания, Аб-
детали, позволяющие уточнить характер и цели этого химй
ачала подошел к Таифу, где его приняли как гостя и
ского похода в Хиджаз. Согласно преданию, главная при
на Мекку, даже дав проводника оX[n
nохода- желание Абрахи nовернуть хаджж (паломн
отивники Абрахи кроме мекканцев -арабские племена к
арабов) от мекканекой Ка 'бы к санекой церкви. Этот мотив
·к востоку от Хиджаза. Осквернение храмов приписывает-
лишне нарочит и символичен, ибо трудно себе представить, ·и Л и мекканцам, или их союзникам из кочевых племен, на-
н зычников -арабов могли призывать совершать свои обряды р ки ианитам 1s . П аходу на Мекку предшествовала попыт-
христианско й церкви. Он явно рожден общей тенденцией Р
�-подчинить племена Внутренней Аравии, когда Абраха на-
с каза подчеркнуть святость и богохранимость Мекки. Одн л' некоего Мухаммада б. ал-Хуза 'и управлять мударитски-
нет оснований сомневаться в главной идее, лежащей за
т. е. внутреннеаравийскими, племенами (аммараху 'ала му-
мотивом, -конкуренции и борьбы Мекки и Йемена. Де
) .и направил в земли кинанитов, которые его не признали
тельно, в середине Vl в. Мекка, до этого малозначительный
и. Это событие тоже называется среди причин похода 16 иn
р од, становится важным и активным культовым и торговым Собственно поход Абрахи начался с подчинения силой пле-
тром, соперничавшим с Йеменом. Мекканцы, не в одиночку,
и··хас 'ам, один из вождей которого, Нуфайл б. Хабиб, стал
нечно, вытеснял и йеменцев с традиционных позиций, а не н
иком Абрахи, но после неудачи под Меккой покинул
борот, как это пр·едставляет хиджазское предание, согласно енцев из-за чего они не смогли организованно вернуться торому Абраха посягнул на извечное главенствующее поло атно � рассеялись по разным дорогам, став жертвой враж-
ние Мекки в Аравии.
х бедуинов оZ*nИзвестен преданию и другой проводник
Сфер конкуренции было по крайней мере две, тесно связ ахи- Абу Риг ал из Таифа оwn ные одна с другой, -торговля и влияние в кочевых пл а ли йеменцам, много веков подряд пользовавшимся ка-
О тдельн ые эпизоды предания (часть из них не вошла в н анными путями на север, проводники были нужны для того,
л ее распространенную редакцию Ибн Исхака) свидетельст . ы указывать дорогу. По сегодняшний день при путешестви1f
о том, что именно торговые конфликты послужили причинои
Аравии nроводники необходимы для другого- их присутст-
хода. Ко времени Абрахи предание относит начало актив
гарантирует беспрепятственное прохождение через террито-
прямой торговли мекканцев с Эфиопией, в обход йем
племен, с которыми у проводников или у их племени дру-
посредничества 8. Курайшитские купцы (например, Хи
венные отношения. Нарочито повторяющийся в предании
б. Мугира) подолгу жили в Сане; именно их призывал к
в проводников может быть истолкован как указание на
Абраха, им он угрожал, узнав об осквернении церкви 9. Ме
рные переговоры и союзнические соглашения с отдельными·
ский род махзумитов и 'Абд ал-Мутталиб также имели с
_ еменами, как одна из сторон аравийской политики Абрахи в'
н ам значительные торговые связи 10• Мекканцы совершали вр
походе.
д ебн ые действия по отношению к йеменским купцам. Одн Согласно преданию, в армии Абрахи 1� роме йемеi!ских бе-
они якобы ограбили их, чем вызвали гнев Абрахи, и Мекка нов: кинда мазхидж и ал-ха рис б. ка б- состояли и при -
'
' 19 ла вынуждена выдать ему заложников как гарантию сво ные к этому мударитские отряды, прежде всего хас ам .. мирного поведения в будущем оN^nОдной из причин похода Аб существу, речь идет не просто о рейде на Мекку, а о боль- хн предание называет также нападение мекканцев на роде аравийском походе, в ходе которого были и покорение ко- ника Абрахи, когда он остановился в Наджране, возвращ племен и попытка создать вассальное царство мударитов ·�З Мекки 12._Другом м·екканцев, в частност!:l_ 'Абд ал-Муттали и х�с 'амит �в. и пеоеговооы с жителями Таи<Ьа. возможно.

.даже
осада города, были и переговоры с хиджазскими
ками. Мекка, весьма вероятно, была лишь эпизодом в этом ,
на ослабление наступательной активности хид-
:ходе. Характерно, что пр-едание сохранило и версию о нам в,
широко использовавших привилегни свяшенных
н ии Абрахи идти походом и далее -в Наджд 20 . Такое пр
Аравии .
. ление вполне увязывается со вторым направлением п из
главных мотивов хиджазского предания о «походе
Абрах и в Аравии, известным из надписи Ry 506- в
сторu��о�.щю1 41 яется мотив болезни царя после того, как птицы уни-
й емамы и Ирана- и из сообщения Прокопия
KecapийcJ{q
�J!�t.�llfЛI� _-eгo войско.
«И все, куда попадали (камни), они раз-
византийцы побуждали химйаритов к паходу против Ира ·
и оно покрывалось волдырями. Так впервые появились
Абраха однажды начал такой поход, но до конца не до ·
краснуха
и горькие растения. И камни эти угасили их
Прокопий, видимо, имел в виду один из прежних ·;
� и
пос лал Аллах ливневый поток, который унес их и смыл
а не «поход слона». В ц.елом же арабское предание е:
:· А А браха и те, кто остался с ним, повернули назад,
·больш ой поход и вообще всю аравийскую политику
; ·и стали у Абрахи отпадать член за чл-
еном» 26• «И они
В контексте этого предания, как отдельные его эпизоды,
; падая на всех дорогах, погибая на всех путях. А у Абра-
и осада Мекки, и сражения при колодце Турбан и при было
поражен а болезнь ю тело, и они взяли его с собой, а
<бане, о которых рассказывает надпись Ry 506: «Силой Рах один
за другим отпадали кончики пальцев. И каждый
и его Мессии! Царь Абраха Зубайман, царь Сабы п Зу Ра когда отпадала какая-либо часть тела, возникала язва из
•На, и Хадрамау[2]та, и йаманата, и бедуинов своих в Тау _ ;и крови; и так они привезли его в Сану, словно маленько-
в Тихаме, высек эти строки, когда он совершил [3] п :·
птенца; а умер он, говорят, только после того, как грудь его
ма 'адд четвертый набег в месяц Зу Сабатан, 1rи] когда илась
от сердца. Говорит Ибн Исхак: рассказал мне
валось все банай 'амрум. 1[41 И тогда царь послал Аб Га 'куб
б. 'Утба, что €МУ рассказывали, что в тот год впервые
·с 1шддат ва 'ал и Бишра б. Хиснума с [5] са 'адум. И сражал вились
в стране арабов оспа и краснуха и что в тот год
и воевали оба военачальника: против банай. 'амрум- ки ервые
появились горькие кусты-хармаль, ханзала и
4:\а'алийское, а против ... мурадум и са'адум в долине [6] у р
»27•
лодца Турбан; они убивали и брали в плен и захватили Эти
описания вполне укладываются в схему стандартного
-точную добычу. ьклорного
мотива болезни злого царя, часто встречающего-
, А царь еражался в Хулубане, н подчннилнсь [7] кон в
ближневосточных легендах, а также сопутствующего в ска-
-ма адд, и они дали заложников. И после этого заключил с н иях
о Мекке мотива о защите Аллахом своего города 28•
мир 'Амр б. Муззиран [8], и он дал им заложником сво ко нельзя полност ыо исключить и элементы рационально -
<еына, а он (Муззир) прежде назначил его наместником снения
причин ухода йеменцев из Хиджаза. Уход жите-
ма 'адд. И они вернулись из Хулуба'[9] на силой Рахмана в из
города мог быть вызван какой-либо эпидемией, переки-
сяц их 662/547 г.» 22 . ейся
на осаждавших. Осаждавшие могли просто испугать-
В связи с явными данными об активной политике Абрахи эпидемии,
увидав перед собой город, покинутый жителями.
nривлечению на свою сторону кочевых аравийских племен м всяком
случае, Абраха знал о том, каковы губительные по-
но вернуться к сообщению предания о попытке Абрахи по ия
эпидемии, на собственном опыте. В 541-42 г. ему при-
нуть хаджж от Мекки к санекой церкви. В некоторых вар прервать
работы на Марибской плотине из-за разразив-
тах рассказов Сану иногда заменяет Наджран. Именно там среди
собранных отовсюду строителей эпидемии. Надпись
ла якобы осквернена церковь, там, а не в Сане был пост IH
541 рассказывает: « ... и когда начали [71] закладывать
главный храм Абрахи 23, оттуда начался поход Абрахи на дамент стен плотины, [721 наступила гибель и [73] болезнь
�у, там встретился с Абрахой знаменитый поэт Тарафа б. общинах
и в городе. И когда они (царь) увидели, что (74] Абд, одной из главных сил войска Абрахи были ополч а гибель на общины, то они отпустили их, [75] эф иопов
- -W-n племени ал-харис б. ка 'б 24. их
и химйаритов своих ... » 29• Память об этом еще могла быть
Наджран был крупным политическим и хозяйственным а среди йеменских воинов, что, возможно, и способствовало
!ром и для Йемена, и для аравийских племен. Там на пеху маневра 'Абд ал-Муттал иба, оставившего город под за-
-одна . из аравийских святынь-наджранская Ка 'ба, рядом с Аллаха, без жителей .
. тор ,ои был расположен христианский монастырь 25. Мекка н · . Много споров вызывал вопрос о датировке похода. М усуль-
К а ба, приобретша я в середине VI в. общеаравийское зн анекое предание связывает его с годом рожден ия Мухаммада,
·был _
а ее, главным конкурентом. Утверждение культа на которого обычно называют 570-71 г. Надпись Ry 506 дати-
•Скои Ка бы в племенах вполне могло стать одной из реал на 662/547 г. Одна из версий датировки рождения Мухам-
делей похода Абрахи, направленного на защиту торговых . в 9-й год правления 'Амра б. ал-Мунзира,
32 Лундин
считает наиболее вероятной датой
Зак. 209 33

окончание
правления Абрахи-558 г. Он же высказал
ложение, что предание о «походе слона» относится к арав
му паходу сына Абрахи- йаксума 3�*nДействительно,
Арав·ию совершались и до и после Абрахи. Верно и то,
менты предания о паходе вошли во многие легендарные
фии химйаритских царей, однако серьезных оснований отры
этот поход от личности Абрахи пока нет. Нет и доста
·данны х для его точной датировки. Его следует помещ
50-60-е годы VI в. и видеть в нем одно из многих
предприятий х11мйаритов в Аравии.
Коранический рассказ, как мы видим, связан с важн
реальными событиями аравийской истории, которые он
меккански .
м преданием трактует прежде всего KaJ< события
канской истории.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 И б н И с хак-И б н Х и ша м. Сира, с. 39-50; Т а б ар н I, с.
946; Т а б ар и. Тафсир. Т. 30, с. 191-197; И б н Ха б и б. Китаб
мак. Хайдарабад, 1964, с. 68-80; Ge�3@H3I^5 und Be�3@V6D0bR? der Stadt
ka, hr�?
von F. Wu�^5R<5L4
Lpz., IS5S', 1, с. 86-104.
2 Ge�3@E3@^5 ... , с. 102.
3 Коран. Комм�pRybb с. 641.
4 И б н И с х а к-И б н Х и ш а м. Сира, с. G6-37.
5 А л· Фи р уз а б а д и. Таивир ал-микбас мин тафснр Иб!i 'Аббас.
ranyr, 1951, с. 396.
The Poem� of the Hu�/ELE. Ed. Kozegarten. Vol. 1. L., 1854, с. 112-
а с · С а г а н и. Такмила. Каир, 1977, т. 5, с. 463. ·
7 J. R а с k m а n s. Inscription� hi�^SVEUb5 �/B97RR5 de l'Arable
!�- «Le Mu�9SRk Louvain, 1953, vol. 66, с. 239--J42; А. Г. Л у н д и н.
ная Аравия в VI в.- ПС. Выn. 18 (71), 1961 с. 73-81; Н. В. П и г у л �W с
Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.- Л., 1964, с. lv<-·-., •. ,.,. Ю. М. К о б ища н о в. С�Wро-Восточная Африка в раин�{yдн�Wковом
м.. 1980, с. 80.
8 См.: М. К i �n^ � r. Some Reporf� Concerning М�{{R from Jahiliya to
Iam.- JESHO. 1972, vol. !б, с. 62.
9 Там ж� с. 65.
IQ Там ж� с. 73-74.
111 См. : М. К i � t � r. The Campaign of Huluban. А New Light on the
pedition of Abraha.- «Le Mu�9SYl 1965, vol. 78, с. 429.
12 А л· И с фа ха н и. Дала'ил ан-нубувва. Хайдарабад, 1950, с.
К i � t � r. Some Report� ... , с. 68; о н ж � 'Тh� Campaign ... , с. 430.
13 См.: К i � t � r. The Campaign ... , с. 430-432.
14 И б н И с хак-И б н Х и ша м. Сира, с. 3•
1-32; Т а б ар и
lб К i �n^ � r. Some Report� ... , с. бЗi.
16 Т а б ар и 1, с. 934-Ю�.
1q Там ж� с. 937, 941.
18 Там ж� с. 937.
19 И б н Ха б и б. Китаб ал-мунаммак, с. 68-80; К i � t е r. Some I<'Prн>rl't8 �*
с. 72.
20 И б н Ха б и б. Китаб ал-мунаммак, с. 68.
21 Пр о к оn ий К�{Ryb й с кий . История войн римлян с п�y{Rnb С
1876, с. 281; Лун дин . Южная Аравия ... , с. 79.
2 2 Ср. : А. В � � � t оn. Note� on the Muraygl1an
1954, vol. 16; К i � t � r. The Campaign ...
23 См.: К i s t � r. Some Report� ... , с. 63.
31 •
l(итаб ал-мунаммак,. с. 68.
• с : 703; т. 4, с. 756-757; И б н а n · 1( а n б и. l(нтаб ал-
44-45. .
• с. !Н5. а к- И б и Х и ш а м. Сира, с. 37; ер.: а с· С у й у т н. Шарх
ал-мv•·ки. Каир, 1322/(1904-05], с. 240.
т ров с ки й. Пр�YRqa о химйаритском цар� Ас' ад� ал­
с. 82-83.
н д 11 н. Южноарабская историч�zhR надпись VI в. и. �
ИJ
: �. 1954, с. '5; Ch. R о Ь i n. Le calendrier Himyarite: Nouvelles
���j-�.r�eedlin��s of
the Seminar for Arablan Studies. Vol. 11. L.,
· · ар и I, с. 900.
н д ин. Южная Аравия ... , с. 84.
X